Лапихина Любовь Евгеньевна
Воспитатель
МКДОУ д/с «Алёнушка» города Слободского Кировской области
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №148998
Всероссийский конкурс «Лучший воспитательно-образовательный проект в дошкольных учреждениях», в условия реализации ФОП и ФАОП ДО
Наименование конкурсной работы: ПРОЕКТ «Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн»
Итоговая оценка: 2 место,  72 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №148998


 

Лапихина Любовь Евгеньевна,

воспитатель МКДОУ д/с«Аленушка» 

г. Слободского Кировской области 

 

ПРОЕКТ «Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн»

 

Символы России … Что это такое?  Пожалуй, не найдется в стране ни одного человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы без сомнения будут разные. Некоторые люди назовут флаг и герб. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля, леса. А кто-то скажет сувениры: балалайка, матрешка, самовар. Мне стало интересно, а что ответят на данный вопрос дети? Смогут ли назвать какие – ни будь символы, предметы с которыми у них ассоциируется Россия?  Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Человек с рождения естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, традициям своего народа. Поэтому основой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей стране и своему народу, к своей родной земле. В наше время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста со всех сторон развития, обучения и воспитания, в том числе, и в нашем детском саду – что является одной из главных задач уже не первый год. Знакомство детей с Государственной символикой РФ – одна из приоритетных задач, о которой говорится и в программе ДОУ. Невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего представления. Сама формулировка задач по патриотическому воспитанию дошкольников подразумевает знакомство детей – дошкольников с флагом, гербом и гимном. А в полной мере понять, запомнить историю происхождения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции Государственных символов РФ – дело непростое даже для взрослых!  

Цель проекта – формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства к Родине через ознакомление с символикой РФ.

Задачи:

Образовательные:

– формировать знания о государственной символике: герб, гимн, флаг;

 Развивающие:

– развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности;

– продолжать развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление;

– обогащать активный словарь  новыми словами (гимн, герб, держава, скипетр, отечество);

– развивать связную монологическую и диалогическую речь;

– развивать эмоциональную сферу и эстетическую восприимчивость.

Воспитательные:

– воспитывать любовь к Родине, 

– поддерживать интерес к истории своей страны и её культуре.

Ожидаемый результат: 

– формирование знаний детей о Государственной символике РФ;

 – расширение кругозора воспитанников МКДОУ д/с «Алёнушка» и обогащение речи новыми словами (гимн, герб, держава, скипетр, отечество);

– создание продукта проектной деятельности – 

– обогащение предметно – развивающей среды в группе по нравственно – патриотическому воспитанию. 

Участники проекта:

– дети подготовительной группы «Подсолнушки»;

– воспитатель подготовительной группы;

– родители воспитанников;

 Срок реализации: ноябрь 2023 г.

Этапы проектной деятельности

 Подготовительный этап проекта

 – определение проблемы, постановка цели и задач; 

 – изучение литературы и интернет ресурсов 

– разработка планов-конспектов педагогических мероприятий по данной теме.

 –  подбор художественной литературы и наглядного демонстрационного материала. 

– организация работы с родителями. 

 Основной этап проекта

 «Речевое развитие»

– беседа «Москва – столица России»;  «Государственные символы России – флаг, гимн»; «Государственные символы России – герб»; 

 – рассматривание альбома «Города России»;

 – чтение художественной литературы: Н. Добронравов «Москва златоглавая», И. Токмакова «Красная площадь», К. Д. Ушинский «Наше Отечество», В. Степанов «Герб России», В. Степанов «Москва»

 – дидактические и словесные игры: «Объясни словечко», «Скажи какая?», «Составь герб РФ» и «Составь флаг РФ», «Символы РФ»,  «Найди и покажи», «Всё ли верно?».

«Художественно-эстетическое развитие»

 – аппликация «Флаг России».

– коллективная работа «В единстве наша сила!»

 «Социально-коммуникативное развитие» 

– ситуативные беседы: «Где можно услышать гимн РФ?»; «Для чего нужно знать государственные символы РФ?»; «Какое значение имеет для вас флаг, герб и гимн РФ?»; «Что ты знаешь о гербе родного города?»; «Где можно увидеть герб РФ»

 «Познавательное развитие»

 – виртуальная прогулка по Санкт-Петербургу для дошкольников;

 -виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю для дошкольников.

– презентация «Государственные символы России»

 Работа с родителями: 

– стендовая консультация «Символика России»,  ” Люблю Россию”.

Заключительный этап проекта

Создание альбома «Символы Российской Федерации».

Изучение истории государственных символов имеет большое значение в воспитании дошкольников. Воспитанию патриотов и достойных граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогов образовательного учреждения по разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации .

Важным условием в патриотическом воспитании детей является тесное взаимодействие с семьями воспитанников. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопрос воспитания патриотизма, гражданственности не считается важным, и, зачастую, вызывает лишь недоумение.

Результаты проведенного проекта дали возможность решить все основные поставленные задачи, а именно: – сформировать представления о функциональном назначении символов РФ, расширять знания детей об истории государственных символах России, развить коммуникативные способности, инициативность и самостоятельность. Знания, полученные детьми в ходе реализации проекта, помогли воспитанникам группы получить призовые места в онлайн-олимпиаде: «Азбука маленького Россиянина».

 Готовый продукт проекта альбом  «Символы России», центр патриотического воспитания в группе пополнился новыми дидактическими материалами.

 

Список литературы

  • Энциклопедия для детей. Т. 5.История России и ее ближайших соседей. Ч. 1. От древних славян до Петра Великого. – 2 –е изд., испр. и доп. / Глав. Ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта +, 2000. – 688 с.
  • Энциклопедия «Все обо всем» под ред. Шалаевой Г., том № 14, № 8, № 12, № 6. Компания «Ключ – С», 1996.
  • Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В.Можейко, Н.А.Сивова, Н.А.Соболева. – М.: ЦНСО, 2003.
  • Нищеева Н. В., Кириллова Ю. А. «Я люблю Россию» Парциальная программа. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет ) в соответствии с ФОП.-СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. – 127 с.
  • Л. Е. Осипова мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2023. – 96 с.
ПРОЕКТ «Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн»