Родительское собрание для старших групп.
Тема: «Патриотическое воспитание в ДОО и семье».
Цели: привлечение родителей к обсуждению вопроса о патриотическом воспитании ребенка; повышение педагогической культуры родителей, формирование обобщенного представления родителей в вопросах воспитания патриотизма.
Задачи: раскрыть сущность и значение работы педагогов и родителей по патриотическому воспитанию дошкольника; объединить усилия детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей.
Участники: родители и педагоги.
Подготовительная работа: подборка информации, консультации и папки передвижки, подготовка видео и аудио, буклеты.
Место проведения: группа, музыкальный зал
План проведения:
- Вступительная часть
- Консультация «Патриотическое воспитание в ДОО и семье».
- Дискуссия по данной теме.
- Презентация «Особенности реализации календарного плана воспитательной работы, разработанного согласно ФОП ДО в старшей группе»
- Игра- викторина с родителями по патриотическому воспитанию
- Буклеты «Игры по патриотическому воспитанию в семье и в ДОО».
- Подведение итогов.
Ход собрания.
- Вступление
Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем тематическом собрании. Наше собрание посвящено нравственно-патриотическому воспитанию. Для начала я хотела бы познакомить вас с клипом, с которым наш детский сад занял первое место в международном фестивале. Посмотрите, как педагоги, дети и родители поучаствовали в конкурсе. Клип «Матушка-Земля».
- Консультация «Патриотическое воспитание в ДОО и семье».
И так, что же такое патриотическое воспитание? (Ответы родителей).
Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность. Одной из основных задач ФОП ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФОП ДО.
Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется благодаря образу жизни и воспитательной работе в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе.
Наша с вами задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
В статье 44 ФЗ-273 Об Образовании. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования; 2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
С чего начинается Родина маленького ребенка?
Для маленького ребенка Родина начинается с его семьи, его мамы и папы, бабушки и дедушки, родного дома, улицы, на которой живет он и его семья. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «мать», “труд”, “долг”, “честь”, “Родина”.
Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
«Все и хорошее и плохое человек получает в семье».
Эта мудрость известна всем. Ведь ребенок рождается не злым или добрым, не нравственным и не безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от отношения к ребенку взрослых, от того, как они его воспитывают.
Семейное воспитание основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
- Дискуссия (можно вопросы на листочках).
Уважаемые родители, нужно ли патриотическое воспитание в детском саду?
Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание? Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки?
Как вы считаете, на каком уровне ведется работа по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении? Приведите примеры.
Уважаемые родители, приведите пожалуйста примеры патриотического воспитания, которые вы используете в семье. Ответы родителей.
- Презентация.
Благодарю вас за активное участие в дискуссии! А сейчас предлагаю Вашему вниманию презентацию по патриотическому воспитанию, согласно плану нашего детского сада.
Просмотр презентации «Особенности реализации календарного плана воспитательной работы, разработанного согласно ФОП ДО в старшей группе».
- Игра- викторина с родителями по патриотическому воспитанию
Родители делятся на команды. Выбирают название команды и девиз.
- Разминка: Продолжи пословицу.
Команда №1
Родина – мать, умей за неё постоять.
Родной край – сердцу рай
Любовь к родине на огне не горит и на воде не тонет.
В родном краю сокол, в чужом – ворона.
Команда №2
Нет в мире краше Родины нашей.
Смело иди в бой, Родина за тобой.
Без любви к человеку нет любви к Родине.
Человек без Родины, что соловей без песни.
- Назови и напой строчки из песен о родине. А Родина это что? Страна, земля, мать, Россия.
Каждая команда должна напеть строчки из трех песен.
- Песня о Родине — Пётр Лещенко
- Течёт река Волга — Людмила Зыкина, Марк Григорьевич Фрадкин
- С чего начинается Родина — Георг Отс, Эстрадный оркестр Всесоюзного радио п.у. Виктора Федосеева, Вениамин Ефимович Баснер
- Русское поле — Валерий Ободзинский
- Гляжу в озёра синие — Ольга Воронец
- Россия — Родина моя — Евгений Кибкало, Вано Ильич Мурадели
- Звёзды России— Иосиф Кобзон, Марк Григорьевич Фрадкин
- Берёзовый сок — Песняры
- Любите Россию — Галина Ненашева, Серафим Сергеевич Туликов
- Ты, Россия моя — Людмила Зыкина, Серафим Сергеевич Туликов
- Земля моя раздольная — Юрий Якушев, Андрей Соколов, Борис Мокроусов
- Когда весна придёт не знаю — Николай Рыбников, Борис Мокроусов
- Марш энтузиастов — Владимир Бунчиков, Большой хор Всесоюзного Радио
- Дрозды — Песняры
- Родина слышит — Женя Таланов, Государственный хор русской песни п/у Александра Свешникова, Дмитрий Дмитриевич Шостакович
- Прости меня, Россия — Валентина Толкунова
- Дорожная — Сергей Лемешев
- Синее небо России — Михаил Гулько
- Широка ты, родная Россия — Георгий Панков, Борис Мокроусов
- Доброе утро, Россия — Государственный Русский народный хор имени Пятницкого, худ. рук. В.Левашов, Л.Николашина, Вано Ильич Мурадели
- Звёзды милой Родины — Клавдия Шульженко
- Песня о России — В. Селиванов, анс. Песни всесоюзгного радио
- Лишь ты смогла, моя Россия— Людмила Зыкина, Серафим Сергеевич Туликов
- Край родной — Антонина Клещёва, Александра Тимашёва
- О Родине песню пою— Анатолий Александрович
- Россия, вспомни о себе — Людмила Зыкина
- От края до края — Пётр Богушевский
- Песня о моей Родине — Павел Лисициан
- Сёстры России— Людмила Зыкина
- Россия — Георг Отс
- Россия моя, золотые края — Русский народный хор имени Пятницкого
32.Песня о России — Хор Пятницкого
- Родина любимая моя— Александр Куглеев
- Славься ты, Русь моя — Праздничный хор Валаамского монастыря
- На главной улице России — Фёдор Иванович Шаляпин
- Советская Россия — Хор имени Пятницкгого
37.Родина — Николай Тимченко, Оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения, дир.Владимир Федосеев
- Я люблю тебя, жизнь — Георг Отс
- Вопросы
Команда№1
Столица нашей Родины?
Как зовут глав нашей республики?
Назови официальные символы нашей страны?
Кто является президентом нашей страны?
Команда №2
Назовите мэра нашего города?
Какие цвета нашего флага и что они означают?
Что такое гимн? Гимн — это торжественная песня в честь государства.
Герб нашей Родины? (двуглавый орел увенчан двумя малыми и над нами одной большой короной, соединенных лентой. В правой лапе Орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла – герб Москвы)
- Игра «Что такое хорошо, что такое плохо?».
Каждой команде даются картинки с поступками, из которых они должны выбрать хорошие поступки.
Отлично! Наши команды настоящие знатоки в патриотическом воспитании.
Играем дальше. Инсценировка ситуаций по патриотическому воспитанию.
Команда №1
Сценка про Родину.
Дети сидят и играют в игрушки (корабль, самолет и танк)
Васька: Когда я вырасту, то стану летчиком. Пойду в армию, буду ее с воздуха от врагов защищать.
Петька: Здорово! А я буду моряком. Бороздить по морям и охранять границы нашей Родины.
Алешка: А я, а я… А я не хочу служить. И вообще, не пойду в армию. На что мне эта армия сдалась?
Васька: А кто же родину будет защищать как не мы? Вот ты маму любишь?
Алешка: Люблю?
Петька : Сильно, сильно любишь?
Алешка: Сильно, сильно.
Васька: Вот и мама Любит тебя сильно. Кто ж ее тогда защитит?
Петька: Родина – мать, умей за неё постоять.
Алешка: Эх была не была! Буду я танкистом.
О чем эта сценка? Какое патриотическое качество она воспитывает? Любовь к Родине.
Команда №2
Оля и Коля сидят играют в ладушки. К ним подходит Вова.
Вова: Эй,Колька, пошли со мной на рыбалку, мне папа такие новые удочки купил, просто закачаешься.
Коля : Ух ты здорово, пойдем!
Оля: Я тоже с вами хочу.
Вова: Девчонки и рыбалка? Не смеши меня. Вон иди в куклы играй. На рыбалку она захотела. Ха- ха- ха! Да ты удочки вообще держать умеешь.
Оля: Умею. Меня папа тоже берет с собой на рыбалку.
Коля: Вова, давай ее с собой возьмем. Она же наш друг.
Вова: Нет, Коля. Девчонкам не место на рыбалке. Или мы идем без нее. Или я тебя не возьму с собой. Вон, Сашку с соседнего двора позову.
Коля тяжело вздохнул, но делать было нечего. Вдруг откуда ни возьмись, появились две собаки. Вова с испугу залез на дерево и оставил колю одного. А Оля была очень смелой девочкой. Она взяла вичу и отогнала собак от мальчишек.
Коля: Настоящий друг познается в беде. Прости меня, Оля!
Вова: И меня прости!
О каком патриотическом качестве здесь была речь? Правильно, здесь говорится о дружбе.
Команда №3
Соня и Света опаздывали в школу и очень торопились.
Света: Соня, поторопись, мы так опоздаем на уроки.
Соня: Я стараюсь, я со всех сил стараюсь идти быстрее.
По пути девочкам попадается бабушка, Света ее не замечает и сбивает с ног.
Света: бабушка, куда вы смотрите, ребенка с ног сбили.
Света идет и ворчит себе под нос. Оглядывается, а Сони рядом нет. Соня помогает бабушке собрать продукты. Света подходит к Соне.
Света: Что ты делаешь, Соня? Мы и так опаздываем в школу. Теперь нас точно не пустят на урок.
Соня: Света, разве так можно? Давай поможем бабушке.
Света тянет Соню за руку
Соня: У тебя бабушка есть?
Света: Есть?
Соня: И у меня есть. А если бы такая беда с нашими бабушками приключилась. А ты представляешь, если с тобой такая беда приключится. Ведь мы тоже когда-то будем бабушками.
Свете стало стыдно. Она извинилась перед бабушкой, и они вместе с соней ей помогли. Бабушка их поблагодарила и дала по конфете.
Соня: Доброе дело без наград не остается.
Какое нравственно- патриотическое качество воспитывает данная сценка? Правильно, добро!
- «Игры по патриотическому воспитанию в семье и в ДОО» .Буклеты.
Что бы нравственно-патриотическое воспитание было более легким и позитивным предлагаю вашему вниманию буклеты с дидактическими играми по патриотическому воспитанию.
Игрушки-гадалки
- Мини-беседа «В каждом доме свои традиции». Все мы родом из детства, у каждого есть своя семья, свои семейные традиции, которые мы, вырастая переносим в свои вновь создаваемые семьи. 1. Как вы думаете, что означает слово «семья»? 2. Что, по-вашему, входит в понятие «семейные традиции»? 3. Какие семейные традиции есть в вашей семье? 4. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка? 5. Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
- Подведение итогов.
Уважаемые родители! Благодарю вас за присутствие на родительском собрании. Вы в очередной раз показали свои знания на отличном уровне и доказали, что в каждой семье присутствует патриотическое воспитание.
На данном собрании мы с вами стали единым целым, мы с вами как иголка с тоненькой ниточкой. Это говорит о том, что только вместе с вами мы можем достичь высоких результатов и заложить для детей хорошую платформу для развития его личности в целом и развитии его патриотизма, любви к Родине и семье.
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
Так и мы с вами должны заботиться о воспитании у наших детей
чувства безграничной любви к Родине.
Заявочные материалы Рябчикова Буклет