Внеклассное мероприятие
«Красота русской природы»
Подготовительная работа: на предыдущем классном часе надо объявить тему этого классного часа и о подготовке к нему необходимого материала: выучить стихи о цветущих растениях, написать статью с интересными фактами о жизни лесных обитателей и нарисовать рисунок, посвящённый русской природе.
Ход классного часа
Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем.
Ученик:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не таи:
Ты же видишь – мы свои!
Учитель:
Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например, бобры, лоси, сайгаки, соболи. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он людям нужен?
Ответы-рассуждения детей. ( Лес – зелёный наряд земли, наше богатство, чистый воздух, дом для птиц и зверей, кладовая лесных плодов.)
Учитель:
С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветёт много цветов; только растаял снег, а в лесу уже распускается подснежник. Рассмотрите на наборном полотне цветущие растения и разделите их на группы по месту обитания. А пока это делает группа ребят, послушаем стихи о цветах, которые вы подготовили к сегодняшнему классному часу.
Дети дома самостоятельно и по предложению учителя подготовили стихи.
1-й ученик:
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень,-
Он тихо зазвенит,
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.
Е.Серова
2-ученик:
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице,
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Он заметный, золотой,
Постарел и стал седой,
И как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Е.Серова
Учитель:
Итак, сделаем вывод, на какие группы можно разделить цветущие растения?
А теперь предлагаю выпустить газету «Это интересно», в которую мы поместим подготовленные вами статьи с интересными фактами из жизни лесных обитателей и оформим их рисунками.
Учитель: Устроим небольшой интеллектуальный марафон: кто больше отгадает загадок об обитателях леса:
1)Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … (лиса)
2) Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге. (лось)
3) Он как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей! (ёж)
4) В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле живёт в тепле? (белка)
5) Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
Учитель: Когда вы. Ребята, идёте в лес, вы должны хорошо знать, как себя надо вести в лесу. Какие это правила?
Дети перечисляют правила поведения в лесу.
Учитель: А сейчас проведём викторину о нашей русской природе. Победителя ждёт приз.
– Из какого дерева делают спички? (Из осины)
– Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Берёза)
– Какое дерево цветёт первым? (Ольха)
– У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, рябина)
– Из какого дерева делают пианино? (Из ели)
– Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и берёзовые)
– Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу)
– Что можно получить из хвои сосны? (Витаминную муку, искусственную шерсть)
– Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек? (Берёза)
– Не сучок, не листок, а на дереве растёт? (Мох)
– Пока дети – в берете, повзрослели – шляпы надели? (Грибы)
– Какое дерево нас поит сладким соком? (Берёза)
– Кто из лесных обитателей любит берёзовый сок? (Бабочка, шмель, муравей, дятел)
– Какое дерево живёт дольше других деревьев?
– Как называют плоды дуба? (Жёлуди)
– Листья какого дерева и «без ветра трепещут»? (Осины)
– Какой гриб любит расти под берёзой? (Подберёзовик)
– А под осиной? (Подосиновик)
– Какие деревья называют вечнозелёными? (Ель, сосну)
– Какое дерево называют поющим? (Ель) Почему?
– Какие деревья цветут до появления листьев? (Ива, осина)
– Кору какого дерева не обгладывают зайцы? (Кору черёмухи)
– Какие звери и птицы любят есть ягоды рябины? (Медведь, лось, белка, бурундук, снегирь, свиристель)
– Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел, клёст, сова)
– Какие птицы прилетают к нам с севера? (Снегирь, свиристель)
Завершается классный час стихотворением С.Никулина «Русский лес» и просмотром слайдов.