Фазлыева Олеся Игоревна,
ЯНАО, Тюменская область, учитель-логопед МОУ СОШ №6 с УИОП, г.Надыма,
руководитель методического объединения «Коррекционная педагогика»
«Стратегии реализации технологии формирующего оценивания на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.
Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса.
Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования.
И речь идет не столько об изменении средств оценивания, сколько об изменении целей оценивания.
Формирующее оценивание – это личностно-ориентированная технология деятельностного типа, основанная на обратной связи от педагога и использовании обучающимися самооценки для того того чтобы обучающийся сам определял дальнейшие шаги к улучшению собственных результатов.
Процесс обучения задействован с учетом возрастных особенностей, учитывая зону ближайшего и актуального развития: дошкольники, младшие школьники, старшие школьники, подростковый возраст.
Существует несколько подходов к проведению формирующего оценивания.
Авторы, которые занимались вопросами формирующего оценивания:
- Майкл Скривен
- Бенджамин Блум
- Л.С. Выгодский• И.С. Фишман и Г.Б. Голуб
- М. А. Пинская и др.
Первый этап предлагается начать работу с определения планируемых результатов обучения.
Второй этап – это этап организации деятельности обучающихся по достижению планируемого результата.
Третий этап авторы предлагают сопровождать процесс достижения планируемых результатов при помощи обратной связи.
Определив подход к проведению формирующего оценивания, педагогу необходимо выбрать методы и приемы, техники, которые необходимы ему исходя из поставленных целей( тест/оценка/метод наблюдения, опора схема, таблица –самооценка, взаимооценка, оценка педагога.)
Основная цель технологии формирующего оценивания – мотивировать на обучение и развитие, планировать цели и пути их достижения.
Деятельность педагога и обучающегося в рамках деятельностного подхода:
п/п | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Комментарии |
Анализ | Самоанализ | Выявление проблемы | |
Целеполагание | Самоцелеполагание | Постановка цели и задач | |
Планирование | Самопланирование | Планирование результатов(продуктов) деятельности ,критериев и показателей их оценки , ресурсов | |
Организация | Самоорганизация | Применение способов деятельности, использование ресурсов в запланированные сроки | |
Контроль | Самоконтроль | Контроль за выполнением плана, его корректировка | |
Оценка | Самооценка | Оценка/обратную связь/самооценку результатов и продуктов деятельности по заданным критериям и показателям, рефлексия |
СТРАТЕГИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ:
- Формулировка образовательных результатов
- Определение критериев оценки образовательных результатов
- Определение техник оценки
- Организация образовательного процесса
- Контроль
- Оценка,обратная связь
- Самооценка
- Коррекция
ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ:
1 ЭТАП. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся при разработке программы( сгруппированы по разделам,темам).
2 ЭТАП. Планирование ОР на каждый урок/занятие совместно с детьми с помощью ленты времени, индивидуальные результаты должны быть спланированы диагностично-проверяемо. (в рамках раздела,темы с помощью тематического планирования).
Например: знать правило написания жи-ши; уметь применять правило при письме.
3 ЭТАП. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся.
Общедидактическую цель ставит педагог- создать условия для изучения нового материала, если занятие обобщение то, систематизировать ( создать условия для обобщения и систематизации).Триединая дидактическая цель : обучающая, воспитательная, развивающая.
4 ЭТАП. Формулировка задач занятия как последовательности шагов деятельности обучающихся. (Выучить правило жи-ши..Научиться находить слова на заданное правило.Научиться придумывать слова на заданное правило..Научиться вставлять пропущенные буквы при списывании текста на данное правило…
5 ЭТАП.Формулировка критериев оценивания деятельности обучающихся на занятии, символика подбирается с учетом возраста детей ( отметка/оценка деятельности–молодец, хорошо, старайся, светофор, геометрические фигуры и др.
п/п | ОР | Оценка/отметка | |||
|
5 | 4 | 3 | 2 | |
|
Знать правило жи-ши | Знаю правило | Знаю правило | Знаю правило | Не знаю правило |
|
Уметь находить слова | ||||
|
Уметь придумывать слова | ||||
|
Уметь при списывании вставлять пропущенные буквы | Вставил все пропущенные буквы без ошибок | Вставил пропущенные буквы | Вставил пропущенные буквы | Вставил пропущенные буквы |
6 ЭТАП.Организация образовательной деятельности.
Технологическая карта урока/занятия( фрагмент)
п/п | Этап урока/занятия | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
|
||||
|
Оценка, обратная связь | |||
|
Организация самооценки | Самооценка |
7 ЭТАП.Оценка педагогом/самооценка деятельности обучающихся по критериям.
8 ЭТАП.Осуществление обратной связи в зоне актуального и ближайшего развития
(от педагога к обучающемуся, от обучающегося к обучающемуся то увидим соответствие актуальному развитию).
9 ЭТАП.Сравнение полученных образовательных результатов обучающегося с предыдущим уровнем результата.
10 ЭТАП. Определение места обучающегося на пути достижения цели.
11 ЭТАП Корректировка образовательного маршрута обучающегося.
Принципы: индивидуализация, дифференциация
Механизмы: -уроки/занятия коррекция образовательных результатов.
Технология внутренней уровневой дифференциации в образовательном учреждении.
Педагогические технологии деятельностного типа.
Вариативное творческое домашнее задание.
Принятый Стандарт и сопровождающие его документы и методические разработки предлагают внедрить в практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:
- Оценивание является постоянным процессом (То есть оценивание осуществляется практически на каждом уроке/занятии, а не только в конце учебной четверти или года).
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям (в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые умения как предметные, так и метапредметные).
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны специалистам и детям, могут вырабатываться совместно.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Оценивание будет являться формирующим, если выполнены следующие условия:
- Задания для оценивания соответствуют по содержанию пройденному материалу, используются знакомые для детей соответствующие их возрасту формы заданий, составленные, чтобы выявить возможные проблемы у каждого и показать очевидность процесса размышления, приведшего к данному результату.
- Результаты проведенного формирующего оценивания должны быть сразу же доступны для педагога и ученика, преподаватель и обучающийся будут иметь возможность по результатам оценивания планировать определенные действия, направленные на повышение качества знаний.
- Для проведения формирующего оценивания не важно, какие формы, приемы и методы мы используем. Это могут быть тесты, опросы, проекты, выступления и т.д.
Формирующим его делает не набор определенных заданий, а цель проведения.
С чего начать образовательную деятельность в технологии формирующего оценивания?
- Научиться формулировать ОР диагностично-измеряемо.
- Осваивать, накапливать приемы оценивания педагогом и самооценивая образовательных результатов( сигнальные -карточки, светофор, поднятая рука, флажок ,смайлики, жетоны), матрица наблюдений, листы оценивания, листы сравнений и др.)
- Учиться отбирать СУМ,МО,ФОПД в соответствии с планируемыми образовательными результатами.
- Учить обучающихся приемам самооценивания.
- Апробировать технологию формирующего оценивания (элементы) на фрагменте урока/занятия.
- Апробировать технологию ФО в масштабе целого урока/занятия.
- Апробировать технологию ФО в масштабе раздела, темы.
В заключение
- Для применения технологии формирующего оценивания педагоги должны уметь проектировать образовательные результаты в диагностичной форме.
- Технология формирующего оценивания является механизмом реализации системно-деятельностного подхода на практике.
- Технология ФО требует владения педагогом инструментами выявления ЗАР и ЗБР обучающихся.
- Технология ФО является механизмом индивидуализации и дифференциации, те разделение обучающихся по какому-либо признаку на группы и различная организация деятельности в группах образовательного процесса.
- Технология ФО должна быть органично «встроена» в образовательный процесс.
Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующие принципы:
- оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным
в образовательную практику;
- оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания
выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;
- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание.
Этот термин «относится к любым формам деятельности учителя и учеников,
оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить
обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения» .
Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.
Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:
- оценивание встроено в процесс преподавания и учения;
- предполагается обсуждение учебных целей с учениками;
- оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;
- ученик вовлекается в процесс самооценки или партнѐрское оценивание;
- обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении;
- укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении;
- оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.
Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке?
Прежде всего,педагог должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:
- выявить планируемые результаты;
- организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно
значимых результатов;
- сопровождать достижение обучающимся результатов с помощью организованной обратной связи.
Формирующая оценка – «обратная связь» для обучающихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого обучающегося.
Формирующая оценка – оценка способствующая обучению:
- элемент эффективного планирования, в центре внимания то, как ученики приобретают знания;
- является ключевым профессиональным навыком педагога обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев;
- помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты, развивает
способность к самооценке и взаимооценке;
- отражает все образовательные достижения;
- должна быть постоянным элементом урока.
Формирующее оценивание позволяет специалисту:
- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
- сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
- может помогать учиться на ошибках;
- может помогать понять, что важно;
- может помогать понять, что у них получается;
- может помогать обнаруживать, что они не знают;
- может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
Пять принципов формирующего оценивания:
- Педагог регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии по поводу их деятельности.
- Обучающиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
- Педагог меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся.
- Педагог осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.
- Учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
- Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.
Система критериального оценивания должна давать возможность:
- Определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал,
- Определить, сформирован ли тот или иной практический навык,
- Сверить достигнутый обучающимся уровень, заложенный в учебную задачу
(комплекс учебных задач).
Формирующее оценивание-
это личностно-ориентированная технология деятельностного типа,
Деятельность педагога и обучающегося в рамках
деятельностного подхода
|
ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
1 ЭТАП. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся при разработке программы( сгруппированы по разделам,темам). 2 ЭТАП. Планирование ОР на каждый урок/занятие совместно с детьми с помощью ленты времени, индивидуальные результаты должны быть спланированы диагностично-проверяемы(в рамках раздела,темы с помощью календарно-тематического планирования). Например: знать правило написания жи-ши; уметь применять правило при письме. 3 ЭТАП. Формулировка цели урока как условия достижения ОР деятельности обучающихся. Общедидактическую цель ставит педагог- создать условия для изучения нового материала, если занятие обобщение, систематизировать ( создать условия для обобщения и систематизации). Триединая дидактическая цель: обучающая, воспитательная, развивающая. 4 ЭТАП. Формулировка задач занятия как последовательности шагов деятельности обучающихся.(Выучить правило жи-ши..Научиться находить слова на заданное правило..Научиться придумывать слова на заданное правило..Научиться вставлять пропущенные буквы при списывании текста на данное правило… 5 ЭТАП.Формулировка критериев оценивания деятельности обучающихся на занятии, символика подбирается с учетом возраста детей ( отметка/оценка деятельности–молодец, хорошо, старайся, светофор, геометрические фигуры и др.) 6 ЭТАП.Организация образовательной деятельности. Технологическая карта урока/занятия 7 ЭТАП.Оценка педагогом/самооценка/взаимооценка деятельности обучающихся по критериям. 8 ЭТАП.Осуществление обратной связи в зоне актуального и ближайшего развития (увидим соответствие актуальному развитию). 9 ЭТАП.Сравнение полученных образовательных результатов обучающегося с предыдущим уровнем результата. 10 ЭТАП. Определение места обучающегося на пути достижения цели. 11 ЭТАП. Корректировка образовательного маршрута обучающегося. |
Основанная на обратной связи от педагога к обучающимся, использовании обучающимися самооценки для того, чтобы самостоятельно определять дальнейшие шаги к улучшению собственных результатов.
Зона актуального развития (ЗАР)-знания и умения, которыми ребенок (обучающийся) владеет на текущий период.
Руководствуясь ими , ребенок может выполнять задания самостоятельно. |
Алгоритм выявления ЗБР учитывая возрастные особенности!
|
||||||||
Зона ближайшего развития(ЗБР)-расхождение между уровнем сложности задач, доступных под руководством , при помощи (взрослых), и уровнем сложности задач, доступных для самостоятельной деятельности.
Для того чтобы спланировать развитие каждого ребенка в зоне ближайшего развития, нужно знать зону его актуального развития. |
Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:
• оценивание встроено в процесс преподавания и учения; • предполагается обсуждение учебных целей с учениками; • оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты; • ученик вовлекается в процесс самооценки или партнѐрское оценивание; • обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении; • укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении; • оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания. |
Формирующая оценка – оценка способствующая обучению:
• элемент эффективного планирования, в центре внимания то, как обучающиеся приобретают знания; • является ключевым профессиональным навыком педагога обеспечивает мотивацию, способствует формированию целей и критериев; • помогает обучающимся понять, как можно улучшить свои результаты, развивает способность к самооценке и взаимооценке; • отражает все образовательные достижения; • должна быть постоянным элементом урока/занятия. Формирующее оценивание позволяет специалисту: • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; • сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности; • может помогать учиться на ошибках; • может помогать понять, что важно; • может помогать понять, что у них получается; Пять принципов формирующего оценивания: • педагог регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии по поводу их деятельности. • обучающиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения. • педагог меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся. • педагог осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся. • педагог осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов. формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность: • определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, • определить, сформирован ли тот или иной практический навык, • сверить достигнутый обучающимся уровень, заложенный в учебные задачи. |