Некипелова Елизавета Анатольевна - учитель русского языка и литературы,
Андреева Нина Леонидовна - учитель истории и обществознания,
Ядрихинская Юлия Владимировна - педагог - психолог, советник по воспитанию
МБОУ «Полдарская СОШ» Великоустюгский муниципальный округ Вологодской области
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №181236
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Во славу наших отцов, дедов, прадедов», в рамках мероприятий посвященных 2025 году в России «Год защитника Отечества»
Наименование конкурсной работы: Общешкольный проект «Помнить прошлое, чтобы верить в будущее»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №181236


Всероссийский  профессиональный  конкурс педагогического мастерства среди работников образовательных учреждений «Во славу наших отцов, дедов, прадедов», в рамках мероприятий посвященных 2025 году в России «Год защитника Отечества»

Общешкольный проект «Помнить прошлое, чтобы верить в будущее»

 

Авторы

 Андреева Нина Леонидовна,

учитель истории и обществознания, 

заместитель директора по ВР МБОУ «Полдарская СОШ» Великоустюгский муниципальный округ, Вологодская область

 

Некипелова Елизавета Анатольевна,

 учитель русского языка и литературы, 

МБОУ «Полдарская СОШ» Великоустюгский муниципальный округ, Вологодская область, 

Ядрихинская Юлия Владимировна, педагог – психолог,  советник по воспитанию МБОУ «Полдарская СОШ»      Великоустюгский муниципальный округ, 

Вологодская область 

 

2025 г.

 

Историческое значение каждого русского человека

 измеряется его заслугами Родине,  его человеческое 

достоинство — силой его патриотизма.

Н.Г. Чернышевский

  1. Вступление.

Одним из направлений воспитательной работы школы является патриотическое. В 2025  году  наша страна отмечает  80 лет Победы в Великой Отечественной войне. Поэтому работа школы  спланирована и посвящена этому событию, имеющему важное  значение в жизни России и в воспитании гражданских чувств учащихся.

1.1.Роль Победы в Великой Отечественной войне сегодня.

Любое общество в сложный период развития, в поисках положительного, передового и героического, обращает внимание на своё историческое прошлое. Это естественное стремление использовать накопленный в прошлом опыт для разрешения возникших проблем в новых условиях. В ряду  таких исторических событий страны, безусловно, находится и Победа народа в Великой Отечественной войне. Эта победа сама по себе  является историческим феноменом, так как она оставила в жизни общества, государства, семьи и конкретного человека неизгладимый след. Память о ней  не даёт забыть тех, кто погиб на фронте, умер от полученных ран в госпиталях, самоотверженно трудился в тылу. 

Сегодня, в весьма сложной и противоречивой ситуации развития России, победа 9 мая 1945 г. над фашизмом имеет особое значение, потому что  служит для всех нас объединяющей идеей, формирует чувство гордости за историческое прошлое страны, сдерживает нарастание негативных,  разрушительных тенденций. 

1.2.Актуальность исследований документов военного времени

Проблема воссоздания всесторонней, глубокой и целостной истории Великой Отечественной войны ещё далека от своего окончательного разрешения. Сегодня весьма актуальны исследования, опирающиеся на документы военной поры. В настоящее время они доступны для исследователей, что даёт возможность делать новые открытия, изучать проблемы войны ретроспективно, освещать их с разных позиций.

О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, необходимо периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше. 

  1. Историческое краеведение

2.1. Роль исторического краеведения  в процессе воспитания

На наш взгляд, важнейшей задачей исторического краеведения является пробуждение в детях  интереса к истории той местности, в которой они живут; к тем людям, с которыми им суждено общаться.

В конечном итоге наши ученики будут 

  • понимать специфику исторического краеведения;
  • иметь представление об огромном массиве  исторических источников,  уметь их анализировать;
  • разбираться в практической значимости исторического краеведения;
  • приобретать  навыки подготовки проектов и исследовательских работ по краеведческой тематике и использовать их в практической работе.

2.2.Основные методы краеведческого исследования

В краеведческой работе  нашим коллективом применялись   основные методы краеведческого исследования: 

  • литературный, 
  • полевых наблюдений, 
  • картографический,
  • статистический, 
  • анкетный, 
  • интервью.

2.3.Источники национального краеведения.

В своих исследованиях мы использовали основные источники краеведения:  краеведческую библиографию, картографические источники (архивы музеев, государственные архивы), устные источники,  статистические источники,  наблюдение за объектами и процессами, печатные и электронные источники (учебники, справочники, энциклопедии, путеводители, карты, журналы, газеты и др.);  памятники истории и культуры, связанные с историческими событиями  жизни края, а также произведения материальной и духовной деятельности, представляющие историческую, научную, художественную и иную культурную ценность.

III. Наши проекты

В 2024-2025 годах (2023-2024 и 2024- 2025 учебные года)  проектная работа учащихся организована как   общешкольный  проект «Помнить прошлое, чтобы верить в будущее». 

Цель:

 привлечения внимания школьников к малоизвестным, но важным сторонам жизни людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; 

Наши задачи: 

  • вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность; 
  • стимулирование интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности для раскрытия  их  творческого потенциала;
  • укрепление межпоколенческих связей средствами образовательной и творческой деятельности и сохранение семейных ценностей, формирования гражданской идентичности.

  Учащиеся школы работали по  16 проектам, 6 из которых  групповые, а 10 – индивидуальные.  Материалы, подготовленные и оформленные в ходе реализации общешкольного проекта, остаются в школе в качестве выставочных экспозиций, исследовательских проектов, творческих работ, помогая сохранить нашу историю. Это помогает нам поддерживать  обучающихся, готовых к саморазвитию и целенаправленной познавательной деятельности; формировать способности ставить цели и строить жизненные планы.

Проектами, выполненными в рамках исторического краеведения, являются:

  • Великая Отечественная война: учитель в тылу и на передовой.
  • Наши земляки – участники Сталинградской  битвы.
  • Бессмертный  полк  нашего класса.
  • Солдатские вдовы: вдовы СП Опокское.
  • Дорогами  победы. Поэты – вологжане – участники  Великой Отечественной войны.
  • О чем рассказали фронтовые письма.

Два проекта носят художественно-прикладной характер:

  • Подарок ветерану.
  • Георгиевская лента – цветок Победы.

 

  1. Краткая характеристика  проектов.

 

4.1.О семи  учителях Великоустюгского района в годы войны рассказывает проект   «Великая Отечественная война: учитель в тылу и на передовой», в том числе, и тех, кто работал в нашей школе. Это Бобыкина Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы, директор школы; и Данилова Серафима Федоровна. Продуктом проекта стал устный журнал с иллюстративным материалом, оформленный на специальном стенде-раскладушке.

 

4.2. Задачи проекта «Вдовы солдатские: вдовы сельского поселения  Опокское»:                                                                                                                                                 1. Оцифровать материалы архива школы о вдовах войны.                                                                                   2.Продолжить сбор материала по теме.                                                                           3. Систематизировать, собранный материал.                                                                       4. Оформить списки вдов-солдаток и вдов-участников войны.                                           5.Оформить брошюру «Вдовы солдатские».  

Все поставленные задачи выполнены. Собран огромный информационный и фотоматериал о жителях поселения. Выпущена брошюра «Вдовы солдатские», где отражены собранные материалы, рассказы вдов, их детей, родственников.     

 

4.3.   В  проекте  « Дорогами Великой Отечественной войны:

страницы военной поэзии поэтов-вологжан» подробно рассказывается о военной поэзии известных поэтов – фронтовиков, наших земляков,  Сергея Викулова, Сергея Орлова, Александра Яшина и Михаила Сопина. 

Мало кто знает о Михаиле Сопине, поэте, который был похоронен в Вологде в 2004 году.  Он стоит особняком. По возрасту он относится к поколению детей войны, но с десяти лет был очевидцем ее ужасов, участвовал в ней не по своей воле. Поэтому война для него была полна крови, бессмысленных детских смертей его ровесников.                                                                              С годами Михаил Сопин всё чаще обращается к военным и лагерным воспоминаниям, выступает от имени загубленного поколения «детей войны», солдат, заключённых. Результатом проекта стала качественно сделанная презентация.

 

4.4. Защита  проекта «О чем говорят фронтовые письма» никого не оставила равнодушным: и педагоги, и дети слушали, затаив дыхание. Особый интерес вызвал   информационный  сборник «Письма, пришедшие с войны», в основу которого легли письма наших земляков.

 

4.5.Проект «От сурового лета к победной зиме: Сталинградская битва: события, факты, люди» выполняли семиклассники под руководством классного руководителя.

   В ходе работы участники узнали много интересного из истории Великой Отечественной войны, а именно, Сталинградской битвы. Учились работать с разными источниками информации: художественной литературой, архивными данными, а также с электронными сайтами. 

   Целью проекта было создание викторины и информационного альбома. Проект цели достиг, были получены интересные данные, которые можно использовать на уроках истории.

В ходе  работы над проектом 7-классники:

  1. Составили викторину, разделили её по трём уровням сложности
  2. Выпустили информационный альбом, который будем использовать в дальнейшем на уроках истории России.

 

4.6. Следующий  проект  «Бессмертный полк класса».

Цель: выпустить альбом «Бессмертный полк нашего класса» и создать транспаранты  о  героических родственниках. В ходе работы класс выполнил все поставленные задачи:

1)  Собрать информацию об акции «Бессмертный полк».

2) Изучить вместе с родителями семейные архивы и выяснить, кто из родственников воевал, кто трудился в тылу, кто сопротивлялся в партизанских отрядах.

3) Подготовить доклады о героических родственниках и выступить на классном часе «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны».

5) Подготовить портреты родных и пронести их на параде в поселке Полдарса в День Победы.

6) Обобщить и систематизировать собранные материалы. Сделать выводы о трагическом прошлом нашего народа, о необходимости знать и помнить о героях военных лет и их подвигах.

7) Собрать фотоматериал для создания альбома «Бессмертный полк нашего класса»;

 Итогом стало участие в акции Бессмертный полк он-лайн и на митингах.

 

4.8. Ещё два проекта напрямую, может, и не связаны с историческим краеведением, но интересны с точки зрения воспитания чувств благодарности и преклонения перед всеми, кто воевал. Это проекты «Георгиевская ленточка – цветок Победы» и «Подарок ветерану». 

Работая над созданием своих вариантов брошей  Георгиевской ленточки, учащиеся   приобрели георгиевскую ленту и придумали варианты брошей,   распределили  варианты брошей между собой по желанию и каждый дома шил основу цветка,  с помощью дополнительных деталей (бусин, камушек декоративных, бумаги)  декорировали их,   пришивая булавки, с помощью которых брошь должна крепиться к одежде.

   Так как каждый  изготовил несколько видов брошей,  получилась целая коллекция. Своей работой шестиклассники остались  довольны и желали бы поделиться с другими, проведя мастер – классы.

   Эти броши  они  с одноклассниками  подарили   в День Победы людям, которые отдавали в трудное время всё для того, чтобы мы сегодня жили.

4.9. Вторая группа 6 класса под руководством учителя технологии, молодого специалиста, Юзман  Ксении Александровны, создали подарки ветеранам, вдовам и детям войны.

Мы считаем, что главным итогом работы над общешкольным проектом стало  изучение прошлого и настоящего малой родины и нашего великого Отечества, в сохранении наследия, традиций и памяти о героических страницах истории края, о ратном и трудовом подвиге наших земляков и всего нашего народа, в патриотическом воспитании детей!

Все поставленные задачи   реализованы: созданы  проекты по различным направлениям и возрастным группам с привлечением  к  родительской  и поселковой  общественности. На классных часах, классных и общешкольных родительских собраниях и гостиных  авторы проектов познакомили учащихся школы со своими работами ,а  в конкурсах различных уровней  получили Сертификаты за участие и Дипломы победителей и призеров.

На межшкольном методическом семинаре «Создание условий для реализации успеха каждого ребенка в рамках национального проекта «Образование»»  на базе нашей школы совместно с  МБОУ «Усть-Алексеевская СОШ» в  работе секция «Историко-патриотическая»  приняли участие   проекты: 

  • учительский  
  • «Помнить прошлое, чтобы верить в будущее: проектная деятельность  школьников – из опыта работы»;

 

  • учащихся 5-11 классов:
  • «Великая Отечественная война: учитель в тылу и на передовой» 7 класс ;
  • «Солдатские вдовы» 11 класс;
  • « О чем рассказали фронтовые письма» 11 класс. 

 

  • в секции «Проекты начальных классов»:
  • «Мой прадед – настоящий герой» 3 класс;
  • «Мой прадед – защитник Отечества» 3 класс.

 

  1. Использование материалов исторического краеведения в патриотической работе школы. 

 

5.1. Зал боевой славы. 

 

Одна из экспозиций школьного музея – Зал боевой славы, который включает материалы по войнам: первой мировой , Великой Отечественной, в Афганистане, конфликтам в Чечне, СВО.

Информационные данные, фотоматериалы собраны и постоянно обновляются силами учащихся и педагогов школы. Используются исследовательские проекты, посвященные этим темам.

Проводится большая поисковая работа по сбору материалов об участниках войн, вдовах, детях войны – жителях нашего поселения Опокское (а с двухтысячного – в него вошла территория Стреленского сельского совета). Люди старшего поколения уходят, их дети и внуки живут далеко, и память стирается. Поэтому так важно именно сейчас собирать информацию у живых свидетелей тех или иных событий. Такие встречи пробуждают живой интерес у детей и понимание того, что история – это жизнь и дела земляков, родственников.

В данное время идет сбор материалов об участниках СВО – выпускниках школы, земляках и поддерживается связь с Великоустюгским краеведческим музеем по этому вопросу. Информация о четырех погибших земляках собрана, оцифрована и передана в районный музей.

В 2022 году были открыты обновленные стенды, посвященные участникам Великой Отечественной войны,так как собрали большой материал о земляках – участниках войны.

Ежегодно в конце апреля и до 9 мая включительно в школе проходит Вахта памяти. Проводятся тематические мероприятия, линейки, конкурсы песен и стихов о войне. Встречи с ветеранами (в прошлые годы), а сейчас с вдовами и детьми войны. Поздравление вдов, детей войны с праздником Победы стали любимыми делами волонтеров школы

Итогом становится Митинг 9 мая. Оформляется  праздничная  колонна, где  каждый класс продумывает «стилистику» своего  вида в ней , специально изготовляется гирлянда силами старшеклассников и педагогов, для возложения к памятнику участникам  Великой Отечественной войны. 

 

5.2.Исследовательские проекты школьного архива.

 

В архиве школы хранится богатый материал, собранный в результате исследовательской работы учащихся. Это проекты прошлых лет, рефераты, сочинения, анкеты 80 – 90-х лет и другие материалы по краеведению. Например:

    • Проект «Письмо из прошлого»,
    • Статья «Детство, которого не было»,
    • Мой дед – участник Великой Отечественной»,
    • «Директора школы – участники Великой Отечественной войны»,
    • Анкетный материал о вдовах и участниках Великой Отечественной войны,
  • Проект «Афганистан – наша память и боль» ,
  • Исследовательское эссе «Простые рядовые Бессмертного  полка».

 

Все эти работы мы используем при проведении тематических мероприятий, посвященных войне 1941-1945 гг., памятным датам других событий истории Родины.

Со страниц этих работ с детьми говорят участники событий, их бабушки, деды, а сейчас уже прабабушки и прадеды. 

Порой авторами проектов являются их старшие сестры и братья, родители. Это тоже только усиливает интерес к данной информации.

Современным подросткам сложно воспринимать материал о тех далеких днях, но когда они понимают, что это близкие люди были участниками исторических событий в масштабе России и мира, то это поднимает их интерес и некоторые ребята сами становятся исследователями и находят все новые темы для поиска.

Так вся школа была задействована в сборе материалов об участниках и вдовах Великой Отечественной войны. Проводили анкеты, собирали фотоматериалы. Через группу в ВК «Опокский вестник» к этому делу подключились очень многие жители поселения.

К прошлому юбилею Победы все старшеклассники проверяли информацию для электронной Книги памяти по Великоустюгскому району. Была проведена очень большая работа. Благодаря общим усилиям были внесены уточнения, изменения в Книгу памяти региона, что и  помогает углубить знания о военной истории России, героизме и жертвах граждан,  увидеть в этом уроки патриотизма для молодежи и школьников.

Общешкольный проект «Помнить прошлое, чтобы верить в будущее»