Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №107 «Тополек»
муниципального образования г. Обь Новосибирской области
Конспект образовательного мероприятия
Возрастная группа: Старшая (5-6 лет)
Воспитатель: Левина Елена
Задача ФОП ДО | Развивать умение различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки; определять место звука в слове. |
Тема образовательного мероприятия | «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ч», «Щ» |
Основные задачи |
|
Приоритетный вид функциональной грамотности | Читательская грамотность. |
Формируемые компетенции (4 К) | Критическое мышление – видоизменение слов.
Креативность – помощь Петрушке. Коммуникация – беседа, открытый диалог. Командная работа – отгадывание литературного произведения, выполнение заданий |
Формы организации деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей) | Совместная деятельность педагога с детьми. |
Этапы образовательного мероприятия | |
1. Организационный этап (организация пространства / установка правил взаимодействия / разделение детей на группы) | Игрушка «Петрушка», иллюстрации из произведения «Федорино горе», портрет К. Чуковского, буквы «Ч» и «Щ» (большие и маленькие), карточки слов (для звукового анализа). Предварительная работа: чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе», деление букв алфавита на гласные и согласные звуки. |
2. Мотивационный этап (мотивация к деятельности, актуализация представлений и умений) | Приветствие.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, они хотят узнать: умеете ли вы различать звуки? (дети здороваются с гостями) -Ну-ка в круг все становитесь, дружно за руки возьмитесь, и друзьям вы улыбнитесь! (садятся за столы) Воспитатель делает вид, что кто-то дергает ее за руку, достает с полки игрушку «Петрушка». Прием: Сюрпризный момент Петрушка: Ой, ой, где это я? Дети: в детском саду, в группе «Непоседы». Петрушка: Здравствуйте, ребята! Щто это вы тут делаете? Как я тут оказался? А, я понял, я запутался в звуках, у всех помочи просил, никто не может помощь, раз я здесь оказался, знащит, вы мне помочь и окажите!
|
Этапы образовательного мероприятия | |
3. Информационный этап (получение информации разными способами, «открытие» нового знания (способа действий): поиск и работа с источниками информации, выявление фактов и мнений, выдвижение гипотез и т.п. | Словесный метод: открытый диалог
Воспитатель: Ребята, вы догадались, в каких звуках запутался Петрушка? (ответы детей). Показ на доске букв «Ч» и «Щ». Петрушка: Какие у вас буквы красивые. Воспитатель: Ребята, раз Петрушка обратил внимание, скажите ему, как называется такая роспись? (хохлома). |
4. Практический этап (применение полученных знаний и способов действий в самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности) | Практический метод: командная работа
Я предлагаю поиграть в игру. Услышав звук «Ч» надо изобразить движение поезда, услышав звук «Щ», показать, как пилят дрова (показывает соответствующие движения). Молодцы! Кто из вас сможет назвать слова, которые начинаются на звук «Ч»? (ответы детей). А как изменить слово, чтобы в нем появился звук «Ч»? (предлагает несколько слов). Сейчас будет задание для очень внимательных детей (цитата отрывка из сказки «Федорино горе», выяснение кто и за что прощает Федору, как называется сказка, кто автор). Назовите слова со звуками «Ч» и «Щ» (ответы детей). Динамическая пауза. – А теперь, ребята, следующее задание, садитесь на стулья и слушайте внимательно (чтение воспитателем скороговорки). Вам необходимо назвать слово, где присутствуют сразу два звука «Ч» и «Щ» (повторное чтение, ответы детей). А теперь назовите слово, где два звука «Ч». Молодцы, вы очень внимательные! -Я хочу вам дать очень трудное задание: я говорю слова, если вы услышите звук «Щ» хлопаете в ладоши (предлагает несколько слов). Словесный метод: беседа, открытый диалог. -Звуки «Ч» и «Щ» какие, гласные или согласные? Обратите внимание, что эти звуки всегда мягкие. Разбор на доске слова «овощи» (сколько букв, сколько слогов, на какой звук падает ударение, звуковой разбор слова). Практический метод: индивидуальная работа Воспитатель раздает детям карточки для звукового анализа слов со звуками «Ч» и «Щ» (выполнение работы детьми: обозначение гласных (красный цвет) и согласных (твердые – синий цвет, мягкие – зеленый цвет) звуков. Задания даются с учетом индивидуальных особенностей детей). – Петрушка, мы помогли тебе разобраться со звуками? Петрушка: Да, спасибо вам большое, ребята, вы такие умные. Теперь я могу спокойно возвращаться домой, больше я звуки «Ч» и «Щ» никогда не перепутаю! |
Этапы образовательного мероприятия | |
5. Оценочно-рефлексивный этап (оценка / самооценка, взаимооценка результатов деятельности, рефлексия эмоционального отношения) | Рефлексия:
– Кто приходил к вам в гости? Что с ним случилось? – Какое задание вам понравилось? – Какое задание было самым трудным? |
6. Образовательная деятельность родителей с детьми в рамках темы образовательного мероприятия | Консультация для родителей «Звуки речи»
Папка-раскладушка для родителей «Зачем детям читать книги» |