Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебная вода»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Задачи:
- познакомить детей с о свойствами воды (жидкая, льется, прозрачная,
безвкусная);
- развивать навыки проведения первых опытов;
- активизировать словарь детей – вода, льется, жидкая, бесцветная,
безвкусная;
- развивать познавательные способности детей в процессе совместной
исследовательской деятельности, любознательность, мышление,
внимание, память, речь.
Методы и приемы:
Игровой (игры с водой), наглядный (показ, рассматривание, картинки-
символы свойств воды), словесный (объяснения, вопросы, проблемные
ситуации (переливание воды из стакана в бутылку; как достать бусинки изо
льда), поощрения), практический (наблюдения, эксперимент).
Воспитатель выходит к детям в костюме клоуна.
Воспитатель: Вы меня узнали? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, сегодня, ребята, я превратилась в клоуна. Мне сегодня очень захотелось с вами поиграть, но прежде, чем мы начнем отгадайте загадку: «ЧТО МЫ ПЬЕМ И ЦВЕТОЧКИ ПЬЮТ, ВЕСНО В РУЧЕЙКЕ ЖУРЧИТ? У МАМЫ В ЧАЙНИКЕ КИПИТ?». (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно вода! А как вы думаете, для чего нам нужна вода? (ответы детей).
Воспитатель: Здорово, как вы много знаете! А сегодня я предлагаю вам поиграть с водой! Согласны?
Дети: Да
Воспитатель: А чтобы нам было интереснее играть, предлагаю вам тоже стать на время клоунами! А в этом нам помогут вот такие колпачки. (Дети надевают колпачки). Начинаем играть?
Опыт №1 «Переливание воды».
Воспитатель: Ребята посмотрите, что я вам принесла?
Дети: Бутылочки с водой.
Воспитатель: Верно, выбирайте себе бутылочку и присаживайтесь на места.
Воспитатель: Ребята, возьмите бутылочку, аккуратно наклоните ее над стаканом и налейте в него воду. Что происходит с водой? (ответы детей)
Воспитатель: Вода льется, а льется она потому что жидкая!
Затем воспитатель спрашивает детей, какая вода? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а сможем мы обратно перелить воду из стакана в бутылку так, чтобы не пролить ее, ведь горлышко у бутылки узкое? (ответы детей)
Воспитатель: Поможет нам это сделать воронка, я вставляю воронку в горлышко бутылки, беру стакан и переливаю воду обратно. А теперь попробуйте вы.
(дети переливают воду из стакана в бутылку, воспитатель помогает, если это необходимо).
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали с водой? (ответы детей) Что мы узнали о воде какая она? (жидкая). Чтобы не забыть, что вода жидкая, мы на капельку приклеим вот такой символ. (один из детей приклеиваем символ на каплю воды).
Воспитатель: Продолжаем играть с водой дальше? (ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами отправляемся за другой стол. У каждого из вас есть баночка с водой. Как вы думаете, какого цвета вода? (Ответы детей)
Воспитатель: На самом деле, ребята, вода прозрачная, проверим вместе? (Ответы детей). Положим в баночки рыбок (Дети выполняют задание). Рыбок видно в баночке?
Дети: Да.
Воспитатель: Это значит, что вода прозрачная. (воспитатель поочереди спрашивает детей какая вода в баночке)
Воспитатель: А сейчас я закрою баночку крышкой и потрясу ее. Какого цвета стала вода в баночке? (ответы детей)
Воспитатель: А как же так случилось, ребята, что вода стала красного цвета? (ответы детей). На крышке была краска, когда я потрясла баночку вода смешалась с краской и окрасилась. Ребята, обратите внимание, сейчас в баночке видно рыбок? (Ответы детей).
Воспитатель: Какая стала вода в баночке – прозрачная или непрозрачная? (ответы детей) вода меняет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Воспитатель: Ребята, выберите крышку понравившегося вам цвета, закройте баночку крышкой и потрясите ее. Что же происходит, ребята? (вода окрасилась) Какого цвета стала вода? (дети поочереди называют какого цвета стала вода в их баночках).
Воспитатель: Ребята, а рыбок сейчас видно в баночках?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вода стала прозрачная или непрозрачная?
Дети: Не прозрачная.
Воспитатель: А чистая вода прозрачная или не прозрачная?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: Совершенно верно, чистая вода – прозрачная! И мы на нашу вторую капельку приклеиваем символ «Вода прозрачная». (кто-то из детей приклеивает символ на каплю).
Воспитатель: Теперь поиграем за последним столом. Рядом с вами стоит 2 стакана с водой, лежит трубочка, попробуйте воду из каждого стакана. Какая вода на вкус, соленая? (ответы детей) Сладкая? (ответы детей). Или у воды нет вкуса? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь возьмите и положите в стаканчик 2 кубика сахара и размешайте ложечкой. Попробуйте воду в стакане. Какая вода стала по вкусу? (Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас возьмите и положите в стакан ложку соли, размешайте, попробуйте воду. Какая она стала по вкусу? (Ответы детей).
Воспитатель: А до того, как в воду положили соль и сахар, у воды был вкус?
Воспитатель: Верно, чистая вода не имеет вкуса. Приклеиваем на капельку символ «Вода безвкусная»
Воспитатель: Ребята, как же здорово мы поиграли сегодня с водой, и как много нового мы о ней узнали. Давайте вспомним с вами о том, что узнали. Посмотрите на капельки: какое первое свойство воды мы с вами определили? Ответы детей)
А потом? (ответы детей). И последнее (ответы детей).
Спасибо вам, ребята, за столько новых открытий. А впереди их будет еще больше. А колпачки остаются вам в подарок.