Конспект урока по обществознанию для 6 класса
Тема: “Общение и его роль в жизни человека”
Цель урока: формирование у учащихся представления об общении как важной части жизни человека, его видах, функциях и значении.
Задачи
- Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о видах, формах, функциях общения и его роли в жизни человека.
- Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать собеседников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
- Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
Планируемые результаты:
- Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;
- Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
- Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Элементы используемых технологий: здоровьесберегающие, информационные, игровые, метод проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы, разноуровневое обучение.
Формы работы:
Беседа.
Групповая работа.
Обсуждение.
Работа в парах
Оборудование:
Компьютер, учебник , мультимедийная презентация с ключевыми словами и схемами Power Point . Листы для записей. Карточки с заданиями для групповой работы.
- Организационный момент (2-3 минуты)
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Объявление темы , цель урока ребята формулируют самостоятельно:
Сегодня мы узнаем, что такое общение, зачем оно нужно каждому человеку и какие существуют виды общения. Какое практическое значение этой темы для каждого из вас?
Ожидаемый результат:
Учащиеся поймут значение общения в жизни человека.
Смогут различать виды общения и его функции.
Научатся анализировать собственное общение и его особенности.
- Актуализация знаний (5 минут)
Беседа с учащимися:
Как вы понимаете слово “общение”?
Почему люди общаются?
Можете ли вы представить жизнь без общения?
Вывод: без общения невозможна жизнь человека , так как человек-существо социальное
- Изучение нового материала (20 минут)
- Понятие общения:
Запись в тетрадь
Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в котором они передают информацию, выражают свои чувства, эмоции, делятся мыслями и идеями.
- Виды общения:
Из класса выходит 1 ученик, учитель ему передает вербальную информацию, задача ученика передать информацию классу невербально.
Запись в тетрадь
Вербальное (речь, слова).
Невербальное (жесты, мимика, взгляд, интонация).
Ребята приводят примеры использования вербального и невербального общения.
- Функции общения: с использованием учебника ученики заполняют таблицу
Функция общения | Характеристика | Пример |
Информационная | обмен знаниями и сведениями | |
Эмоциональная | выражение чувств и эмоций | |
Социальная | установление и развитие отношений | |
Познавательная | получение нового опыта и знаний. |
- Выполняется самостоятельно, затем взаимопроверка
- Значение общения в жизни человека:
- Помогает развивать личность.
- Укрепляет социальные связи.
- Позволяет решать проблемы и находить общий язык с окружающими.
- Делает жизнь более насыщенной и интересной.
- Формы общения:
Личное общение (разговоры с друзьями, семьей).
Деловое общение (переговоры, обсуждение рабочих вопросов).
Общение через современные средства связи (телефон, интернет, социальные сети).
- Закрепление материала (10 минут)
Вопросы для обсуждения:
Чем отличается вербальное общение от невербального?
Почему важно уметь выражать свои мысли и слушать других?
Какие трудности могут возникнуть в общении?
Практическое задание:
Разделить класс на группы.
Каждой группе дать задание: придумать ситуацию, в которой важно правильно общаться (например, конфликт, просьба о помощи, знакомство с новым человеком).
Показать эту ситуацию в небольшой сценке.
- Рефлексия (5 минут)
Прием рефлексии ” Чемодан, мясорубка, корзина”.
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины..
Чемодан – беру с собой. Мясорубка –надо обдумать. Корзина –не буду пользоваться. Предлагается выбрать, как ученик поступит с полученной информацией на уроке.
Вопросы к учащимся:
Что нового вы узнали сегодня об общении?
Как вы можете применить знания об общении в своей жизни?
Учитель подводит итоги урока, подчеркивает важность общения для каждого человека. Выставляются оценки и даются пояснения.
- Домашнее задание
Выполнить информационный лист по теме «Золотые правила общения»