Корепанова Людмила Александровна
воспитатель
МАДОУ «Страна чудес», детский сад №37 «Лесная сказка»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149129
Всероссийский конкурс «Наша дружная семья», в рамках проведения мероприятий, посвященных Году семьи в России
Наименование конкурсной работы: Милый сердцу город
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149129


 

Милый сердцу город

 

Корепанова Людмила Александровна

г. Новоуральск

МАДОУ детский сад «Страна чудес»,

детский сад № 37,

г. Новоуральск

Милый сердцу город

 

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России.

В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Современное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – основа формирования будущего гражданина своей страны. 

Детство – это уникальный период в жизни человека, который во многом определяет  его дальнейшую судьбу. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке у ребенка возникают первые нравственные понятия и нормы, формируются  представления о семье, о родном городе, о Родине.

В этом году нашему городу  Новоуральску  исполняется 70 лет. В сравнении с историей человечества  или историей старинных русских городов – возраст небольшой,  тем не менее, нам есть, чем гордиться, чем любоваться,  о чем помнить и что беречь.  У  многих наших воспитанников бабушек и   дедушек, прабабушек  и   прадедушек называют  первостроителями  Новоуральска. Академик Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны он, как правило, равнодушен к своей стране». 

Я поставила перед собой цель  разработать систему мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с символикой, прошлым, настоящим и будущим родного города с привлечением родителей в качестве равноправных участников образовательного процесса.

Для начала мне было интересно узнать,  какой смысл  вкладывают родители в понятие Родина,  можно ли научить любить Родину,  как это можно сделать и с какого возраста   лучше начинать. Обрадовала искренность ответов родителей на предложенные вопросы и  признание в том, что очень  многие не представляют своей роли  в  решении  этой задачи.  

Предстояло подумать, какие формы взаимодействия предложить родителям, чтобы они  могли продемонстрировать детям  такие нравственные понятия как  любовь и бережное отношение к месту, где ты родился и вырос, чувство гордости за успехи людей разных профессий,  культурные богатства. И чтобы они могли  приобрести опыт педагогического сотрудничества со своим ребёнком и детским обществом в целом, исключив  традиционное положение дел, когда им отводится роль зрителей или критиков.

Некоторые  идеи и формы сотрудничества  я почерпнула в программе,  другие появились в процессе реализации перспективного плана работы.

 С этой целью мною были  проведены такие мероприятия как: посещение музея по темам «Природа родного  края», «История города Новоуральска», «Нити времени», «Мы гордимся своими земляками»; встречи с интересными людьми – бабушками и дедушками моих воспитанников,  фото и видео презентации «Любимый уголок моего города» с  рассказами  детей,  конкурс   знатоков родного города с привлечением сотрудников городской библиотеки, участие в выставке рисунков   и городских  экологических акциях.

Я хотела бы рассказать об одном из этих мероприятий – интегрированное занятие с участием родителей «Милый сердцу город»

 

Интегрированное занятие с участием родителей «Милый сердцу город»

 

Цель:  создать условия, направленные на:  

           – привитие интереса к ознакомлению с особенностями родного города;

– формирование умения передавать отношение к малой родине: гордость, любовь, желание создавать красивое;

– приобретение родителями опыта детско-родительских отношений в сфере нравственного и патриотического воспитания.      

     

Предварительная работа с детьми: экскурсии по улицам города; посещение городского музея по темам: «История города Новоуральска», «Нити времени», «Мы гордимся своими земляками», «Урал – край самоцветов»; участие в конкурсе знатоков родного города в городской библиотеке, участие в выставке рисунков «Мой любимый город». Встречи с интересными людьми; проекты «Любимый уголок моего города».

 

Предварительная работа с родителями:  семейное анкетирование «Город, в котором я живу» с целью выяснить, на каком уровне находится воспитание любви к своей малой родине в семьях моих воспитанников. Родительское собрание, на котором был разработан план совместных мероприятий. В родительском уголке информация для родителей «Воспитание любви к Родине», «Советы для мам и пап». 

 

Ведущий.  Добрый вечер, уважаемые взрослые и дети! Давайте знакомиться. Игра  «Разрешите представиться»  (Дети называют себя, представляют своего взрослого гостя).  Как Вы думаете, почему говорят: «Иван, не помнящий родства»? Так говорят о человеке, который не знает своих корней, не знает места, где он родился. А вы знаете? Сегодня  вам предстоит это доказать. Мы будем очень необычно строить город,  две башни в этом городе. Для этого нам надо разделиться на две команды. Ведущий показывает 2 фотографии,  вид улицы Ленина и улицы Кикоина, т.к. 2 /3  детей группы проживает на этих улицах,  и предлагает объединиться в команды участникам, живущим на этих улицах, (игра из школы партнерства «Кто со мной?»). Остальных участников команды зазывают к себе, «похваляясь» тем, какая у них замечательная улица. Командам предлагается  выбрать для себя  герб – символ из предложенной серии, придумать соответствующее название команды   и экологический девиз (варианты девизов, как пословицы,  присутствуют в оформлении зала, в качестве  помощи родителям).  

Дорогие участники! Вам придется  научиться  договариваться, советоваться, помогать друг другу,  всем вместе принимать решение, а я посмотрю, у какой  команды башня окажется выше.  Каждая победа в конкурсе – это кирпичик вашей башни (у каждой команды набор больших модулей – кубов).

Я знаю, что жители каждой улицы  приготовили к сегодняшней встрече веселые приветствия. На сцену приглашается команда «Любознайки».

Капитан.

Любознайки знают много,

 Задавай вопрос любой…

  И по карте, и по плану

             Изучают край родной.                  

Команда (хором) 

 На Кикоина  живем,

В гости всех к себе зовем!

Ведущий. На сцену приглашается команда «Почемучки».

Капитан. 

Мы про все хотим узнать,

Всем про город рассказать…

Где тут парк, а где аптека,

Где театр и дискотека

Команда (хором).

Мы на Ленина живем,

В гости всех к себе зовем!    

Разминка «Назови улицы города»

 

Ведущий. Приступаем к разминке.  Вспомните, пожалуйста, какие улицы есть в нашем городе.  Договариваемся   отвечать по очереди  и называть только   одну  улицу. Побеждает команда, которая назовёт больше улиц (команда-победительница устанавливает на авансцене свой куб). 

Замечательно, вы назвали почти все улицы нашего города, даже вспомнили маленькие улочки, что очень приятно. У меня для вас ещё один вопрос: знаете ли вы, как называется самая протяженная  улица? (Улица Ленина). Назовите, какие интересные здания находятся на этой улице. (Театр музыки, драмы и комедии; Центральный стадион; городская администрация;  театр кукол «Сказ»; библиотека; кинотеатр «Нейва»).

 

Музыкальный руководитель.Любимые улицы есть у каждого человека. Композитор Юрий Антонов даже написал песню о своих любимых улицах. Я ее для вас спою, а вы послушайте, и скажите, название какой улицы вам больше всего понравилось. (Дети называют запомнившиеся названия улиц.)

Ведущий. Все вы, конечно же, знаете, что мы живём в краю самоцветов. Павел  Петрович  Бажов написал много сказов  об уральских самоцветах.  Следующий конкурс называется «Знаешь ли ты самоцветы Урала?».  

Конкурс «Знаешь ли  ты самоцветы Урала?»

Участники конкурса  по очереди отрывают по одному лепестку  ромашки, на обратной стороне которой   написаны загадки, отгадывают их вместе с родителями. В случае правильного ответа лепесток остается  у команды,  в противном случае – возвращается ведущему.  В конце задания  дети считают лепестки, выясняют в какой команде больше лепестков.

 Команда – победительница устанавливает куб на своей башне.

  1. На конце двойное «л» пиши,

А как зовут меня – реши.

Без мастера гранёным стал

Блестящий, правильный …(кристалл).

  1. В нём навсегда застыл зелёный камень.

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовётся этот камень,

Во всех краях, прославивший Урал? (малахит)

  1.   Он друзами, цветами прорастает,

       Как искорка, его кристалл сверкает.

       Он то прозрачен, то слегка с дымком,

       Вам с детства самоцвет такой знаком.

       Похож он с виду чуточку на лёд.

       Кто без ошибки камень назовёт? (горный хрусталь).

  1. По твёрдости, по блеску, по всему,

Меж самоцветов равных нет ему.

Велик ценой, хотя размером мал,

Скажите, как зовётся минерал? (алмаз)

Остался ещё один лепесток.  Задание  обеим команда: скажите, что в нашем городе названо в честь П. П. Бажова? (Парк культуры и отдыха, библиотека).   Какие сказы П. П. Бажова вам известны? 

Команда-победительница устанавливает куб на башне.

Конкурс «Город новый, город старый»

А сейчас я хочу предложить Вам  рассмотреть фотографии,  на которых  запечатлены  уголки города  20 лет назад и в настоящее время.  Постарайтесь найти правильные пары и назвать, что изображено на этих фотографиях.     

 Дети и взрослые рассматривают фотографии, фоном звучит в записи песня  «О Новоуральске».

Если обе команды справляются с заданием одинаково,  каждая  имеет право установить на башне свой куб.

Кроссворд.

Хорошо ли вы знаете свой город? Это мы сейчас и узнаем. Я приготовила для вас кроссворд.   Что такое кроссворд? Тогда договоримся,  взрослые будут читать вопросы, дети отгадывать, а мамы или папы записывать ответы в клеточки. Вам надо узнать, какое слово спряталось в голубых клеточках (Новоуральск).

  • Название кинотеатра на улице М. Горького. (Родина)
  • В честь кого названа одна из улиц Южного микрорайона. (Корнилова)
  • Название озера, на берегах которого любят отдыхать все  новоуральцы (Таватуй)
  • Этот писатель является автором рассказа «Лев и собачка». В честь него названа улица в нашем городе. (Толстой)
  • Название одного из крупных универмагов города. (Меркурий)
  • Река, протекающая через наш город. (Бунарка)
  • Памятник первостроителям города. (Стела)
  • Известный детский театр, в котором выступают дети нашей группы – Маша, Лиза, Дима. (Колибри)
  • Название района, в котором находится наш детский сад. (Парковый)
  • Название  кукольного театра. (Сказ)
  • Спортивный клуб. (Кедр) 

 Если обе команды справляются с заданием одинаково,  каждая  имеет право установить на башне свой куб.

Дорогие ребята, уважаемые взрослые, я очень люблю наш город,  мне очень нравится фонтан в театральном сквере, аллея трудовой славы, посвященная лучшим людям города,  памятник-стела  первостроителям,  только мне кажется, что в  нашем  молодом городе  памятников маловато. Давайте пофантазируем, какие скульптуры  могут украсить наш город?  Сейчас вы можете придумать свою скульптуру. Посоветуйтесь, что это будет за скульптура,  как она будет выглядеть, и изобразите ее  все вместе. Команде соперников предстоит угадать, как называется ваш монумент, что вы хотели изобразить.

Каждая  команда устанавливает  на башне свой куб. Подводим итог.

Дети  определяют, чья башня выше. Я поздравляю  команду – победителя,  но с  сожалением констатирую, что башня победителей, конечно, высокая, но если бы дети и взрослые сумели договориться и построили из всех кубов одну большую башню, вот это было бы здорово, красиво, такую башню будет видно издалека как нашу телевизионную вышку. Предлагаю выполнить такую постройку. Все дружно строят одну большую башню. Побеждает дружба.

Дети и взрослые встают в круг, берутся за руки и поют песню «Ты да я, да мы с тобой».

Наша совместная  с  родителями  работа  учила  детей  чуткости, доброте, отзывчивости, развивала их активность,  способствовала личностной реализации и сплочению детско-родительского  коллектива. В конце года мы выяснили, что больше всего  родителям запомнились мероприятия, которые они  лично организовывали, либо принимали самое активное участие. Во всех рисунках на тему «Самый счастливый день» дети рисовали себя в кругу семьи, рядом с ними были их родители.

Милый сердцу город