ПРОЕКТ
«Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Название проекта: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Региональный компонент:
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём родном крае, приобщение к миру его культуры.
Актуальность темы
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми должны проводиться целый ряд различных мероприятий:
– посещение мини- краеведческого музея;
-участвие в театрализованной деятельности,
– сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным селом
-составление творческих рассказов, вместе с родителями сочинение сказок, стихов о родном селе
-занятия художественно-продуктивной деятельностью (рисование, конструирование)
– экскурсии в музеи села, целевые прогулки к достопримечательностям сел
Цель проекта:
-Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,
приобщение дошкольников к истории и культуре родного села, местным
достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
-Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и
культурном облике родного края;
-Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,
географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
-Развивать бережное отношение к селу, его достопримечательностям,
культурным ценностям, природе;
-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное
отношение к родному краю.
Участники проекта
Дети 6-7 лет (подготовительная группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
Долгосрочный
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини- музей , подобран материал о Чувашской Республике, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном селе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями села и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Чувашии
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Недостаточно методического материала. 2. Нет перспективного плана по работе с книгой 3. Не создана предметно-развивающая среда по теме 4. Нет диагностики для выявления уровня знаний у детей |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Анализ работы: – выявление затруднений педагогов при работе по данной теме; |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Изучение теоретических вопросов проблемы:
– самообразование; – разработка форм работы с детьми, родителями, воспитателями – педагогические советы, семинары; – консультации, открытые просмотры; – работа творческой группы; – индивидуальная работа с педагогами; |
Накопление материала |
– разработка перспективного плана работы
– разработка конспектов занятий;
– изготовление практического материала (дидактических игр, макетов);
– создание, оснащение и оформление краеведческого мини-музея
в детском саду;
– разработка анкет для воспитателей и родителей;
– пополнение материальной базы видео-, аудиоматериалами
– сбор и оформление наглядного материала;
– установление взаимосвязи с учреждениями села
– разработка диагностического материала по теме
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
– посещение учреждений села (библиотек, музеев и т.д.)
Выход:
1.Разработаны конспекты для старших дошкольников.
2.В краеведческом мини – музее детского сада оформлены.
тематические экспозиции.
3.Разработана диагностика .
4.Изготовлены дидактические игры, макеты.
- Театрализация исторических событий.
- Проведение анкетирования, обработка данных анкетирования.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
-Обобщение и оформление материалов по проекту – мультимедийная презентация: «Музей в ДОУ»
|
– Открытие краеведческого мини- музея в ДОУ «Люблю тебя, мой Шыгырдан» – выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете; – оформление материалов – диагностика детей |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.
– Уголки по краеведению в группах
– Макеты
– Картины
– Альбомы, иллюстрации
– Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)
– Карты
– Исторические документы, фотографии
– Аудио, видео версии сказок
– Методическая, краеведческая, художественная литература
– Буклеты, наборы открыток
ДИАГНОСТИКА
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном крае у детей 6-7 лет.
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о столице Чувашской Республики, крае (знать название столицы, района, села,домашнего адреса. Называть достопримечательности города,района,села)
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема села Шыгырдан, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник или объект и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 – 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности села. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе Чувашии, Батыревского района.
Материалы: Герб и флаг Чувашской Республики и Батыревского района.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербах. Может объяснить символику герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге . Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях чувашского и татарского народов.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Условия: Краеведческий мини-музей в ДОУ «Люблю тебя, мой Шыгырдан».
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы чувашского и татарского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в краеведческом музее.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах Чувашского края; о историко-географическом расположении.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Волга»
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении села, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем крае? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5 «Личностное отношение к родному селу»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
– Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Чебоксары?
– Что интересного о родном селе ты запомнил, посещая музеи нашего района?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и
вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Уровни сформированности знаний о родном крае
Фамилия имя
ребенка имя |
Контрольные задания | ||||
Родной
край |
Символика
родного края |
История
народной культуры и традиций |
Историко-
географический и природный компоненты родного края |
Личностное
отношение к родному селу |
|
у детей 6-7 лет.
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает название села, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного села, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб Чувашской Республики и Батыревского района ,может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает название села, свой домашний адрес; флаг, герб ; затрудняется назвать до стопримечательности, улицы, города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия села, не может объяснить символику родного края . Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Предполагаемые результаты:
Дети:
– Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои
знания по теме.
– Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
– Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности
– Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края
– Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини- музее ДОУ)
Воспитатели:
– Разработка конспектов занятий
– Практический материал по всем видам детской деятельности
Старший воспитатель:
– Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников
– Разработка анкет для родителей
– Составление перспективного плана работы
– Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта
– Разработка конспектов занятий досугов и т.п.
– Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта
Родители:
– Повышение интереса к работе ДОУ
– Активное участие в конкурсах, выставках
– Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок
Предметно-развивающая среда:
– Краеведческий мини- музей в ДОУ «Люблю тебя, мой край родной»
– Уголки по краеведению в группах