Сафонова Татьяна Васильевна
преподаватель фортепиано
Вовнянко Ирина Николаевна
преподаватель баяна/аккордеона
Певекская школа искусств
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149064
Всероссийский конкурс «Лучшие методические работы преподавателей ДШИ, ДМШ, ДХШ, ЦДТ», в рамках федерального проекта «Творческие люди»
Наименование конкурсной работы: «Сольный концерт в Певекской школе искусств как средство реализации творческого потенциала учащихся» (из опыта работы)
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149064


Муниципальное автономное учреждение 

дополнительного образования 

городского округа Певек «Детская школа искусств»

Методическая работа «Сольный концерт в Певекской школе искусств как средство реализации творческого потенциала учащихся» (из опыта работы)

Преподаватель И.Н. Вовнянко

Преподаватель Т.В. Сафонова

 

2024

 

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Личный опыт подготовки и проведения сольных концертов учащихся
  4. Заключение
  5. Литература

 

  1. Введение

Одной из задач школы искусств, как учреждения дополнительного образования, является создание условий для развития способностей ученика и их реализация. Участие в сольном концерте способствует развитию творческих возможностей ученика и предполагает профессиональный рост преподавателя.

 

  1. Основная часть

Сольный концерт является завершающим этапом учебного и репетиционного процессов. К моменту выступления ученик накапливает знания, умения, практические навыки публичных выступлений. Творческие способности детей могут проявляться с первых шагов обучения. Наша задача – правильно выстроить конкурсную и концертную работу. С чего начинать подготовку? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Одно неоспоримо: подготовка к сценическому выступлению – это процесс сложный и ответственный. Надо затрачивать не только эмоции, энергию, но и физическую силу. Преподаватель должен знать сильные и слабые стороны ученика и подбирать наиболее полезную методику подготовки к выступлению (психотехнические приёмы для снижения волнения, периоды этапов подготовки – спады и подъёмы). 

Предварительная работа состоит из нескольких этапов:

1.определение цели, задач

  1. подбор музыкальных произведений
  2. написание сценария
  3. подбор слайдов и подготовка презентации
  4. репетиционная работа, психологическая подготовка
  5. оформление афиши, программок

Цель. Показать развитие способностей и творческого потенциала одаренных детей на основе личностно-ориентированного подхода к обучению. 

Задачи. Формировать личностные качества (воля, целеустремленность, трудолюбие), необходимые для успешного участия в исполнительской деятельности. Прививать чувство любви к музыке. Воспитывать интерес к концертной деятельности.

Сольный концерт – это итог совместной работы ученика и преподавателя. Подбору программы для него уделяется большое значение. Желательно представить произведения различные по формам и жанрам. Представить произведения зарубежных, русских, современных авторов. Репертуар копится в течение года, но можно держать в руках произведения прошлых лет. Продумывается порядок исполнения пьес.

Написание сценария детально продумывается, выбирается концепция проведения. Сейчас ни одно мероприятие не обходится без его презентации, используется мультимедийное оборудование. Также можно провести концерт в виде диалога преподавателя и ученика, который органично вплетётся в канву выступления. Вывод: необходим не только творческий подход, но и использование инновационных технологий. Произведения могут звучать на фоне презентации. Так же в ней использовать фото и видеоматериалы об исполнителе, показать творческий путь юного музыканта.

Для качественной игры необходима репетиционная работа и психологическая обстановка. Каждое произведение проходит путь от разбора до завершённого исполнения. Нужно детально изучить каждое произведение, его автора, эпоху написания, сюжетную линию, характерные элементы музыкального языка. Е.Ф. Гнесина говорила: «Всё, что делает исполнитель на сцене, должно быть убедительным, он должен верить в свой замысел, быть глубоко убеждённым в своих намерениях – только тогда ему поверит публика, только тогда она вместе с ним станет переживать, волноваться, радоваться».

К концерту надо приготовить афишу, указать место, время проведения, кто принимает участие, и разместить её на видном месте. К афише можно добавить программки, выполненные в одном с ней ключе. Можно раздать программки и приглашения друзьям, одноклассникам, классному руководителю и учителям в школе, где учится юный музыкант, подключить к этой работе родителей. Такая работа способствует объединению участников и вдохновляет на лучшее исполнение.

В настоящее время ни одно мероприятие не обходится без презентации. Музыкальное исполнение может проходить на фоне слайдов с видами природы, портретами композиторов и кратким описанием их творчества. Не лишним будет подготовить презентацию фото самого юного исполнителя, показать его творческие успехи.

Выступление на сцене связано с волнением. Направить его в нужное русло сложно, но можно. Программа должна быть подобрана по возрасту, тогда исполнитель будет увлечён исполнительским процессом, появится желание донести до слушателей своё представление о художественном образе, поможет свободно вести музыкальный диалог между юным артистом и слушателями. Сценическое волнение можно уменьшить за счёт подготовки перед концертом: проигрывание программы по нотам для восстановления деталей, игра произведений в разной последовательности, игра для друзей, репетиция для приглашённых преподавателей, просмотр видеозаписи игры.

 

  1. Личный опыт подготовки и проведения сольных концертов учащихся.

За годы работы у нас наработан определённый опыт проведения сольных концертов учащихся. Они были разные по форме: один участник-солист, концерт дуэтов и трио, концерт с привлечением членов семьи учащихся. 

Сольный концерт сестёр Вероники и Кристины Малых был интересен тем, что в нём, кроме учениц, приняли участие их творческие родители: папа выступал как вокалист, а мама оформила презентацию концерта. В программе были не только программные произведения, но и по предварительным заявкам их родителей, друзей. 

Хотим привести ещё один пример сольного концерта. Он интересен тем, что Малых Вероника почти на 50% работы сделала самостоятельно. Ей хватило предыдущего опыта участия в подготовке и проведения сольных концертов. Конечно, программу мы обговорили и учили в течение учебного года. Для первого отделения были подготовлены очень сложные классические произведения: Этюд Ф. Листа, Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха, Соната В.А. Моцарта, «Романс» В. Гаврилина. Во втором отделении она показала игру на гитаре, блок флейте, пела под собственный аккомпанемент. Её идея была в интересном названии афиши «Estenze». Кроме этого, у неё блог в Интернете, она ведёт дневник (эпистолярный жанр – большая редкость в наше время), пишет стихи и о музыке в том числе.

После завершения обучения в школе искусств Вероника вместе с родителями приняла решение продолжать учёбу в музыкальном колледже искусств.

Концерт выпускника Юрийчука Константина в 2023 году был построен в форме познавательно-развлекательной беседы. Константин интересен тем, что осваивал игру на двух инструментах: фортепиано (преподаватель Т.В. Сафонова) и аккордеоне (преподаватель И.Н. Вовнянко).

Ученик и преподаватели были исполнителями и ведущими. В программу концерта вошли различные по форме и жанрам произведения. Ведущие провели небольшой экскурс во времени и показали, как менялась музыка со сменой эпох. Классические произведения И. С. Баха, Й. Гайдна, Э. Грига прозвучали на фортепиано. В программу на аккордеоне вошли песни военных лет и пьесы современных композиторов. Кстати, «Смуглянку» авторов Я. Шведова и А. Новикова Константин посвятил маме. Мы хорошо знаем творчество классиков. А есть ли среди ваших знакомых музыканты или поэты? Так вот, нам повезло. Певекский композитор и поэт В. Колода доверил исполнять юному музыканту одно из своих произведений «Великий День». Таким образом, Костя был представлен и как концертмейстер, аккомпанируя вокалисту – учителю пения МБОУ «Центр образования города Певек» Колоде В.Ф. В течение концерта шла видео презентация со сведениями об исполняемых произведениях, их авторах, о самом юном исполнителе, его достижениях, участиях в различных конкурсах. Совместно с коллегами была подготовлена афиша, программки с исполняемыми произведениями. Были розданы приглашения для одноклассников, учителей общеобразовательной школы, тренеров-преподавателей спортивной школы (Константин серьёзно увлекается баскетболом). Родители пригласили своих друзей и родственников. Таким образом, получилась творческая совместная работа с родителями учащегося. Концерт прошёл на хорошем уровне, с творческим подъёмом и явился своеобразным подведением итогов работы за год.

 

  1. Заключение

На встрече с творческой молодёжью руководители нашей страны подчёркивают, что «научно-технический прогресс страны во многом зависит от интеллектуального потенциала людей». В связи с этим в школе искусств, как в учреждении дополнительного образования, создаются условия для оптимального развития и творческого роста одарённых и талантливых детей.

 

5.Литература. 

  1. Искусство в школе. Общественно-педагогический и научно-методический журнал. Учредитель и издатель: ООО «Искусство в школе» №6/3 2022 стр. 2-16, 34-36
  2. Искусство в школе. Общественно-педагогический и научно-методический журнал. Учредитель и издатель: ООО «Искусство в школе» №5/2 2022 стр. 2-6
  3. Материалы Окружного конкурса имени А.Г. Керека. Санкт-Петербург. Издательство Политехнического университета 2020
  4. Культура. Искусство. Образование. Информационный журнал. Государственное учреждение «Научно-методический центр по художественному образованию Министерства культуры Российской Федерации»
  5. Принципы организации и методика учебной и творческой работы в инструментальных коллективах детских музыкальных школ и школ искусств.

Интернет. Инфоурок.

  1. О, раздолье русское безбрежное. В. Колода. Москва 2016
  2. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) Министерство культуры РФ
«Сольный концерт в Певекской школе искусств как средство реализации творческого потенциала учащихся» (из опыта работы)