Астраханцева Елена Вячеславовна
Учитель
КГБОУ ШИ 5 г. Хабаровск
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149003
Всероссийский конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта урока математика для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 4 класс.
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149003


Технологическая карта  урока математика.

Тип урока: открытие новых знаний знаний (технология деятельностного метода)

Выполнила: Астраханцева Елена Вячеславовна

Тема Знакомство с простой арифметической задачей на уменьшение числа в несколько раз (с отношением «меньше в …»),  и способом ее решения.
Цели  Создать условия  для  знакомства  с простой арифметической задачей на уменьшение числа в    несколько раз.

Содействовать  развитию вычислительных навыков обучающихся.

 Обеспечить применения обучающимися учебного материала по теме в новых условиях.

Педагогические задачи Образовательные: направить действия обучающихся на совершенствование вычислительных навыков. 

 Познакомить  обучающихся с простой арифметической задачей на уменьшение числа в несколько раз, способом её решения.

Способствовать развитию математической речи,  памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной  и  индивидуальной работе, уважение к мнению других детей.

Планируемый результат Предметные: научатся решать задачи на уменьшение числа в несколько разрешать учебные и практические задачи – применение знаний в нестандартной ситуации; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов базовых учебных действий – БУД):

   Регулятивные:

  • в сотрудничестве с учителем решать учебные задачи;
  • проявлять познавательную активность в учебном сотрудничестве.

   Познавательные:

  • постановка и формулирование темы, анализ, рассуждение и вывод.

Коммуникативные:  

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли, вступать в диалог.

Личностные:

  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

                (принимать статус «хорошего ученика»).

Межпредметные связи Чтение, курс внеурочной деятельности «Я в большом мире»
Ресурсы: Математика. 4 класс. учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М.Н. Перова
Организация пространства Фронтальная   работа, индивидуальная работа, парная работа

 

Этапы урока         Цель этапа                  Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Действия учителя Действия обучающихся         БУД
1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Прием: доброе пожелание, девиз.

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

Создание условий для возникновения  у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

-Здравствуйте!

-Поздоровалось с людьми солнце на рассвете

«С добрым утром!» – говорит и большим, и детям.

Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.

Лишь хороший человек всё на свете сможет.

-Пусть эти стихи поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока.

-Начинается урок математика. 

Где мы можем применить знания, полученные на уроке математика?

– Предлагаю поиграть в игру «Верно – неверно».

– Одна булочка стоит 10 рублей. Три таких булочки стоят 30 рублей.

– За три одинаковых карандаша Ира заплатила 18 рублей. Один карандаш стоит 7 рублей.

В одном рулоне 4 метра обоев. В пяти таких рулонах 20 метров обоев.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Учитель организует устный счёт.

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Решают житейские задачи.

Самоопределение к деятельности.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные БУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные БУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные БУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: решать житейские задачки. (Познавательные БУД).

2.Постановка цели (целеполагание) Сформулировать и согласовать тему и цели урока, построить план достижения цели. – Сегодня на уроке мы продолжим учиться решать простые арифметические задачи. 

-Вспомните,  из каких частей  состоит задача?

– Какие задачи мы называем простыми? А составными?

– Послушайте задачу, решите устно.

1. У Кати 3 заколки, а у Риты в 3 раза больше. Сколько заколок у Риты?

2.Во время футбольного матча Саша забил 4 гола, а Серёжа в 2 раза больше. Сколько голов забил Серёжа?

3. В школьную столовую привезли 14 булок белого хлеба, а чёрного в 2 раза меньше. Сколько булок чёрного хлеба привезли в школьную столовую?

Организует постановку цели урока.

Организует побуждающий диалог с обучающими по выявлению причины затруднения.

Обучающиеся устно решают задачи, испытывают затруднения. При помощи учителя выявляют причину затруднений. Формулируют тему и цель урока. Постановка и формулирование проблемы (Познавательные БУД).
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися способа решения задач.

Содействовать усвоению обучающимися способом решения задач на уменьшение числа в несколько раз.

– Чтобы увеличить число в несколько раз нужно выполнить действие…(умножение).

-Чтобы уменьшить число в несколько раз нужно выполнить обратное действие действию умножение. Это действие…(деление).

-Для чего мы учимся решать задачи?

– Сегодня мы решим задачу, с которой познакомились в начале урока.

В школьную столовую привезли 14 булок белого хлеба, а чёрного в 2 раза меньше. Сколько булок чёрного хлеба привезли в школьную столовую?

Организует познавательную деятельность обучающихся.

Предлагает задание для пробного действия.

Организует выполнение обучающимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Проецирует задачу на экран.

Поощряет самостоятельность учеников.

Отвечают на вопросы, размышляют.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я затрудняюсь).

Один ученик решает задачу у доски, остальные обучающиеся решают в тетрадях.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные БУД).

Уметь применять знания при решении задач, находить затруднения при выполнении задания (Познавательные БУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное БУД).

5. Этап применения знаний и способов действий. Обеспечить формирование у обучающихся умений применять знания в разнообразных ситуациях. – Предлагаю вам решить несколько житейских задач.

1. «В школьной библиотеке 15 книг с русскими народными сказками, а книг со сказками А.С.Пушкина в 3 раза меньше. Сколько в библиотеке книг со сказками Пушкина?»

2. «В спортивных соревнованиях участвовало 12 учеников нашего класса, а в творческом конкурсе в 6 раз меньше. Сколько учеников нашего класса участвовало в творческом конкурсе?»

Побуждает детей к решению житейских задач.

Проецирует задачи на экран.

Знакомятся с заданием.

Высказывают предложения по теме.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное БУД).

Уметь высказывать своё предположение (Регулятивные БУД).

Физминутка Формировать ценностное отношения к своему здоровью. Солнце стало пригревать, (Руки вверх, потянулись)
Стали капельки стучать. (Кулачки стучат)
Капля – раз, капля – два, (Руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)
Капли медленно сперва, (Хлопают в ладошки)
А потом быстрей, быстрей,
Побежали ручейки.
Их попробуй, догони! (Бег на месте)
Организует проведение физминутки Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. Умение выполнять упражнения, контролировать свои действия (Регулятивные БУД).
Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Геометрический материал

Организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на  закрепление;

организовать взаимопроверку, самооценку;

– организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

-А теперь мы проверим, как вы научились уменьшать число в несколько раз. С этой целью мы выполним задание из учебника.

-После решения вы проверите правильность выполнения друг у друга.

 -Что можете сказать о работе своего товарища? О своей работе?

– У кого возникли затруднения?

Что не получилось?

– Нужно ещё потренироваться?

– Могу ли я сказать, что освоил тему?

– Длина моего отрезка 15 см, постройте отрезок в 3 раза короче.

Чему равна длина вашего отрезка?

Организует вычислительную деятельность. Оказывает помощь

Проводит этап контроля, побуждает обучающихся к высказываниям.

Организует деятельность обучающихся.

Выполняют, опираясь на изученный способ уменьшения числа в несколько раз. Дети работают индивидуально, с последующей взаимопроверкой.

Проверяют в парах (оценивают простым карандашом).

Выполняют вычислительную деятельность, строят отрезок.

Способность к самостоятельному решению примеров(Познавательные БУД).

Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные БУД).

Рефлексия – зафиксировать содержание урока;

 организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Какую задачу ставили на урок?

Удалось решить поставленную задачу?

– Мы научились…

– Где можно применить полученные  знания?

Спасибо за урок.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Высказывания обучаючащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные БУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные БУД).

Технологическая карта урока математика для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 4 класс.