Туманина Татьяна Александровна
Воспитатель
МБДОУ детский сад № 119
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149852
Всероссийский конкурс «Лучший воспитательно-образовательный проект в дошкольных учреждениях», в условия реализации ФОП и ФАОП ДО
Наименование конкурсной работы: Краткосрочный проект на тему: «Все профессии важны» группа среднего возраста
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149852


Проект на тему: «Все профессии важны» группа среднего возраста

Авторы: Подшивалова Оксана Леонидовна, Туманина Татьяна Александровна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 119»

Населенный пункт: г. Нижний Новгород, Приокский район

Тип проекта: Информационный (практико – ориентированный)

Продолжительность: 1 неделя (краткосрочный) с 13.11.23 г. по 03.11.23 г.

Участники проекта: Воспитатели и воспитанники средней группы, родители воспитанников

Проектная работа необходима в воспитательно – образовательном процессе, так как  это позволит:

развивать свободную творческую личность ребенка, которая определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы;

– учится решать интеллектуальные и личностные задачи, управляя своим поведением и планируя свои действия;

– овладевать средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Всякий труд благороден, и благороден один лишь труд.
(Т. Карле иль)

       Актуальность проекта

       Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

       Ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

       Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Все профессии важны».

       Цель: формировать представления о разных профессиях, о важности роли труда взрослого в жизни общества.

       Задачи: 

– способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда;

– развивать детскую инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности;

– расширять кругозор и познавательную активность детей;

– создавать условия для закрепления представлений у детей о результатах труда и трудовых действиях, совершаемых взрослыми;

– развивать коммуникативные навыки, обогащать и активизировать словарный запас детей;

– повысить методическую компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации дошкольников.

       Проблема: В ходе бесед с детьми выяснилось, что мало кто из детей знает и понимает, кем конкретно работает папа или мама.

       Гипотеза: Создание условий для ранней профориентации дошкольников, разработка и применение демонстрационного материала, оснащение развивающей предметно – пространственной среды в данном направлении, разнообразит познавательную деятельность детей. Будет способствовать формированию устойчивого интереса к профессиям, пониманию значимости их в жизни общества, приобретению элементарного опыта профессиональных действий на уровне ребенка-дошкольника.

       Ожидаемые результаты:

– активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых; 

– сформируется чувство уважения к людям разных профессий; 

– заинтересованность и сотрудничество родителей, как участников организации воспитательно – образовательной деятельности с детьми.

       Предполагаемые продукты: Стенгазета «Профессии моих родителей», лэпбук «Город профессий», игра «Все о профессиях я знаю» (для интерактивной панели).

       Ресурсы и оборудование: Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Полицейский», «Врач», «Пожарный» и т.д. Дидактический материал по знакомству детей с профессиями. Фотографии по профессиям родителей, по которым дети составляют рассказы.

       Первый этап – организационно – подготовительный:

– теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических ресурсах; 

– оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы; 

– определение целей и задач проекта; 

– прогнозирование результатов; 

– повышение собственной компетенции по теме; 

– подбор и систематизация материала и оборудования для реализации проекта; 

– подбор наглядно-демонстрационного материала; 

– разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах профориентации детей.

       Второй этап (практический – основной): 

– реализация тематического плана;

– организация совместной и самостоятельной деятельности детей; 

– привлечение родителей, в пополнении развивающей среды.

       Третий этап – итоговый:

Создание стенгазеты «Профессии моих родителей», рассказ детей по фотографиям. Организация итоговой игры «Все о профессиях я знаю».

 

Планирование организованной образовательной деятельности с детьми в рамках проекта

Образовательная область Содержание организованной деятельности
Познавательное развитие Наблюдение за работой сотрудников детского сада (помощник воспитателя, дворник);

Знакомство с профессиями родителей;

Видеопрезетация «Профессии».

Речевое развитие Беседы с детьми на темы: «Кем работают мои мама и папа», «Кем бы я хотел стать, когда вырасту», «Что будет, если исчезнут все дворники? (полицейские, парикмахеры и т.д)»,

Чтение художественной литературы (В.Маяковский «Кем быть?», К.Чуковский «Доктор Айболит», Д.Родари «Чем пахнут ремесла?», С.Михалков «Дядя Степа милиционер», «А что у вас?», С.Маршак «Почта», Б.Заходер «Строители», «Шофер».

Социально – коммуникативное развитие Беседы о людях разных профессий; загадывание загадок о профессиях;

Чтение пословиц и поговорок;

Рассматривание предметных картинок и иллюстраций («Врач», «Продавец», «Повар», «Водитель», «Парикмахер», «Полицейский»).

Экскурсии по детскому саду (кабинет медсестры, прачечная);

Дидактические игры «Кому что нужно», «Я начну, а ты закончи», «Что сначала, что потом».

Художественно – эстетическое развитие Рисование «Кем я буду, когда вырасту»;

Лепка «Овощи для повара»,

Аппликация «Строим дом, новый дом».

Раскраски по теме «Профессии».

Физическое развитие Физминутки «Мы в профессии играем», «Много профессий на свете у нас»; «Мир профессий», «Пилоты», «Повар».

Развлечения и тематические эстафеты.

Создание условий для самостоятельной деятельности

Центр развития Наполняемость Содержание работы
Книжный уголок Барто А. В кошачьей неотложке. Жонглѐр. Котельная. Песня моряков. Штукатуры.  

Денисова Д. «Какие бывают профессии»

Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».  

Елемьянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр. Строитель. Уборщица.  

Заходер Б. Слесарь. Повара. Шофѐр. Сапожник. Пере-плѐтчица. Портниха. Монтѐр. Строители.  

Карпова И. Серия «Кем быть?»

Ладонщиков Г. Звездочка.  

Маршак С. Мастер-ломастер. Пожар. Почта. Цирк. Как печатали вашу книгу.  

Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. Кем быть?  

Михалков С. Воздушные гимнасты. В парикмахерской. Дядя Стѐпа-милиционер. Жонглѐр. Канатоходцы. Фокусник. Холодный сапожник. А что у вас?  

Мориц Ю. Билет на дачу. В цирке. Художник.  

Мошковская Э. Вежливое слово. Капитан. Клоун. Кондитер. Пассатижи. Поэт. Про львов. Пускай они скучают. Рубанок. Снежный поезд. Стрелочник. Я тоже буду шофѐром.

Носов Н. Незнайка и его друзья.

Чтение и рассматривание
Центр сюжетно – ролевых игр «Парикмахерская», «Магазин», «Кухня», «Гараж», «Больница» Дидактические и настольные игры позволяют обобщить и закрепить знания детей о профессиях и орудиях труда («Кому что нужно», «Кем быть», «Профессии», «Угадай, кто я?» Создание предметно – развивающей среды и совместное изготовление атрибутов
Центр строительно – конструктивных игр Строительный материал, модули, конструкторы ЛЕГО Создание схем и чертежей
Центр продуктивных видов деятельности Кукольный театр

Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации

Продуктивная деятельность
Центр патриотического воспитания Наглядные пособия «Профессии военных», «Защитники Отечества» Беседы и рассматривание
Центр музыки Аудиозаписи по теме Прослушивание

      Взаимодействие с семьей:

– Консультация для родителей «Знакомим детей с профессиями»;

– Изготовление игровых атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

– Помощь в изготовлении стенгазеты «Профессии моих родителей».

       Выводы: Профориентация – многогранная проблема, решаемая не одной  неделей и не одним годом. Правильная систематическая работа в данном направлении в дошкольном учреждении и в школе позволит нашим воспитанникам правильно определиться с выбором будущей профессии. 

       В результате проделанной работы можно отметить следующие результаты: 

– Расширились представления детей о труде взрослых (большинство детей называют профессии родителей, чем занимаются на работе и какую пользу, принося обществу).

– Дети приобрели первичные навыки профессиональной деятельности.

– Повысилась заинтересованность родителей в совместной работе по данной теме и активность участия в мероприятиях.

– Расширилась профессиональная деятельность педагогов по ранней профориентации дошкольников. 

       Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.

Список используемой литературы:

  1. Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях.

М. : Сфера, 2016. – 230 с.

  1. Антонова, М. В., Гришняева, И. В. Ранняя профориентация как

элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей

дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. –С.93-96.

  1. Герасимова, И. Л. О взаимодействии семьи и ДОУ в контексте

ранней профориентации дошкольников. Научные достижения и открытия.

Сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса : в 2 ч.. Пенза, 2020. С. 55-57.

  1. Кем я стану? Серия Твой удивительный мир. М. :ГеоДом, 2016. –

247 с.

  1. Кондрашов, В. П. Формирование представлений о мире профессий

в условиях игровой деятельности дошкольников. – Саратов : СГУ, 2001. – 173 с.

  1. Мазниченко, М. А., Шуванова, В. П., Зиновьева, А. А. Ранняя

комплексная профориентация дошкольников: ознакомление с профессиями,

профдиагностика, профессиональные пробы // Дошкольник. Методика и

практика воспитания и обучения. – 2020.– №4. – С. 3-13.

  1. Пономарева, Л. И., Ган, Н. Ю. Взаимодействие дошкольной

образовательной организации и семьи в процессе ранней профориентации

дошкольников // Проблемы современного педагогического образования – 2016.– № 53-7. – С. 175-181.

  1. Рылова, Н. Т. Профориентационная работа с воспитанниками

дошкольных образовательных организаций: метод.рекомендации. – Кемерово :ГБУ ДПО КРИРПО, 2019. – 94 с.

9.Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с

детьми 3-7 лет. –М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.

 

Краткосрочный проект на тему: «Все профессии важны» группа среднего возраста