Петрова Наталия Николаевна - воспитатель,
Теленкова Надежда Алексеевна - воспитатель,
Кузьмина Лилия Владимировна - воспитатель
МБДОУ «Детский сад №1» г. Чебоксары
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №181869
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Детский сад — территория здоровья», в рамках Национальной стратегии здоровьесбережения
Наименование конкурсной работы: Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников.
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №181869


Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников.

 

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. 

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физиологического состояния, но и от условий жизни в семье, дошкольном учреждении, санитарной и гигиенической культуры детей. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена еще и тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, восприятию учебных нагрузок в школе. От состояния здоровья, достигнутого уровня психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам. 

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников помогает повысить плодотворность процесса воспитания детей. Только благодаря совместным усилиям воспитателей и родителей возможно достижение высоких результатов в воспитании здорового ребенка. 

Предлагаем вашему вниманию конспект совместного мероприятия с родителями и детьми подготовительной к школе группы по формированию культуры здоровья детей «В стране Здоровья».

Цель: 

  • Формировать валеологическую  культуру подрастающего поколения;
  • Закреплять у детей представления о здоровом образе  жизни;
  • Учить применять правила сохранения и укрепления здоровья 

повседневной  жизни. 

Задачи: 

  1. Формировать активную родительскую позицию.
  2.  Повышать компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья.
  3.  Формировать правильное физическое развитие детского организма, повышать его   сопротивляемость к инфекциям.
  4.  Формировать культурно-гигиенические навыки, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможности его обеспечения.

  Материалы и оборудования: карта со странами, надписи с названиями городов,    картонный поезд, фартуки , предметные картинки: зубная паста, зубная щётка, ботинки, щетка для обуви, мыло, мыльница, расческа, волосы, шампунь, полотенце, руки; корзина с игрушечными  фруктами, два пластиковых контейнера, магнитофон.

Подготовительная работа:

  1. Разучивание зарядки «Заходите в гости». 
  2. Разгадывание загадок.
  3. Дидактическая игра «Дружные картинки».
  4. Дидактическая игра «Правильный выбор».

 

                                         Ход мероприятия:

 

  • Вводная часть.

«Здравствуйте»!

Воспитатель: Ребята, сейчас вы, как воспитанные люди, поздоровались с со мной. А что вы сделали, когда сказали «здравствуйте»? (пожелали кому-то быть здоровым).  Что значит «быть здоровым»? (когда ничего не болит, руки-сильные, ноги-быстрые, зубы-крепкие, волосы-красивые). Какое настроение у здоровых людей? (веселое, радостное).  Вы уже многое знаете о том, что нужно делать, чтобы по-настоящему быть здоровым. Предлагаю вам сегодня отправиться в необычную страну- Страну Здоровья.

  • Основная часть.

Воспитатель: Хотите узнать, что там не обычного? Тогда давайте посмотрим на карту. Как и во всех странах, в Стране Здоровья есть города. Мы с вами погостим во всех. Посмотрите какая дорога соединяет города Страны Здоровья? ( железная дорога).  Значит, на чем с вами поедем? (на поезде). Занимаем места в поезде.  Чтобы поезд тронулся, нужно сказать волшебное слово: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» (Дети кладут руки на плечи впереди стоящего. Под музыку паровозиком двигаются по группе)

  • Город Зарядкино.

Воспитатель: Стоп! Город Зарядкино! Жители этого городка очень любят делать зарядку. Как вы думаете, зачем нужно делать зарядку? (чтобы быть сильными, выносливыми, быстрыми, гибкими). Ребята, хочу познакомить вас с одним из жителей города Зарядкино (в роли жителя города выступает родитель).

Житель Зарядкино: Мы очень любим, чтобы зарядка была веселая, задорная. Давайте вместе её проведем.

Зарядка «Заходите в гости»

Чисто в домике у белки

(обвести взглядом воображаемую комнату)

Дети вымыли тарелки

(чередуя руки, круговыми движениями потереть ладошки друг другу)

Мусор вымели во двор

(стряхнуть пыль с руки от плеча до запястья)

Палкой выбили ковер

(выставленная вперед левая рука-ковер, правой эмитировать выбивание)

Постучался почтальон

(постучать кулаком правой руки в ладонь левой)

Благодарный старый слон

(расставить ноги и медленно покачаться из стороны в сторону)

Вытер ноги о постилку

(движения по тексту):

Распишитесь за «Мурзилку».

(«писать» на спине соседа)

Это кто стучится в двери?

(постучать кулаком правой руки в ладонь левой)

 Это мошки,

(вращательные движения любым пальцем)

Птички,

(руками изображать взмах крыльев)

Звери.

(показать ушки зайчика)

Вытирайте ножки, дорогие крошки.        

Мы не станем здесь скучать-                             

Будем танец танцевать!

Вот мы топнем одной ножкой,

(движения по тексту)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А теперь другою ножкой:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

И присядем , и привстанем

Повторим еще разок.

Я вам благодарен за зарядку и на прощанье хочу пожелать:

Чтобы вы никогда и ничем не болели,

Чтобы щеки здоровым румянцем горели,

Чтобы было здоровье в отличном порядке,

Всем нужно с утра заниматься (зарядкой)

Воспитатель: –Теперь нам пора отправляться дальше. Занимайте свои места в поезде. (дети встают друг за другом- кладут руки на плечи впереди стоящему). Вспоминаем наши волшебные слова «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» (под музыку дети двигаются по группе).

  • Город Чистюлькино.

Воспитатель: – Стоп! Город Чистюлькино! Давайте присядем на стульчики. Какое интересное название – Город Чистюлькино. Как  вы думаете, что любят жители этого города? (чистоту, порядок, мыться). А зачем нужно соблюдать чистоту? (чтобы не было грязи).  А чем опасна грязь? ( в ней живут микробы).

 Ребята, я хочу познакомить вас с Чистюлей, он житель этого города ( в роли чистюли выступает родитель).

Чистюля: (читает стихотворение)

Все мы с вами видели на руках грязь!

А в грязи живут микробы, незаметные для глаз.

Если, руки не помыв,

Пообедать сели вы,

Все микробы эти вот

К вам отправятся в живот!

Воспитатель: – Но ведь не только мыло может избавить от микробов. Есть и другие предметы- помощники чистоты. Давайте их с вами отгадаем.

Загадки: 

 Чтоб улыбке быть прекрасной, чистим зубы зубной … (пастой)

Объявили бой бациллам: моем чисто руки … (мылом)

Ей спины моей не жалко – с мылом трет ее … (мочалка)

Мы слегка на  пену дуем, моем волосы … (шампунем)

Насухо чтоб обтереться, возьмем в руки … (полотенце)

Чтоб с кожей не было проблем, мы в нее втираем … (крем)

Почему говорят, что предметы эти  гигиеничные, очень-очень личные? ( у них должен быть один хозяин).

Чистюля: Давайте с вами поиграем.

Игра « Дружные картинки».

Дети берут в руки по картинки. Нужно найти свою пару в зависимости от того, какой предмет для чего нужен. ( зубная щетка-зубы, обувная щетка-ботинки, мыло- мыльница, шампунь –волосы, зубная паста- зубная щетка, полотенце – руки).

Чистюля: Молодцы, ребята! Дарю вам на прощание такое напутствие

Наш совет совсем несложный:

Будьте с грязью осторожней!

Воспитатель: Ну, а нам пора отправляться дальше.

Занимайте свои места в поезде. (дети встают друг за другом- кладут руки на плечи впереди стоящему). Вспоминаем наши волшебные слова «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» (под музыку дети двигаются по группе).

  • Город Вкусняшкино.

Воспитатель:  Стоп! М-м-м, как тут вкусно пахнет! Это город Вкусняшкино! Я чувствую, как пахнет булочками! А вы какие запахи чувствуете? (дети фантазируют).  А вот житель города Вкусняшкино, знакомьтесь. (в роли жителя-родитель).

Житель Вкусняшкино:  Мы очень любим угощать гостей и знаем  какие продукты полезны для нас, а какие вредны. А вы-знаете? Проверим? Присаживайтесь на стульчики.

 Игра « Правильный выбор». 

На стол  ставятся два контейнера с графическими изображениями эмоций- «грусть» и « веселье» и корзина с игрушечными продуктами. Детям раздается по одному продукту. По сигналу дети по очереди  кладут продукт в контейнер с нужной пиктограммой. 

Воспитатель: Торты, пряники, конфеты

                         Детским так вредят зубам!

                         Ешьте овощи и фрукты, 

                        Чтоб не бегать к докторам!

Представьте себе, что вы – поварята. Я вам буду называть продукты, а вы скажете, какое блюдо можно приготовить из этих продуктов.

  • Гречневая крупа, молоко, немного сахара и масла (гречневая каша)
  • Молоко, яйца, немного соли и масла (омлет)
  • Вишня, вода, сахар (вишневый компот)

А что можно приготовить из капусты, свеклы, морковки, лука? (салат, борщ). Вот сейчас мы с вами сварим огромную кастрюлю настоящего борща. Встаньте в круг. «Повяжите» фартуки. 

Физкультминутка  «Поварята».

Под веселую музыку дети выполняют движения:

  • Трем морковку, свеклу;
  • Режем капусту и лук
  • Солим, перчим
  • Помешиваем ложкой
  • Смотрим в кастрюлю, не готово ли, нюхаем.

Житель  Вкусняшкино: Замечательный борщ получился! Нам очень понравился. Дарим вам наше напутственное слово:

 Прежде, чем за стол вам сесть,

Вы подумайте, что съесть!

Воспитатель:  Ну, а нам пора отправляться дальше.

Занимайте свои места в поезде. (дети встают друг за другом- кладут руки на плечи впереди стоящему). Вспоминаем наши волшебные слова « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» (под музыку дети двигаются по группе).

  • Город Отдыхай-ка.

Воспитатель: Стоп! Город Отдыхай-ка! Давайте присядем и отдохнем. Почему этот город так называется? (жители любят отдыхать). Отдыхать тоже нужно уметь. Отдохнете ли вы, если будете играть на компьютере? А как можно отдыхать? (можно ходить в кино, в цирк, в парк, гулять на детской площадке, на стадионе). А мы с вами отдохнем на полянке. Возьмитесь за руки. Закройте глаза и слушайте мой голос. Вокруг тихо, спокойно. Солнышко греет сверху, и его лучи ласково гладят ваши плечи, головы. Вам тепло, спокойно. Вокруг только птички тихонько щебечут. Они вам совсем не мешают. Почувствуйте, как по вашим рукам течет ручеек, и стекает прямо на землю. Вместе с водой утекает ваша усталость. Вам хорошо, спокойно. Посидите так немного, послушайте, как журчит ручеек. Вот вы отдохнули. Откройте глаза, потянитесь как следует, улыбнитесь друг другу.

  • Заключительная часть.

Ребята, пока мы с вами отдыхали, мы снова очутились в садике, наше путешествие в Страну Здоровья закончилось. Вам понравилось путешествие? Давайте подойдем еще раз к карте, вспомним, какие же правила надо выполнять, чтобы быть здоровым.

Каждый должен твердо знать:

Здоровье надо сохранять!

Нужно спортом заниматься,

Нужно правильно питаться,

Руки мыть перед едой,

И вообще дружить с водой!

Глубже дышать, кислород поглощать!

Больше гулять, с друзьями играть!

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить!

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников.