Практикум
по теме «Воспитание экологической культуры в процессе реализации личностно-ориентированных и общественно-значимых проектов в начальной школе»
Подготовила:
Родимцева О.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «Тугустемирская СОШ»,
первой квалификационной категории
Цель: создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния через формирование экологической культуры, организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности
Введение
– Помните игрушку с зеркальными пластинами и цветными стеклышками? Чуть повернешь – новый узор. А как хотелось в детстве разгадать секрет волшебного разноцветья! Вот и мы, творческая группа учителей начальных классов, решили составить свой педагогический калейдоскоп экологических проектов для младших школьников. В результате работы мы соберем свои узоры – планы, модели, программы воспитания экологической культуры на месяц, четверть, учебный год.
– И еще – чтобы утвердиться в мысли: экологически ориентированная деятельность младших школьников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.
– Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.
– И сегодня мы предлагаем вам наш проект «Разведка осенних примет».
- Мотивационный этап
– Данный проект реализуется с детьми начальных классов во время внеурочной деятельности с учетом их возрастных особенностей, имеющихся знаний, умений, навыков. Проект реализуется в игровой форме – играем в разведчиков.
– Обозначение цели проекта происходит с использованием приема “эффект яркого пятна” . Почтальон приносит письмо следующего содержания:
КОМУ: Ребятам начальных классов
ОБРАТНЫЙ АДРЕС: Заячья поляна Тугустемирского соснового бора
«Здравствуйте, уважаемые дети!
На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что трава еще зеленая, а другие – что небо уже серое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнется зима, а другие думают, что осень еще только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы ходите в школу и, наверное, сможете определить: наступила ли осень? Говорят, что идет она через ваше село. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в лесу?
Только собрание Заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки – дело для зайцев очень не простое!
Надеемся на вашу помощь! Заячье собрание»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
– С помощью этого письма на занятии была смоделирована проблемная ситуация. Работа с письмом подводит детей к цели: узнать, наступила ли осень – не по календарю, а в природе и в нашем крае.
– Дети не могут убедительно ответить на вопрос: наступила ли осень в природе? И принимают решение: провести разведку осенних примет.
ЗАДАЧИ:
- Обобщить знания об осени.
- Развивать ориентировку в пространстве и во времени.
- Развитие чувства лидерства и дружеского отношения.
- Воспитывать любовь и уважительное отношение к природе и «живому» вокруг нас.
- Развивать память, мышление и кругозор детей.
- Учить наблюдательности.
Задачи для детей были определены следующим образом:
- понаблюдать за живой и неживой природой
- собрать приметы осени
- подобрать стихи про осень
- ответить на письмо « Зайцев».
– Работа над проектом включает 4 этапа:
1 этап – подготовительный. Он включает в себя моделирование проблемной ситуации, определение целей и задач для участников проекта, разработка маршрутов работы и старт.
2 этап- разведка на местности: сбор примет об осени, сбор листьев к оформлению гербария, сбор загадок, стихов, поделки и рисунки “Портрет Осени”
3 этап- осенний праздник: демонстрация результатов работы, создание коллективно творческого продукта.
4 этап – рефлексивный: подведение итогов и планирование дальнейшей работы.
– Итак, на 1этапе проекта были сформированы команды разведчиков. Для них были выбраны названия, каждой группой получен маршрутный лист.
– Давайте представим себя 3 командами разведчиков.
– Командиры, получите ваши маршрутные листы.
- Основной этап
– Итак, старт дан и переходим ко 2 основному этапу работы над проектом. На этом этапе ребятам было рекомендовано обратиться для сбора информации за помощью к взрослым, к словарям, энциклопедиям. И, конечно же, вместе совершить экскурсии в природу.
1 группе в соответствии с вашим маршрутным листом я предлагаю собрать народные приметы об осени в «Сундучок народной мудрости».
2 группе предлагается собрать в «Кузовок загадок» загадки на тему «Осень».
3 группе вспомнить стихи или сочинить четверостишие об осени, создать словесные зарисовки.
Работа групп.
– У групп разведчиков в маршрутном листе было не одно задание. Давайте и мы обратимся ко 2 заданию ваших маршрутных листов «Вернисаж осенних пейзажей».
– Попробуйте при помощи кисти и красок нарисовать портрет Осени. Пусть ваша осень получится разная.
1 группа: золотая осень
2 группа: хмурая осень
3 группа: урожайная осень
Работа групп.
– Результаты нашей работы мы увидим чуть позже.
– А еще мы с ребятами побывали на цветочной клумбе и полюбовались листопадом в сосновом бору.
– На очередном занятии перед праздником осени ребята написали ответное письмо на заячью поляну в Тугустемирский сосновый бор.
Письмо зайцам
Уважаемые жители «Заячьей поляны»! Письмо мы получили и выполнили вашу просьбу. Всей командой сходили на экскурсию в природу.
Понаблюдали за живой и неживой природой. И сделали вывод: осень в природе действительно наступила, и вы смело можете менять свои шубки.
А в доказательство, мы вам дарим вот эту творческую папку. Она поможет понять, что осень в природе наступила не только по календарю.
До свидания. С уважением к вам ребята из Тугустемирской школы.
III. Подведение итогов
– А теперь переходим к 3 этапу.
1 группа, какие приметы вы положили в «Сундучок народной мудрости»?
(показ детских работ)
2 группа собирала в «Кузовок загадок» загадки на тему «Осень».
(показ детских работ)
3 группе нужно было вспомнить стихи или сочинить четверостишие об осени.
(показ детских работ)
– А какой вы изобразили осень?
(показ детских работ)
– На основном этапе дети еще побывали на цветочной клумбе, собирали семена цветов на школьных и домашних клумбах (мы вместе отбирали вызревшие семена, выясняли, как лучше их сохранить до будущей весны). Мы с ребятами составили памятку «Как собирать и хранить семена». Также коллективно собирали осенние листья и оформляли осенний гербарий и поделки.
– Результаты своей работы ребята представили на празднике осени. Они читали стихи, загадывали загадки, рассказывали об осенних приметах.
- IV. Рефлексия
-На этапе рефлексии детям предлагалось оценить свою работу. Дети подарили ежику разноцветные яблочки. При подведении итогов обсуждали, как действовали разведчики: какая группа оказалась самой дружной, кто собрал больше всего народных примет, загадок и стихов. Обсуждали, что получилось, что не совсем так, как хотелось бы. Что надо учесть на будущее, если еще раз придется отправиться в разведку.
– Мы решили, что в разведку можно отправляться не только осенью, но и в любое время года. Скоро зима. И я предлагаю вам темы зимних проектов.
– Наполните корзину идей своими мыслями о зимних проектах.
1 .Проект «Добрая зима»
Цель проекта – проведении ярмарки, которая предлагает «покупателям» кормушки для птиц, изготовленные детьми.
Ярмарка, как известно, не только торг. А ещё и весёлое, зрелищное представление. «Птичьи » костюмы, рисунки и плакаты, звучащие на ярмарке стихи, песни. Все будет одним общим призывом: «Пусть будет зима доброй для пернатых!»
- Проект «Прогноз погоды»
Суть проекта заключается в попытке младших школьников предсказывать погоду по народным приметам. Проект коллективный, реализуется в игровой форме.
Создается метеобюро, в состав которого входит весь класс. «Метеобюро» ведет свой календарь погоды: составляет прогноз на основе известных детям народных примет, а затем отмечает реальную погоду в предсказываемый период (день, сезон и др.).
- Проект «Новогодняя елка»
Цель проекта – убедить людей не рубить ели и сосны ради нескольких праздничных дней. Проект предполагает организацию выставки «Как сохранить ель», на которой представлены детские рисунки-задумки праздничного оформления помещений, украшенные елочными игрушками зимние букеты из еловых веток, веток деревьев и сухой травы. И конечно же, провести конкурс на оригинальную замену живой ели на искусственную.
– В заключении я желаю вам творческих идей при создании проектов. Пусть ваша совместная работа с детьми будет интересной и значимой.
– А теперь предлагаю подвести итог нашего занятия. Подарите и вы свои яблочки ежику.
Красное – вы для себя взяли полезное и нужное. Такие проекты нужны детям.
Оранжевое – вы считаете, что сегодня получили недостаточно информации по разработке экологического проекта.
Желтое – сегодняшняя встреча не оправдала ваших ожиданий.