Новикова Лия Дмитриевна
учитель-логопед
ГБОУ Школа 1584
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149227
Всероссийский конкурс «Консультация для родителей», в рамках  проектной деятельности «Взаимодействие с семьёй»
Наименование конкурсной работы: Консультация логопеда «Игровые приёмы автоматизации поставленных звуков дома» (Родительское собрание)
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149227


Консультация для родителей

на тему: «Автоматизация поставленных звуков дома».

Игровые приемы

Цель: 

 – Привлечь родителей к совместной работе в коррекции речи детей;

 – Оказать практическую помощь родителям детей с речевыми расстройствами в 

организации игровых занятий по автоматизации звуков в речи ребенка;

 -Формировать положительную мотивацию к мероприятиям, проводимым логопедом по 

коррекции речи.

 -Формирование позитивных взглядов на совместную коррекционную работу.

 

Оборудование: видеозапись занятий по автоматизации звуков в речи, мяч, памятки для родителей, выставка печатных игр по закреплению звуков в речи. («заяц и морковки», «звуковые цепочки», «Звуки разные я знаю- без труда их различаю», «Логопедические бусы» и т.д.)

План:

1.Вступительное слово логопеда о необходимости систематической работы по  автоматизации звуков в речи;

2.Просмотр видеозаписи занятий с ребёнком по автоматизации поставленных звуков в речи.

3.Проведение совместных игр с родителями на закрепление звуков в речи.

 

Ход. 

– Добрый вечер. Спасибо, что пришли на мою консультацию, это говорит о том, что вы понимаете значимость речевого развития ребенка дошкольного возраста.

-Сегодня, здесь есть родители детей, с которыми мы уже работаем. Конечно, со всеми детьми есть положительная динамика, но всех объединяет одна проблема: поставленные звуки очень долго автоматизируются в речи. Т.е. изолированно звук ребенок уже может произносить, а в свободной речи звук не употребляет, или употребляет только по напоминанию родителей или логопеда; не все могут научиться слышать свою речь, правильно ее воспринимать. Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у одних ребят это выходит естественно, а у других… Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше «во-о-ны» или «сапки», хоть плачь! Период автоматизации звука является наиболее важным в коррекции звукопроизношения и случается, так, что этап автоматизации поставленных звуков растягивается на месяцы, а то и годы. Как вы думаете –в чем кроется причина таких проблем?

Примерные ответы родителей:

-недостаточно времени уделяется решению данного вопроса;

-слабый самоконтроль ребенка за собственной речью;

-нежелание ребёнка исправлять свое звукопроизношение;

-трудность произношения звука и т.д.

 

Вы правильно думаете, но не все причины были озвучены. Давайте уточним.

Скорость введения звуков в речи зависит прежде всего:

1) От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков. Дизартрия-этоговорит о нарушении или недостаточнойчувствительности мышц, которые отвечают за работу органовартикуляции т.е. нервная клетка, которая обеспечивает движения данной мышцы, еще не достаточно созрела, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии требует длительного периода, но результат будет.

2) От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.

3) От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности -т.е. самоконтроля и сознательном управлении своими действиями.

Очень важно, чтобывы  родители не только обратили внимание на особенности развития своего ребенка, но и сумели принять их. «Что значит принять?» – спросите вы. Принять – это сказать себе и близкому окружению: “Да, у моего ребенка есть особенности, и я хочу ему помочь”. Принять – значит протянуть своему ребенку руку помощи, вселить в него уверенность в собственные силы, нацелить на успех. Нам, взрослым, необходимо научиться с уважением относится к индивидуальным особенностям и потребностям ребенка, и тогда помощь, оказываемая взрослым, будет эффективной и своевременной.

Работа над звукопроизношением сложна и требует определеннойпоследовательности. К автоматизации поставленного звука можнопереходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированносовершенно правильно при продолжительном и многократном повторении.

Постепенно повышать темп речевых упражнений. От неторопливогоутрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходитьк более быстрому проговариванию слов, а затем к еще более ускоренномупроизнесению предложений и, наконец, скороговорок.

Этапу автоматизации в работе отводится достаточнопродолжительное время. Основная трудность для родителей – нежеланиеребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересоватьмалыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Мы в своей работе используем разнообразные печатные и словесные дидактические игры. И сегоднянебольшие отрывки занятий я предлагаю вашему вниманию. (транслируютсяприемы занятий) Конечно, у родителей нет специально приобретенных карточек, игр на закрепление звукопроизношения, но самое главное ребенокдолжен чувствовать, что занятия – не скучная, неизбежная повинность, аинтересное увлекательное дело. Учитывая это, необходимо превратитьсложнейший процесс автоматизации звука в игру, используя наглядность испециально подобранный речевой материал. Например, можно нарисоватьвертолет и сказать ребенку: «Залей полный бак керосина (набери полнуюгрудь воздуха) и посади вертолет точно на аэродром». Да еще предупредить:«Остановишь мотор (звук «Р»), пилот разобьется». Ребенок приложитмаксимум усилий, для того чтобы его вертолет долетел до аэродрома.

Автоматизируя звук, необходимо развивать все стороны речи ребенка. Этодает дополнительный материал для игр и их разнообразия.В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико-грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать,но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля заречевой деятельностью необходимо. В связи с этим педагог (взрослый)должен:

— нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощьюинструкции: например, «Следи за звуками»;

— постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом(палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.), артикуляционной илижестовой подсказкой:

  • губы «в улыбке» или кисть руки внизу;
  • губы «рупором» или кисть руки поднята вверх;

— отметить качество произношения во время общей оценки ответа;

— следить за правильным звукопроизношением в повседневнойжизнедеятельности (на прогулке, в игре, при выполнении трудовыхпоручений);

— стараться отсрочить контроль за звуками, чтобы не нарушать целостности,непосредственности и эмоциональности общения («Какую интереснуюисторию ты мне рассказал! Петя тоже хочет ее послушать. Повтори для него,но помни, что на этой неделе он твой «логопед» или дежурный по звукам иты должен вместе с ним последить за звуком»);

— переносить контроль на неживой объект, как раздражитель нужногорефлекса, а именно: предложить повторно поделиться своими впечатлениями и звуком с человечком или куклой, постоянно играющей роль логопеда;

отметить именины появившегося звука; вручить памятку (медаль, значок,колокольчик и т.д.), напоминающую о правильном произношении; поставить человечка-звук или куклу логопеда в игровой уголок; помочь организоватьдома один из уголков, в котором все звуки должны произноситься правильно

.

Уважаемые родители! Сегодня мне хотелось бы предложить дляознакомления игры, которые помогут Вашему ребёнку автоматизироватьзвуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьютфонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова,а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В нихможно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когдавзрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня исамое главное- по дороге домой, чтобы не отвлекать вечером от домашнихдел!Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, всевозможности и способности.Играйте с ребёнком на равных, поощряйтеего ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

Давайте представим, что вы- это ваш ребенок (предлагаются атрибутыдетей- заколка, бант, игрушка, шапочка и т.д.)

Игра «Найди нужное слово».

Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в словеуслышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Играразвивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучаниеслов.

Игра «Что я загадал?».Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам.Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса ируль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно ипроизносит слово с определенным звуком, который необходимоавтоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательнозагадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук можетбыть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можнопредложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.

Игра «Чего не стало?»

На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенокотворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка.Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детямпредлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинокдля игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.

Игра «Образуй родственные слова».

Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.

Чулок – чулочек, чулочная (фабрика).

Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.

Волк – волчий, волчица, волчонок, волчище.

Глаз – глазочек, глазик, глазок, глазной.

 

Игра «Посчитай-ка».

Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком.Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам напути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин;и т.д.

Игра «Всезнайка».Дошкольники должны ответить навопросы, называя слова, которыеначинаются с определенного звука , например звука [л].

Как тебя зовут?Где ты живешь?Что ты любишь кушать?

Каких ты знаешь животных на звук [л]?

Каких ты знаешь рыб на звук [л]?

Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

 

Игра « Кто больше».

Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенныйзвук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнкаситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумыванииновых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшеговозраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например-изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могутобозначать только живые предметы или только сладкое…

Игра «Один – много».

«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».

Например: бокал – бокалы; пила – …; пенал – …; канал – …; плот – …; дятел – …и др.

 

Игра «Чего много».

«Скажи, чего много?» Например: палуба – …, малыш – …, шалаш – …, желудь-…и др.

Игра «Знаешь ли ты?».

Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] изназванной тематической группы. Например:

Продукты питания – сало, масло, колбаса, халва.

Транспорт – теплоход, тепловоз, велосипед.

Овощи – свекла, баклажан и др.

 

Игра «Назови ласково словечко».

Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково.Например: вилка – вилочка, палка-…, полка – …, галка – …, кулак -кулачок,каблук – …, балкон – …, вулкан – …, колпак – ….

Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете вдетский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальнойподготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скореенавыки артикуляции доводятся до автоматизма. 

И сегодня я приготовиласпециальные памятки для родителей, которые напомнят вам о полученныхзнаниях. Важно организовывать ситуации, близкие к условиям естественнойкоммуникации, побуждающие ребенка к речевому высказыванию. Именно вситуации у ребенка появляется потребность говорить с какой-либо целью,что активизирует его речевую деятельность, способствует закреплениюпоставленных звуков.

На заключительных занятиях по формированию звукопроизношения полезноигры, построенные по типу популярных телевизионных передач«Смак», «Поле чудес» и др. Это вызывает большой интерес у детей, ихактивное участие. Такие задания способствуют не только закреплениюнавыков правильного звукопроизношения у детей, но и обогащениюсловарного запаса, его активизации. Вот, например, как можно развиватьпроизвольное внимание в игровой форме при автоматизации звука «Л». Детичасто затрудняются в произнесении этого звука в конце и середине слова.Они его «глотают» в этих позициях. Можно сказать, что сейчас звук «Л»будет лягушкой и будет подстерегать тебя в серединке и на конце слов.Лягушки хотят поплавать в твоем животике, остерегайся! Говори «Л» вездеправильно! Как сказал слово не правильно, так лягушку проглотил («бука»вместо «булка»). А глотать лягушек никому не хочется, они такие скользкие,холодные, будут квакать в животе. Ребенку весело, начинает работать азарт,включается внимание.

Особо любимы детьми игры с мячом, где не только идет проговариваниеслов, но и двигательные упражнения, которые развивают ловкость,внимание, азарт. Давайте и мы в них поиграем (родители организуют круг,воспитатель  объясняет игру и проигрывает её с родителями)

 

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. 

Ходигры. Воспитатель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мячот ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — этоначальный звук.

Например,: весна — автобус — слон — нос — сова…

 

Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов— сто ответов со звуком Р (л, ,ч и т.д.), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. воспитатель бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответаначинались с заданного звука, например, со звука Р. Пример: — Как тебязовут? — Рая — А фамилия? — Разбойникова — Откуда ты приехала? — ИзРостова. — Что там растет? —Ранетки. — Какие птицы там водятся? —Рябчики. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ракушки, Раскраски.

 

Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вывторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям иговорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово.Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстротымышления.

Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша»,«су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово.

Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумкаши~ шины сы- сырок

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков,называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове. 

Ходигры. взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч,определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ.

Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА.

Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

 

Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные итрехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

 

Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстротымышления.

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произноситодносложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, передтем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно сталодвусложным (нос – носы) или трехсложным (дом – домики). Определяетсяколичество СЛОГОВ.

 

Подведение итогов

Основной смысл данных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобывыработать у детей умение контролировать собственную речь. И довестиновое правильное произношение звука до автоматических движений. Оттого, насколько качественно построена работа по автоматизации звуков вречи будут зависеть навыки грамотного письма в школьном периоде,скорость овладения навыками чтения, а значит успешность адаптацииребенка в школе.

Консультация логопеда «Игровые приёмы автоматизации поставленных звуков дома» (Родительское собрание)