Строева Екатерина Николаевна
Воспитатель
МДОУ «Гостицкий детский сад №20»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №181304
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший конспект ООД по ФОП ДО», в рамках национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Открытое занятие по развитию речи в разновозрастной группе (3-5 лет) по теме: «Зима, зимние забавы»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №181304


Открытое занятие по развитию речи в разновозрастной группе (3-5 лет)

по теме: «Зима, зимние забавы»

Цель: Дать представление о признаках зимы и зимних забавах.

Программные задачи:

Образовательные:

  • закреплять знания детей о времени года «Зима» и зимних забавах.
  • обогащать и активизировать словарь детей по теме «зима»;
  • закреплять умение составлять по мнемотаблице небольшой рассказ о зиме.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, любознательность;
  • Развивать речевую активность детей, логическое мышление, слуховое внимание;

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать на него ответ;
  • Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам и забавам.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Речевое развитие;
  • Физическое развитие.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок о зиме и зимних забавах;
  • игры на улице со снегом;
  • отгадывание загадок;
  • чтение художественной литературы.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практический.

Материал и оборудование: игровой персонаж Снеговик, декоративные 3 снежинки с заданиями, снежинки на ниточке для упражнения на развитие речевого дыхания, картинки для игры «Четвертый лишний» 

(по теме: «Зима»), снежный ком, сундучок, мнемотаблица «Зима», картинка «Зимние забавы», кружки для игры «Сделай снеговика».

Ход ОД:

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте мы поздороваемся и подарим нашим гостям свои улыбки, а подарим мы ее с помощью игры. (дети встают в круг и играют в игру)

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

-Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают в ладошки)

-Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ! (топают ножками)

-Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

-Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок! (воздушные поцелуи)

-Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип! (гладят кончик носа)

-Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед)

-Здравствуйте!

Дети проходят на стульчики стоящие полукругом перед магнитной доской. 

  1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Сегодня к нам в гости на занятие пришел еще и необычный гость. Хотите узнать кто?

Ответы детей

Воспитатель: Но сначала отгадайте загадку, которую я вам приготовила.

«Его не растили – а из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза-угольки, губы-сучки.

Холодный, большой. Кто он такой?

Ответ детей

Воспитатель: Молодцы, верно. Это снеговик. (Воспитатель показывает игрушечного снеговика)

  1. Основная часть.

Воспитатель: Снеговик видел, как утром весело вы бежали в детский сад, и решил заглянуть к вам, познакомиться. У него очень хорошее настроение, потому, что сейчас его любимое время года. А какое сейчас время года? 

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, зима.

Работа по мнемотаблице «Зима»

Воспитатель: Ребята, мы много с вами знаем о зиме. Сейчас я  предлагаю вам всем вместе рассказать нашему гостю о зиме. В этом поможет нам, наша помощница – таблица. (Воспитатель вешает на доску мнемотаблицу) Воспитатель: Рассказ мы будем составлять с помощью картинок, которые изображены в этой таблице,  не пропуская ни одного окошечка.

(Воспитатель подробно рассказывает детям о работе по данной таблице) 

Воспитатель: Что изображено в этом окошечке? Что мы можем рассказать об этом явлении зимой?

Воспитатель: А  как вы думаете, почему именно зима – любимое время года снеговика? (Ответы детей, если дети испытывают затруднения, воспитатель подсказывает). 

Воспитатель: Да, ребята, зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, кататься  с горки. А еще можно строить снежные замки и изучать различные следы на снегу, и просто любоваться снежинками, летящими с неба. (Воспитатель показывает картинки с данным действием и крепит их на доске)

Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму?

Ответы детей: Я люблю зиму, потому что…

Воспитатель: Ребята, зимние праздники во времена ваших бабушек и дедушек всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. И не только на улице играли в снежки, катались на горке, на санках, на лыжах, на коньках. Зимними вечерами устраивали игры в доме. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть. 

Воспитатель: Ребята, Снеговик принес с собой  волшебный сундучок и предлагает нам поиграть. (Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором стоит сундук и предлагает пройти к нему)

Но сначала давайте все вместе разомнемся и слепим снежный ком, с которым мы тоже, потом поиграем.

Пальчиковая игра «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Воспитатель: Ребята, давайте же скорее посмотрим, что в волшебном сундучке Снеговика. Но для того, чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, открой свой бочок!». ( Повторить 2 раза) Вот магические слова подействовали на сундучок и он открылся. Посмотрим, что в нем? А внутри – снежинки с заданиями. Будем играть и задания выполнять.

1-я снежинка.

Игра «Назови ласково» (со снежным комом) (На столе приготовлен большой снежный ком)

(Воспитатель бросает ком детям, а они называют в ответ уменьшительно ласкательное слово.)

Воспитатель: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?

Ответы детей, воспитатель помогает , если дети затрудняются ответить, просит повторить. (Зимушка)

Воспитатель: Сейчас, я буду вам называть слово, а вы мне ласковое слово в ответ.

Мороз – (морозец). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Снег – снежок). Снежинка – (снежиночка). Елка –(елочка). Санки – (саночки). Горка – (горочка). Лопатка – (лопаточка,). Снеговик- (снеговичок). 

Комок-(комочек).

Воспитатель: Молодцы ребята, справились. Будем дальше играть? 

Ответы детей.

Воспитатель берет 2 снежинку и зачитывает задание

2-я снежинка Снеговик предлагает поиграть в игру.

Игра «Без чего не бывает зимы?» (со снежным комом)

Я вам буду бросать снежный ком, а вы на мой вопрос отвечать  «Не бывает зимы без?» будете отвечать, бросив мне обратно ком. Например…

Не бывает зимы без: мороза, ветра, метели, снега, сосулек, снежинок, льда, сугробов, холода, деда Мороза, подарков, елки, санок, коньков и т. д.

Воспитатель берет 3 снежинку и зачитывает задание

3-я снежинка Игра «Четвертый лишний» по теме: «Зима»

 (с картинками)

Воспитатель с детьми проходит к столу, на котором  уже приготовлены картинки для игры, предлагает рассмотреть их и выполнить задание Снеговика. 

Дети рассматривают картинки и отвечают 

Воспитатель: Вы большие молодцы, выполнили все задания Снеговика. И теперь Снеговик приглашает нас сделать разминку. 

Физкультминутка

Дети все в кружок вставайте,

Физинутку начинайте.

(Дети встают в кружок) .

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».  (На столе лежат снежинки на ниточках.)

Воспитатель: Посмотрите, какие снежинки?!

Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Дыхательное упражнение «Снежинки»

Воспитатель: Давайте сделаем так, чтоб  наши снежинки стали кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (упражнение повторяется 3-5 раз) 

Воспитатель: Положите снежинку себе на ручку и посмотрите, какая она красивая и неповторимая. Предлагаю все вместе подобрать  красивые слова для снежинок. 

Какие снежинки? (серебристые, маленькие, белоснежные, воздушные, холодные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие).

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, наш Снеговик  улыбается,  он очень радуется, что вы так много знаете  о его любимом времени года, о зиме.  Он благодарит вас за то, что вы с ним поиграли в игры, дали ему новые знания  и справились с его заданиями. Вам понравилось играть со снеговиком?

Ответы детей. 

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, а у вас есть друзья? Вам весело с ними играть?
Ответы детей

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю смастерим друзей и нашему Снеговику, чтоб ему было тоже на улице весело играть зимой  как и вам весело играть со своими друзьями. Согласны?

Ответы детей

Воспитатель: Тогда берите стульчики,  проходите за столы и я вам раздам необходимые предметы, для того, чтоб смастерить друзей Снеговику. 

Игра «Сделаем СНЕГОВИКА».

Воспитатель раздает по 3 круга разных размеров и шпаргалки с изображение Снеговика.  

Воспитатель: Ваша задача, их этих предметов сложить Снеговика, если кто забыл, как правильно и последовательно строить Снеговика, у вас на столах имеются подсказка, картинка со Снеговиком. 

В процессе создания Снеговиков  воспитатель задают детям выборочно вопросы:  

Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой). Какой потом? (средний). Какой круг будет вверху? (маленький). Назови его ласково? (кружок, кружочек)

Воспитатель:  Молодцы ребята, Снеговику у нас очень понравилось. Он говорит вам большое спасибо за новых друзей, прощается с вами, но обещает прийти к вам еще. Давайте скажем ему тоже «До свидание»

Дети прощаются со снеговиком.

Рефлексия:

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? За что вы любите зиму? Что помогло подняться вашему настроению? Я тоже с удовольствием вспомнила о том, какое же великолепное время – зима, сколько есть много зимних забав.

Воспитатель: Ребята, нашим гостям пришло время тоже уходить, давайте мы скажем спасибо и им, что они к нам пришли и подарим свои теплые и нежные объятия.

«Очень жаль нам расставаться»

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять (дети обнимают гостей)

Открытое занятие по развитию речи в разновозрастной группе (3-5 лет) по теме: «Зима, зимние забавы»