Калуженина Татьяна Алексеевна
воспитатель
МКДОУ Лебяжинский детский сад, с.Лебяжье
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №181301
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: Комплексный проект «Природа моего родного села Лебяжье»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №181301


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Лебяжинский детский сад»

Комплексный проект

«Природа моего родного села Лебяжье»

для детей 4-6 лет

                                                                                                                                      Подготовила: Калуженина Т.А.

                                                                                                                                                  воспитатель первой

                                                                                                                                                  квалификационной категории

Лебяжье 2024

 

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети 4-6лет, педколлектив детского сада, родители.

Срок реализации: краткосрочный (4 недели).

Актуальность проекта: Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

Воспитывать любовь и уважение к малой родине необходимо с раннего детства, одним из ведущих факторов является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своей родному селу.

 Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель: знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи:

Систематизировать знания об окружающем мире.

Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.

Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире Волгоградской области.

Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».

Ожидаемые результаты проекта:

Расширение знаний о растительном и животном мире нашей области.

Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Сформируется стремление к исследованию объектов природы.

Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

I неделя проекта Тема: «Мое село Лебяжье»

II неделя проекта Тема: «Река Иловля и Лебяжинское озеро»

III неделя проекта Тема: «Растительный мир»

IV неделя проекта Тема: «Птицы и животные нашего края»

дата Образовательная область Содержание деятельности с детьми Содержание деятельности с родителями
I неделя проекта Тема: «Мое село Лебяжье»
3 июня Социально-коммуникативное развитие Просмотр фильма и беседа о родном селе Лебяжье Оповестить родителей воспитанников о проходящем проекте. Провести дома беседу «Где я живу»
4 июня Речевое развитие Беседа «Дом, в котором я живу» Закрепить с детьми название улицы, номер дома.
5 июня Физическое развитие Поход на родник. Акция «Чистая вода, чистая территория родника» Привлечь родителей к совместному походу на родники уборке территории родника.
6 июня Познавательное развитие Экскурсия в парк Привлечь родителей к проблеме чистоты на детских объектах парка.
7 июня Художественно эстетическое развитие Рисование на тему: «Мой дом» Выставка фотографий «Мой родной дом»
II неделя проекта Тема: «Река Иловля и Лебяжинское озеро»
10 июня Социально-коммуникативное развитие Просмотр презентации и беседа на тему: «Река Иловля» Создание семейных архивов «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе)
11 июня Речевое развитие Презентация и беседа на тему: «Обитатели лебяжинского озера»
12 июня Познавательное развитие Посещение мероприятия в доме Культуры с. Лебяжье посвященное празднику «День России»
13 июня Физическое развитие Поход на реку Иловля. Акция: «Чистый берег»

Спортивное развлечение

Привлечь родителей к совместному походу на реку
14 июня Художественно эстетическое развитие Совместное творчество воспитателя и детей аппликация с элементами рисования: «Река Иловля» Фотовыставка «Иловля и Лебяжинское озеро» 
III неделя проекта Тема: «Растительный мир»
17 июня Социально-коммуникативное развитие Дидактические игры: «Мир растений», «Растения и его семена», «Собери растение», «Чудо цветок», «Лекарственные растения», «Кто быстрее», «Найди по описанию», «Правила поведения в лесу», «Что где растет?», «С какого дерева листок?» Консультация для родителей

«УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»

18 июня Речевое развитие Беседа на тему «Деревья в моем селе» Ядовитые растения нашего края». /Памятки для родителей/
19 июня Физическое развитие Трудовая деятельность на участке детского сада: «Экологический десант» Привлечь родителей к уборке на участках
20 июня Познавательное развитие Экскурсия в парк Совместный поход в парк
21 июня Художественно эстетическое развитие Рисование: «Цветут сады» Создание фотоальбомов «Наша клумба»
IV неделя проекта Тема: «Птицы и животные нашего края»
24 июня Социально-коммуникативное развитие Дидактическая игра экологического содержания 

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Консультации: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животными и птицами нашего края»
25 июня Речевое развитие «Рассказы о животных» Е. Чарушин; Заучивание стихотворений о животных: «Белка-парашютистка», «Лиса» Консультации: «Игры, позволяющие лучше узнать о диких животных»
26 июня Физическое развитие Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Хитрая лиса», «Охотник и зайцы», «Волк во рву», «Охотники и звери», «Жаворонок». Загадки- движения «Угадай животное». Пальчиковые игры по теме: «Наш лужок», «Есть у каждого свой дом». Физкультминутки по теме: «Заблудились мы в лесу», «Между ёлок, между сосен…»; «Скучно белочке в дупле», «Дятел». Помощь в изготовлении лэпбука «Животные нашего края»
27 июня Познавательное развитие Просмотр слайдов по теме: «Животные нашего края» Консультация «Досуг с ребенком на природе»
28 июня Художественно эстетическое развитие Игра–драматизация по сказке «Теремок» Изготовление кормушек для птиц

 

Итогом проекта «Природа моего родного края» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.              

Любить свой край, любить природу!

 Сделали самостоятельное умозаключение «Всем людям необходимо бережно относиться к растениям».

Во время экскурсий и прогулок дети стали проявлять больший интерес к жизни деревьев и растений. Стали бережнее относиться к объектам живой природы. Узнали название и строение растений (корень, стебель, листья, плоды, цветы, познакомились с разными способами ухода и прорастания растений. Научились любить природу и охранять ее. Также научились вести календарь наблюдений.

Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей.

Как показали результаты исследования, поставленные нами задачи мы выполнили. Мы надеемся, что дети, перейдя в школу из детского сада, продолжат также активно участвовать в экологических природоохранительных мероприятиях. Этому будет способствовать выработанная активная гуманистическая позиция по отношению к природе.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Консультация для родителей

«УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»

Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

        Уважаемые родители!

 Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.

 Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:

  – Надо охранять и беречь природу.

  – Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.

   – Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.

   – Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.

 

И ещё совет: все знания закрепляйте,  используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.

 Например:

 – Вова с мамой пошли собирать в лес грибы. 

«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».

«Нет, этого делать нельзя», – ответила мама.

Почему она так ответила Вове?

– Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.

«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», – попросил Серёжа родителей.

«Нельзя их ловить», – сказал папа и объяснил почему.

Что рассказал папа Серёже?

 

Дидактическая игра экологического содержания 

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель игры:

Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом пт

Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Варианты игры:

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

 

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

 

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

 

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

 

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

 

Беседа на тему «ДЕРЕВЬЯ в моем селе»

Цели:

Закреплять названия деревьев, которые растут на территории  Волгоградской области.

Дать понятие о хвойных и лиственных деревьях.

Воспитывать чувство любви к природе родного края.

Оборудование:

Предметные картинки, листья деревьев.

Содержание беседы:

Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки.     (дерево)

Сегодня мы поговорим о деревьях, которые растут на территории нашего края.

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья – это те, которые имеют листву. Деревья,  у которых вместо листьев «иголки», иначе их именуют хвоинками, называют хвойными. Осенью лиственные деревья сбрасывают листочки, а хвойные сохраняют свои хвоинки целый год. Поэтому про них говорят: зимой и летом одним цветом.

Ребята, назовите лиственные деревья, которые растут в нашей республике?

Назовите хвойные деревья?

Скажите, а где растут деревья, где вы их встречали?    (ответы детей)

(В лесу, в саду, в парке, во дворах домов, вдоль дорог и т.д.)

Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку дерева.

Посмотрите внимательно на это дерево. У него есть ветки, листья.

А что ещё есть у дерева?   (ответы детей)

Дидактические игры.

Игра «От какого дерева лист?»   

Игра «Чьи плоды?»

Жёлуди растут на … дубе;

гроздья рябины растут на … рябине;

яблоки растут на … яблоне;

круглая шишка на … сосне;

длинная шишка на … ели.

Игра «Назови ласково»

Ель – ёлочка, сонна – сосёнка, берёза – берёзонька, шишка – шишечка, ветка – веточка.

Ребята, а надо ли беречь и охранять деревья, ведь их так много?

(рассуждения детей)

 

Настольная игра

«КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Предложить детям настольную игру экологического содержания.

Цель:

Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.

Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

 

РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цели:

Расширять представления детей о растительном и животном мире.

Учить отображать в рисунке собственные замыслы.

Развивать творческие способности, воображение.

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Материалы и инструменты:

Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о правилах поведения в природе.

Содержание деятельности:

  1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.
  2. Рисование по замыслам детей на   тему «Берегите природу!».

Выставка рисунков.

 

Комплексный проект «Природа моего родного села Лебяжье»