Технологическая карта урока по русскому языку в 3Г классе, учитель: Нестерова Т.Ж.
Программа | УМК «Школа России» |
Класс | 3 |
Тема урока | Имя существительное как часть речи. Закрепление. |
Педагогическая
цель |
Создание условия для обобщения знаний учащихся о части речи – имя существительное, его признаках. |
Тип урока | Коррекция знаний и способов действий / решение частной задачи |
Планируемые результаты | |
Предметные
результаты |
Называют вопросы имени существительного;
Ориентируются в постоянных и непостоянных признаках имени существительного; Определяют у имен существительных: число, род, падеж, одушевленные-неодушевленное, собственное – нарицательное. |
Личностные
результаты |
Выражают положительное отношение к учебному процессу; контролируют собственные действия; расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; обнаруживают готовность к преодолению трудностей. |
Универсальные
учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: умеют формулировать познавательную цель; классификация по заданным критериям; осуществляют анализ; воспроизводят по памяти необходимую информацию для решения учебной задачи урока.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; анализируют собственную работу, вносят изменения в действия с учетом возникших трудностей. Коммуникативные: формулируют высказывание в устной и письменной форме; принимают другие точки зрения, предлагают помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути её достижения.; соблюдают грамматические нормы письменной речи. |
Основное
содержание темы, понятия и термины |
Имя существительное. Начальная форма. Число. Род. Падеж. Одушевленное – неодушевленное. Собственное – нарицательное. |
Мотивирование к учебной деятельности | – Ребята, у нас сегодня необычный урок, а урок -соревнование.
– Я задаю вам первый вопрос: какой праздник отметила наша страна на прошлой неделе? (День защитника Отечества) (слайд 1) – Сегодня на уроке русского языка вы будете не просто учениками, а теми, кто несет службу в рядах Российской Армии. Итак, вы сегодня летчики, десантники, моряки. (слайд 2, 3, 4) Я ваш командир! Ребята, наверное, вы немного взволнованы, и чтобы успокоиться, давайте, сделаем нашу любимую практику, где мы проговариваем пожелания. Итак, закрываем глазки, брюшное дыхание, и скажите себе: «Сегодня прекрасный день, у меня все получится, и я желаю себе и своим родным всего самого хорошего». Молодцы! |
Организуют свое рабочее место.
Отвечают на вопросы. Проговаривают пожелания. |
Личностные:
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
Постановка учебных задач | – Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, здесь 4 слова. Как вы думаете, что их объединяет? (род войск). К какой группе слов можно отнести эти слова? А если учесть, что у нас урок русского языка, тогда в какую группу слов мы их отнесем? (да, это им сущ.)
– Отлично, ребята, кто может назвать тему урока? А что вы уже знаете об имени сущ.? А как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься, если мы уже столько всего знаем об имени существительном? (повторить знания об имени существительном, о его признаках). – Молодцы, ребята! Да, мы обобщим знания об имени существительном как части речи и его признаках. И в результате учебных манёвров на русском полигоне определим лучшие рода войск. – У каждого из вас путевые журналы на столах. Запишите в журнале число и классная работа. |
Отвечают на вопросы.
Формулируют учебные задачи урока. |
Регулятивные:
Формулируют учебные задачи урока под руководством учителя. Коммуникативные: Определять общую цель и пути её достижения. |
Включение в активное использование ранее изученного.
Закрепление. |
Организует повторение частей речи.
– Чтобы выполнить первое задание на русском полигоне нужно: 1. Открыть ноутбуки, открыть сканер кьюар кодов, сканировать изображение и перейти по ссылке. 2. Выполнить задание: отгадайте слова, определите их как часть речи и запишите в нужный столбик. (1столбик – существительные, 2 столбик – прилагательные, 3 столбик – глаголы).
Организует проверку.
|
Отвечают на вопросы.
Группируют слова по частям речи. Находят и вписывают имена существительные, имена прилагательные, глаголы в таблицу. Отправляются на мини-экскурсию. Ученик рассказывает о памятнике воинам-интернационалистам. |
Познавательные:
Осуществляют выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий. Воспроизводят по памяти необходимую информацию, для решения учебной задачи на данном этапе урока. Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания; предлагать помощь и сотрудничество. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнера в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности. |
Организует работу с признаками имени существительного.
Одушевленные – неодушевленные имена существительные, род, падеж . – Следующее задание нашего соревнования связано с тем, что у нас получилось в первом задании. 2 задание: из предложенных слов предыдущей таблицы необходимо собрать предложение. Кто хочет выйти к доске? Собери предложение _________. Верно? Организует работу с «путевыми журналами». Запишите предложение в свои путевые журналы. – В этом предложении есть имена существительные? Какие? – У каждого рода войск будет своя задача: летчики указывают одушевленные или неодушевленные имена существительные. (дает характеристику). Десантники – род имен существительных (называет вопросы определения рода им. сущ.). Моряки – падеж имен существительных (называет падежи и вопросы к ним). По одному человеку от команды выйдут и укажут на доске. Все верно указано? За правильно выполненное задание учащиеся получают звезду.
|
Указывают признаки имени существительного.
Дают характеристику одушевленных-неодушевленных имен существительных, называют вопросы рода, перечисляют падежи и их вопросы. Проверяют правильность выполнения задания, поиск ошибок. Самопроверка. Работают с «путевыми журналами». |
||
Организует работу с признаками имени существительного.
Род, число и падеж имен существительных . – Защитники, приступаем к следующему заданию. Выпишите из предложений выделенное имя существительное, укажите их падеж, род и число. (У летчиков предложение – Смелость города берёт. У десантников – Тяжело в учении – легко в бою. У моряков – Язык острее меча.) – В этом задании Участник какого рода войск первым определит падеж и число своего указанного имени существительного, тот род войск получит 3 звезды. Вторые 2, третьи 1 звезду. – Что мы повторили на данном этапе? (падеж, род и число имени существительного) – Итак, я предлагаю вам, продолжить нашу экскурсию, отправляемся в следующее памятное место. Узнаете? Кто познакомит нас с ним? |
Отвечают на вопросы.
Выписывают из предложений выделенные имена существительные. Определяют признаки имен существительных. Самопроверка. Работают с «путевыми журналами». |
||
Физминутка | – Ребята, устали? Давайте немного поиграем. Я называю слова в единственном числе вы приседаете, во множественном стоите.
(девочка, мальчики, город, игрушки, карандаши, доска, ученики). |
Определяя число имени существительного выполняют соответствующие движения. | Познавательные:
Воспроизводят по памяти необходимую информацию, для решения учебной задачи на данном этапе урока. |
Самостоятельная групповая работа | Род, число имён существительных.
– Объявляю следующее задание. Каждая подгруппа команд должна разгадать кроссворд, составленный из названий боевой техники. Какая команда наберет первыми наибольшее количество правильных ответов получают 3 звезды, вторыми – 2, третьими – 1 звезду. На эту работу дается 2 минуты. Время закончено, прошу вывесить свои кроссворды на классной доске. (слайд 5)
Обгоняя птиц полёт, Человек им управляет. Что же это? (Самолёт) (слайд 2)
Стоят старушки. Если они охнут, (слайд 10) Люди вмиг оглохнут. (Пушки) (слайд 11)
Организует самопроверку по образцу (слайд). – Проверяем по образцу. – Назвать существительные мужского рода. – Назвать существительные женского рода. – Прошу назвать из слов кроссворда существительные в единственном числе? Во Множественном? – Заслуженные звёзды получают рода войск. С какими признаками мы поработали? (число и род имен существительных) |
Разгадывают кроссворд.
Выполняют проверку по образцу. Отвечают на вопросы. Называют как определить форму единственного и множественного числа. |
Регулятивные:
Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: Применение и представление информации |
Самостоятельная индивидуальнаяработа | Организует работу с именами существительными собственными и нарицательными.
– Выполните следующее задание. – Я называю имена и фамилии людей, а вы попытайтесь мне сказать, кто эти люди. Михаил Кутузов, Александр Невский, Георгий Жуков, (великие русские полководцы, маршалы, генералы, военачальники). В старших классах на уроках истории и литературы вы узнаете о каждом из них, об их героизме и подвигах. – К каким существительным относятся и как пишутся имена и фамилии? – Найдите в путевом журнале предложение о маршале Жукове. Георгий Константинович в годы Великой Отечественной войны очень много сделал для нашей победы. ГЕОРГИЙ ЖУКОВ – ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ. (на экране проектируется портрет Жукова). (слайд 12) – В предложении есть ошибки, ваша задача записать его правильно. — Выполняем задание самостоятельно. Время выполнения 1 минута. Теперь поменяйтесь своими журналами и оцените работу соседа по образцу. Поставьте плюсик на полях журнала тому, у кого правильно выполнено задание. Организует взаимопроверку по образцу (слайд). – Верните свои тетради, поднимите руки те, кто получил плюсик. Летчики – ___ плюсиков, моряки – ___, пилоты – ___. – Наибольшее количество правильных вариантов у команды _____, вашему ряду 3 звезды, второй команде 2 звезды, третьей 1. (либо всем по одной). – Георгий Жуков — это какие имена существительные? А великий русский полководец – это какие? (соб, нар) – Я нашла для вас фотографию с Парада Победы в 1945 году, которым командовал Жуков. Назовите человека, который находится рядом с Георгием Константиновичем. Правильно, ребят. – Наше путешествие подходит к концу и последняя остановка у бюста памяти Иосифу Виссарионовичу Сталину, который открыли к 60 летию Победы. |
Дают определение имен существительных собственных и нарицательных.
Исправляют ошибочное предложение. Выполняют взаимопроверку проверку по образцу. Работают с «путевыми журналами». |
Познавательные:
Воспроизводят по памяти необходимую информацию, для решения учебной задачи на данном этапе урока. |
Итог урока. Рефлексия. | – Ну что, ребята, путешествие понравилось?
– Достигли цели урока? Давайте вспомним, а какова была цель урока? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Кто доволен сегодня своей работой? – Прошу взять ладошки и поднять: красные ладошки- я доволен собой, урок понравился. желтые- все понравилось, но что-то не получилось, зеленые- мне было некомфортно, не понравился урок, Каждый может поместить свою ладошку на это солнышко в конце урока. – А мы подводим итог наших учений на русском полигоне. И подсчитываем количество звезд каждой команды. По итогам соревнования выигрывает команда __________. |
Отвечают на вопросы.
Делают выводы о своей работе. |
Регулятивные:
Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Коммуникативные: Формулируют высказывание в устной форме. Личностные: Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. |
Домашнее задание | Объясняют домашнее задание.
– Домашнее задание у вас на выбор. Состоит из шести заданий, где каждый из вас может выбрать свой уровень сложности: красные – это легкий уровень, желтого цвета – средний уровень, а зеленые – это уровень посложнее. – Отлично! Ни один род войск не подвел. А иначе и не должно быть в Российской Армии. – Сейчас я предлагаю сдать путевые журналы и наклеить выбранные вами ладошки на солнышко. Оценки будут выставлены по проверке ваших журналов. – Все большие молодцы! Я всеми довольна! Спасибо за урок, всем вольно! |
Записывают домашнее задание.
Наклеивают ладошки на солнышко. |