Романова Екатерина Олеговна
воспитатель
Данилова Ксения Андреевна
воспитатель
МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 57»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149239
Всероссийский конкурс «Лучший конспект ООД по ФОП ДО», в рамках национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Научим Буратино играть в шахматы
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149239


Презентация Буратино

МБДОУ «ЦРР-Детский сад 57»

Конспект проведения занятия по обучению детей старшей группы игре в шахматы «Научим Буратино играть в шахматы»

Подготовили воспитатели:

Романова Екатерина Олеговна

Данилова Ксения Андреевна

ЗАТО Северск Томской области – 2024 год

Цель: закрепление и систематизация знания и навыки детей в шахматной игре.

Образовательные: способствовать к использованию математических знаний и аналитических способов для познания математической стороны окружающего мира.

Воспитательные: поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности.

Развивающие: развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

Оборудование: ноутбук с проектором и колонками, презентация к НОД «Научим Буратино играть а шахматы,  шахматная магнитная доска, шахматные доски с фигурами на каждого ребенка, волшебный мешочек с шахматными фигурами. 

Предварительная работа: изучение шахматной доски и ее расположение, название полей, количество и их расположение, а также название фигур, как они ходят. Обучение правилам игры.

Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая.

 

Педагог напоминает детям о проведении шахматного турнира.

 (Слайд 1) 

Звучит звук (видеозвонок). 

(Слайд 2)

На экране появляется Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? 

Воспитатель: Здравствуй, Буратино, конечно узнали. Как у тебя дела?

(Слайд 3)

Буратино: Все хорошо… (говорит немного грустно).  Недавно у меня был День Рождения, и знаете, что мне Мальвина подарила?  Вот! (показывает шахматы).

Воспитатель: Шахматы – это замечательная игра! Прекрасный подарок! А почему ты тогда такой грустный?

(Слайд 4) 

Буратино: Игра то может быть и замечательная, но я никак не могу понять, как в неё играть? 

Воспитатель: А мы тебя научим. Ребята, поможем Буратино? (Дети соглашаются помочь)

Воспитатель: Ну что, Буратино, смотри и слушай  внимательно.

Воспитатель: Ребята, давайте для начала расскажем Буратино, что эта за игра – шахматы.

Воспитатель: В шахматы обычно играют два противника. Как их еще называют?

Предполагаемые ответы детей: Партнеры

Воспитатель: Верно! А как располагаются партнеры при игре?

Предполагаемые ответы детей: Они садятся лицом друг к другу.

Воспитатель: Правильно, молодцы! А давайте покажем Буратино как располагается шахматная доска между противниками,

Дети садятся за столы и проговаривая с воспитателем стихотворение открывают и правильно располагают шахматную доску:

 

                                       Доску правильно клади,

На углы всегда гляди,

Чтоб у правого угла

Клетка белая была)

Воспитатель: Шахматы – это настольная, но при этом спортивная игра.

(Слайд 5)

Буратино: Спортивная..! О, я очень люблю спортивные  игры:  можно прыгать, бегать, устраивать соревнования! А в чём будем соревноваться в силе? Или может быть в быстроте?

Воспитатель: (обращаясь к детям) Ребята, в чём же соревнуются шахматисты?

Предполагаемые ответы детей: В смекалке, находчивости, быстроте ума.

(Слайд 6)

Буратино: Так значит, если я научусь играть в шахматы, то я стану самым умным? Здорово! Ну, давайте уже играть! 

Воспитатель: Подожди, Буратино, прежде чем игру начать, много правил надо знать!

Воспитатель: Ребята, давайте познакомим Буратино с шахматными правилами, а поможет нам в этом игра «Да-нет».

Я буду задавать вопросы, если вы согласны с утверждением, поднимаем большой палец вверх, если не согласны, то отвечайте переворачиваем большой палец вниз.

Предполагаемые ответы детей:

  1. В шахматы играют молча (Да)
  2. Если кто-то другой играет, то ты можешь подсказывать (Нет) 
  3. Если дотронулся до своей фигуры, то ей нужно сделать ход (Да)
  4. Можно мешать противнику думать (Нет) 

5.Если хочешь поставить свою фигуру аккуратнее, то нужно сказать: «Поправляю» (Да)

  1. После окончания партии проигравший не пожимает противнику руку (Нет).

(Слайд 7)

Буратино: Ребята, теперь я понял, что без правил в шахматной игре никуда. 

Воспитатель: Да, Буратино, но это еще не все. Шахматная доска хранит в себе много секретов, о которых мы с ребятами сегодня тебе расскажем. Слушай внимательно!

Работа с магнитной шахматной доской.

Воспитатель предлагает детям присесть за столы.

Воспитатель: Ребята, давай посмотрим на магнитную доску. Как называются эти клетки?  

Предполагаемые ответы детей: Черные и белые поля.

Воспитатель: Каких полей больше черных или белых? 

Предполагаемые ответы детей: Равное количество.

Воспитатель: А кто из вас помнит, сколько на доске белых полей?

Предполагаемые ответы детей: 32

Воспитатель: А черных?

Предполагаемые ответы детей: Тоже 32

Воспитатель: Правильно, ребята, белых – 32 и черных – 32, всего – 64 поля.

Воспитатель: А еще, в шахматном королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо называются… (воспитатель показывает на доске)

Предполагаемые ответы детей: Горизонталями.

Воспитатель: А те улицы, которые расположены сверху вниз… (воспитатель показывает на доске).

Предполагаемые ответы детей: Вертикалями.

Воспитатель: Сосчитайте, сколько вертикальных улиц  на шахматной доске?

Предполагаемые ответы детей: 8

Воспитатель: А сколько горизонтальных улиц?

Предполагаемые ответы детей: 8

Воспитатель: Кто сможет показать вертикаль А ? А вертикаль С ? и т. д. Кто сможет показать горизонталь…5, 2 и.т.д

Воспитатель: А сейчас, ребята, встаньте, пожалуйста (дети выходят из-за столов, встают в полукруг по направлению к экрану). Покажите руками горизонталь. Догадались, как это можно сделать? (ответы детей-руки в стороны). Опустите руки. Еще раз покажите горизонталь. Опустите. Молодцы!  А как можно показать вертикаль? (ответы детей-одна рука вверху, одна рука внизу – выполняется 2 раза).

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: (обращается к Буратино) Ну что, Буратино, как тебе наши шахматные задачки? Трудно?

(Слайд 8)

Буратино: Трудно, но о-о-очень интересно! Теперь я знаю, что в шахматы играют два игрока – партнеры, которые садятся лицом друг к другу. Клетки на шахматной доске называются черными и белыми полями и их равное количество: белых – 32 и черных – 32. А еще на шахматной доске есть улицы: горизонтали и вертикали. 

Воспитатель: Молодец, Буратино, ты хороший ученик!

Воспитатель: Буратино, ребята хорошо потрудились и пора бы нам всем немного отдохнуть и размяться.

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,                              (Руки вверх, вдох – потянулись)

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.                                       (Наклоны – раз, два, три)

Руки в сторону развел,                           (Развели руки в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.                     (Встали на носочки) 

(Слайд 9)

Буратино: Молодцы, ребята, у вас отлично получается! Но мне снова нужна ваша помощь.  Мальвина еще подарила мне электронную игру с заданиями, а я не могу справиться. Поможете? 

(Дети соглашаются помочь).

(Слайды 10, 11, 12, 13, 14,15, 16, 17, 18, 19,20,21)

На экране поочерёдно появляются ребусы, как дети отгадывают, то на следующем слайде появляется ответ.

(Слайд 22)

Буратино: Спасибо, ребята! Я без вас бы не справился! Теперь я знаю название всех шахматных фигур! А как же они ходят?

Воспитатель: Буратино, мы тебе обязательно расскажем. 

(На столах лежат шахматные доски с фигурами)

Воспитатель: Ребята, проходите за столы на свои места. Вам необходимо фигуры правильно расставить на шахматной доске, а поможет нам в этом стихотворение:

(дети вместе с воспитателем читают стихотворение и расставляют фигуры каждый на своей доске)

Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
  Идут на место пешки. 


Воспитатель: Ребята, какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя?

Предполагаемые ответы детей: Ферзь любит свой цвет.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все фигуры расставлены верно!

(обращается к Буратино) А вот теперь, Буратино, мы тебе расскажем, как ходят шахматные фигуры, а поможет нам в этом «Волшебный мешочек».

Воспитатель показывает «Волшебный мешочек».

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же лежит в нашем «Волшебном мешочке». Воспитатель подходит к первому ребенку.  Ребенок достает из мешочка 1 шахматную фигуру.

Воспитатель: (обращаясь к ребенку) Скажи пожалуйста, как называется эта фигура? Расскажи и покажи на доске как она ходит (работа на магнитной шахматной доске). 

Дети по очереди достают шахматные фигуры из мешочка и рассказывают, как они ходят.

Воспитатель: Молодцы ребята! Все справились с заданием.

Воспитатель: (обращаясь к Буратино) Ну что, Буратино, теперь ты понял как играть в шахматы? Помогли тебе наши ребята?

Буратино: Ребята, спасибо большое, я так много узнал про эту замечательную игру – шахматы. Вы мне очень помогли. Я сейчас пойду к Мальвине и мы обязательно с ней сыграем. До свидания. До новых встреч.

Воспитатель: Ребята,  а теперь я предлагаю украсить наше солнышко лучиками. Если вам понравилось помогать Буратино, то вы украшаете солнышко длинным лучиком, а если нет то коротким.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какое прекрасное солнышко у нас получилось. А теперь я вам предлагаю слепить для Буратино сказочные шахматные фигуры. 

 

Научим Буратино играть в шахматы