Дырул Марина Олеговна
Учитель-логопед
МДОАУ д/с «Солнышко»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149278
Всероссийский конкурс «Лучший конспект ООД по ФОП ДО», в рамках национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект логопедического группового занятия в старшей группе на тему «Помоги Лунтику»
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149278


Конспект логопедического группового занятия в старшей группе на тему «Помоги Лунтику»

Цель: Закрепить правильное произношение звука [Ш], познакомить с буквой Ш.

Задачи. Коррекционно-развивающие: закрепить правильное произношение звука [Ш]; упражнять в определении наличия/отсутствия звука [Ш] в словах, в определении позиции звука [Ш] в слове(в начале, в середине, в конце); продолжать обучение звукослоговому анализу и синтезу.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание, память, речь, координацию речи с движением.

Воспитательные: воспитывать положительную установку на участие в занятии, усидчивость, самостоятельность.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, интерактивная игра, зеркала, корзинка с яблоками, игрушка Лунтик, картинка со звуком [Ш], иллюстрация с изображением Кузи, иллюстрация с изображением пчёлки Милы, иллюстрация с изображением Вупсеня и Пупсеня, иллюстрация с изображением паука Шнюка, иллюстрация с изображением пиявки, иллюстрация с изображением Корнея Корнеевича, иллюстрация с изображением Ам Няма, яблочки красные, яблочки жёлтые.

Ход занятия

Основная часть

Организационный момент 

Учитель – логопед: Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Давайте сейчас проведём разминку для проверки нашего настроения

(Изображаем эмоции в соответствии с текстом)

Психогимнастика

Я люблю, когда вы улыбаетесь (Показывают улыбку)

Я люблю, когда вы удивляетесь (Показывают удивление)

Я не люблю, когда вы обижаетесь (Показывают обиду)

Я не люблю, когда вы злитесь (Показывают злость)

Я люблю, когда вы улыбаетесь! (Показывают улыбку)

Проблемная ситуация:

Учитель – логопед: Я к вам сегодня на занятие пришла не одна, а с необычным гостем из мультфильма. Чтобы узнать кто придёт, вам необходимо отгадать загадку. 

 

Загадка:

Он сиреневый такой,

Машет весело рукой.

Он прилетел к нам с луны-

Знают, любят его малыши. (Лунтик)

Учитель – логопед: Правильно! (Появляется Лунтик. Учитель – логопед показывает детям игрушку Лунтика) 

Учитель – логопед: Но наш Лунтик не совсем весёлый. У Лунтика важное задание, которое надо выполнить. Баба Капа решила испечь яблочный пирог, а яблоки закончились. За яблоками она отправила Лунтика.  Ему скорее надо отправиться в волшебный яблочный сад, чтобы привезти яблоки для пирога. Но на пути встречаются задания, которые необходимо выполнить, и Лунтику одному не справится. Поможем ему? (Да)

Учитель – логопед: Но Лунтик к нам пришёл не один, он захватил с собой интересный звук. А что за звук, мы сейчас узнаем из стихотворения, которое вам прочитаю.  А вы должны внимательно послушать и сказать, какой звук вы чаще услышали. Готовы? (Да)

Загадка

Для Миши -малыша

Вяжет Глаша теплый шарф,

Шарфик на шею он повяжет

И «спасибо» Глаше скажет.

Учитель – логопед: Какой звук вы услышали чаще всего? ([Ш])

(Учитель –логопед показывает звук Ш)

Учитель – логопед: Давайте все вместе произнесём этот звук [Ш]

Учитель – логопед: Ребята, обратите внимание на то, что при произношении этого звука, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы «окошком». При произношении встречается преграда. Как вы думаете этот звук является гласным или согласным? (Согласный)

Учитель – логопед: Твёрдый или мягкий? (Твёрдый) При произношении этого звука, приложите ладошку к горлу. Скажите он будет звонкий или глухой? (Глухой)

Учитель – логопед: Молодцы! Звук [Ш] является согласным твёрдым и глухим. 

Учитель – логопед: Ребята, на нашем пути встречается друг Лунтика –Кузя. (Учитель – логопед показывает иллюстрацию с изображением Кузи).

 Кузя предлагает поиграть со звуком [Ш]. Но прежде чем поиграть, выполним с вами дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

1.«Дует тёплый ветерок»

Встаём прямо. Делаем глубокий вдох, выдох удлинённый с звуком «ш – ш -ш». 

2.«Дует холодный зимний ветерок»

Встаём прямо. Делаем глубокий вдох носом, выдох со звуком «у-у-у-у-у».

  1. «В окно влетела пчела»

Встаём прямо. Делаем глубокий вдох, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з-з»

  1. «Шуршание листьев»

Встаём прямо. Делаем глубокий вдох, руки поднимаем вверх. На выдохе произносим звук «ш-ш-ш-ш-ш», опускаем руки вниз.

  Развитие фонематического слуха

Учитель – логопед: Ребята, я вам сейчас назову звуки, слоги, слова, а вам предстоит внимательно слушать. Если вы услышите звук [Ш], то хлопаете в ладоши. (Учитель – логопед называет звуки, которые уже изучили, слоги и слова, где встречается звук [Ш]. са, ша, шапка, шалаш, шифер, шофёр и т.д.) 

Учитель – логопед: Звук [Ш] на письме мы записываем буквой Ш (Учитель – логопед показывает данную букву)

Учитель – логопед: Ребята, посмотрите на букву Ш.  Скажите на что она похожа? (Ответы детей) 

Учитель – логопед: Из каких она элементов состоит? (Ответы детей)

Учитель – логопед: Сколько элементов в букве Ш? (Выкладывают букву с помощью палочек: 4 элемента) 

Учитель – логопед: Давайте напишем букву Ш в воздухе пальчиком. (Пишут)

Давайте напишем букву Ш пальчиком на парте.  

Учитель – логопед: На нашем пути к волшебному яблочному саду встречается пчёлка Мила. Она предлагает нам выполнить пальчиковую гимнастику. (Учитель – логопед показывает иллюстрацию с изображением пчёлки Милы) 

Пальчиковая гимнастика

Пальцы – дружная семья, (Показывают пальчики на руках)

Друг без друга им нельзя (Сжимают пальцы каждой руки в кулачки)

Вот большой! (Разжимают большой пальчик)

А это средний. (Разжимают средний)

Безымянный и последний-(Разжимают безымянный пальчик

Наш мизинец, малышок! (Разжимают мизинчик)

У-у-у! Указательный забыли. (Разжимают указательный пальчик)

Чтобы пальцы дружно жили, (Поднимают пальцы рук кверху)

Будем их соединять

И движенья выполнять… (Каждый палец руки присоединяют поочередно к большому пальцу).

Учитель – логопед: Молодцы! Двигаемся дальше.

Учитель – логопед: Ой, ребята, на нашем пути появились слова – неприятели, которых послали к нам Вупсень и Пупсень. Мы дальше продолжим свой путь, если подберём слова «наоборот». (Учитель – логопед показывает иллюстрацию с изображением Вупсеня и Пупсеня).

Маленький -……(большой)

Гладкий-………(шершавый)

Узкий – …………(широкий)

Плохой- …………(хороший)

Учитель-логопед: Здорово! С заданием справились, отправляемся дальше. 

Учитель – логопед: На нашем пути преграда паутина, которую сплёл паук Шнюк. Нам необходимо выполнить его задание, чтобы отправиться дальше. Он предлагает нам поиграть. (Учитель –логопед показывает иллюстрацию с изображением паука Шнюка) 

Игра «Повтори чистоговорку».

 – Присаживается тот, кто правильно произносит чистоговорку:

Ша – ша – ша – шарф, шампунь, шахматы.

Ши – ши -ши – шифер, шишка, шипы.

Шу- шу – шу – шуба, шутка, шум.

Ши – ши – ши –  шифер, шило, шина

Шо-шо-шо – шов, шок, шоссе

Аш-аш-аш – шапка, шар, шалаш

Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь ( Качаются и кружатся)
Потянитесь, распрямитесь.(Потягиваются, распрямляются)
Приседайте, приседайте,(Приседают  2 раза)
Пошагайте, пошагайте,(Шагают 2 раза)
Встаньте на носок , на пятку,(Встают на носок, встают на пятку)
Покачайтесь-ка в присядку.(Качаются приседая)
Глубоко теперь вздохните,( Делают глубокий вдох)
И выдохните! (Выдыхают)

Учитель – логопед: Ребята, мы с вами столько много сегодня разговариваем, что болтушка пиявка предлагает выполнить упражнения, которые помогут нашему язычку отдохнуть. Для выполнения упражнений достаём зеркала и смотрим в них. (Учитель – логопед показывает иллюстрацию с изображением пиявки).

Артикуляционная гимнастика

  • «Наказываем непослушный язычок» –  Улыбаемся, приоткрываем рот, кладём широкий передний край языка на нижнюю губу и «шлёпаем» его губами, произнося «пя-пя-пя».
  • «Лопатка» – Улыбаемся, приоткрываем рот, кладём широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживаем его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10.
  • «Маляр»-Улыбаемся, открываем рот и «красим» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения язычком вперёд – назад.
  • «Чашечка»- Улыбаемся, широко открываем рот, высовываем широкий язык и придаём форму «чашечки» (т.е. слегка приподнимаем кончик языка)
  • «Вкусное варенье»-Улыбаемся, приоткрываем рот, широким языком в форме «чашечки» облизываем верхнюю губу сверху вниз.
  • «Грибок»- Улыбаемся, приоткрываем рот, необходимо присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка грибочка»). Удерживаем в таком положении 5-10 секунд.
  • «Гармошка» – Улыбаемся, приоткрываем рот, необходимо присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута. Открываем и закрываем рот, как будто растягиваем меха гармошки.

Учитель – логопед: Отправляемся дальше. На нашем пути повстречался Корней Корнеевич. Он подготовил для вас очень интересное и не простое задание. Готовы? (Да)

(Учитель – логопед показывает иллюстрацию с изображением Корнея Корнеевича) 

 «Разложи картинки». Определение места звука в слове

Учитель – логопед: Ребята, на столе у вас лежат картинки.  На доске у меня три звуковых домика – схемы. Вам необходимо разложить свои картинки в звуковые домики в зависимости от места звука в слове.  

Учитель – логопед: Молодцы! Присаживаемся за столы, приступаем к выполнению следующего задания. Это задание нам поможет выполнить Ам Ням. Перед выполнением задания, давайте повторим с вами правила поведения на игре. (Учитель – логопед показывает иллюстрацию с изображением Ам Няма)

Правила:
1.Не шумим

2.Друг друга слушаем внимательно.

Приступаем. 

Интерактивная игра с яблоками.

Учитель – логопед: Отлично у нас получилось! Мы добрались до волшебного яблочного сада, Лунтик насобирал яблоки для того, чтобы Баба Капа испекла вкусный пирог. Лунтик благодарит вас за проделанную работу и угощает яблочками. (Учитель – логопед вносит корзинку с яблоками) 

Заключительная часть

Учитель – логопед: Ребята, кому мы сегодня помогали? (Лунтику)

Учитель – логопед: Какой звук нас сопровождал всё занятие? (Звук [Ш])

Учитель – логопед: Что вы узнали об этом звуке? (Он согласный, глухой, твёрдый) 

Учитель – логопед: Молодцы!  А сейчас хочу посмотреть с каким вы настроением уходите с занятия. Если у вас отличное настроение возьмите красное яблочко, если плохое, то жёлтое.

До свидания!

Конспект логопедического группового занятия в старшей группе на тему «Помоги Лунтику»