Интегрированный урок русского языка с окружающим миром
«Прогулка с прилагательными по пяти рекам Сызрани»
Цель:
развитие умения правильно писать окончания имен прилагательных , умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме. Краеведение – реки города Сызрани
Задачи:
Развивающие: развивать орфографическую зоркость; расширять кругозор младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к красотам родного города .
Образовательные: формировать умение безошибочно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Воспитывающие:
воспитывать аккуратность, усидчивость, прилежание и любознательность в процессе учения; воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий); воспитывать умение работать в коллективе; видеть красоту малой родины ,воспитание патриотизма, гордость за свое государство, малую родину ;
Формируемые УУД:
Познавательные :
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные:
постановка учебной цели;
Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
Оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Тип урока: повторение и систематизация знаний.
ХОД УРОКА
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Родина! Как много в этом слове ! У каждого человека есть Родина, и она начинается с малого: родной дом, родная река, родное село, родной город. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая великая Родина – Россия.
II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
– Сегодня на уроке мы обобщим наши знания о грамматических признаках имен прилагательных и продолжим путешествие по нашему родному краю.
( запись в тетради числа )
( кластер)
– В начале нашего урока хотелось вспомнить строки из стихотворения :
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой .
– Какие слова в стихотворение помогают выразить любовь к Родине? (родной, любимый)
– Какая это часть речи? (имя прилагательное)
– Какое значение имеет имя прилагательное в нашей речи?
– С какой частью речи оно связано?
Запись в тетради
Край родной –
Край любимый-
– Назовите словосочетание с прилагательным родной, выпишите его, определите грамматические признаки.
1 вариант
2 вариант
У великого русского писателя И.Соколова – Микитова есть замечательные строки, которые выражают его любовь к Родине.
– У вас на парте есть текст. Прочитайте его, вставьте пропущенные буквы , докажите . что это текст
Род..на! Это особенн….. слово полно глубок….. смысла. Я вижу необъятн…. её просторы, чувствую ласков… в ..терок. Х..р..ши задушевн…. песни её прекрасн…. и мужествен… н..рода.
– какова основная мысль текста
– в словах обозначить все орфограммы , объяснить их написание
– Определить род, число , падеж прилагательных в единственном числе
– в третьем предложении определить грамматическую основу
Физ-минутка
– я буду называть называть слово, если вы услышите прилагательные женского рода- встают девочка, прилагательные – мужского рода – встают мальчика.
Веселый, быстрая, маленький, интересная, мальчик, смелый, красивая, трудолюбивая, внимательный
- САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала наша Земля? Посему?
( синего. Потому, что 2\3 земной поверхности занимает вода)
Сколько в России малых рек? Сосчитать их невозможно. Наверное, много тысяч – с названиями порой непонятными, часто забавными, но всегда сердечными и ласковыми. Для каждого, чьё детство связано с такими реками, тёплые воспоминания остаются в душе на всю жизнь.
Наш город стоит на 5 реках .Сегодня мы вспомним и немного поговорим про них .Любовь к родному городу невозможна без любви к родной природе.
Волга
( у детей текст на столе)
Волга – одна из крупнейших рек не только в центральной России, но и в Европе. На Валдайской возвышенности у деревни Волго-Верховье Тверской губернии, на высоте 256 м. над уровнем моря, выбиваются на земную поверхность родничок с прозрачной и холодной водой. Образуется тоненький ручеек, который дает начало реке Волге. Исток реки Волги
Долгий путь – 3530 км проходит Волга от истока до впадения в Каспийское море, собирая воду 150 тысяч рек, речек и ключей.
Говорят, что свое название Волга получила от древнерусского слова «волога» – влага. Самая длинная река в Европе, Волга – является национальной гордостью России. Только эту реку называют самым ласковым на Земле словом – «матушка».
Задание
– определить тему текста
– определить стиль текста
выпишите из 3 части текста словосочетания – прилагательное и существительное, определите род, число, падеж
Сызранка
Река Сызранка берёт своё начало в Барышском районе Ульяновской области. Общая протяжённость реки составляет 168 км. Место где Сызранка впадает в Волгу хорошо видно на ул. Интернациональной. Сызранка, в переводе с тюркского означает «из оврага». В буквальном переводе значит «овражная, из оврага текущая». В Сызранку впадают 22 притока, а сама Сызранка впадает в Волгу матушку
Задание
Откуда появилось название нашего города?
Зачитать .Что обозначает название реки
– запись под диктовку на доске и в тетради,
Найти грамматическую основу предложения, отметить словосочетания прилагательное и существительное , определить падеж
В вечернее время приятно находиться на набережной реки Сызранки .
Крымза
Река Крымза – левый приток Сызранки. Первоначально название «крымза», видимо было связано с местностью, а затем закрепилось и за рекой.
Крымзы берет свое начало коло села Трубетчино. Дальше Крымза течёт через город. К сожалению сейчас речка загрязнена мусором и отходами. Было бы замечательно очистить реку и превратить в достойное место отдыха горожан.
Здание
Какая экологическая пробле6ма звучит в тексте ?Зачитать .
Река – это жизнь. Она течет, движется, меняется .
Списать. Во втором предложении выделить грамматическую основу.
Кубра
В Сызрани есть ещё река Кубра, впадающая в Волгу в южной части города. Название Кубра связана с тюркскими языками. Раньше она была правым притоком Сызранки. После затопления стала вливаться прямо в Волгу. Кубра также течёт к нам из Ульяновской области, её истоки находятся в Радищевском районе.
В жаркое время года река пересыхает, превращаясь в узкий ручей, окружённый заболоченными илистыми берегами. Берега заросли осокой и камышом. Течение очень медленное, вода мутная.
Задание
Что можно сказать о реке ? Какая она?
Каждая река к морю течет
– как вы понимаете эту пословицу.
Кашпирка
А ещё у нас есть речка Кашпирка – у посёлка Кашпир,- одна из 4-х малых рек Сызрани, которая, в общем – то приняла имя посёлка. Село основано в 1687 году как военная крепость. Первоначально Кашпир именовался – Кашпирские хутора. Тюркское каш значит «высокий берег, холм, камень», а пир – «святой, святое место». В настоящее время некогда полноводная и живая река сейчас обмелела, превратившись в маленький ручеёк.
Задание В тексте найдите прилагательные . Река какая? ________
ИТОГ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Подводя итоги сказанному, хочется отметить, что реки Сызрани разнообразны и уникальны. Имя прилагательное позволяет нам описать красоту нашей малой родины.
Наша задача беречь и ценить дары земли, приумножать их, оставляя будущим поколениям память о себе: о родных местах!
Синквейн
Тема – Волга
Описание темы – щедрая, раздольная
Описание действия – течет, бежит, разливается
Отношение к теме – Волга – всем рекам мать
Суть темы – Царица рек в Европе .
Рабочая брошюра к уроку (1)