Коновалова Елена Викторовна
учитель физики и химии
ГБОУ АО АСШИ № 2
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149119
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: «Оценка качества воды в домашних условиях» 8 класс
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149119


                             Методическая разработка урока

«Оценка качества воды в домашних условиях» 8 класс

   Аннотация 

При изучении темы «Вода. Растворы» в курсе химии 8 класс предусмотреть возможность проведения данного урока, т.к. способствует расширению жизненного опыта обучающихся и повышает интерес к предмету химии.

На 1 уроке изучаем теоретический материал о роли воды в жизни человека, химическом строении молекулы воды, физических свойствах,роли  ее как растворителя.

Предварительно обучающимся в качестве домашнего задания предложить:

  1. найти в информационных источниках (в том числе ресурсы Интернет) способы очистки воды, в том числе в домашних условиях, в походе, в лесу.
  2. Принести образцы воды (из дома- водопроводную воду, фильтрованную воду (лучше после разных фильтров), из природного источника (колодец, река)
  3. Учитель может подготовить образцы воды из школьной столовой, из кулеров (фонтанчики для питья), дистиллированную воду, бутилированную воду (можно 2-3 производителей)

Таким образом, для работы будет подготовлено несколько образцов воды.

На 2 уроке – определяем проблемную ситуацию – «Как провести оценку качества питьевой воды в домашних условиях», проводим исследование проб воды из разных источников.

Цель урока – расширить представление о роли химии в повседневной жизни человека, на примере проведения исследования качества воды   с использованием доступных в домашних условиях инструментов и реактивов.

 Задачи урока: 

-закрепить умения работать с информационными источниками (навыки читательской и естественно-научной грамотности);

 -продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием, проводить химическое исследование разных образцов воды; 

– формировать у обучающихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;

– развивать интеллектуальные качества обучающихся, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни, о новостях науки, учебные дискуссии и химический эксперимент;

– развивать умения работать в группе, выстаивать совместную деятельность и коммуникации.

Форма организации деятельности обучающихся: работа в группах, проведение учебного исследования. 

Накануне урока: 

– подготовить раздаточные лотки с образцами проб воды (лучше в мерных стаканчиках, с нумерованными этикетками). Для удобства в работе учитель составляет перечень проб воды, с указанием № стаканчика- вид взятой пробы (например, № 1- дистиллированная вола)

– реактивы и оборудование: универсальная индикаторная бумажка, спиртовка, держатель, спички, штативы с чистыми пробирками, предметные стекла, фильтровальные воронки, бумага для фильтрации. 

                                                               Ход урока 

Этап 1. Постановка проблемы- нужна ли экспертиза воды

Форма – проблемная беседа на основе предложенного материала 

Любой специалист скажет, что исследование воды нужно проводить регулярно, даже если вы не замечаете никаких изменений в ее вкусе. Но есть ситуации, когда такая проверка не просто желательна, но необходима: изменение цвета, вкуса и запаха.

 Если вода внезапно поменяла свои характеристики, экспертизу нужно провести как можно скорее — возможно, вода стала не просто невкусной, но и опасной. Экспертиза воды покажет, что именно повлияло на вкус и цвет воды, а также определит, в чем проблема — в трубах или в источнике водоснабжения. 

Для каждой группы предлагаем для чтения информацию о воде (Приложение № 1, слайд № 3)

Вопросы для обсуждения( по заданному информационному ресурсу)

1.В каких домашних делах используем воду и меняется ли ее состав?

2.Знаете ли Вы нормы потребления воды для жизнеобепечения? Много это или мало?

3.Предложите еще виды потребления воды человеком в его деятельности 

4.Есть ли проблема чистой воды? 

5.Как можно решить проблему сохранения чистой воды, как жизненно важного ресурса.

6.Есть ли в России нормативные документы с нормами качества чистой воды.

Деятельность человека напрямую влияет на качество воды. Фабрика, завод, оживленное шоссе или даже хранилище удобрений могут испортить экологическую обстановку в районе в целом и качество воды из вашей скважины в частности. Техногенная авария неподалеку от участка. В этом случае исследование воды проводят, чтобы удостовериться, что токсичные отходы производства не просочились в почву и не отравили подземные воды. Покупка участка со скважиной. Если вы планируете использовать ее, нужно сперва провести анализ качества и безопасности воды из нее. Установка системы водоочистки. 

Перед тем как приступить к выбору фильтрационной системы, нужно точно знать состав воды и подбирать фильтры, отталкиваясь от этих данных. Экспертизу воды следует также провести через несколько месяцев после установки системы, чтобы при необходимости скорректировать ее работу. Иногда исследование качества воды — это не настоятельная рекомендация, а прямое требование закона. В обязательном порядке оценку безопасности воды проходят медицинские, детские и оздоровительные учреждения, а также производители бутилированной воды. Промышленные же предприятия должны проводить обязательную экспертизу сточных вод. Типы вод С точки зрения нормативов вода бывает нескольких типов, и к каждому предъявляются свои особые требования.

Этап 2.  Организация  проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

    Речь учителя:

« В России существует немало нормативных документов, которые регламентируют качество воды различных типов и назначений — СанПиН (органолептические и санитарно-токсикологические показатели), гигиенические нормативы (гигиенические и эпидемиологические критерии), фармакопейные статьи (критерии оценки воды, используемой в медицинских целях), государственные стандарты (требования для питьевой воды и воды, используемой в производстве), технические условия (стандарты качества воды, используемой для конкретных целей), справочники ПДК и другие. Такой серьезный и детальный подход объясним. Последствия использования воды, не соответствующей нормам, самые плачевные — от развития хронических желудочно-кишечных заболеваний и аллергий до тяжелых пищевых отравлений и инфекций». 

Определяем проблему нашего урока (отбираем предложенные версии обучающихся), формулируем задачу нашего урока-исследования:

– найти доступные способы анализа воды на ее чистоту (т.е. безопасность применения)

Тема исследования: оценка качества питьевой воды в домашних условиях.

Определяем гипотезу: Можно в домашних условиях провести экспертизу качества воды, используя самые доступные средства и методы?

Ставим цель учебной исследовательской работы: найти, отобрать и апробировать доступные способы оценки качества питьевой воды в домашних условиях.

Задачи:

1) найти различные способы экспертизы качества воды

2) отобрать наиболее доступные способы оценки качества питьевой воды и провести исследование различных проб питьевой воды на ее качество

3) дать рекомендации по улучшению качества питьевой воды в домашних условиях

Объект исследования: пробы воды из различных источников

Предмет исследования: определение качества питьевой воды 

Методы исследования: анализ информационных источников, отбор доступных методов анализа проб воды, практическая работа(исследование), выбор способов улучшение качества питьевой воды в домашних условиях.

Для решения выдвинутой гипотезы  используем информационные сведения об экспертизе питьевой воды.

   Этап 3. Работа в группах 

1.Раздаточный информационный ресурс – Нормативы к оценке качества воды(печатный ресурс)

Деятельность обучающихся: читают, формулируют вывод- Есть ли нормативные требования к оценке качества воды

Водопроводная вода 

Для оценки качества воды из-под крана существуют нормативы, установленные СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарные правила и нормы». Показателей очень много, приведем некоторые из них:

 1)pH (6–9); 

2)общая минерализация (1000 мг/л)

3)жесткость (не более 7,0 мг-экв/л);

4) содержание нитратов (не более 45 мг/дм3), 

5)железа (не более 0,30 мг/дм3),

6) марганца (не более 0,10 мг/дм3), 

7)ПАВ (не более 0,50 мг/дм3), нефтепродуктов (0,1 мг/л); 

8)фенольный индекс (0,25 мг/л) и др.

  Общее количество нормативов по всем группам показателей (микробиологические; паразитологические; органолептические; неорганические и органические вещества; показатели, связанные с технологией водоподготовки; радиологические и обобщенные), согласно указанному СанПиН, приближается к тысяче. 

Бутилированная вода 

Нормативным документом для оценки качества бутилированной воды является СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества». Согласно этому документу бутилированная вода делится на 2 категории — первую и высшую. 

Вода первой категории безопасна для здоровья, соответствует определенным органолептическим характеристикам, эпидемиологически и радиационно безопасна и долго сохраняет свои свойства. 

Вода высшей категории также должна соответствовать вышеприведенным требованиям и, помимо этого, добываться из природных источников, надежно защищенных от любого вида загрязнений. Требования к бутилированной воде намного строже, чем к водопроводной, — при экспертизе проверяются солевой и газовый состав, наличие токсичных металлов и неметаллических элементов, органические примеси, параметры радиационной и бактериологической безопасности. 

Естественные источники питьевой воды.

К естественным открытым источникам относятся колодцы, скважины, реки, родники, озера и водохранилища. Нормативы определяют точные показатели для органолептических характеристик такой воды, наличия нитратов, бактерий и химических веществ. Открытые водоемы отличаются непостоянством химического и бактериального состава, меняющегося в зависимости от времени года и атмосферных явлений.

                          Виды и методы исследования воды 

  1. Органолептическое исследование воды. Этот метод, оценивающий качества, доступные органам чувств человека. Органолептическое исследование включает в себя оценку цветности, запаха, прозрачности воды и ее вкуса. 
  2. Физико-химическое исследование воды. Анализ воды на физико-химические показатели производится по нескольким показателям: жесткость, минерализация, щелочность, окисляемость. 
  3. Микробиологическое и паразитологическое исследование воды. Этот метод позволяет определить наличие в воде различных бактерий и паразитов, среди которых могут быть и болезнетворные. Обычно подсчитывается количество микроорганизмов на 1 мл воды. 
  4. Химические исследования воды. При анализе химического состава определяют наличие и количество органических и неорганических примесей — таких как металлы (алюминий, свинец, железо, медь и другие), сложные органические вещества (акриламид, стирол, фенол, винилхлорид, тетрахлорид углерода, диоксин), ПАВы, нефтепродукты и т.д. 
  5. Определение радионуклидов Анализ на альфа-, бета-частицы и радий проводится для определения радиационной безопасности воды. Определение содержания радионуклидов в питьевой воде является основой для снижения дозовой нагрузки на организм человека. 

Вместе с результатами комплексного анализа воды, проведенного в лаборатории, вы получите и рекомендации по улучшению ее качества. Эти данные можно использовать, например, при выборе системы очистки воды.

Возможные выводы , сделанные обучающимися на основе изученного печатного ресурса: 

1.На основании представленных методов мы задались вопросом, а как можно оценить качество  воды в домашних условиях, без специальных приборов, реактивов и методик. 

2.Какой тест воды в домашних условиях можно провести? Определить пригодность образца для питья можно, сделав тест воды в домашних условиях. 

3.Поисковые мероприятия позволили найти и систематизировать следующие доступные способы и методики оценки качества воды.

Далее  проводим обсуждение –фронтальное- проблемная дискуссия (по домашнему заданию- «Способы очистки воды в домашних условиях» (есть заготовка- Приложение № 2).                                                                                                      

Совместно- Выбираем наиболее простой и доступный способ для домашних условий. Доступный и самый простой способ определения качества питьевой воды – это оценка внешнего вида и вкусовых качеств. 

Поверхностный анализ воды должен показать отсутствие осадков, пленки на поверхности, мутности и специфического, химического запаха.

         Этап 4. Химический эксперимент- организация практической работы в группах (исследование).

Для каждой группы выдать раздаточные лотки с содержимым:

  1. пронумерованные мерные стаканчики с пробами воды 
  2. штатив с чистыми пробирками (по количеству проб воды) – число проб должно быть не менее числа участков в группе
  3. воронка, фильтровальная бумага
  4. спиртовка, спичи
  5. предметное стекло (по количеству проб)
  6. универсальная индикаторная бумажка (в тубе)

На рабочий стол каждой группе выдаем   Инструкцию «Проведения поверхностного анализа воды» (Приложение № 3, слайд 5) и Карту результатов (Приложение № 4, слайд 6)

                            Ход проектно-исследовательской деятельности  (15 мин)

1.Обучающиеся каждой группы проводят исследование проб воды (каждый   с выбранным номером пробы выполняет все шаги по Инструкции, заносит полученные результаты в Карту результатов группы.

  1. По итогам проводим общее обсуждение результатов, формируется общая Карта результатов (по ходу обобщения- сразу на слайде № 7)  
  2. Учитель из «Секретного пакета» оглашает скрытые пробы по номерам,        

Этап 5- аналитические выводы о важности проведенного исследования, формулирование возможных рекомендаций (Приложение № 5) по оценке качества воды

Обучающиеся на основе полученных данных делают выводы о качестве воды разных проб. Выявляют вред некачественной воды (слайд № 8).

Вредные последствия ежедневного употребления некачественной воды

Разовое превышение нормы не принесет значительного вреда, и организм справится со стрессовой ситуацией. Однако при постоянном воздействии вредных факторов защитные системы дают сбои и появляются серьезные проблемы: развиваются отложения солей в суставах, происходит медленное зашлаковывание тканей, пищеварительной системы.

Основные отрицательные последствия плохого качества воды для организма:

  • Ухудшение состояния кожи: происходит закупорка пор, нарушение работы сальных желез. Кожа становится сухой и преждевременно увядает.
  • Нездоровый, неухоженный вид и жесткость волос, перхоть, раздражение и зуд волосистой части головы.
  • Постепенно развивается мочекаменная болезнь, так как почки не справляются с обилием поступающих в организм вредных солей.
  • Развивается остеохондроз, нарушается полноценное функционирование суставов.

Хронические заболевания со временем только отягощаются, организм будет испытывать усиливающиеся нагрузки на органы очистки. Поэтому важно своевременно проявить внимание к проблеме качества воды, чтобы как можно дольше оставаться здоровым.

Этап 6  Рефлексия  

Форма – полилог «Польза данного урока по химии», оцениваем правильность выдвинутой для исследования гипотезы , составление рекомендаций по улучшению качества воды в домашних условиях (Приложение 5, слайд 9)

     Слоган для итога урока «Пусть вода в вашем доме всегда будет кристально чистой!»

                                                                                  

          

 

                                                                                          

                                                                                               Приложение № 1

 Широкое распространение стиральных и посудомоечных машин, лучшие стандарты гигиены — все это привело за последние 20 лет к повышению количества используемой воды. Количество воды, необходимое для одного жителя в сутки, зависит от климата местности, культурного уровня населения, степени благоустройства города и жилого фонда. Последний фактор является определяющим. На его основе разработаны «Нормы водопотребления». В указанные нормы входит расход воды в квартирах, предприятиями культурно-бытового, коммунального обслуживания и общественного питания. В некоторых городах развитие водопровода позволяет обеспечить высокие нормы водопотребления (Москва — 500 л/сут., Санкт-Петербург — 400 л/сут.). Считается, что норма водопотребления 500 л/сут. является максимальной. Однако даже в развитых странах, например, в Великобритании, на каждого человека приходится в среднем 120 литров очищенной водопроводной воды в день.

                                       

                                                                                                         Приложение № 2

         Способы и методики оценки качества воды в домашних условиях 

   9 способов проверить качество питьевой воды в домашних условиях

Способ 1.Бытует мнение, что чем чище вода, тем она легче. Достаточно просто взвесить несколько различных проб воды и обнаружить таким образом самую качественную. Например, чтобы проверить качество водопроводной воды, возьмите её пробу и сравните с пробой воды, взятой из кулера.

Способ 2.Также можно проверить качество питьевой воды в домашних условиях с помощью заваривания крепкого чая. Для этого возьмите пробу воды с чаем и сравните её с аптечной водой, в которой малое количество минералов. В случае большого визуального отличия вода с чаем считается непригодной для питья. Другая проверка воды на качество с завариванием чая: в свежезаваренный чай долейте немного сырой воды. Если чай станет персикового цвета, то вода чистая, и её можно смело пить, если же чай стал мутным, то вода непригодна для питья.

Способ 3.Пожалуй, это самый простой способ проверки качества питьевой воды в домашних условиях. Для этого просто наполните водой бутылку и поставьте её на двое суток в тёмное место. По истечении данного срока проверьте состояние содержимого бутылки. Если вода стала зеленоватой, на её поверхности образовалась маслянистая плёнка, и на стенках бутылки появился налёт, то вода непригодна для питья. Если же изменений не возникло, то вода чистая.

Способ 4.Проверить качество питьевой воды в домашних условиях можно и с помощью кипячения. Прокипятите воду в заранее тщательно вымытой ёмкости. Делать это необходимо в течение 10-15 минут. Затем слейте содержимое посуды и тщательно осмотрите её стенки на наличие подозрительной накипи. Если в воде содержится большое количество оксидов железа, то накипь будет тёмно-серого цвета. Если вода содержит повышенное количество солей кальция и оксидов, то осадок будет иметь светло-желтый оттенок.

Способ 5.Для проверки качества питьевой воды в домашних условиях можно воспользоваться и простым чистым стеклом или зеркалом. Для экспертизы просто капните небольшое количество воды на поверхность стекла или зеркала и подождите пару минут, пока жидкость испарится. Если после испарения остался след, то вода имеет какое-то количество посторонних примесей, и лучше провести полную проверку качества воды; если же поверхность стекла или зеркала осталась чистой, то вода не загрязнена.

Способ 6.Проверка качества воды в домашних условиях возможна с помощью обыкновенной марганцовки. Растворите небольшое количество данной субстанции в воде и понаблюдайте за реакцией жидкости. Если вода приобретает желтоватый оттенок, то она непригодна к употреблению.

Способ 7.Если же у вас в доме имеется аквариум с моллюсками Unionidae, то с их помощью вы также можете проверить качество питьевой воды. Если моллюски Unionidae закрывают раковину, находясь в воде, то данная жидкость имеет какое-то количество посторонних примесей.

Способ 8. Частой проблемой является определение жесткости или мягкости водопроводной воды. Самым простым способом проверить качество воды из-под крана на степень жёсткости является мытьё рук с мылом. 

 Первый, простой способ удостовериться в том, что у вас повышенная жесткость воды, это воспользоваться гелем или мылом. Если мылкость косметических средств – слабая, то вы обладатель жесткой водопроводной воды. Наличие образования осадка при кипячении, так же повод сделать вывод о жесткости воды. Важно отметить, что умягченная вода более полезна для человеческого организма и способствует лучшему метаболизму и сохранению здоровья. 

Если мыло плохо пенится, и в чайнике при кипячении образуется сильная накипь, значит, вода имеет высокую степень жёсткости. Важно кипятить такую воду перед употреблением.

Способ 9. Проверить воду на качество в домашних условиях можно, потерев мыло в горячую воду. Если оно полностью растворится, то вода чистая.

                                                                                               

                                                                                             Приложение № 3

             Инструкция «Проведение поверхностного анализа воды»

  1. Прозрачность чистой питьевой воды можно определить с помощью обыкновенного стакана воды, обратите внимание, что стакан должен быть без граней. Попытайтесь прочитать статью в журнале, смотря на текст через наполненный стакан воды. Если буквы видны четко – то одного из поводов для волнения уже – нет, у вас прозрачная, чистая вода.
  2. Механическая очистка воды не всегда на достойном уровне в водопроводной системе. Проверить чистую воду на наличие органических веществ и механических загрязнений можно с помощью листа белой бумаги и стакана воды. На белом бумажном фоне, вы можете четкой увидеть отсутствие или наличие разлагающихся в воде органических веществ.

3.Чистая питьевая вода не должна иметь посторонних, специфических запахов. Прозрачная вода с химическим запахом, должна вас насторожить, поэтому обязательно подвергните её проверке. В домашних условиях, можно поступить следующим образом, температуру воды повысьте до 20°С, а затем до 60°С – водопроводная вода, с содержанием сероводорода, приобретет специфический, гнилостный запах.

  1. Качество питьевой воды можно определить с помощью пробы воды на вкус. Прокипятите воду в течение 5 минут, затем остудите до комнатной температуры. Вода, имеющая сладковатый привкус, содержит в себе – гипс, если привкус – горький, то в составе воды – соли магния. Соли железа придают терпкий вкус воде. Очистку питьевой воды можно осуществить с помощью отстаивания и правильно выбранного фильтра.
  2. Капля воды так же может рассказать о качестве отфильтрованной воды и воде из крана. Взяли предметное  стекло и капнули  воду. По истечению времени, посмотрели , каким образом испарилась жидкость, и остались ли следы на поверхности – чистая вода не должна оставлять пятна.
  3. Кипячение воды в  чистых эмалированных стаканчиках  позволяет увидеть наличие/отсутствие накипи на стенках.  Прокипятив жидкость в посуде в течении 10-15 минут, воду слейте, а сами внимательно рассмотрите боковые стенки и дно посудины. Присутствие накипи темно-серого цвета укажет на переизбыток в воде оксидов железа, а светло-желтый осадок позволит сделать вывод о наличии в воде в большом количестве солей кальция и различных оксидов.
  4. Наличие кислорода в воде – потряхиваем энергично в течение минуты содержимое каждой пробирки . после этого оцениваем количество пузырьков воздуха  в воде.
  5. В каждую пробу воды помещаем универсальную индикаторную бумажку с целью определения рН- среды, на соответствие нормам .

                                         

                                                                                                        Приложение № 4

                                            Результаты проведенного исследования

№ пробы  Прозрачность

воды  

Наличие запаха Наличие вкуса Жесткость (после кипячения) рН- среды Примеси  (после испарения на стекле) Наличие кислорода 
При 20 С При 60 С

                                           

                                                                                                         Приложение № 5

             Рекомендации по улучшению качества воды в домашних условиях

1.Если результаты проверки укажут на недостаточное качество питьевой воды в вашем доме, следует безотлагательно перейти на использование для питья бутилированной воды или воды из артезианских источников.

  1. Достаточно неплохо очищают воду от вредных примесей бытовые фильтры для очистки воды. Наилучшим решением проблемы является установка фильтра обратного осмоса, который очистит всю воду, поступающую в квартиру. Так будет в безопасности здоровье всей семьи, а также намного дольше прослужит бытовая техника (стиральная машина, чайник, кофеварка, бойлер и пр.). Кроме того, расход моющих средств сократится на 30-50%, что станет существенной экономией семейного бюджета.
  2. Помните, что сменные модули для домашних фильтров для воды следует менять согласно инструкции о сроке эксплуатации 
  3. Если таких фильтров в вашем хозяйстве нет – не беда. Воду можно очищать подручными средствами: отстаивание, кипячение
«Оценка качества воды в домашних условиях» 8 класс