Серенькова Наталья Витальевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №21 г. Сызрань
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149876
Наименование конкурса: «Лучшая методическая разработка конспекта урока, при реализации современных образовательных стандартов»
Наименование конкурсной работы: Интегрированный урок , русский язык. окружающий мир. 4 класс «Прогулка с прилагательными по пяти рекам Сызрани»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149876


 

Интегрированный урок русского языка с окружающим миром

«Прогулка с прилагательными по пяти рекам Сызрани»

Цель:

развитие умения  правильно писать окончания имен прилагательных , умения грамотно выражать мысли в устной  и письменной форме. Краеведение –  реки города Сызрани 

Задачи:

Развивающие: развивать орфографическую зоркость; расширять кругозор младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к  красотам родного города . 

Образовательные: формировать умение безошибочно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Воспитывающие:

воспитывать аккуратность, усидчивость, прилежание и любознательность в процессе учения; воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий); воспитывать умение работать в коллективе; видеть красоту  малой родины ,воспитание патриотизма, гордость за свое государство, малую родину ;

Формируемые УУД:

Познавательные :

самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные:

постановка учебной цели;

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

Оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока: повторение и систематизация знаний.

 

ХОД УРОКА

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Родина! Как много в этом слове ! У каждого человека есть Родина, и она начинается с малого: родной дом, родная река, родное село, родной город. А из множества таких маленьких  родных уголков и состоит наша большая великая Родина  – Россия.

II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

– Сегодня  на уроке  мы обобщим наши знания о грамматических признаках имен прилагательных и продолжим путешествие по нашему родному краю.  

( запись в тетради числа ) 

 

( кластер) 

– В начале нашего урока хотелось вспомнить строки из стихотворения :

То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.


Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой .   

– Какие слова в стихотворение помогают выразить любовь к Родине? (родной, любимый)

– Какая это часть речи? (имя прилагательное)

– Какое значение имеет имя прилагательное в нашей речи?

– С какой частью речи оно связано?

Запись  в тетради 

Край родной  –

Край  любимый-                                          

– Назовите словосочетание с прилагательным родной, выпишите его, определите грамматические признаки.

1 вариант 

2 вариант 

У великого русского писателя И.Соколова – Микитова есть замечательные строки, которые  выражают его любовь к Родине. 

– У вас на парте есть текст. Прочитайте его,  вставьте пропущенные буквы , докажите . что это текст   

Род..на! Это особенн….. слово полно глубок….. смысла. Я вижу необъятн…. её просторы, чувствую ласков… в ..терок.  Х..р..ши задушевн…. песни её прекрасн….  и  мужествен… н..рода. 

– какова основная мысль текста 

–   в словах обозначить все орфограммы , объяснить их написание

 – Определить  род, число , падеж  прилагательных  в единственном числе 

– в третьем предложении определить грамматическую основу 

 

Физ-минутка 

я буду называть  называть слово, если вы услышите прилагательные женского рода- встают девочка, прилагательные – мужского рода – встают мальчика. 

Веселый, быстрая, маленький, интересная, мальчик, смелый, красивая, трудолюбивая, внимательный 

  1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала наша Земля? Посему? 

( синего. Потому, что 2\3 земной поверхности занимает вода)

 

Сколько в России малых рек? Сосчитать их невозможно. Наверное, много тысяч – с названиями порой непонятными, часто забавными, но всегда сердечными и ласковыми. Для каждого, чьё детство связано с такими реками, тёплые воспоминания остаются в душе на всю жизнь. 

Наш город стоит на 5 реках .Сегодня мы вспомним и немного поговорим про них .Любовь к родному городу невозможна без любви к родной природе.

 

Волга

( у детей текст на столе) 

      Волга – одна из крупнейших рек не только в центральной России, но и в Европе.  На Валдайской возвышенности у деревни Волго-Верховье Тверской губернии, на высоте 256 м. над уровнем моря, выбиваются на земную поверхность родничок с прозрачной и холодной водой. Образуется тоненький ручеек, который дает начало реке Волге. Исток реки Волги

Долгий путь – 3530 км проходит Волга от истока до впадения в Каспийское море, собирая воду 150 тысяч рек, речек и ключей.

        Говорят, что свое название Волга получила от древнерусского слова «волога» – влага. Самая длинная река в Европе, Волга – является национальной гордостью России. Только эту реку называют самым ласковым на Земле словом – «матушка».   

  Задание

– определить тему текста 

– определить стиль текста

выпишите из 3 части  текста словосочетания – прилагательное  и существительное, определите род, число, падеж

Сызранка

Река Сызранка берёт своё начало в Барышском районе Ульяновской области. Общая протяжённость реки составляет 168 км. Место где Сызранка впадает в Волгу хорошо видно на ул. Интернациональной. Сызранка, в переводе с тюркского означает «из оврага». В буквальном переводе значит «овражная, из оврага текущая». В Сызранку  впадают 22 притока, а сама Сызранка впадает в Волгу матушку 

Задание 

Откуда появилось название  нашего города?

Зачитать  .Что обозначает название реки 

– запись под диктовку на доске и в тетради, 

Найти грамматическую основу предложения, отметить  словосочетания прилагательное и существительное , определить падеж  

В вечернее время приятно находиться на набережной реки Сызранки .

Крымза

Река Крымза – левый приток Сызранки. Первоначально название «крымза», видимо было связано с местностью, а затем закрепилось и за рекой.

  Крымзы  берет свое начало  коло села Трубетчино. Дальше Крымза течёт через город.  К сожалению сейчас речка загрязнена мусором и отходами. Было бы замечательно очистить реку  и превратить в достойное место отдыха горожан.

Здание 

Какая экологическая пробле6ма звучит в тексте ?Зачитать .

Река – это жизнь. Она течет, движется, меняется .

Списать. Во втором предложении выделить грамматическую основу. 

Кубра

В Сызрани есть ещё река Кубра, впадающая в Волгу в южной части города. Название Кубра связана с тюркскими языками. Раньше она была правым притоком Сызранки.   После затопления стала вливаться прямо в Волгу.  Кубра также течёт к нам из Ульяновской области, её истоки   находятся в Радищевском районе. 

 В жаркое время года река пересыхает, превращаясь в узкий ручей, окружённый заболоченными илистыми берегами. Берега заросли осокой и камышом. Течение очень медленное, вода мутная.

Задание 

Что  можно сказать о реке ? Какая она? 

Каждая река к морю течет 

– как вы понимаете эту пословицу.

Кашпирка

А ещё у нас есть речка Кашпирка – у посёлка Кашпир,- одна из 4-х малых рек Сызрани, которая, в общем – то приняла имя посёлка. Село основано в 1687 году как военная крепость. Первоначально Кашпир именовался – Кашпирские хутора.  Тюркское  каш значит «высокий берег, холм, камень», а пир – «святой, святое место».   В настоящее время некогда полноводная и живая река сейчас обмелела, превратившись в маленький ручеёк. 

Задание В тексте найдите прилагательные .      Река какая? ________   

 

ИТОГ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

  Подводя итоги сказанному, хочется отметить,  что реки Сызрани разнообразны и уникальны. Имя прилагательное позволяет нам описать  красоту нашей малой родины. 

Наша задача беречь и ценить дары земли, приумножать их, оставляя будущим поколениям память о себе: о родных местах!

Синквейн

Тема – Волга

Описание темы – щедрая, раздольная 

Описание действия – течет, бежит, разливается 

Отношение  к теме – Волга – всем рекам мать 

Суть темы –  Царица рек в Европе .

Рабочая брошюра к уроку (1)
Интегрированный урок , русский язык. окружающий мир. 4 класс «Прогулка с прилагательными по пяти рекам Сызрани»