Джалкубаева Гульнара Абибулаевна
учитель начальных классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №707 Невского района Санкт-Петербурга
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №181362
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: Конспект открытого урока по математике во втором классе «Переместительное свойство умножения»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №181362


Тема: Переместительное свойство умножения. 

Цели: Познакомить с переместительным свойством умножения.

 Задачи:  Развивать умение решать текстовые задачи.

Развивать интеллектуальные и коммуникативные умения.

Развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Предметные умения: знакомство  с переместительным свойством умножения и применение его на практике.

  • Организационный момент

А) Приветствие гостей. 

Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем, 

Возможно, есть классы и лучше и краше,        

Но пусть в нашем классе вам будет светло,  

Пусть будет уютно и очень легко!          

Поручено нам вас сегодня встречать,                

Но начнем же урок, не будем зря время терять.

 

Б) Проверка готовности к уроку.

– Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, рабочие принадлежности. Все ли они на своих местах.

В) Правила посадки.

– Садитесь правильно, чтобы вам было удобно.

Г) Мотивация к учебной деятельности

– Сегодня нам предстоит серьёзная работа,  а для успешной работы вам необходимо соблюдать следующие условия:

– быть активными;

– быть очень внимательными;

– правильно выполнять задания;

 -быть терпеливыми и упорными.

-Девиз нашего урока зашифрован:

«Учитесь ….. открывать»

Что будем открывать на уроке, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке их возрастания и прочитаете слово

14 6 10 8 12 

Ы  Т  Й  А  Н

Итак, девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать». Что же  за тайны мы откроем на уроке математики, вы мне скажете в конце урока

Сегодня мы откроем без сомнения

Очень нужное для нас свойство умножения.

Будьте все внимательны, активны и старательны.

      2.Минутка чистописания

  1. Откройте тетради.

-Запишите с доски число и классная работа

-Запишите число 8.

-Что вы можете сказать о числе 8? (Натуральное, однозначное, чётное, в натуральном ряду стоит после числа 7 и перед числом 9, ) 

-Давайте вспомним состав числа 8 (7 и 1, 6 и 2, 5 и 3, 4 и 4)

-А ещё число 8 связан с праздником, кто мне скажет каким? (Международный женский день), в этот день принято поздравлять женщин с праздником и делать приятные сюрпризы.

-Мы тоже с вами на уроке приготовим мамам приятный подарок.

 

  1. «Математический диктант»

– Записывайте только ответы:

Сумма чисел 8 и 9;

Разность чисел 22 и 6;

Сколько будет, если по 5 взять 3 раза?;

Сколько будет, если по 7 взять 2 раза?;

Запишите, чему равна разность чисел 20 и 7;

Чему равна сумма чисел 8 и 4?;

Найдите произведение чисел 1 и 11;

Сколько будет, если 7 увеличить на 3?

На сколько число 6 меньше 15?

У меня 4 монеты по 2 рубля. Сколько у меня всего рублей?

Вывод: Что необходимо для успешного выполнения этого задания? (Умение правильно и быстро считать)

Давайте сделаем проверку: обменяйтесь тетрадками, сравните ответы своих друзей с ответами на доске. Зачеркните неправильные ответы простым карандашом. Верните тетради. У кого нет ошибок?  Поставьте себе пятёрки, у кого 1-2 ошибки ставьте -4, у кого3- 4 ошибки ставьте себе -3. 

( 1 цветочек)

  1. Актуализация ранее изученного.

А) Найдите значения выражений удобным способом:

15 + 18 + 2 = 35

         37 + 19 + 3 = 59

         22 + 35 + 15= 72

Вывод:  Каким свойством сложения вы воспользовались при выполнении данного задания?  (От перестановки слагаемых сумма не изменяется) (2 цветочек)

Б) Найди лишнее выражение

 

2 + 3 + 2 + 2+ 2                 6+8+3

4 + 4 + 4 + 4 + 4                8+8+88

5 + 5 + 55 + 5 +5               33+3+33

6 + 5 + 6 + 6 + 6                6+6+6

  • Найдите лишнее выражение в каждом столбике.

Почему вы выбрали именно эти выражения? (Сумма одинаковых слагаемых)

  • Каким действием можно заменить сумму одинаковых слагаемых?  (Умножением)

– Замените    4 х 5=20        6х3=18

-Что показывает 1 множитель? 2 множитель? (Первый множитель показывает, какое слагаемое мы берём, а второй множитель показывает сколько раз мы берём)

  • Как называются компоненты действия  умножения? (Множитель, множитель, произведение)

 

  1. Постановка цели урока.

– давайте проведём небольшой эксперимент. Поменяем множители местами.

Какие выражения  получились?

5х4         и 3х6 

Как найти произведение чисел, не зная таблицы умножения? (Заменить суммой одинаковых слагаемых.)

-Давайте заменим и узнаем результат.

5+5+5+5

5х4

3+3+3+3+3+3

3х6 

Чему равно произведение чисел 5 и 4? 3 и 6? Сравним с предыдущим результатом. 

Сделайте вывод. (Если множители поменять местами, произведение не изменится) А это  свойство умножения. (3 цветочек)

 

 (Сегодня на уроке мы узнаем,  как называется это свойство умножения и будем учиться его применять в жизни)

  • Практический поиск решения  поставленной цели (открытие нового знания)

– Давайте посмотрим на 1 ряд, за пятью партами сидят по 2 ученика, сколько учеников сидят за пятью партами?

2х5=10 

– А теперь посмотрите на этот же ряд по вариантам, в двух вариантах по  5 учеников, сколько всего учеников в двух вариантах?

5х2=10

– Изменилось ли значение выражений?

– Какой сделаем вывод?

 Вывод: Множители переставлены местами, но значение произведения не изменилось.

— Кто попытается сформулировать это свойство умножения?

От перестановки множителей результат  произведения не изменяется.

– А сейчас давайте посмотрим, согласен ли с вами  учебник. правило с.30

А как удобнее 2х5 или 5х2? Почему? (5х2)

Прочитайте правило еще раз.

– Расскажите это правило соседу и оцените друг друга как запомнили.

Если вы запомнили правило, то приклейте цветочек (3 цветочек)

  1. Закрепление нового материала.
  1. № 1 с. 30   У доски 3 ученика решают  и объясняют. Запись в тетради.  Дети читают выражения, называют значение второго выражения. Проговаривают переместительное свойство. У кого есть ошибка? Какая?

8.Физминутка 

А теперь, ребята, встали:

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, к плечам,

Повернулись – вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

  • Решение задачи.

С.30 №2 

  1. В школьном саду 3 ряда кустов смородины, по 5 кустов в каждом ряду. Сколько всего кустов смородины в школьном саду?

Сделай схематический рисунок и реши задачу

-Как можно подсчитать количество кустарников? (по 5 кустов в 3 рядах , по 3 куста 5 рядах)

5 х 3 = 15 кустов

-А если мы посчитаем  с другой стороны (5 рядов кустов смородины по 3 куста) 

3х5=15 кустов

10.Закрепление полученных знаний и умений.

-А теперь вы поработаете в паре. Возьмите карточку и прочитайте задачи. (первую задачу решает ученик 1 варианта, а вторую -2 в

Задача 1

В оранжерее посадили четыре ряда кустов роз по 3 штуки в каждом. Сколько всего кустов роз посадили в оранжерее?

3х4=12

Задача 2

В оранжерее посадили 3 ряда роз по 4 штуки в каждом ряду. Сколько всего кустов посадили в оранжерее? 

4х3=12

-Какие числа перемножили в этих задачах? (3 и 4, 4 и 3) (5 цветочек)

Итог урока.  Рефлексия.

             11.-Вернёмся к девизу урока. Какую тайну математики мы открыли? (Правила переместительного свойства умножения)

-Для чего применяют переместительное свойство умножения?

(Чтобы быстрее считать)

-А как быстрее считать? (Большее число умножить на меньшее)

  1. Домашнее задание (записано на доске)

Уч.с.30,№5,№7

Конспект открытого урока по математике во втором классе «Переместительное свойство умножения»