Владимировна Решетова Елена
педагог-психолог
ТМКОУ «Дудинская средняя школа №5» Структурное подразделение Территориальная муниципальная психолого-медико- педагогическая комиссия №1»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №181592
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшие педагогические практики в системе образования», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Семинар – практикум для педагогов - психологов дошкольных образовательных организаций Тема: Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №181592


          Семинар – практикум  для педагогов – психологов дошкольных образовательных организаций

Тема: Использование игрового  набора «Дары Фребеля»  в развитии познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного  возраста

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов  в  использовании игрового  набора «Дары Фребеля»  для развития познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного  возраста.

Задачи:

познакомить педагогов- психологов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;

– сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;

– вызвать интерес к применению  игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; 

– показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста.

 

Ход выступления

Добрый день, уважаемые коллеги! Нашу встречу предлагаю  начать с приветствия:

  • Упражнение «Приветствие»

Участники передают друг другу мешочек с фигурами из набора «Дары Фребеля»

(2 зеленых круга, 2 синих треугольника, 2 белых квадрата, 2 желтых полукруга, 2 оранжевых треугольника), достают одну фигуру и на первый звук в ее названии стоящему справа от него, называют слова-комплимент.

 Например, красный полукруг – привлекательная и креативная;

 синий треугольник-сильная и трогательная;

 белый квадрат – бережливая, коммуникабельная или бескорыстная и компетентная, компромиссная;

  зеленый круг  – заботливая, застенчивая капризная;

 желтый полукруг  – жизнерадостная, живая, желанная и подвижная, преданная, принципиальная;

 оранжевый треугольник – общительная, ответственная, оригинальная, остроумная и трудолюбивая, тщательная, точная   и т.д. 

Затем, предлагаю найти себе пару, у которого есть такая же фигура и занять места.

1 часть: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

 

В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми. А основной формой работы и ведущим видом деятельности для них является игра. Первым, кто рассмотрел игру как ведущий вид деятельности, в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фрёбель.     Он признал ценность детской игры. По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе», – говорил Ф. Фребель. 

А также он придумал развивающие игры и создал образовательные материалы для детей, которые впоследствии получили его имя «Дары Фребеля». 

  • Актуальность:

– являются составной частью предметно-пространственной образовательной среды;

– являются мобильным методическим комплектом, который позволяет корректировать ход игры под желание и возможность ребенка;

– легко применим, эстетичен (использованы краски насыщенных цветов), интересен, занимателен, универсален (могут играть дети от 6 месяцев до 7 лет);

– изготовлен из экологически чистого, качественного натурального материала (дерева и хлопка);

 –- способствует эффективному усвоению программного материала (отмечается положительная динамика в развитии ребенка);

– помогает интегрировать задачи с разными образовательными областями, решая одновременно познавательные, коммуникативные и другие задачи.

 

  • Применение игрового набора «Дары Фрёбеля» способствует эффективному решению различных задач:

расширяет представление детей о геометрических фигурах, цвете, форме, их свойствах;

– развивает мыслительные операции: синтеза, анализа, сравнения, классификации, обобщения;  зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику;

– снижает гиперактивность у ребенка, успокаивает и отвлекает его;

формирует уверенность,  развивает творческое воображение;

повышает мотивацию, познавательную активность, любознательность;

расширяет кругозор у ребенка;

– , воспитывает коммуникативные качества, учит свободному общению со  взрослыми и детьми.

 

  • Комплект  «Дары Фребеля» включает в себя следующие модули:

«Дары Фребеля” – это игровой комплект, который создан по методике Фребеля. В него входят 14 модулей, каждый находится в отдельной коробочке и специально маркирован:

1) «Шерстяные мячики» разного цвета на ниточках; 

2) «Основные тела»; 

3) «Куб из кубиков» (кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д. ); 

4) «Куб из брусков» (такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей); 

5) «Кубики из призмы» (куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части) ;

6) «Кубики, столбики, кирпичики» (кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части);

7) «Цветные фигуры» (включает в себя цветные круги, полукруги, треугольники);

8) «Палочки» (включает в себя деревянные палочки пяти разных длин, шести цветов и неокрашенные); 

9) «Кольца и полукольца» (включает кольца и полукольца трех типоразмеров : малые, средние и большие ; шести разных цветов и неокрашенные); 

10) «Фишки» (включает фишки, деревянные кружки, обозначающие точки);

11) «Цветные тела» (включает цветные геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр, призма, полуцилиндр, имеющие отверстия для нанизывания на шнурок); 

12) «Мозаика. Шнуровка» ( включает мозаичное поле 10/10 ячеек , деревянные фишки на ножке 6 цветов и 6 шнурков разного цвета); 

13) «Башенки» (включает треугольные призмы и полуцилиндры ,а также кубы с вырезом под цилиндр); 

14) «Арки и цифры» (включает криволинейные фигуры)

2 часть: ПРАКТИЧЕСКАЯ:

 

Уважаемые коллеги, предлагаю отправиться в путешествие  в страну «Даров Фребеля»

А чтобы узнать, на чем будет проходить наше путешествие, надо отгадать загадку и отгадку выложить из фигур.

  • Д/и «Отгадай загадку и выложи отгадку»- ( используем набор №8)

Задачи: развивает внимание, память, мышление, воображение, расширяет представление о величине, кругозор.

Содержание игры:

-Дым пускает над водой,

Домик с белою трубой.

Он пыхтит почти, как чайник,

Капитан на нем начальник.   (пароход)

Инструкция:

– Показываю картинку – схему парохода и предлагаю ее запомнить, убираю, участники по памяти выкладывают с помощью игрового набора «Палочки» пароход на белом листе,  затем идет сравнение с образцом.

Варианты работы:

– совместно с педагогом рассматривает образец и определяет, что на нем изображено;

– ребенок называет фигуры, имеющие на образце, их цвет, величину, размер, форму;

– совместно с педагогом выкладывают эту картинку;

–  по памяти самостоятельно воспроизводят этот предмет.

  • Игра «Корабль»

Задачи: развивает сенсорные и познавательно-исследовательские навыки, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками (коммуникативные умения), пространственные отношения.

Инструкция: на белом листе  «рассадить пассажиров на палубе» т.е    разложить фигуры  по заданию: 

– на середину листа круг фиолетового цвета,

– над фиолетовым кругом – зеленый круг,

-справа от зеленого круга – красный круг

под фиолетовым кругом – фиолетовый квадрат,

-справа от фиолетового квадрата – желтый круг,

-слева от фиолетового круга – желтый квадрат,

-под желтым квадратом – синий круг. После выполнения задание беседа с ребенком.

  1. Игра” Волшебный круг”(физминутка)

 Задача: развитие сенсорных навыков, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности, умение сотрудничать.

Инструкция: Участники выбирают по одной фигуре, и становятся в круг. Каждый перед собой кладет по одной фигуре. Под музыку передвигаются по кругу или в рассыпную по группе и по сигналу возвращается к своей фигуре. Проигрывает то, кто забыл у какой фигуры стоял, выходит из игры.

  1. Д/и «Чего не стало?», Д/и «Что изменилось?», Д/и «Запомни и разложи по порядку»

Задачи: развивает память, внимание, закрепляет сенсорные навыки; 

Инструкция:

1.Выкладываю от 6 до 8 фигур и предлагаю  внимательно посмотреть и запомнить их. Затем одну убираю, а участники отгадывают, какой фигуры не стало.

  1. Или, следующий вариант: меняю 2 фигуры местами, а участники называют те фигуры, которые поменяла местами.
  2. Или, еще один вариант: перемешиваю все фигуры, а затем предлагаю разложить их так, как было вначале.
  3. Игры на развитие внимания, мышления (модуль №7)

 Д/и «Собери бусы», Д/и «Продолжи ряд» 

Задачи: формировать умение находить закономерность в расположении фигур, работать по схеме; располагать фигуры в определенной последовательности; развивать мелкую моторику, внимание, мышление, умение действовать по образцу и  по словесной инструкции. 

Оборудование: полоски с изображением трех геометрических фигур, геометрические фигуры из набора №7.

Инструкция:  предлагаю участникам мастер-класса продолжить ряд следующим образом:

– положите на стол 2 красных фишки, 1 желтая фишка, 3  синих фишки и 1 желтого цвета. Педагог предлагает продолжить ряд…

В конце беседа:

–  Сколько всего фигур и т.д?

– Сколько красных, синих и т.д.?

– Уберите только синие фигуры и т.д.?

  1. «Д/и «Что лишнее?»

Задачи: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать по одному признаку.

Инструкция: три картинки относятся к одной группе, а четвертая – к другой группе. Участники называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор:

Например:

– 3 круга разного цвета и 1 квадрат;

– 3 фигуры одинакового цвета, а 1 – другого цвета;

– 3 палочки одной длины, а 1 – короче;

– 3 фигуры с углами, а 1- без углов.

 

  1. Игры  «Золушка» , «Найди свой домик»  (используем набор №7) (можно использовать соревновательный прием)

 

Задачи: учить детей сравнивать предметы по основным и оттеночным цветам. Закреплять умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова … развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Оборудование: геометрические фигуры и карточки – домики с «адресом на доме» 

Инструкция:

Все фигуры перемешены, и участник отбирает фигуры только нужного цвета или нужной формы.

например:

– соберите, только синие круги;

– соберите только квадраты;

– соберите только все треугольники  и т.д.

 

  1. Д/и «Найди, что потерялось»  (используем набор №7)

Задачи:

Закреплять знание геометрических фигур; развивать внимание, логическое мышление, закреплять знание основных цветов и форм, устанавливать последовательность, развивать математические способности, воспитывать умение самостоятельно выполнять задания, переносить освоенный способ выполнения на аналогичное задание.

Оборудование:

Карточки с изображением геометрических фигур разного цвета, геометрические фигуры.

Инструкция:

Предлагаю карточки, которые разбита на 9 окошек. В восьми окошках расположены геометрические фигуры разного цвета, а одно пустое. Участнику нужно выбрать определенную геометрическую фигуру, определенного цвета, чтобы заполнить пустое окно. Но по горизонтали и по вертикали фигуры не должны повторятся формой и цветом. 

  1. Д/и «Каждой фигуре свое место»

 

Задачи: закреплять сенсорные навыки, развивать мелкую моторику, графическую деятельность, усидчивость, внимание

Оборудование:

Карточки-схемы, геометрические фигуры из набора №7.

Инструкция:

Предлагаю карточки, на которых расположены слева в столбик геометрические фигуры, а справа пустые окошки. Между квадратами проведены линии. Участникам нужно заполнить пустые окошки геометрическими фигурами в соответствии с их формой и цветом. Соблюдая правило, не отведя палец  от линии.

 

Таким образом, «Дары Фребеля» – это современная эффективная и уникальная технология, которая успешно развивает интеллектуальные, познавательные, игровые,  коммуникативные и личностные способности у детей с ОВЗ и способствуют эффективному решению поставленных коррекционно-развивающих задач.

 

Семинар – практикум для педагогов – психологов дошкольных образовательных организаций Тема: Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста