Сергеева Вероника Николаевна
Педагог дополнительного образования
Попова Анна Петровна
Педагог дополнительного образования
МБУДО Г.ИРКУТСКА ЦДТ ОКТЯБРЬСКИЙ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149189
Всероссийский конкурс «Лучшие педагогические практики в системе образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Статья:"Наставничество - как эффективная практика профессионального роста молодого педагога»
Итоговая оценка: 2 место,  74 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149189


Наставничество – как эффективная практика профессионального роста молодого педагога

Сергеева В.Н.

Попова А.П.

Сергеева Вероника Николаевна, педагог дополнительного образования технической направленности, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Иркутска Центр детского творчества «Октябрьский», Иркутск, mnveronika@mail.ru 

Попова Анна Петровна, педагог дополнительного образования технической направленности, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Иркутска Центр детского творчества «Октябрьский», Иркутск , popova_ap@inbox.ru

Аннотация: в данной статье рассматриваются этапы, связанные с подготовкой новых педагогов дополнительного образования технической направленности, приходящих работать в центр из иных образовательных учреждений. В основу статьи положены результаты работы педагога высшей квалификационной категории Сергеевой В.Н. в качестве наставника молодого педагога Петровой А.П, имеющей высшее педагогическое образование, курсы профессиональной подготовки по робототехнике, многолетний опыт работы в ДОУ. Рассматривается практическое сопровождение в соответствии с современными требованиями образования и рынка труда. Статья будет интересна педагогам образовательных организаций, студентам среднего и высшего профессионального образования, педагогам, которые планируют связать свою деятельность с таким техническим направлением как робототехника. 

Ключевые слова: наставничество, педагог-наставник, планирование, адаптация. 

Перед педагогическим коллективом центра детского творчества стоит задача по подготовке новых педагогов, пришедших работать в такое стремительно развивающееся направление технической направленности, как робототехника, конструирование, моделирование и программирование. Педагогов необходимо с самого первого дня обеспечить опытным наставником, который поможет начать все образовательные процессы с учетом требований образовательных стандартов. [1] Компетенции, которые будут сформированы за период работы модели «наставник-наставляемый» должны соответствовать современным требованиям в части образовательной, проектной деятельности, выполнения воспитательной работы, подготовки к соревнованиям различных уровней и профориентационной работы. [2] 

Планирование поэтапного формирования компетенций у молодого педагога отражается в первоначальном документе «План индивидуальной работы с молодым специалистом первого года сотрудничества». Считаем важным придерживаться при составлении данного документа следующих принципов:

  • План составляется совместно с молодым педагогом, учитывая ее интересы
    • План корректируется в течении года, приходят новые ситуации и их решения.
    • Делегируются полномочия наставляемому на принципах доверия и поддержки.

 Компетенции формируются в ходе таких мероприятий: мастер-классы, открытый урок, проектная деятельность, конкурсы сборки моделей, олимпиады по робототехнике, чемпионаты и т.п.  План индивидуальной работы планируется составлять ежегодно на протяжении двух первых лет работы педагога. Главной целью работы наставника является планомерная, комфортная подготовка квалифицированного специалиста и  его аттестация на категорию.

Анализируя встречи педагогов технической направленности, методистов на секции городского методического совета в МКУ “ИМЦРО”, посвященные году Наставника и педагога 2023 году, хотелось бы отметить важность наставничества, его актуальность во время имеющегося дефицита педагогических кадров данного направления. Необходимо поддержать это стремительно развивающееся направление, т. к. за ним будущее многих профессий современных детей. 

  • Компания LEGO в 1998 году разработала первый массовый роботехнический конструктор Lego Mindstorms. В том же году первые наборы этого конструктора появились в нескольких пилотных школах Москвы, а еще через пару лет начались массовые поставки, были разработаны первые учебные методические материалы. 
  • В 2002 году в Москве прошли первые соревнования с робототехническими конструкторами «Международные состязания роботов», в которых участвовали 15 школ Москвы и одна из Санкт-Петербурга.
  • Начиная с 2005 года, робототехнические конструкторы появляются в классах за пределами двух столиц, осенью 2008 года для популяризации направления запускается программа «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России». Ее цель – обеспечение равного доступа к новейшим технологиям детей и молодежи, вне зависимости от региона проживания.
  • «Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность: …проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, с использованием конструкторов; управления объектами; программирования» [2]
  • В 2014 г. утверждается «Концепция развития дополнительного образования детей», подготовленная рабочей группой под руководством А. Г. Асмолова. Среди прочего Концепция предусматривала «создание в системе дополнительного образования детей сети ресурсных центров для обеспечения технологической подготовки обучающихся, организации научно-технического, художественного творчества и спорта». Концепция оказала наибольшее влияние на развитие отрасли, поскольку в ней напрямую была указана робототехника. [3]
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года. Среди которых обновление и модернизация инфраструктуры дополнительного образования, современные и актуальные направления, ранняя профориентационная работа. [4]
  • Все совершенствование системы организации и управления дополнительным образованием невозможно выполнить на качественном уровне без кадрового потенциала, без современных педагогов. Необходима планомерная работа не только в средних и высших учебных заведениях, но и непосредственно на рабочих местах молодых педагогов.

На сегодняшний день нехватка в Иркутской области педагогов технической направленности составляет более 60 вакансий. 

Возрождение системы наставничества в педагогическом сообществе Иркутской области позволит не только взрастить новое поколение педагогов, но и : 

  • популяризировать техническое творчество среди детей и молодежи 
  • создать в будущем новые  профессии и специальности, востребованных экономикой Иркутской области; 
  • развить систему профессионального образования и самоопределения обучающихся, стимулирование мотивации молодежи к выбору профессий; 
  • совершенствование кадрового обеспечения профессиональных образовательных организаций; 
  • усиление взаимоподдержки между рынком труда и рынком образовательных услуг; 

Регулярные опросы работодателей постоянно фиксируют профессиональные дефициты молодых педагогов. Чего же не хватает будущим специалистам? Сюда можно отнести: нехватку образовательных программ по робототехнике, дефицит методической литературы, сложности адаптации в быстроразвивающемся направлении. 

Участие в первые годы работы педагога всей команды нашего центра от управленцев, методистов, педагога-наставника, преподавателей смежных дисциплин и  партнеров , дает мощный толчок к развитию молодого педагога, высоким стандартам его работы, победам его детей на соревнованиях. 

Наставничество предполагает постоянную работу, ежедневную поддержку, решение вопросов. По нашему мнению, только при системной работе возможен положительный результат. 

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в работе модели «Наставник-наставляемый» важно: 

  • учитывать профессиональные интересы молодого специалиста; 
  • быть гибким наставником. Иметь возможность корректировать план годовой работы под новые ситуации; 
  • делегировать полномочия наставляемому на принципах доверия
    и поддержки.

Литература 

  1. Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 (с изменениями от 30.09.2020г.) «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 
  3. http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

4.http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo

Статья:”Наставничество – как эффективная практика профессионального роста молодого педагога»