Астахова Д.С.
ОСОБЕННОСТИ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В статье анализируются итоги досрочных парламентских выборов в Великобритании 4 июля 2024 года. Рассматриваются итоги выборов, оцениваются вызовы, стоящие перед победившей на них Лейбористской партии. В статье выделяются факторы развития современной партийно-политической системы Великобритании, среди которой все большую роль играет экономика и внешние торговые отношения. Главный вывод состоит в том, что, несмотря на глубокий и продолжительный политический кризис в стране, система остается устойчивой. В этих обстоятельствах Лейбористской партии удается сохранять в ней доминирующую роль. Неудачи консервативной партии на выборах объясняются разочарованием избирателей в экономической политике тори и их желанием поскорее увидеть решение насущных экономических проблем.
Ключевые слова: парламентские выборы 2019 г., консерваторы, лейбористы, Reform UK, Брекзит, Brexit, Кир Стармер, региональные партии.
Введение. Известно, что Великобритания имеет глубокие и древние традиции парламентаризма. Накопленный британцами опыт представляет особый интерес для будущих юристов при изучении теории государства и права, поскольку позволяет анализировать политические и партийные системы других стран, сравнивая их с Великобританией. Для анализа текущей ситуации в политической жизни Великобритании были взяты данные из англоязычного дискурса, имеющие отношение к последним досрочным парламентским выборам. Основу исследования составляют общенаучные (сравнение, обобщение, описание, классификация, объяснение) и частнонаучные (сравнительно-правовой и историко-правовой) методы научного познания. Отметим, что подавляющее большинство анализируемых материалов являются аутентичными и представлены исключительно на английском языке.
Известно, что Великобритания является конституционной монархией и включает четыре государственных образования: Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Монарх является главой государства, осуществляющий, как правило, церемониальные полномочия. Монархом Великобритании с сентября 2022 года является Карл III.
Основная часть. В Великобритании существует двухпалатный парламент, состоящий из Палаты общин (нижняя палата), избираемой на основе всеобщих и прямых выборов, и Палаты лордов (верхняя палата), формируемой на невыборных началах.
В парламенте Великобритании представлены 1.441 парламентария, в том числе 650 депутатов Палаты общин и 791 член Палаты лордов.
Численность Палаты общин является «плавающей»: 2001 год – 659 мандатов, 2005 год – 646, 2010 год – 650, 2015 год – 650, 2017 год – 650, 2019 год – 650, 2024 год – 650; при этом с 2010 года численность палаты стабилизировалась, и составляет 650 депутатов.
Парламентское большинство составляет 326 депутатских мандатов (из 650). Срок полномочий Палаты общин составляет пять лет.
Парламентские выборы проходят в один тур – кандидат, получивший больше голосов, чем любой из других претендентов, отправляется в Вестминстер с мандатом депутата. В Палате общин 650 мест. Для простого большинства нужно 326. Как только новоизбранные депутаты закончат праздновать победу, они поедут в Лондон присягать на верность королю. В парламенте всегда меньше 650 депутатов, поскольку члены ирредентистской партии «Шинн Фейн» в Северной Ирландии, выигрывая выборы, отказываются присягать на верность монарху по принципиальным соображениям и остаются дома.
По итогам досрочных парламентских выборов Лейбористская партия во главе с сэром Киром Стармером получила большинство голосов в Палате общин. Это означает конец 14-летнего правления консерваторов в Великобритании. Подсчет голосов, официально завершившийся во всех избирательных округах, показал, что лейбористы официально победили в 412 из них. Это обеспечило Лейбористской партии уверенное большинство в Палате общин.
В краткой речи после объявления результатов лидер лейбористов Кир Стармер заявил, что настало время для перемен и для того, чтобы выполнять обещания, данные избирателям. Действующий премьер-министр Риши Сунак, который сумел переизбраться в своем округе, признал, что консерваторы проиграли выборы и поздравил Стармера с победой. Передача власти в мирной и упорядоченной манере должна дать жителям Великобритании уверенность в стабильности политической жизни страны и вернуть британцам веру в будущее. Ответственность за поражение Сунак взял на себя. Король Карл III по традиции поручил Киру Стармеру возглавить и сформировать новое правительство.
В тех избирательных округах, где разрыв между кандидатами оказался мал, подсчет голосов продолжался довольно долго. По итогам лейбористы победили в 412 из округов, а либерал-демократы – в 72. Консервативная партия победила в 121 округе; преимущественно в тех же округах, где она побеждала и в 2019 году. Для консерваторов это наихудший показатель с начала XX столетия. Явка на выборах, исходя из данных по 100 округам, где подсчет завершился, выглядит рекордно низкой – 57%. Это самая низкая явка избирателей на выборах, начиная с 1950 года.
В пяти округах победили кандидаты от правопопулистской партии «Реформа», в том числе и ее лидер Найджел Фарадж.
На поражение консерваторов серьезно повлияли экономические проблемы в Великобритании. Поддержка консерваторов избирателями особенно пострадала в тех местах, где больше трети домохозяйств имеют ипотечный кредит. Это можно интерпретировать как следствие фискальной политики правительства Лиз Трасс, приведшей к повышению учетных ставок, которые не снизились до сих пор.
Консерваторы – не единственные, кто потерпел сокрушительное поражение. Национальную партию Шотландии (SNP) тоже ждала катастрофа. Партия потеряла 38 из 47 мест, которые она триумфально завоевала в 2019 году. Эти места ушли в копилку лейбористов, которые, впрочем, в большом количестве оттянули на себя голоса избирателей от всех партий, представленных на выборах. Это худший результат SNP на всеобщих выборах за последние десять с лишним лет. Проблемы партии хорошо известны: разочарование шотландцев в связи с отсутствием прогресса на пути к независимости, внутренние разногласия по поводу гендерной реформы и продолжающееся полицейское расследование в отношении партийных финансов. На этом фоне потери голосов для SNP были ожидаемы, но многие шотландцы, в том числе и члены Национальной партии Шотландии, были шокированы масштабами этих потерь.
Кир Стармер получил в наследство от правительства Риши Сунака экономические проблемы, требующие срочного решения. Одной из главных задач для правительства является пересмотр соглашения Великобритании с ЕС по Brexit. На этом пути лейбористы неминуемо столкнутся с трудностями. Член лейбористской партии, министр внутренних дел Великобритании Иветт Купер категорически против соглашения, которое позволило бы молодым людям более свободно перемещаться между Европой и Великобританией. Именно эту меру дипломаты ЕС считают ключом к более серьезным переговорам между Великобританией и Европейским союзом весной 2025 года. Посол ЕС в Великобритании Педро Серрано предложил правительству лейбористов ограниченную схему взаимного обмена, которая позволила бы молодым европейцам проводить до года в Великобритании, а молодым британцам – до года в странах ЕС. Стармер сразу же отверг подобное соглашение, в результате чего чиновники в Брюсселе теперь не уверены в том, что Великобритания на самом деле действительно серьезно настроена на укрепление своих связей с ЕС.
Дипломаты ЕС были раздражены этим отказом. ЕС особенно заинтересован в мобильности молодежи и ожидает уступок от Великобритании по этому вопросу. Европейские страны нацелены на то, чтобы разблокировать те ограничения, которые возникли после процедуры Брексит, чтобы облегчить жизнь простых людей. Но Даунинг-стрит по-прежнему выступает против подобной сделки, даже ограниченной по времени и по кругу вовлеченной в ней людей, которая обеспечила бы большую мобильность молодежи.
Многие лейбористы отмечают, что Купер остается главным противником снятия барьеров между пребыванием европейцев в Великобритании, поскольку одной из ее главных задач является сокращение иммиграции в Соединенное Королевство. Даже однопартийцы Купер считают, что ее нежелание идти на ограниченные уступки, касающиеся исключительно молодежи, препятствует ответным уступкам со стороны ЕС.
Несмотря на проблемы в экономике, с которыми сталкивалась Великобритания при правительстве консерваторов, маловероятно, что лейбористы рассмотрят возможность повторного присоединения к таможенному союзу или единому рынку ЕС. Такие меры могли бы изменить ситуацию в экономике и обеспечить для экономики Великобритании перспективы экономического роста. Серьезный пересмотр сделки по Brexit несет в себе политические риски, поэтому до сих пор непонятно, готовы ли лейбористы пойти на них.
Лейбористы неминуемо столкнутся с политическим давлением и вынуждены будут дать избирателям реальные результаты своей работы. Это почти зеркальное отражение той ситуацией, с которой столкнулись тори, постоянно говорившие о таких крайних мерах в области экономических отношений со странами ЕС, на которые они не были готовы пойти на практике. Избиратели лейбористов и члены Лейбористской партии хотят, чтобы у Великобритании были более тесные отношения с ЕС, поэтому лейбористы должны сделать так, чтобы эти люди были довольны, но не нарушая при этом собственные «красные линии» во внешней и внутренней политике Великобритании. Несмотря на то, что Великобритания стремится к тесным экономическим отношениям со странами ЕС, никто из британских политиков не отрицает процедуру Брексит и тот факт, что Соединенное Королевство вышло из единого экономического европейского пространства и таможенного союза.
Заключение. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Поражение консерваторов на досрочных всеобщих парламентских выборах отражает их непопулярность в обществе. За 14 лет у власти тори отметились первым с 1950-х годов очевидным снижением уровня жизни населения. В этом виноваты жесткая экономия госрасходов после финансового кризиса 2008-09 годов, пандемия ковида, а также процедура Брексит, после которой резко сократилась торговля и инвестиции между Великобританией и странами ЕС. Оппозиция выиграла выборы просто пообещав населению перемены, что стало ее основным лозунгом во время предвыборной кампании. Правящая партия уступала в опросах оппозиции уже несколько лет, однако у нее было большинство в парламенте и законное право дождаться окончания пятилетнего срока у власти, который бы истек в январе 2025 года. Но непопулярный в обществе политик Риши Сунак решил, что дальше будет только хуже, и неожиданно даже для своих сторонников объявил досрочные выборы на 4 июля, на которых его партия потерпела сокрушительное поражение.
2) На выборах хорошие результаты показали малые партии, на результатах которых сказалась тенденция избирателей голосовать против консерваторов. Доля голосов за лейбористов и консерваторов в сумме составила всего лишь 57,5 %, что является самым низким показателем в истории выборов. Из «малых партий» больше всего выиграла партия «Либеральные демократы» во главе с Эдом Дейви, которая сумела получить 72 мандата. Это лучший результат партии в истории, в результате она стала третьей по размеру партией в парламенте. Партия «Реформировать Соединённое Королевство» стала третьей по полученным голосам, но получила всего лишь 5 мест, впервые пройдч в парламент. Её лидер Найджел Фараж впервые избрался в Парламент с восьмой попытки. Зелёная партия Англии и Уэльса выиграла 4 места, что стало лучшим для них результатом в истории, так как до этого их рекордом было только одно место.
3) Результаты националистических партий не позволяют говорить об определенной тенденции. Часть из них укрепили свои позиции, но некоторые потерпели настоящий крах. Партия Уэльса взяла 4 мандата, а Шотландская национальная партия, получив всего лишь 9 мандатов, потеряла 37 мест, которые ушли в основном лейбористам,. Партия «Шинн Фейн» получила больше всего мандатов в Северной Ирландии. Впервые в истории выборы в Палату общин в Северной Ирландии выиграла ирландская националистическая партия. Среди других североирландских полиических сил Демократическая юнионистская партия потеряла 3 места, а партия «Традиционный юнионистский голос» впервые в своей истории прошла в парламент.
3) Английские эксперты констатируют, что неудачная экономическая политика Бориса Джонсона и его приемников привела к тому, что избиратели предпочли на последних всеобщих парламентских выборах поддержать лейбористов, выступающих за отмену барьеров и ограничений при торговле со странами ЕС. Перед новым Премьер-министром Киром Стармером и Лейбористской партией стоит непростая задача по стабилизации британской экономики и восстановлению торговых отношений со странами ЕС, нарушенными процедурой Брексит. От результатов этой работы во многом будет зависеть оценка работы нового Правительства Великобритании избирателями. При этом сами результаты процедуры Брексит не подвергаются пересмотру, представляя для лейбористов определенные «красные линии», перейти которые они не могут в принципе.
4) Следует отметить, что партийно-политическая система Великобритании продемонстрировала свою устойчивость, несмотря на многочисленные и достаточно серьезные внутренние и внешние вызовы. Несмотря на то, что многие эксперты предсказывали формирование фактически «двухпартийной системы» в Великобритании, количество политических партий в Соединенном Королевстве позволяет избирателям поддержать те политические силы, которые наиболее полно отражают их пристрастия и интересы.
Список использованных источников.
- Ананьева Е.В., Годованюк К.А. Британия в тени брекзита. Европа между трeх океанов / Под общ. ред. Громыко А.А., Федорова В.П. Москва, ИЕ РАН, 2019. Сc. 149-174.
- Ананьева Е.В. Итоги правления Терезы Мэй, ДИЕ РАН, №364, Москва. 2019. 148 с.
- Бабынина Л. Брекзит: провал ратификации в Палате общин. Европейский союз: факты и комментарии. Выпуск 95. 2019. С. 72-76.
- Sobolewska M., Ford R. Brexit and Britain’s Culture Wars. Political Insight, 2020. Vol. 11. №1. Pp. 4-7.
- Goes E. The Labour Party Under Keir Starmer: ‘Thanks, But no “isms” Please!’ The Political Quarterly, 2021. Vol. 92. №2. Pp.176-183.
Сведения об авторе
Астахова Дарина Сергеевна.
Курсант 24о2с учебной группы.
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова.