Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад№7 п. Новопавловка
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
,
«Звуки [В], [В] и буква В»
Подготовила: учитель- логопед
Капустина М.Ф.
2024г.
Конспект занятия. Звуки В, Вь и буква В
Учитель-логопед: Капустина М.Ф. 14. 03.24
Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи (какими они бывают?) Знакомство со звуками В, В ь. Выделение заданных согласных звуков в начале, в конце и в середине слов, из потока слов, из текста. Знакомство с буквой » В», чтение звуковых рядов и слов из трёх, четырёх звуков, чтение предложений из трёх слов. Формирование навыков звукового анализа слов из трёх, четырёх звуков.
Развивающие задачи. Развитие фонематических процессов, интонационной выразительности речи, связной монологической и диалогической речи.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества, взаимопомощи, преодоление трудностей. Патриотическое воспитание – целевой ориентир (бережное отношение к живому). Ценности – Родина, природа. Приобщение к духовно-нравственным и культурным ценностям – милосердие, добро.)
Оборудование. Предметные картинки, звуковые схемы, синие, зелёные, красные кружки, магнитные элементы букв, объёмные буквы
1.Приветствие. Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!», друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся. Доброе утро!
Садитесь, пожалуйста, на свои места, начинаем занятие.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Работать активно, не зевать.
Актуализация. Мы продолжаем разговор о звуках и буквах.
На какие группы делятся все звуки? Как произносятся гласные и согласные?
Тема Сегодня мы будем слушать и произносить новые звуки, а также познакомимся с буквой, которой они обозначаются.
Повторяйте за мной слоги. Ва-во-вы, во-ва-вы, вы-ва-во, ву-ва-во
4.Артикуляция Давайте произнесём звук В. Слегка дотроньтесь до нижней губы верхними зубами, произнесите звук В, мы можем его спеть? Нет, значит какой это звук? Согласный. (Твёрдый или мягкий). Каким цветом мы его обозначим? Синим. А какой у него братец? Каким цветом он обозначается? Показывать на кружках.
Согласные бывают звонкие и глухие. Закройте уши руками и произнесите звук в, вы слышите только голос или голос и шум (если только голос, то звук звонкий) Показать на снеговиках и человечках.
5.Игра «Где звук?». Подставим картинки к схемам. А теперь попробуем определить место звуков в и вь в словах, пройти к доске, взять любую картинку, внятно произнести название изображения, выделив звук в или вь поставить к соответствующей схеме? (Картинки – вата, повар, сова, веник.) Слово веник не подходит под схемы. Почему? Найдите для него схему. Учитесь тайны открывать.
Слова состоят из слогов. В какой домик мы заселим эти предметы? Скажем ласково сова (Совушка). Как по данной схеме определить сколько слогов? А если вот так написать слово (Совушка), то сразу можно сказать сколько в нём слогов. Какое правило здесь применяется?
6.Выделение звуков В и Вь из текста сказки «Белка и волк»
Послушайте сказку и найдите в ней слова со звуками В, Вь. Подумайте, чему учит сказка. (Ветка, вскочил, волк, вы, веселы, всегда, вас, наверху, дерево) Волк злой , с ним никто не желает общаться, поэтому ему скучно, а белки добры, никому зла не делают, поэтому они веселы. Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно.
7.Динамическая пауза.
Танец-игра. Как живёшь вот?
- Составление звуковых схем. Звук « в», входит в состав красивого слова
«ива». Вы знаете, что это такое? Показать картинку ивы. Составить звуковую схему слова ива на звуковых полосках. А у нас растет вот такая ива (показать картинку), а мы называем её верба. Что вы знаете о вербе? Вербой принято легонько хлестать родных и домашних животных для здоровья и бодрости, она оберегает дом от пожаров и молний.
Веточки приносят в дом- это народная традиция, не следует рвать много, надо чтобы её красивые серебристо- белые почки всегда украшали нашу природу, её можно посадить. Берегите природу родного края!
Изучаемые нами звуки входят в состав имён, каких?
Вика, Вова, Валя У нас на занятии Вика с Вовой? У них хитрые взгляды. Определите какие звуковые схемы соответствуют их именам?
8.Знакомство с буквой «в»
(А звуки обозначаются буквами, буква-это символ звука. А звуки в и вь обозначаются буквой В.
Вот буква в
Видна вдали-
Красивая, витая
Как будто крендель испекли
Приезжих ожидая
(Крендель – булочка из сдобного теста, имеющая форму восьмёрки или буквы в)
Из каких элементов состоит буква? Из одной длинной палочки и двух полукругов, которые расположены справа от длинной палочки. Составьте из магнитных элементов букву» в», ниже из букв составьте слово ива.
9.Чтение слогов, слов и предложений. Прочитайте слоги с новой буквой.
Ва, во, ву, ви , вы. Вика, Вова. Вот, Вова, зайка. Вот, Вика, вата.
Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Первое слово в предложении пишут с большой буквы. В конце предложения обычно ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. Составьте предложение со словом, в котором есть звук «в».
- Итог. Оценка деятельности детей. Что узнали? Как работали?
- Заключение.
Что вы видите на доске? Букву в, почему она составлена из цветов? Потому что весна, начинается с буквы в. Весной природа оживает, и первой радостной приметой является цветение вербы, затем подснежников и багульника, черёмухи. Всё это надо беречь. Если каждый будет беречь природу, своей малой Родины , мы сбережем природу всей России. Охранять природу – значит охранять Родину (слова Михаила Михайловича Пришвина)
Если мы сохраним красивейшую природу Забайкалья, то с гордостью сможем сказать: » Мне здесь посчастливилось родиться».
Ребята, эти цветы для вас. Подарите их своим родным.