Шимина Ольга Ивановна
преподаватель
МБУ ДО ДШИ № 39
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149103
Всероссийский конкурс «Методических разработок и педагогических идей «Грани мастерства педагогов дополнительного образования»
Наименование конкурсной работы: «Роль личности педагога-музыканта в формировании и развитии творческой личности обучающегося»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149103


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 39»

Реферат

на тему: «Роль личности педагога-музыканта в формировании и развитии творческой личности обучающегося»

Выполнила:

преподаватель по классу академического вокала

Шимина Ольга Ивановна

Белово 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Основные аспекты работы педагога-музыканта………………………………4
  1. Воспитательная функция педагога………………………………………..5
  2. Особенности воспитания и обучения в образовательном процессе……7
  1. Гумманистический аспект деятельности педагога-музыканта……………..9

III. Творческий потенциал педагога-музыканта……………………………….……..11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы……………………..………………………………………..14

 

ВВЕДЕНИЕ

Педагог-музыкант занимается не только профессиональным музыкальным образованием обучающегося, но также принимает активное участие в развитии индивидуума и оказывает огромное влияние на формирование его творческой личности. Музыкант-преподаватель воспитывает в каждом своём ученике эстетические взгляды на мир, любовь к прекрасному.

Педагогическая деятельность музыканта включает в себя культурно-просветительскую работу: приобщение обучающихся к искусству посредством посещения концертов, музыкальных вечеров, лекций-концертов в различных аудиториях. Пробуждению интереса к музыке и к искусству вцелом способствует посещение экранизированных опер, слушание музыки разных жанров и стилей, чтение музыкальных книг, просмотр музыкальных фильмов и т.д. Всё это расширяет музыкальный и общий кругозор обучающихся. Одной из задач педагога-музыканта является воспитание любви к народной музыке: от простейших обработок народных песен до произведений русских, советских и современных композиторов.

Большое значение имеют классные собрания: коллективное слушание музыки с пояснениями преподавателя, беседы на различные музыкальные темы, посещения театров, музеев, загородные прогулки и т.п. Всё это способствует объединению обучающихся в сплочённый коллектив.

Важной стороной педагогической работы музыканта является трудовое воспитание. С раннего детства обучающийся должен быть приучен к труду, так как музыкальное ремесло требует постоянной затраты физических и эмоциональных сил. Труд для музыканта должен быть радостным, поэтому задача преподавателя – пробудить в воспитаннике интерес к труду. При этом педагог не должен забывать о физическом развитии и о здоровье ученика, применяя в работе с ним здоровьесберегающие технологии.

  1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Преподаватель должен помнить об индивидуальном подходе к каждому ученику. Воспитательная работа происходит непременно на уроке, где обучающийся видит общую культуру педагога.

Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы «питать». В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.  

Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность, и необходима специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название  «обучение».

С момента возникновения педагогической профессии за преподавателями закрепилась воспитательная функция, – единая и неделимая

Учитель – это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому педагогу, профессору нравственных наук А. П. Куницыну следующие строки: «Он создал нас, он воспитал наш пламень… Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена…». 

 

  1. 1 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПЕДАГОГА

Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на преподавателя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества. 

Основное содержание профессии педагога составляют взаимоотношения с людьми, Деятельность профессий, основанных на системе «человек-человек» требует взаимодействия с людьми, инаправлена на то, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека и общества. В профессии же педагога-музыканта ведущая задача – помочь обучающемуся освоить профессиональные навыки путём коммуникации, грамотно организовав при этом процесс творческой деятельности. Индивидуальность преподавателя музыканта неизбежно накладывает отпечаток на формирование у ученика эстетического вкуса, музыкальных предпочтений и мировоззренческих основ личности. Музыкант должен осознанно, с особой ответственностью подходить к процессу педагогической деятельности, осознавая, что уровень его образованности и духовной культуры напрямую влияет на духовно-творческий опыт обучающегося.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в наличии двойного предмета труда. С одной стороны, главное содержание такой деятельности составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а педагог таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит).

Преподаватель, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – «человековедческой» и специальной. Своеобразие  профессии преподавателя-музыканта состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

 

  1. 2 ОСОБЕННОСТИ  ВОСПИТАНИЯ  И ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В педагогической деятельности музыканта умение общаться становится профессионально необходимым качеством. С одной стороны, преподаватель занимается подготовкой обучающегося к выполнению задач данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор, определяя в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры. Педагог работает с ориентиром на будущее.

В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему было характерной особенностью прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный преподаватель и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям». В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит педагогу, который является живым поучительным примером для ученика.

Личность преподавателя несёт в себе уважение окружающих, духовную силу и влияние. Ценность института образования и обучения вцелом приравнивается к ценности педагога.

Великий русский писатель и учитель Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, – писал Толстой, – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель». 

Воспитание во имя счастья ребенка – таков гуманистический смысл педагогических трудов В. А. Сухомлинского, а его практическая деятельность – убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны. Основой успеха педагога, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

 

  1. ГУММАНИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Воспитание является одним из ведущих понятий в деятельности преподавателя. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории.

Различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность и практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность преподавателей в этом случае называется воспитательной работой.

Существующая система образования все более превращает знание в товар на рынке идей, инструмент манипулирования людьми. Гуманистическая педагогика призвана преодолеть отчуждение человека от самого себя, от своих способностей и потребностей. В ее рамках этические принципы проверяются каждым человеком непосредственно в контексте конкретной ситуации, своего уникального жизненного опыта. Поэтому педагог не должен упускать возможности при обсуждении этических и других ценностных проблем обращаться к личному опыту учащихся и напоминать им о науке доверять своему внутреннему я, быть открытым для нового опыта, – возможно, тяжелого, даже трагического, поскольку сама суть жизненных дилемм состоит в столкновении необходимого или должного с системой личных ценностей.

Современный гуманизм предлагает конструктивную этическую альтернативу, способную обеспечить высокую жизнеспособность личности и общества перед лицом все более сложных психологических, социальных и правовых проблем. По своему духу гуманистическая педагогика противостоит иррационализму и догматизму. Гуманизм выступает здесь за нравственную свободу каждого отдельного человека определять смысл и образ своей жизни на основе не столько групповых, идеологических или религиозных, но прежде всего общечеловеческих ценностей. Гуманистическая педагогика побуждает личность к осмыслению этих ценностей. Следует снова подчеркнуть, что гуманизм, не связывая себя ни с одной политической или религиозной доктриной, способствует развитию демократического мышления.

Гуманистическая педагогика исходит из факта, что знание создается людьми разных убеждений. В связи с этим выдвигается идея, что современное образование – это, прежде всего, плюралистическое открытое образование. Здесь ни одна доктрина не признается главенствующей, ребенку предоставляется возможность обозреть все достижения культуры, его знакомят с миром альтернативных философских, этических и эстетических систем, со множеством социальных теории и исторических картин мира. Их знание необходимо в максимально возможной степени. Но в любом случае образование должно помочь каждому открыть самого себя, свой собственный образ. Оно не должно принуждать к «единственно правильному выбору» даже в том случае, если он, по-видимому, наличествует. Этот выбор должен быть свободно осуществлен самой личностью. Только тогда результаты деятельности могут быть ею самой оценены как действительно верные и нужные. Индивид должен сам выбрать из предлагаемой системы идей ту, которая полнее соответствует его истинным потребностям и наклонностям. Ему нужно лишь напоминать, что жизнь богата возможностями и исполнена значимости.

Следовательно, задачей педагогов является максимально объективная подача материала и предоставление индивиду права самому сделать соответствующий вывод. 

 

III. ТВОРЧЕСКИЙ  ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Творческий потенциал личности педагога-музыканта формируется на основе накопленных им музыкально-предметных умений и навыков, новых идей, социального опыта и психолого-педагогических знаний. Всё это позволяет ему находить оригинальные решения и методы работы с обучающимися, а также применять на практике новаторские формы педагогической деятельности, тем самым совершенствуя выполнение своих профессиональных функций.

Только эрудированный и имеющий специальную подготовку преподаватель способен найти новые и  оригинальные пути развития  профессиональной деятельности, взяв за основу глубокий анализ возникающих ситуаций путем творческого воображения и мысленного эксперимента. Творческий характер педагогической деятельностиобуславливается единствомпроявления познавательного, эмоционально-волевого и мотивационно-потребностного компонентов личности.

Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки преподавателя. Но без творческого аспекта в педагогической деятельности музыканта становится невозможной плодотворная работа с обучающимися. Это обусловлено специфической творческой познавательной мотивацией, которая выступает регулирующим фактором процессов выполнения поставленных перед учеником задач. Творчество педагога не в меньшей мере проявляется при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности.

В. А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (например, оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных обучающихся, используя разнообразные приемы) и др. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.

Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности является для педагога-музыканта профессиональным аспектом деятельности. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Педагог-музыкант играет немаловажную роль в формировании основных качеств творческой личности обучающегося, соответственно принимает участие в развитии его талантов и способностей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преподаватель – это уникальная профессия, находящаяся вне времени, моды и географической принадлежности. Педагог-музыкант имеет исключительную возможность помочь своим ученикам освоить, осознать и полюбить мир музыки, приобщиться к искусству. Посредством педагогической деятельности музыкант несомненно оказывает влияние на развитие не только творческой индивидуальности обучающегося, но и личности человека вцелом.  

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения – Москва, 1956. –  98 с.
  2. Коменский Я. Избранные педагогические сочинения – Москва, 1995. – с.105.
  3. Пушкин А. Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 2  – Ленинград, 1977. – с. 213.
  4. Толстой Л. Педагогические сочинения – Москва, 1956. – с. 65.
  5. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения – Москва: Интерпракс, 1994. – с. 112.

 

«Роль личности педагога-музыканта в формировании и развитии творческой личности обучающегося»