Шахбанова Загидат Абдурахмановна
учитель
ГКОУ РД «Казиюртовская СОШ Ахвахского района»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149276
Всероссийский конкурс «Классный руководитель», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Классный час «Мир не обойдется без тебя...»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149276


mup ne oboyd.

Классный час

«Мир не обойдется без тебя…»

Цель: 

сформировать в сознании нормально – развивающихся  ребят  социально-психологическую готовность к принятию учащихся с ОВЗ в детский коллектив

Задачи:

  • Познакомить с понятием   – “особый ребенок”.
  • Познакомить с некоторыми проблемами детей с ограниченными возможностями, через создание проблемных ситуаций.
  • Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, вырезанные сердечки (по количеству детей)

                                                   Ход занятия:

 

Учитель: Сегодня на нашем кл.часе присутствуют гости. Давайте подарим им улыбку и поприветствуем гостей. Скажем дружно «Здравствуйте!»

Любую  встречу, мы начинаем именно этими словами.

– А что означают эти слова? (ответы детей)

    Здоровье очень важно для человека. Здоровье – это подарок судьбы. Необходимо научиться  беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся  не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим – желаем и себе. 

 

 -Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих? (Нет,  не всегда.  Мы можем простудиться и т.д.)

Тема  нашего сегодняшнего кл.часа  «Мир не обойдется без тебя…»» Слайд1 

Чтобы понять, о чём мы будем сегодня с вами говорить, послушайте стихотворение. Его написал 12-летний мальчик Антон.

 

Абдула:

Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.
Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,
Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.
Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.
Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.
Ступени на моем пути в библиотеку,
И я не могу прочесть книгу.
Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,
Обеспокоенным и болезненным, 
Испуганным и нервным.
Ступени – это мрачный сумрак.
О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,
Все эти ступеньки!

 

Что чувствуется в стихотворении 12 летнего мальчика? (отчаяние, боль,  мальчику очень плохо), он сравнивает это со ступенями, которые ему приходится преодолевать и со ступеньками которые он встречает передвигаясь. Предлагаю посмотреть видеосюжет

Слайд 2 (видео) ИНВАЛИД-ЧЕЛОВЕК(клип мы просто другие)

– о ком этот сюжет? ( о больных детях)

 

– К сожалению, на нашей планете есть немало людей   обделенных   физическим здоровьем, т.е. это люди, возможности здоровья которых, настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. 

Таких людей  много. Это и взрослые и дети. 

КТО ТАКИЕ ДЕТИ ИНВАЛИДЫ.

стихотворения Вадима Галкина.( АМИНАТ.ПАСИХАТ.БУЛБУЛ.МАЗИГАТ)

Кто такие дети-инвалиды? 
Дети-инвалиды, Ангелы земли
Сколько не заслуженной обиды
На себе они перенесли


Сколько раз, они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы, -это Грех? 


Сколько раз их матери украдкой
Уводили в сторону детей своих
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, не добрых, немощных людей


Немощны они не телом бренным.. 
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным
Прочь всегда их гнали взглядом бледным


Не грустите матеря не надо
Ваши дети-ангелы, не зло
Богом нам они даны в награду, 
Чтобы в мир нести любовь, тепло


Ну а тех кто нас не понимает
Пусть простит Господь за волю их
Пусть они услышат как рыдают
Мамы у кроваток чад больных

Но не все на свете равнодушны
Больше тех кто хочет нам помочь
Открывая душу нам радушно
Горе пусть покинет нашу душу

Четвертый чтец
Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской
Чтоб на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, и был покой


Чтоб ни войн и не землетрясений
Ни цунами страшных, НИКОГДА
Сбереги Господь от потрясений
Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА…

 

Слайд 3

ХАЙЖА .

В немецком языке есть понятие “Sonderkind” (зондер кинд) – особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья.  Мы тоже называем таких ребят “особые дети”.

 Особые дети  – кто они? (Инвалиды, гении, и т.д.)

Это мальчишки и девчонки – обычные ребята, которые любят читать, рисовать, играть. Им хочется бегать и шалить… Но с раннего детства из-за болезни они вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Окружающий их мир ограничивается инвалидной коляской.  Особенно тяжело ребятам, которые лишились подвижности из-за травм. Не имея возможности  передвигаться самостоятельно и общаться со сверстниками, эти ребята  замыкаются в себе, рано узнают, что такое одиночество. Здоровые сверстники не всегда охотно принимают особых детей  в свой коллектив. Человек не должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других.

Слайд 4

В  Декларации прав ребенка записано – ребенок имеет право:

  • на семью; 
  • на заботу и защиту со стороны государств
  • посещать школу и учиться; 
  • на равенство в правах; 
  • свободно выражать свои мысли; 
  • на собственное мнение; 
  • на имя и гражданство; 
  • на получение информации; 
  • на защиту от насилия и жестокого обращения;
  • на медицинское обслуживание; 
  • на отдых и досуг

Такие ребята имеют право учиться вместе с вами. 

Мы должны уметь сосуществовать друг с другом и быть терпимы и уважительны  к другому, иному, не такому, как ты сам. Толерантность может помочь каждому, и всем вместе чувствовать себя уверенно в этом мире. При этом лучше понимая другого, мы лучше понимаем себя. 

 

Практические упражнения

Чтобы понять, легко ли детям с ограниченными возможностями жить в этом мире, попробуем выполнить несколько упражнений. 

  1. Сейчас я попрошу вас встать, выйти из-за парт, свободно разойтись по классу. Закройте  глаза и представьте  себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

         Команды: сделать шаг вправо,  два шага вперед,  шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

 

 Откройте глаза. Вы должны были прийти  туда, откуда начали движение. 

Получилось ли прийти в нужную точку? (Да, нет ) 

Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? Хотелось ли вам открыть глаза? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса). Спасибо, пройдите на свои места. 

       

  1. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:

–  Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Довольны ли вы своим рисунком?

   Хотелось ли вам   открыть глаза?

Учитель:  

Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения.   

 – Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? ( ответы детей).

 ПЕСНЯ КУКУТИКИ ДОБРАЯ ПЕСНЯ

 Учитель:  

– А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы “аукаем”, чтобы не потерять друг друга, а как они?

А они общаются жестами, это – жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Некоторые могут считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. 

 

Практические упражнения

– Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать,  как они общаются, предлагаю: Встать, найти себе пару и передать партнеру доброе отношение к нему. Попробуйте сказать мимикой и жестами: Ты хороший человек. Ты мне нравишься.

Рефлексия

Спасибо! Пройдите на свои места.

– Поднимите руку, кто почувствовал  доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства  другому.

Учитель:  

– Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью.

Видео о НИК ВУЙЧИЧ

Учитель:  Красавица в автобусе сидела у окна, 

И с завистью вздохнула я: “Мне стать бы как она”. 

Но девушка на выход поднялась, заковыляв, 

И вдруг я поняла  – она идет на костылях. 

О, Господи! Прости, когда стонать Я начинаю… 

Есть две ноги. И мир я благодарно принимаю. 

Я заболталась с продавцом, он был умен, красив,

 Еще раз за покупками зайти он пригласил. 

Он мне сказал: “Дай Бог здоровья вам на много лет. 

Как жаль, что я не вижу вас. Я от рожденья слеп”. 

О! Господи! Прости, когда стонать Я начинаю… 

Я зрячая. И мир я благодарно принимаю. 

Прелестный мальчуган, как изваяние само, 

Сидел, не двигаясь, и я сказала: ” Мальчик мой, 

Что ж ты один? Твои друзья играют за углом”. 

Но безучастно он сидел. Я поняла: ” Он глух “… 

О, Господи! Прости, когда стонать Я начинаю… 

Я слышу жизнь. И мир я благодарно принимаю.

 Есть ноги. Я могу бродить наедине с собой. 

Восторженно глаза глядят на небо голубое. 

Есть уши, я слышу рокот дальнего прибоя… 

О, Господи! Прости, когда стонать Я начинаю…

 Благословенна я. И мир с любовью принимаю…

 

Многие считают, что инвалидность человека способна поставить крест на его жизни. К сожалению, в нашей стране нередко бывает именно так. Однако история убедительно говорит нам, что физическое здоровье – ничто, когда человек стремится к своей цели. Именно поэтому мы расскажем о людях с серьезными заболеваниями, которые достигли вершин в своих областях, невзирая на физические недостатки. 

 

Слайд 5  ВИДЕО О ПАРАЛИМПИЙЦАХ.

-А знаете  ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? 

Слайд 6 (паралимпиада)

Зимние Паралимпийские игры  в городе  Сочи.  Вы следили за выступлениями паралимпийцев. В пяти дисциплинах соревновались  более 500 спортсменов с ограниченными возможностями из 45 стран. Российские спортсмены  заняли первое место. Они выиграли 30 золотых, 28 серебряных, 22 бронзовых медали.  Ими гордится вся страна.  Их воля к победе, желание быть не хуже здоровых людей,  вера в себя, невероятная сила духа  привели их на пьедестал почета. Паралимпийские игры выполняют важную роль в привлечении внимания к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья  во все мире. Эти игры призывают быть сильнее, добрее, верить в себя.

ПЕСНЯ ПОБЕЖДАЙ.

Слайд 7, 8, 9 (олимпийцы)

Олеся Владыкина (родилась 14 февраля 1988 года) — российская спортсменка, чемпионка Паралимпийских игр-2008 в Пекине. В 2008 году на отдыхе в Таиланде экскурсионный автобус попал в аварию. Подруга Олеси погибла, а девушка лишилась левой руки. Однако вскоре Олеся возобновила тренировки и через пять месяцев стала чемпионкой Паралимпиады по плаванию на дистанции 100 метров брассом. В Лондоне спортсменка планирует выступить на нескольких дистанциях — как в индивидуальных дисциплинах, так и в эстафетах. Олеся Владыкина является послом Олимпийских и Паралимпийских игр-2014 в Сочи.

 

Олег Крецул (родился 21 мая 1975 года) — российский дзюдоист-паралимпиец. Спортсмен в 1996 году завоевал звание вице-чемпиона Европы и участвовал в Олимпиаде в Атланте. Но вскоре после свадьбы Олег попал в тяжелую автомобильную аварию, в которой погибла его жена, а он потерял зрение. Но Крецул сумел справиться с обстоятельствами и вернувшись в спорт, стал чемпионом Европы, мира и серебряным призером Паралимпиады в Афинах. А спустя четыре года в Пекине он стал чемпионом Паралимпийских игр — день в день после страшной аварии девятилетней давности.

 

1из 8

Россиянин Роман Петушков – пятикратный чемпион мира по лыжным гонкам и биатлону спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата 2013 года, многократный победитель этапов Кубка мира, серебряный и бронзовый призер Паралимпийских игр, дважды лучший спортсмен мира по версии Международного паралимпийского комитета.

2из 8

Михалина Лысова – заслуженный мастер спорта России, паралимпийская чемпионка в эстафете по лыжным гонкам и бронзовый призёр в биатлонном пасьюте среди слабовидящих спортсменов на Зимних паралимпийских играх 2010 года в Ванкувере. По ее словам , спортом увлеклась еще в детстве, в родном Нижнем Тагиле, и даже не мечтала о таких больших достижениях в дальнейшем.

3из 8

Уроженец башкирского села Кайраково Кирилл Михайлов активно занялся спортом еще в 1993 году. Кирилл является заслуженным мастером спорта России по лыжным гонкам, а также спортсменом года по версии GQ. Женат, у супругов два сына – Даниил и Корнил. Кирилл Михайлов на своем примере показал, что спорт — это судьба. Он мечтал сделать спортивную карьеру и показывал неплохой результат, но серьезная травма в ДТП поставила крест на его надеждах на медали в большом спорте. Однако Кирилл смог собрать волю в кулак и решил вернуться в спорт. И стать чемпионом.

4из 8

Паралимпийская чемпионка в эстафете по лыжным гонкам и обладательница серебряной медали в биатлонном пасьюте среди слабовидящих спортсменов на Зимних паралимпийских играх 2010 года в Ванкувере Любовь Васильева – заслуженный мастер спорта России. С детства Васильеву окружал спорт – занимаясь со здоровыми ребятами, Люба каталась на лыжах, бегала и танцевала. Как бы ни было тяжело, она всегда стремилась быть первой. Любовь была успешна не только в спорте, но и в искусстве — она очень хорошо рисовала.

5из 8

Двукратная паралимпийская чемпионка и серебряный призёр зимних Паралимпийских играх 2010 года в Ванкувере Мария Иовлева встала на лыжи в возрасте 10 лет. В настоящее время, Мария находится в статусе заслуженного мастера спорта и готовится к соревнованиям на Паралимпийских играх в Сочи.

6из 8

Призер 10-х зимних Паралимпийских игр Анна Бурмистрова – обладатель 5 золотых наград, а также 4-х серебряных. В марте 2010 года ей был вручен Орден Почета за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, а также за высокие достижения на 10-х Паралимпийских зимних играх 2010 года. По словам Анны, спортом она начала заниматься в 6 лет. Сначала мама отдала ее на плавание для общего развития (у Анны плексит двусторонний, паралич Эрба (частичная неподвижность руки, вызванная травмой плечевого сплетения во время родов). Врачи в один голос твердили спортсменке, что тренироваться нельзя, но мама девочки настояла на своем. Уже в 14 лет Анна Бурмистрова попала в сборную и выступала на международном уровне.

7из 8

Лыжник Ирек Зарипов – чемпион в лыжных гонках и биатлоне. Ирек лишился ног в 2000 году, попав на мотоцикле под грузовик. Два года после этого он жил, по его словам, как растение, не понимая, зачем нужен в этом мире. Лишь благодаря спорту, пойти в который его убедили родители, он вновь обрел способность радоваться жизни. Чтобы вернуть себя в форму, Ирек начал упорно тренироваться. Как результат – 4 золотые медали на играх 2010 в Ванкувере. Свои победы в Ванкувере Ирек посвящает всем, как он сам сказал: “кто способствовал моему становлению, кто за меня болел — это и родители, и жена, и мой сын”.

8из 8

Александра Францева – чемпионка России по горнолыжному спорту, призер этапов Кубка Европы, участница Паралимпийских зимних игр в Ванкувере. Родилась Александр 24 апреля 1987 года в Камчатском крае. Выступает в категории слабовидящих спортсменов. В 2013 году на финальном этапе Кубка Мира IPC 2013 по горнолыжному спорту выиграла золото в скоростных дисциплинах и завоевала звание абсолютной победительницы Кубка Мира в своей категории. Александра Францева – “Свой чемпион “Сочи 2014” с 2012 года, представляет в проекте Дальневосточный федеральный округ. Спортсменка планирует принять участие в Паралимпийских зимних играх в Сочи.

КЛИП ПОБЕЖДАЙ

-Какой день отмечался в начале декабря, связанный с нашим мероприятием? (Слайд День инвалида)

Международный день инвалидов был установлен 3 декабря Генеральной Ассамблеей ООН  в 1992 году. Тогда же организация призвала государства, входящие в ООН, проводить всевозможные мероприятия, для того чтобы способствовать включению инвалидов в общественную жизнь.

Международный день инвалидов напоминает всем о нуждающихся в поддержке и помощи, но в тоже время мужественных, крепких духом людях, проявляющих таланты в профессиональном мастерстве, изобразительном, самодеятельном творчестве, спорте. Этот день очень нужен нашему обществу – и для того, чтобы обратить внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями, и для того, чтобы восхититься необыкновенной силой духа, целеустремленностью, умением инвалидов добиваться успеха в сложнейших условиях. Эти проявления жизнелюбия и оптимизма могут служить примером для всех нас.

-А как мы с вами можем им помочь? ( перейти дорогу, и т.д)

ТВОРИ ДОБРО ВИДЕО

Итог классного часа.

Ребята сегодня  мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, многие из вас  ощутили  на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить  этим людям. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям». Я, хотела бы попросить вас относиться к таким людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями будет легче переносить тяготы и лишения. 

 

– Я,  думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее.  В течение занятия,  по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное  тронуло ваши сердца. Так пусть же, как солнце всем светит одинаково, так и мы с вами должны одинаково относиться ко всем людям и принимать их в своё общество.

   

Рефлексия занятия

А сейчас,  возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, те добрые слова, пожелания, которые  вы хотите сказать людям с ограниченными возможностями. Сердечки с пожеланиями прикрепите   на доску . 

 (Звучит песня «А солнце светит всем одинаково») Может быть кто-то из вас хочет прочитать свое пожелание? Читают пожелания

 Как я вижу,  вы все   написали добрые, хорошие слова поддержки (ЧИТАЮ НАДПИСИ НА СЕРДЕЧКАХ) и это  может означать, что  время, проведенное на кл.часу ,  не прошло для вас даром. 

Пусть наше волшебное солнышко коснётся своим лучиком каждого нуждающегося в помощи и донесёт до них  кусочек вашей доброты, те слова поддержки ,которые вы написали на своих сердечках.

 

                           

 

Классный час «Мир не обойдется без тебя…»