Воронова Екатерина Фанисовна
учитель-логопед
МКДОУ д/с «Солнышко» пгт Кильмезь, Кильмезский район, Кировская область
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149099
Всероссийский конкурс «Консультация для родителей», в рамках  проектной деятельности «Взаимодействие с семьёй»
Наименование конкурсной работы: Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста «Книжка-помощница для родителей»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149099


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»

пгт Кильмезь Кильмезского района Кировской области

Мастер-класс по теме 

«Книжка-помощница для родителей»

Автор-составитель:

Воронова  Екатерина Фанисовна,

учитель-логопед 

МКДОУ д/с «Солнышко» пгт Кильмезь.

пгт Кильмезь, 2024 г.

Сценарий мастер-класса для воспитателей по теме

 «Книжка-помощница для родителей».

  1. Вступительное слово.

Добрый день, уважаемые коллеги. И сегодня я приглашаю Вас на заседание общества грамотных родителей. 

Актуальность

Речевое развитие дошкольников – один из приоритетов в психическом развитии детей, реализующийся в образовательной области «речевое развитие» в ФГОС. 

При поступлении в первый класс дошкольнику предъявляются серьезные требования, такие как: умение слушать, правильно произносить слова без аграмматизмов, правильное звукопроизношение, иметь обогащенный словарный запас и развитую связную речь. Но на практике оказывается, что не у всех выпускников детского сада сформированы данные показатели речевой готовности ребенка к школьному обучению. Это доказывают результаты анкетирования родителей детей подготовительной группы. И нам становиться понятно, что родители хотят больше узнать о речевой готовности ребенка к школьному обучению, также родителям необходима методическая и практическая помощь по подготовке своего ребенка к школьному обучению.

Поэтому тема моего мастер-класса  «Книжка-помощница для родителей».

С целью и задачами данного мастер-класса вы можете ознакомиться на экране.

Цель: создание условий для повышения компетентности педагогов по взаимодействию с родителями в вопросах речевой готовности старших дошкольников к школьному обучению. 

Задачи:

  • Создать у участников положительную мотивацию к деятельности;
  • Актуализировать практический опыт участников по теме мастер-класса;
  • Развивать словесно-логическое мышление, внимание, память;
  • Поощрять самостоятельность, эмоциональную вовлеченность в деятельность;
  • Расширить представление участников о способах взаимодействия с родителями воспитанников. 
  • Совершенствовать знания педагогов о методах и приемах развития речи дошкольников 6-7 лет.
  1. Теоретическая часть.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  в образовательной области «речевое развитие» выделены основные задачи:

 – овладение речью как средством общения и культуры; 

-обогащение активного словаря; 

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

– развитие речевого творчества; 

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; 

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 

– формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте  

 Все эти задачи помогает решить книжка-помощница, в которой собраны показатели речевой готовности к школе с практическими рекомендациями. Данную технологию применяю в своей работе с родителями по речевому развитию воспитанников подготовительной группы.  

 Первая страница раскрывает такое понятие, как «умение слушать», далее мы размещаем информацию о развитии звуковой культуры речи, звукового анализа и синтеза, затем расширяем представления о лексической и грамматической стороне речи, и в заключении объясняем особенности развития связной речи детей подготовительной к школе группы. 

  Я предлагаю вам сегодня создать одну из страниц книжки-помощницы, а в последующем вы уже сами вместе с родителями сможете создать эту книжку, которая станет для них одним из ориентиров при подготовке своего ребенка к школе. 

  1. Практическая часть

Страницу, которую я предлагаю вам сегодня создать, будет посвящена развитию связной речи (демонстрируется страница).

Задачи, которые достигаются в процессе образовательной деятельности следующие: (участники читают по очереди)

–  формировать  диалогическую речь и монологическую связную речь;

– закреплять умение отвечать и задавать вопросы;

– развивать коммуникативно-речевые навыки;

– учить составлять пересказ, рассказ о своем личном опыте, из художественной литературы, по серии картинок и т.п.

Знакомлю родителей с методами и приемами развития связной речи:

наглядные методы (презентация, раздаточный материал, образец задания);

словесные методы (беседа, объяснение материала, рассказ, составление предложений)

практические методы (пиктограмма, синквейн, интеллект-карта, фразовый конструктор, мнемотаблица, выполнение участниками заданий)

игровой метод (назови предложение по пиктограмме, прочитай стихотворение по мнемотаблице)

И у нас свободно еще одно поле «приемы», чтобы его заполнить, сначала поделитесь на пары, возьмите один из конвертов на пару и выполните задания. Выполняйте задания на своей страничке. Попробуйте составить рассказ или предложения, применив один из приемов, указанных в ваших конвертах: мнемотаблица, синквейн, интеллект-карта, пиктограмма, фразовый конструктор (составляют вместе, озвучивает 1 из воспитателей из каждой группы). Для наглядности у вас есть описания и примеры заданных приемов. На выполнение у вас 5 минут. В течение пяти минут участники составляют предложения или рассказы. 

Работа с аудиторией. В это время взаимодействие с залом. Составьте предложения по пиктограммам и фразовому конструктору. Прочитайте скороговорку. 

Основная группа представляет результаты своей творческой работы.

Коллеги, выведем целевые ориентиры речевой готовности ребенка по разделу «связная речь» (каждый называет, а потом вклеивают с свою страничку)

Дети при этом должны уметь:

– свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

– поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

– рассказывать о пережитых событиях;

– пересказывать содержание сказки, рассказа;

– описывать окружающие предметы;

– раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Сравним данные показатели с планируемыми результатами к концу дошкольного возраста

Планируемые результаты на этапе завершения Федеральной программы (к концу дошкольного возраста

  1. ребенок владеет умением свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
  2. ребенок владеет умением раскрывать содержание картины, некоторые явлениях окружающей действительности.
  3. ребенок способен пересказывать содержание сказки, рассказа, описывать окружающие предметы, рассказывать о пережитых событиях;
  4. ребенок проявляет любознательность, поддерживает разговор на темы, доступные возрасту;
  5. ребенок владеет речью как средством коммуникации.
  1. Заключительная часть

 Совместными усилиями мы применили приемы по развитию связной речи и создали одну из страниц вашей книжки-помощницы о речевой готовности к школе. Вы на собственном опыте могли убедиться, что оказывается не так просто эти страницы подобрать и уметь применять. Универсальность и значимость этой книжки в том, что ее  можно создавать по любым образовательным областям и эта книжка будет вашим помощником для улучшения взаимопонимания с родителями.

Предлагаю вам выбрать обложку для книги и ленточку, чтобы скрепить страницы. Ленты по цвету разные.

– Выберите красный цвет, если вы считаете, что вам все понятно, консультация была полезной;

– выберите желтый цвет, если кое-что осталось не понятно;

– выберите синий цвет если многое не понятно.

Начало вашей книжки-помощницы уже положено, а остальные странички вы найдете, перейдя по QR-коду. 

На этом заседание общества умных родителей закрывается. Всем спасибо!

Книга — это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет. 

(А. Декурсель). 

Конверт № 3

Составьте пиктограммы к каждому предложению.
  1. В лесу было солнечно.
  2. Дома меня ждал лучший подарок.
  3. Мои лыжи сломались.
  4. Скоро я пойду в школу.
  5. Мама вырастила красивые розы.
Составьте стихотворение в виде мнемотаблицы. Веселые льдинки

Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…
И тают сосульки – веселые льдинки.

И. Демьянов

Составьте интеллект-карту для описания  Транспорт 
Составьте синквейн  Ромашка 

Портфель 

Составьте рассказ, как во фразовом конструкторе  Бабушка Дарья вышла из дома и уселась на крылечко. Этого только и ждали ребята. Будто воробьи, слетелись они с разных концов деревни. И попросили рассказать им сказку.

книжка-помощница

Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста «Книжка-помощница для родителей»