Чевтайкина Наталья Вячеславовна
Воспитатель
Михальчёнок Екатерина Константиновна
Педагог-наставник
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Сертоловский детский сад комбинированного вида № 3»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149151
Всероссийский конкурс «Лучший воспитательно-образовательный проект в дошкольных учреждениях», в условия реализации ФОП и ФАОП ДО
Наименование конкурсной работы: Проект «Детское экспериментирование как средство ознакомления детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром»
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149151


Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Сертоловский детский сад комбинированного вида №3»

Проект 

Тема: «Детское экспериментирование как средство ознакомления детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром»

 

Автор: Чевтайкина Наталья Вячеславовна;

Соавтор: Михальчёнок Екатерина Константиновна

 

                                                                                        

Город Сертолово 2024 

Актуальность: Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления об окружающем, с другой – начинает овладевать причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Развитие познавательной активности у детей – вопрос актуальный на сегодняшний день. Необходимо включать малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые практические действия выполняют для детей познавательную исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного проекта. 

Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания окружающего мира.

 Тип проекта: исследовательский.

 Участники: дети 1-ой младшей группы, воспитатель, родители.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели марта).

Цель: развитие у детей любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственые зависимости, умения делать выводы.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме, материалы интернет – ресурсов.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми.
  3. Обогатить центр по опытно – экспериментальной деятельности.
  4. Пополнить картотеку опытно – экспериментальной деятельности.
  5. Развивать интерес детей к познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности. 
  6. Формировать представления детей о свойствах и качествах предметного мира; и углублять представления о живой и неживой природе.

Методы и формы работы: 

  • Специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме;
  • Совместная деятельность педагога с детьми;
  • Свободная самостоятельная деятельность детей.

В работе по организации экспериментальной деятельности дошкольников используется комплекс разнообразных методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером возпитательно – образовательных задач.

Наглядные методы:

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских энциклопедиях;
  • Наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы.

Практические методы:

  • Решение занимательных задач, проблемных ситуаций;
  • Элементарные опыты с предметами и их свойствами; 
  • Действия с измерительными приборами, лупой, микроскопом;
  • Долговременные эксперименты, как серия опытов и наблюдений, и, кратковременные, возникшие как ответ на детские вопросы;

   Они проводятся как в условиях группы, так и на участке детского сада.

Совестные методы:

  • Беседы с детьми о явлениях природы;
  • Чтение художественной литературы.

Инновационные:

  • Фиксирование и запоминание результатов эксперимента.

Эксперименты должны быть простыми, доступными, меньшая самостоятельность детей, соблюдение четкой последовательности действий, игровая форма поведения. Экспериментальная деятельность должна проходить на высоком эмоциональном уровне – это способствует сосредоточению и концентрации внимания детей. А задачи, решаемые опытно – экспериментальным путем обязательно должны соответствовать возрастным особенностям, лежать в зоне ближайшего развития детей и их практических интересов.

Этапы работы.

1 этап.

2 этап – основной. 

 

Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)
Работа с детьми 1.03. – 7.03.2024  г. Экспериментирование на тему «Камни»:

1. «Вот какие камешки»

Цель: дать детям представление о том, что камни имеют разную форму.

2. «Помоем камешки»

Цель: дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

3. «Твердый – мягкий»

Цель: дать детям представление о том, что камни твердые.

4. «Теплые – холодные»

Цель: дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми.

Методический банк

 (перспективный план, конспекты совместной деятельности, картотека опытов) 

11.03. – 15.03.2024 г Экспериментирование на тему «Бумага».

1. «Бумажные листочки»

Цель: дать детям представление о том, что бумага легкая.

2. «Бумажные комочки»

Цель: дать детям представление о том, что бумага может мяться, рваться.

3. «Тонкая – толстая»

Цель: дать детям представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.

4. «Кораблик»

Цель: дать детям представление о том, что бумага намокает в воде.

Работа с родителями  – Привлечение родителей к

созданию предметно-

развивающей среды в

группе.

– Проведение экологической

выставки

«Чудеса природы»

Консультация

«Создание условий для

развивающей

деятельности»

  Консультация «Маленькими шагами в прекрасный мир» Конспект консультации
«Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» Памятка 
Семинар-практикум «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» Конспект семинара-практикума
Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно! ». Папка-передвижка

«Юные исследователи»

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
«Юные исследователи» (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.) Фотовыставка 

«Юные исследователи»

Совершенствование предметно – развивающей среды Подбор и изучение методической литературы;

разработка перспективного плана по работе с детьми

Перспективный план

Подбор материала к оснащению центра экспериментирования в группе Центр экспериментирования
  Оформление картотеки опытов Картотека 
  Консультация для педагогов «Формирование навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» Конспект консультации
Открытый показ совместной деятельности «Маленькие исследователи» Конспект совместной деятельности
Творческий отчет по теме самообразования  Презентация 

 

 3 этап – заключительный.

Ожидаемые результаты:

  1. У детей сформировано умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
  2. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива;
  3. Сформированы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
  4. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задание в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца.

Литература:

  1. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий».
  2. Н. В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду».
  3. MAAM.RU
Проект «Детское экспериментирование как средство ознакомления детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром»