Черняева Любовь Леонидовна
Преподаватель
ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств» г. Нарьян-Мар
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149861
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Открытый урок «Формирование навыка чтения с листа на начальном этапе обучения в ДШИ»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149861


«Формирование навыков чтения с листа

в классе фортепиано»

 

 


Цель урока: сформировать комплекс умений и навыков для чтения с листа.

Задачи урока:

          Научить учащегося ориентироваться в тексте.

          Выработать умение осознания «непрерывности звучания» при исполнении.

          Передача музыкального содержания, характера исполняемого произведения, осознание «целого».

          Развитие музыкального мышления.

 


«Формирование навыков чтения с листа  на начальном этапе обучения игре  на фортепиано»

Выполнила преподаватель

По классу фортепиано

Кулешова С.С.

Цель урока: сформировать комплекс умений и навыков для чтения с листа.

Задачи урока:

  • Закрепление теоретических знаний;
  • Развитие комплексного восприятия нотного текста;
  • Развитие специфического зрительно-моторного навыка;
  • Развитие музыкального мышления;
  • Передача музыкального содержания, характера произведения.

Методы урока:

Словесное пояснение;

Исполнительский показ.

План урока:

  1. Вступительное слово.
  2. Организационный момент.
  1. Практическая часть.
  1. Заключение.    

Этот урок я хочу посвятить вопросу развития навыка чтения с листа с первых лет обучения. «Лучший способ быстро научиться читать – это как можно  больше читать». И.Гофман. Навык чтения нот с листа считается достаточно сложным и этой работой следует заниматься систематически с самого начала обучения, включая соответствующие задания на уроках по специальности. Чтение с листа – это исполнение незнакомой пьесы в темпе, характере, который задумал композитор без предварительного проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным, осмысленным и с выполнением авторских указаний.

Можно выделить следующие направления в формировании навыка чтения с листа:

  • Необходимо формировать умение ученика осуществлять предварительный анализ глазами, без инструмента, сначала подробный и тщательный;
  • Учить определять жанр и характер произведения по метро-ритмическому рисунку;
  • Умение определять похожие интонации – восходящее и нисходящее движение, арпеджированное и гаммообразное, опевание звуков и т.д.;
  • Практическое знание аппликатурных формул в гаммах, арпеджио, аккордах;
  • Внимательно следить за движением басового голоса, а также уметь ориентироваться на клавиатуре, не отвлекаясь от нотной записи.

Самыми распространёнными ошибками учеников при чтении с листа являются: незнание нот, ритмических рисунков, игнорирование ключевых знаков, потактовое чтение.

Сегодня мы с ученицей Гоняевой Викой хотим представить вам нашу работу. Вика учится во втором классе. Занимается ученица с удовольствием, поэтому на уроке мы успеваем помимо освоения основной программы заниматься ансамблевой игрой, подбором по слуху и чтением с листа. Перед тем как приступить к основной нашей теме, предлагаю размять пальчики и поиграть гамму. Это будет полезно ещё и для того, чтобы вспомнить основные аппликатурные принципы.  (Играем гамму Ре-мажор).

Подготовиться к чтению с листа помогают также различные музыкальные игры, которые мы используем на уроках. Например, игра «Музыкальное лото». Ученица из мешочка достаёт не глядя пять карточек и расставляет их на пюпитре. На карточках написан мотив, который нужно сыграть в ритме, со знаками альтерации.

Ещё на уроках мы используем упражнение «Змейка». В нотной тетради написана мелодическая линия из нот, которую нужно сыграть. Важно определить первую ноту, а дальше лишь следить за рисунком мелодии, чтобы остановиться или повернуть обратно (игра на ощупь, не глядя на клавиатуру). Это упражнение проделываем в скрипичном и в басовом ключе. При выполнении этого задания необходимо помнить два правила: звуки играются подряд, если они расположены на линейках и между ними; звуки следует играть через клавишу, если они находятся на соседних линейках или в соседних «окошках».

Теперь   мы переходим к прочтению пьесы «Перепёлочка». Вместе с ученицей разбираем жанр, характер пьесы. Затем прохлопываем ритм с названием  нот. Анализируем, как движется мелодия, выявляем повторяющиеся мотивы. Эта пьеса исполняется одноголосно, т.е. только правой рукой, что значительно упрощает нашу задачу исполнения. Также песня «Перепёлочка» на слух уже знакома ученице, поэтому исполнение её не представляется трудным и получается уже с первого раза.

Следующую пьесу для чтения с листа предлагаю Абелева «Осень». Здесь задача немного усложняется, т.к. исполнять её необходимо двумя руками. Вначале смотрим на темп, анализируем характер произведения, её настроение. Анализируя нотный текст, обращаем  внимание на появление знаков альтерации, на характерную секундовую интонацию, которая двигается то  вверх, то вниз. И главное, распределение мелодии между двумя руками. После этого можно на   закрытой крышке инструмента прохлопать ритм   с названием  нот, распределяя мелодию между двумя руками. Тщательно проанализировав произведение, ученица исполняет пьесу. После проигрывания, выясняем все недочёты,  даю право ученице самой исправить ошибки, поставить себе оценку.

Две исполненные пьесы ученица  разбирала с помощью  учителя. Следующую пьесу предлагаю ей для  полного самостоятельного разбора – русская народная песня «Серенький козлик». Эта пьеса исполняется двумя руками, где в правой  мелодия, а в левой  несложное  сопровождение, состоящее из выдержанных нот  в басовом  ключе. Ученица начинает  разбор зрительный, не  прикасаясь к инструменту: определение темпа, размера,  движение мелодии, определяются основные длительности как в мелодии, так  и в сопровождении.  При  исполнении пьесы, с  поставленной задачей справляется. Следующим  этапом, ставлю  задачу исполнение песни со словами.

В последующих занятиях планируем двигаться дальше,  расширяя диапазон мелодии,  усложняя аккомпанемент;  будем знакомиться с различными жанрами в музыке, развивая навык чтения нот с листа.

На раннем этапе развития юного музыканта очень важно прививать этот навык, который способствует расширению кругозора (а это очень необходимо при занятиях музыкой), а также позволяет связывать воедино теорию (полученную на уроках сольфеджио) и практику, заставляя учащихся моментально   синтезировать и выдавать усвоенные ими знания.

Хочется поблагодарить свою ученицу за помощь в проведении этого урока, и пожелать ей дальнейших творческих успехов. А нам, педагогам, стараться всесторонне развивать своих учеников, не ограничиваясь только выучиванием обязательной программы.

 

 

Подготовила: Волкова Елена Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Чамзинка – 2017 г.

Тема урока: Формирование навыков  чтения с листа в классе фортепиано.

Цель урока: развитие навыков самостоятельного чтения с листа.

Задачи урока:

– обучать принципам работы чтения с листа, активизируя память и внимание ребёнка;

– формировать внутреннее чувство ритма;

– развивать умение ориентироваться в тексте с помощью графического рисунка (развитие специфического зрительно-моторного навыка);

-закрепление теоретических знаний;

-приучать обучающегося к предварительному прочтению (простейшего анализа нотного текста глазами до его передачи на инструменте);

-развивать навык чтения с листа партий сразу обеих рук.

План урока:

  1. Игра «Цветные ноты»
  2. Игра «Музыкальное лото»
  3. Упражнения на развитие двигательной реакции
  4. Чтение с листа (с бегунком)
  5. Чтение с листа методом «слепой игры»
  6. Работа с ритмом
  7. Чтение с листа (анализ нотного текста: «предупреждающие» знаки)
  8. Домашнее задание
  9. Заключение

Методы работы:

  1. Метод самоконтроля обучающегося.
  2. Применение игровых форм в работе.
  3. Метод опережающего чтения нотного текста (с бегунком).
  4. Метод «слепой игры».
  5. Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика.
  6. Развитие мышления, творческой инициативы.
  7. Метод развития умения продолжительно концентрировать внимание

(способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоев текста).

Тип урока: комбинированный урок (формирование умений и навыков; взаимодействие с предметом «сольфеджио»; использование игровых форм).

 

 

 

 

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент 
  2. Сообщение темы, цели, задач урока
  3. Вступительная беседа.

«Лучший способ научиться читать – это как можно больше читать» – Иосиф Гофман.

Навык чтения нот с листа считается достаточно сложным и этой работой следует заниматься систематически с самого начала обучения, включая соответствующие задания на уроках по специальности. Чтение с листа – это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным, осмысленным и с выполнением всех авторских указаний.

Самыми распространёнными ошибками учащихся при чтении с листа являются:

– незнание нот, ритмических рисунков;

– игнорирование ключевых знаков;

– потактовое чтение;

– невнимательность в общем.

Т.о., можно выделить основные направления формирования навыка чтения с листа:

а) с самого начала обучения прививать навык «смотреть вперёд», а не на тот нотный текст, который в данный момент исполняется;

б) необходимо формировать умение ученика осуществлять предварительный анализ глазами, без инструмента, сначала подробный и тщательный вместе с преподавателем;

в) учить определять похожие интонации – восходящие движения, нисходящие, арпеджированное, опевание звука; уметь применять практическое знание аппликатурных формул гамм, арпеджио, аккордов;

г) обучать чтению нот целостными структурами (начиная с мелодических оборотов, интервалов, созвучий и кончая аккордами), а не отдельными нотными знаками;

д) воспитывать навык игры, почти не глядя на руки и ориентироваться на клавиатуре почти вслепую;

у) учить определять жанр и характер произведения по формулам сопровождения; учить группировать ноты, объединять их по смыслу.

  1. Практическая часть.

На начальном этапе (1-2 кл.) использую игровые формы обучения.

  1. Игра «Цветные нотки»

Ученица пишет ноты на увеличенном нотном стане четыре поговорки:

  1. в скрипичном ключе – ми, соль, си, ре, фа, ля, на линеечках сидят;
  2. в скрипичном ключе – ре, фа, ля, до, ми, соль, те, в окошечки глядят;
  3. в басовом ключе – там, где соль, си, ре, фа, ля, то басовая земля;
  4. в басовом ключе – фа, ля, до, ми, соль, си, к ноте «до» скорей неси.

Задание: сыграть поговорки на инструменте.

  1. Игра «Музыкальное лото»

Ученица выбирает из мешочка пять карточек с нотами, раскладывает их на пюпитре фортепиано, называет ноту и нажимает нужную клавишу. Затем ученица ставит себе оценку («сам себе учитель»), следуя правилу: угадала три нотки – оценка «три», четыре нотки – оценка «четыре» и т. д.

Задание: прочитать ноты в скрипичном и басовым ключах со знаками альтерации – диезами и бемолями и нажать соответствующую клавишу.

  1. Упражнения на развитие двигательной реакции

(целостные структуры – мелодические обороты)

Игра «Бусы большие, бусы маленькие» – звуки, идущие последовательно. Задача учащегося, не глядя на клавиатуру, воспроизвести правильные звуковые последования. Затем ввожу «Бусы», где мелодия располагается скачками. Позже вводится игра «Двойных бус» – игра двойными нотами, а потом игра трезвучий («Снеговиков»).

Необходимо помнить два правила:

  • звуки на фортепиано следует играть подряд (одну за другой) в том случае, если после ноты на линейке, всегда следует нота, расположенная между линейками и так далее.
  • звуки на фортепиано следует играть через клавишу в том случае, если ноты расположены либо на линейках, либо между линеек.
  1. Чтение с листа (с бегунком)

Бегунок необходим для того, чтобы приучить ученика постоянно смотреть немного вперед играемого текста при чтении с листа. В момент взятия учеником ноты преподаватель закрывает ее бегунком, чтобы внимание переключалось на следующую ноту. Когда она берется, бегунок ее уже закрывает, и внимание ученика фиксируется на следующей ноте и т. д. Таким образом, бегунок перемещается чуть с опережением реальной игры.

Задание: чтение с листа русской народной песни «Коровушка»

  1. Чтение с листа методом «слепой игры»

Прием «слепой игры» на фортепиано – это прием, когда руки учащегося во время игры прикрываются листком бумаги. Тем самым у ребенка развивается тактильное восприятие клавиатуры, снижается зависимость от визуального контроля за движениями рук. Постепенно он отвыкает без конца переключать свое внимание с нот на клавиши и обратно.

Хорошим помощником для формирования этого навыка является сборник Г. Беренса «50 маленьких фортепианных пьес без октав». Упражнения из этого сборника воспитывают знание пятипальцевой аппликатуры. Прежде, чем приступить к исполнению этих этюдов, полезно поупражняться следующим образом. Ученику объясняю, что каждый палец правой руки исполняет определённую ноту. Первый будет играть До, второй ре, третий Ми и т.д. Предлагаю ученику закрыть глаза и на ощупь нажимать по команде каждую ноту нужным пальцем. Достаточно назвать только ноту, а он должен сообразить, каким пальцем надо сыграть этот звук. Затем исполняется то же самое, только наоборот. Говорю, каким пальцем играть, а ученик должен нажать нужную клавишу. Далее то же самое левой рукой (аппликатура зеркальная). Затем задачу усложняем – исполняем двумя руками по команде учителя. (Называю звук – ученик соображает, какими пальцами играть, называю палец – нажимает звуки.)

Задание: чтение с листа этюдов из сборника Г. Беренса

  1. Работа с ритмом

Ритм занимает центральное место в обучении и ему следует уделить особое внимание. Ученице предлагается задание с ритмическими упражнениями (на карточках, см. приложение №1):

  • простучать ритм (на столе): левая рука – пульс, правая рука – ритм;
  • прохлопать ритм под произношение счета вслух,

Цель этих упражнений и всей последующей работы – выработать чувство внутренней пульсации.

Задание в игровой форме: преподаватель играет две детские песни – «Маленькой ёлочке» (М. Красева) и «Антошка» (В. Шаинского). Ученица должна узнать (опознать) песню по ее ритмической записи (на карточке).

  1. Чтение с листа

(анализ нотного текста: «предупреждающие» знаки)

На уроках для чтения с листа я использую пособие Т.Камаевой и А.Камаева «Чтение с листа на уроках фортепиано» (игровой курс). Это пособие является настольной книгой любого педагога. Он состоит из двух частей. Первая – это несложные задания. Их цель – снять психологический зажим у ребёнка перед чтением с листа и сделать это занятие по возможности увлекательным.

Задания вполне допустимые, выполняемые и ненавязчивые, что стимулирует ученика к выполнению новых задач. Задачи усложняются очень постепенно, активизируя внимание и доводя исполнение отдельных элементов нотного текста до автоматизма. Постепенно развивается нотный глазомер, закладываются основы целостного восприятия текста. Для этого от задания к заданию перед учеником ставятся разные задачи: точно следовать ключевым знакам, затем выполнять динамические оттенки, выдерживать единый темп исполнения и т.д.

Основная работа с пособием проходит на уроке. Необходимое условие успешного применения пособия является его систематическое использование на каждом уроке (5-7 минут, столько, сколько требуется для выполнения одного задания). Пройденный под контролем педагога материал может быть задан на дом с целью повторения и закрепления освоенных навыков.

Вторая часть пособия – хрестоматия, пьесы в которой подобраны в соответствии с порядком следования тем в первой части. Подобно дорожным знакам, перед многими пьесами выставлены «предупреждающие» знаки, которые облегчают анализ пьесы перед исполнением. Их цель – обратить внимание на «ловушки», которые могут быть в нотном тексте. Когда ребёнок привыкнет самостоятельно анализировать нотный текст перед игрой, «предупреждающие» знаки начнут постепенно исчезать.

Задание: чтение с листа австрийской народной песни «Кукушка».

  1. Домашнее задание: 
  1. Повторять четыре поговорки.
  2. Придумать самой мелодические обороты и сыграть их на инструменте.
  3. Чтение с листа упражнений №59, №60 из сборника С. Барсуковой «Веселая музыкальная гимнастика» (выпуск второй),

 

 

  1. Заключение: 

Таким образом, чтение с листа – один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося. Умение читать с листа создает базу для быстрого освоения нотного материала, а значит, высвобождает время на занятии для решения других музыкальных задач, которые приводят к совершенствованию фортепианной игры. Читая музыку с листа, ученик имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать. Нет необходимости специально штудировать их, совершенствовать в техническом плане. Эти произведения, говоря словами Сухомлинского «…не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать».

 

 

Методическая литература:

  1. Алексеева В. С., Блюмкина А. В., Глиник И. А.

Чтение нот с листа на начальном этапе обучения. Методическая разработка для преподавателей фортепианных отделений ДМШ, ДШИ.

Москва, 1989 г.

  1. Камаева Т. Ю., Камаев А. Ф.

Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс. – М.:

Издательский дом «Классика – ХХ1», 2006 г.

  1. Амосов А. М. Природа чтения нот с листа. Красноярск, 2000 г.
  2. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
  3. Г. Беренс. 50 маленьких фортепианных пьес без октав. – Кифара; 2009.
  4. Смирнова Т. И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие АLLЕGRО. Методические рекомендации. Москва, 2003 г.
  5. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. Ленинград, издательство «Советский композитор», 1989.
  6. Брянская Ф. Д. формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: ООО Издательский дом «Классика – ХХ1», 2005.

 

 

 

 

011г.

Учащийся: Ивченко Данил – 1 класс (8 лет)

Продолжительность урока – 35 минут

Тип урока: Комбинированный

1) систематизация знаний, умений и навыков;

2) изучение нового материала.

Цель урока: Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху

Задачи:

Образовательные:

– Умение быстро читать ноты

– Точное воспроизведение ритмического рисунка

– Знание (изучение) клавиатуры

– Развитие образного мышления

– Развитие слуха и навыка сочинения

– Расширение общемузыкальных возможностей ученика, его кругозор.

Развивающие:

– Создать условия для развития внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные:

– Создать условия для воспитания волевых качеств: трудолюбия, ответственности, прилежания.

– Создать атмосферу доброжелательности между учащимся и преподавателем.

Ход и содержание урока

Этапы Ход урока Текущее время
I этап Подготовительный: введение темы и цели урока 2 минуты
II этап Чтение нот с листа упражнений в игровой форме 10 минут
III этап Разминка:

Игра «Кто первый?»

5 минут
IV этап Подбор по слуху. Варианты:

  1. Дразнилка
  2. д.п. Непослушный зайка»
  3. Пьеса «Хитрые котята» (досочини)
15 минут
V этап Подведение итогов урока. 3 минуты

 

 

I этап: Введение

Развития творческих способностей учащихся всегда являлась одной из интереснейших проблем музыкальной педагогики. Перед преподавателем, работающим с начинающими, стоят серьёзные и многообразные задачи. Сознание большой ответственности, тщательная продуманность работы, подлинный интерес к занятиям с учениками, умение вникнуть в психологию каждого ученика. Работая с начинающими, преподаватель приступает к возведению своего рода музыкального фундамента. Его качество и направленность в большой мере определяет ход дальнейшего обучения, во всяком случае – ближайших лет занятий, а могут и отразиться на всём будущем ученика. Ребёнок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. Большей частью именно в это время он начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно – по мере своих детских возможностей – проявлять себя в области музыки. Уже впервые годы обучения закладывается основа понимания музыкальных произведений, проникновение в мир музыкальных образов. Конечно, ученику нужно приобрести первые навыки игры на инструменте, необходимо знание нотной грамоты, но всё это не может быть преподано вне связи с музыкой. Прежде всего, надо привлечь ребёнка к музыке, заняться обогащением и развитием его музыкальных впечатлений. Работа над чтением нот с листа и подбором по слуху благотворно сказывается на развитии музыкальности, исполнительской инициативы ученика. И на нашем уроке покажем, как мы развиваем творческие способности через чтение нот и подбора по слуху.

II этап: Чтение нот с листа упражнений в игровой форме

Работа ведется по методике В. Жилина «В путь с блокфлейтой». Это упражнения для чтения нот с листа, позволяющие музицировать на любом инструменте в игровой форме. (Приложение № 1) Действия преподавателя: Сейчас мы с тобой сходим в гости к Бабушке и Друзьям, а правила игры такие: 1. В ГОСТИ. Сначала сыграть: а) В магазин за подарками. При любой ошибке возвращаться на начало («магазин закрыт» или «деньги забыли» или «денег не хватило» или «выбор маленький – пойдём в другой» и др.).

После того, как подарки купили, играем:

б) В путь. При любой ошибке возвращаться назад, к началу пути («подарки забыли» или «дождь, снег пошел» или «волка испугались» и т.д.)

Каждый такт – это один километр

  1. ПОЕЗДКА.

Правила игры: Возвращаться в случае ошибки, на предыдущую станцию («билет купить забыли» или «чемодан забыли» или «жулики обокрали» или «не в тот поезд сели» и т.д.)

Действия ученика: Первый раз прочитывает ноты устно, а затем проигрывает упражнения, в следующий раз устно не проговаривает. В случае ошибке варианты «причины» придумываем вместе.

III этап: Разминка: Игра «Кто первый? »

Игра используется в качестве психологической разрядки и повторении теоретического материала. (Приложение № 2)

Описание игры: В начале каждой дорожки ученик с преподавателем ставят игрушки. Преподаватель задаёт ученику вопрос, используя пройденный материал. Цель вопросов – активизировать мыслительную деятельность ученика. При правильном ответе ребёнок передвигает игрушку на следующий квадратик. Неправильный ответ – Ход делает педагог. Кто скорее до конца?

IV этап: Подбор по слуху

  1. В виде игры «Дразнилка» (Приложение № 3)

Действия преподавателя: В диапазоне от ноты «С» до «G» по полутона. Например: Играю интервал секунду до-до#-до, а ты должен найти эти звуки на своём инструменте и повторить, подразнить.

Действия ученика: Поиск звуков и воспроизведение их на баяне.

  1. Подбор детской пьесы «Непослушный зайка» на 3-х нотах.

(Приложение № 4)

Действия преподавателя: Я сыграю пьеску, она называется «Непослушный зайка», а ты в это время должен её очень внимательно слушать и сразу обращать внимание на: музыкальный размер, ритм, движение мелодии, куда она идет – вверх, вниз, стоит на месте, повторяются звуки или нет.

Действия ученика: Во время первого исполнения слушает. Обговаривает, анализирует вместе с преподавателем. Во время второго – поёт слова и прохлопывает ритм. И третий раз пытается сам подобрать мелодию на инструменте

  1. Досочинение «Хитрые котята» (Приложение № 5).

Преподаватель играет по нотам, а ученик – сочиняет продолжение мелодии в пропущенных тактах.

Действия преподавателя: Я, Данил, сыграю тебе по нотам, а дальше, где пропущенные ноты в тактах ты допеваешь и слушаешь себя, как ты поёшь, далее обговариваем все наши последующие действия и ты пытаешься доиграть мелодию на баяне, именно так, как ты спел. Готов?

Действия ученика: Слушает исполнение преподавателя, поёт дальше. Анализирует, обсуждает вместе с преподавателем. Подбирает продолжение мелодии.

V этап: Подведение итогов урока

Действия преподавателя: Анализ занятия, определение задания для домашней работы, выставление оценки за урок.

Вопросы для анализа: Как ты считаешь, Данил, мы выполнили с тобой, что было запланировано?

– Сложно было читать с листа? А как ты думаешь можно ли, читать с листа зная плохо ноты?

– А подбирать по слуху сложно? Можно ли подбирать по слуху другим способом? Каким?

Подвести итог нашему уроку можно словами великого композитора Д.Д. Шостаковича «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет Вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает Вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Д/З: Досочинить окончание второй фразы в пьесе «Хитрые котята»

Действия ученика: Анализирует урок вместе с преподавателем.

Заключение – самоанализ

Наличие в жизни ребенка ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых событий становится своеобразными стимуляторами творческой активности. Это то, что позволяет педагогу постоянно поддерживать эстетический интерес ребенка к процессу создания прекрасного, к общению с искусством.

Выбор открытого урока по теме «Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху с начинающими на уроках специальности», считаю актуальной т.к. для того, чтобы учащийся умел самостоятельно работать над нотным материалом и делал это грамотно, необходимо на начальном этапе обучения заложить музыкально-эстетическую базу (чтение нот с листа, подбор по слуху, транспонирование, музыкальную терминологию и др.).

Соответственно заявленной теме было поставлена цель: Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху. Которая решалась данная проблема через задачи. Также использовались следующие методы обучения:

– Музыкально-иллюстративный;

– Метод актуализации прежних знаний (прежние знания сделать актуальными в данный момент) через прием – создание проблемной ситуации;

– Исследовательский метод, в результате которого учащийся устанавливал истину, новую только для него. Исследование происходило через экспериментально поисковый прием (пробовал – обобщал).

Осуществлялся метод беседы через диалоговое общение. Преобладал авторитетно-демократический стиль общения. Наблюдалась постоянная смена видов деятельности, что позволило сделать урок более объемным, продуктивным и постоянно удерживать внимание учащегося.

Цели и задачи урока достигнуты.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Умение читать ноты с листа облегчает образовательный процесс для учащегося в детской школе искусств, создает предпосылки для желания музицировать, тем самым расширяет его кругозор и поддерживает интерес к занятиям, что очень важно сохранить и по окончании обучения в ДШИ. Формирование навыка чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкально-пианистическим развитием ребёнка. Наилучшие результаты навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения пианиста. Умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на ход учебного процесса и на конечный результат воспитания юного музыканта. Успех работы по развитию навыка чте


ноты «идут» подряд, если пишутся по-разному: одна на

линеечке, другая между линеечками.

2 Ноты «идут» через одну, если пишутся одинаково: или только на

соседних линеечках, или только между линеечками.

У себя в классе мы эти правила закрепляем песенками:

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок «Формирование навыка чтения с листа на начальном этапе обучения в ДШИ»