Тема: Переместительное свойство умножения.
Цели: Познакомить с переместительным свойством умножения.
Задачи: Развивать умение решать текстовые задачи.
Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения.
Развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Предметные умения: знакомство с переместительным свойством умножения и применение его на практике.
- Организационный момент
А) Приветствие гостей.
–Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.
Б) Проверка готовности к уроку.
– Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, рабочие принадлежности. Все ли они на своих местах.
В) Правила посадки.
– Садитесь правильно, чтобы вам было удобно.
Г) Мотивация к учебной деятельности
– Сегодня нам предстоит серьёзная работа, а для успешной работы вам необходимо соблюдать следующие условия:
– быть активными;
– быть очень внимательными;
– правильно выполнять задания;
-быть терпеливыми и упорными.
-Девиз нашего урока зашифрован:
«Учитесь ….. открывать»
Что будем открывать на уроке, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке их возрастания и прочитаете слово
14 6 10 8 12
Ы Т Й А Н
Итак, девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать». Что же за тайны мы откроем на уроке математики, вы мне скажете в конце урока
Сегодня мы откроем без сомнения
Очень нужное для нас свойство умножения.
Будьте все внимательны, активны и старательны.
2.Минутка чистописания
- Откройте тетради.
-Запишите с доски число и классная работа
-Запишите число 8.
-Что вы можете сказать о числе 8? (Натуральное, однозначное, чётное, в натуральном ряду стоит после числа 7 и перед числом 9, )
-Давайте вспомним состав числа 8 (7 и 1, 6 и 2, 5 и 3, 4 и 4)
-А ещё число 8 связан с праздником, кто мне скажет каким? (Международный женский день), в этот день принято поздравлять женщин с праздником и делать приятные сюрпризы.
-Мы тоже с вами на уроке приготовим мамам приятный подарок.
- «Математический диктант»
– Записывайте только ответы:
Сумма чисел 8 и 9;
Разность чисел 22 и 6;
Сколько будет, если по 5 взять 3 раза?;
Сколько будет, если по 7 взять 2 раза?;
Запишите, чему равна разность чисел 20 и 7;
Чему равна сумма чисел 8 и 4?;
Найдите произведение чисел 1 и 11;
Сколько будет, если 7 увеличить на 3?
На сколько число 6 меньше 15?
У меня 4 монеты по 2 рубля. Сколько у меня всего рублей?
Вывод: Что необходимо для успешного выполнения этого задания? (Умение правильно и быстро считать)
Давайте сделаем проверку: обменяйтесь тетрадками, сравните ответы своих друзей с ответами на доске. Зачеркните неправильные ответы простым карандашом. Верните тетради. У кого нет ошибок? Поставьте себе пятёрки, у кого 1-2 ошибки ставьте -4, у кого3- 4 ошибки ставьте себе -3.
( 1 цветочек)
- Актуализация ранее изученного.
А) Найдите значения выражений удобным способом:
15 + 18 + 2 = 35
37 + 19 + 3 = 59
22 + 35 + 15= 72
Вывод: Каким свойством сложения вы воспользовались при выполнении данного задания? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется) (2 цветочек)
Б) Найди лишнее выражение
2 + 3 + 2 + 2+ 2 6+8+3
4 + 4 + 4 + 4 + 4 8+8+88
5 + 5 + 55 + 5 +5 33+3+33
6 + 5 + 6 + 6 + 6 6+6+6
- Найдите лишнее выражение в каждом столбике.
Почему вы выбрали именно эти выражения? (Сумма одинаковых слагаемых)
- Каким действием можно заменить сумму одинаковых слагаемых? (Умножением)
– Замените 4 х 5=20 6х3=18
-Что показывает 1 множитель? 2 множитель? (Первый множитель показывает, какое слагаемое мы берём, а второй множитель показывает сколько раз мы берём)
- Как называются компоненты действия умножения? (Множитель, множитель, произведение)
- Постановка цели урока.
– давайте проведём небольшой эксперимент. Поменяем множители местами.
Какие выражения получились?
5х4 и 3х6
Как найти произведение чисел, не зная таблицы умножения? (Заменить суммой одинаковых слагаемых.)
-Давайте заменим и узнаем результат.
5+5+5+5
5х4
3+3+3+3+3+3
3х6
Чему равно произведение чисел 5 и 4? 3 и 6? Сравним с предыдущим результатом.
– Сделайте вывод. (Если множители поменять местами, произведение не изменится) А это свойство умножения. (3 цветочек)
(Сегодня на уроке мы узнаем, как называется это свойство умножения и будем учиться его применять в жизни)
- Практический поиск решения поставленной цели (открытие нового знания)
– Давайте посмотрим на 1 ряд, за пятью партами сидят по 2 ученика, сколько учеников сидят за пятью партами?
2х5=10
– А теперь посмотрите на этот же ряд по вариантам, в двух вариантах по 5 учеников, сколько всего учеников в двух вариантах?
5х2=10
– Изменилось ли значение выражений?
– Какой сделаем вывод?
Вывод: Множители переставлены местами, но значение произведения не изменилось.
— Кто попытается сформулировать это свойство умножения?
От перестановки множителей результат произведения не изменяется.
– А сейчас давайте посмотрим, согласен ли с вами учебник. правило с.30
А как удобнее 2х5 или 5х2? Почему? (5х2)
Прочитайте правило еще раз.
– Расскажите это правило соседу и оцените друг друга как запомнили.
Если вы запомнили правило, то приклейте цветочек (3 цветочек)
- Закрепление нового материала.
- № 1 с. 30 У доски 3 ученика решают и объясняют. Запись в тетради. Дети читают выражения, называют значение второго выражения. Проговаривают переместительное свойство. У кого есть ошибка? Какая?
8.Физминутка
А теперь, ребята, встали:
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, к плечам,
Повернулись – вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
- Решение задачи.
С.30 №2
- В школьном саду 3 ряда кустов смородины, по 5 кустов в каждом ряду. Сколько всего кустов смородины в школьном саду?
Сделай схематический рисунок и реши задачу
-Как можно подсчитать количество кустарников? (по 5 кустов в 3 рядах , по 3 куста 5 рядах)
5 х 3 = 15 кустов
-А если мы посчитаем с другой стороны (5 рядов кустов смородины по 3 куста)
3х5=15 кустов
10.Закрепление полученных знаний и умений.
-А теперь вы поработаете в паре. Возьмите карточку и прочитайте задачи. (первую задачу решает ученик 1 варианта, а вторую -2 в
Задача 1
В оранжерее посадили четыре ряда кустов роз по 3 штуки в каждом. Сколько всего кустов роз посадили в оранжерее?
3х4=12
Задача 2
В оранжерее посадили 3 ряда роз по 4 штуки в каждом ряду. Сколько всего кустов посадили в оранжерее?
4х3=12
-Какие числа перемножили в этих задачах? (3 и 4, 4 и 3) (5 цветочек)
Итог урока. Рефлексия.
11.-Вернёмся к девизу урока. Какую тайну математики мы открыли? (Правила переместительного свойства умножения)
-Для чего применяют переместительное свойство умножения?
(Чтобы быстрее считать)
-А как быстрее считать? (Большее число умножить на меньшее)
- Домашнее задание (записано на доске)
Уч.с.30,№5,№7