Иванкович Любовь Валерьевна
Воспитатель
МБДОУ Детский сад № 44 «Андрейка»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149127
Всероссийский конкурс «Красна и щедра наша Масленица», в рамках реализации всероссийского культурно-образовательного проекта «Храним традиции народа»
Наименование конкурсной работы: Масленичная неделя
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149127


Конспект интегрированного занятия по истокам русской народной культуре с применением аппликации.

 «Гуляние по масленичной неделе»

 

Цель: 

    – Знакомство детей с русским народным праздником «Масленицей».

Задачи:

– Расширить и углубить знания детей о народном празднике «Масленица»;

– Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;

– Развивать образное мышление;

– Воспитывать в детях любовь к традициям русского народа.

 

                                             Ход занятия:     

Дети заходят в группу, здороваются с гостями и между собой (встав в круг, передавая мяч)

Сюрпризный момент: 

 Видеообращение от скомороха.

Скоморох: Здравствуйте, ребята. В прошлом году, я был у вас на масленице, но что-то я совсем забыл, что означает каждый масленичный день. Помогите мне пожалуйста вспомнить эти дни!

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем скомороху вспомнить название масленичных дней?

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какой главный атрибут на этом празднике? (Ответы детей- блины)

Воспитатель: Верно, ведь блин символизирует солнце. Потому что круглый, румяный и золотистый блин так похож на солнышко. А весны без солнышка не бывает.

Каждый день масленичной недели имел свое название и значение.

Давайте вспомним дни недели (Сколько всего дней в неделе, и название дней) (Ответы детей)

И так (открывается первый конверт). Давайте посмотрим в 1 конверте, как называется понедельник. 

«Встреча»- В этот день начинают печь блины, и обсуждать из чего будут делать чучело и его изготавливать.

Воспитатель: Ребята, давайте и мы подумаем из чего можно сделать чучело масленицы (Рассуждение, ответы детей) А я предлагаю сделать масленицу из бумаги. (Показать)

Давайте посмотрим во 2 конверт, как называется вторник.

«Заигрыш»- В этот день устраивали игры, забавы и организовывали смотрины, невест и женихов приглашали на блины.

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете народные игры? (Ответы детей)

 А давайте мы поиграем в рус.нар. игру «Золотые ворота».

А что у нас в третьем конверте…

«Лакомка»- В этот день было принято ходить в гости к бабушкам на блины.

 Следующий конверт…

Четвертый день называется «Разгуляй»

В этот день люди завершали все домашние хлопоты, и начинали масштабно гулять.

И я вам ребята предлагаю прокатиться на веселой карусели. ( Хороводная игра на карусели)

А пятый масленичный день назывался «Тёщины вечерки»

Это день, когда теща шла в гости к своему зятю, чтобы отведать блинов. ( Объяснить, кто такая тёща)

А в следующем конверте шестой день, который назывался «Золовкины посиделки»

Масленичная суббота всегда была женским днем. В этот день оказывали честь семье мужа: молодая жена приглашала к себе на блины родственников со стороны мужа.

Молодые невестки приглашали к себе в гости золовок – сестер мужа.

И последний масленичный день недели назывался «Проводы»

В этот день сжигали чучело масленицы, много гуляли и доедали блины. А как вы думаете для чего же сжигают чучело. (Ответы детей) Когда сжигают чучело, образуется огонь. Он символизирует тепло весны, которая приходит вслед за зимой. Чучело-это символ зимы. Вот огонь и растапливает зиму, как солнышко растапливает снег. А ещё этот день называют «Прощёное воскресение». Люди просили прощение друг у друга. 

Давайте и мы попросим прощение друг у друга (В кругу с мячом поочереди)

 

Молодцы ребята! Вот мы и познакомились с названием и обозначением каждого масленичного дня.

Рефлексия:  Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее гуляние?

                     Давайте повторим все дни недели и как они назывались.

                     А какой день вам показался самым весёлым?

                     Какие трудности вы испытали? А что нужно сделать, чтобы это     исправить?

 

 

 

Масленичная неделя