Ковалева Светлана Владимировна
учитель обществознания
учитель обществознания
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №181636
Международный конкурс Международный конкурс педагогического мастерства «Выдающийся учитель»
Наименование конкурсной работы: Конспект урока «Общение и его роль в жизни человека»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №181636


Конспект урока по обществознанию для 6 класса

Тема: “Общение и его роль в жизни человека”

Цель урока: формирование у учащихся представления об общении как важной части жизни человека, его видах, функциях и значении.

Задачи

  • Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о видах, формах,  функциях общения и его роли в жизни человека.
  • Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать собеседников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Планируемые результаты:

  • Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;
  • Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
  • Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Элементы используемых технологий: здоровьесберегающие, информационные, игровые, метод проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы, разноуровневое обучение.

 Формы работы:

Беседа.

Групповая работа.

Обсуждение.

Работа в парах

Оборудование:

Компьютер, учебник ,  мультимедийная презентация с  ключевыми словами и схемами Power Point . Листы для записей. Карточки с заданиями для групповой работы.

  1. Организационный момент (2-3 минуты)

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Объявление темы , цель урока ребята формулируют самостоятельно:

Сегодня мы узнаем, что такое общение, зачем оно нужно каждому человеку и какие существуют виды общения. Какое практическое значение этой темы для каждого из вас?

Ожидаемый результат:

Учащиеся поймут значение общения в жизни человека.

Смогут различать виды общения и его функции.

Научатся анализировать собственное общение и его особенности.

  1. Актуализация знаний (5 минут)

Беседа с учащимися:

Как вы понимаете слово “общение”?

Почему люди общаются?

Можете ли вы представить жизнь без общения?

Вывод: без общения невозможна жизнь человека , так как человек-существо социальное

  1. Изучение нового материала (20 минут)
  2. Понятие общения:

Запись в тетрадь

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в котором они передают информацию, выражают свои чувства, эмоции, делятся мыслями и идеями.

  1. Виды общения:

Из класса выходит 1 ученик, учитель ему передает вербальную информацию, задача ученика передать информацию классу невербально.

Запись в тетрадь

Вербальное (речь, слова). 

Невербальное (жесты, мимика, взгляд, интонация).

Ребята приводят примеры использования вербального и невербального общения.

  1. Функции общения: с использованием учебника ученики заполняют таблицу
Функция общения Характеристика Пример
Информационная обмен знаниями и сведениями
Эмоциональная выражение чувств и эмоций
Социальная установление и развитие отношений
Познавательная получение нового опыта и знаний.
  1. Выполняется самостоятельно, затем взаимопроверка
  1. Значение общения в жизни человека:
  2. Помогает развивать личность.
  3. Укрепляет социальные связи.
  4. Позволяет решать проблемы и находить общий язык с окружающими.
  5. Делает жизнь более насыщенной и интересной.
  1. Формы общения:

Личное общение (разговоры с друзьями, семьей).

Деловое общение (переговоры, обсуждение рабочих вопросов).

Общение через современные средства связи (телефон, интернет, социальные сети).

  1. Закрепление материала (10 минут)

Вопросы для обсуждения:

Чем отличается вербальное общение от невербального?

Почему важно уметь выражать свои мысли и слушать других?

Какие трудности могут возникнуть в общении?

Практическое задание:

Разделить класс на группы.

Каждой группе дать задание: придумать ситуацию, в которой важно правильно общаться (например, конфликт, просьба о помощи, знакомство с новым человеком).

Показать эту ситуацию в небольшой сценке.

  1. Рефлексия (5 минут)

Прием рефлексии ” Чемодан, мясорубка, корзина”.

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины..

Чемодан – беру с собой. Мясорубка –надо обдумать. Корзина –не буду пользоваться. Предлагается выбрать, как ученик поступит с полученной информацией на уроке.

Вопросы к учащимся:

Что нового вы узнали сегодня об общении?

Как вы можете применить знания об общении в своей жизни?

Учитель подводит итоги урока, подчеркивает важность общения для каждого человека. Выставляются оценки и даются пояснения.

  1. Домашнее задание

Выполнить информационный лист по теме «Золотые правила общения»

Конспект урока «Общение и его роль в жизни человека»