Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Волшебное электричество»
Авторы Раскина Елена Петровна, Артемьева Кристина Владимировна, Ефимова Алевтина Алексеевна
воспитатели МБДОУ «Детский сад № 16» г. Чебоксары Чувашской Республики
Тема: «Волшебное электричество»
Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Образовательные задачи:
– обобщать знания детей об электричестве,
– расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку,
– познакомить детей с причиной проявления статического электричества,
– закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающие задачи:
– развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
– способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
– развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы,
– продолжать учить отгадывать загадки.
Воспитательные задачи:
– воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
– вызывать радость открытий, полученных из опытов,
– воспитывать умение работать в коллективе
Раздаточный материал: бутылка с водой, карандаш, шерстяной шарф и отрезок пластмассовой трубы, жестяная бутылка, пластиковая палочка, и шерстяной шарфик, бумажные бабочки, пластиковые палочки, фольга, воздушный шар, подносы, пенопластовые крошки.
Оборудование: ноутбук, презентация.
ХОД
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
К дальним селам, городам
Кто бежит по проводам?
Светлое величество
Это (Электричество)
Воспитатель: Я предлагаю сегодня отправиться в страну «Волшебного электричества». Но в этой стране нужно выполнять разные задания. Для этого мы с вами соберем рюкзак.
Д/И «Собери рюкзак в поход»
Воспитатель: Что мы положим в рюкзак? (фонарик, фольга, шарф, воздушный шарик раздутый, бутылка с водой ,жестяную баночку, карандаш, бумагу, пластиковую палочку).
Воспитатель: Дима, включи пожалуйста фонарик, (не включается). Как вы думаете, почему не включается фонарик? (нет батареек).
Посмотрите среди вещей есть батарейка, вставьте, пожалуйста, батарейку. (нужно ставить батарейку правильно, там отмечено + и -. К + ставим +) Включилась?
Воспитатель: Это волшебный фонарь перенесет нас в страну Волшебного электричества.
Воспитатель: Ребята, электричество появилось не так давно, это сейчас у нас дома освещаются с помощью электрических лампочек.
Воспитатель: В давние времена электричества на земле не было, – Как вы думаете, раньше с помощью чего освещали свои жилища люди?
Ответы детей: (они освещали свои жилище жгли костры, факелы, лучина, Свечи, Керосиновая лампа, лампочки)
Слайд «Чем освещали люди своё жильё»
Воспитатель: Молодцы ребята вы все знаете. Время шло, С развитием технологий русский ученный Павел Николаевич Яблочков изобрел электрическую лампочку. (Иллюстрация)
Воспитатель: Почему она горит, что заставляет ее работать? (ЭЛЕКТРИЧЕСТВО)
Воспитатель: Электричество зарождается на больших электростанциях.
Слайд «Электростанция»
Воспитатель: Где вырабатывается электрический ток.
Слайд «Электрические провода»
Воспитатель: По этим проволочкам электрический ток попадает в Электрические подстанции (которые стоят на улице возле домов).
Слайд «Электрические подстанции»
Воспитатель: Дальше по проводам электрический ток попадает в электрощитовые в подъездах.
Слайд «Электрощитовые в подъездах»
Воспитатель: В эектрощитовых в распределяет ток в наши квартиры.
Слайд «Выключатнли»
Воспитатель: Какие электрические приборы вы знаете?
Ответы детей (перечисляют э/бытовые приборы)
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Посмотрите, сколько всякой техники усовершенствовал человек благодаря электричеству. Мы увидели, как было раньше, и можем порадоваться, как стало удобно сейчас.
Правила безопасного пользования электрическими приборами:
Воспитатель: Электричество наш друг и помощник, но оно может стать нашим врагом. Ребята вспомним правила безопасного пользования электрическими приборами.
1.Ни в коем случае вы не должны вставлять пальцы и посторонние предметы в розетку.
2.Нельзя пользоваться бытовыми приборами без присмотра взрослых
- Не пользоваться не исправными электрическими приборами.
- Не коснуться оголенных проводов, все это очень опасно.
- Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы.
Воспитатель: При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.
Электричество которое живет в проводах очень опасно. – «Опасное Электричество»
Электричество в природе.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, в природе можно встретить электричество? (Ответы).
А природные явления, связанные электричеством? Предлагаю подумать, если пошел дождь, гром гремит и сверкает молния.
Посмотрите, пожалуйста, на монитор.
Воспитатель: Ребята, это электричество – но оно природное.
Не забывайте (Нельзя стоять во время грозы под деревом)
Воспитатель: В реках, морях и океанах живут несколько видов рыб, которые могут вырабатывать электрический ток. Электрический скат, электрический угорь, рыба звездочет.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем рыбам нужно электричество?(Ответы)
Воспитатель: Для защиты от хищников. Она выпускает разряд электрического тока и это отпугивает или обездвиживает его.
Воспитатель: Ну и, конечно же, для охоты. Хищные рыбы при помощи электрического тока парализует мелкую рыбу, она не может двигаться и становится легкой добычей.
Воспитатель: Электрический ток у рыб образуется в особых органах, которые называются «электрические органы».
«Мини лаборатория».
Воспитатель: А теперь я вас приглашаю в «Мини лабораторию».
Воспитатель: Представьте себе, что мы юные ученные и будем проводить опыты.
Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили об опасном электричестве, об электричестве в природе. А сейчас будем говорить о безопасном электричестве.
Воспитатель: Безопасное электричество живет на теле человека, на шерстяных тканях. В темной комнате, когда мы снимаем шерстяной свитер, можно увидеть искорки. А когда мы расчесываем волосы, можно увидеть как наши волосинки летят в разные стороны.
ОПЫТ: № 1. «Волшебная палочка». Бутылка с водой, карандаш, шерстяной шарф и отрезок пластмассовой трубы.
Воспитатель: Сейчас я буду вырабатывать статическое электричество.
Буду тереть пластиковую трубу шерстяным шарфом и поднесу к карандашу.
Карандаш вращается как магнит за пластиковой трубкой. Это и есть статическое электричество.
Воспитатель: А теперь, выполните этот опыт сами. (Работа детей).
Молодцы ребята. А теперь предлагаю выполнить следующий опыт.
ОПЫТ: № 2. «Движущаяся бутылка».
Для этого нам нужны: жестяная бутылка, пластиковая палочка, и шерстяной шарфик. Трем пластиковую трубку шерстяной тканью и подносим к пустой баночке. Баночка двигается то вправо, то влево. Волшебство! Это и есть статическое электричество.
ОПЫТ: № 3. «Прыгающие пенопластовые крошки»». Постелем на столе бумажное полотенце и насыпим пенопластовые крошки.
Воспитатель: Потрем воздушный шар о волосы (о шерстяной шарф), затем поднесем его к пенопластовым крошкам, не касаясь их. Пенопластовые крошки начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему?
Воспитатель: В результате контакта между шариком и волосами (шерстяным шарфом) произошло разделение электрических зарядов. Часть электронов с волос (с шерсти) и перешло на шарик, и он приобрел отрицательный заряд. Когда мы поднесли шарик к пенопластовым крошкам, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика.
Опыт № 4. «Бумажные бабочки». Бумажные бабочки, пластиковые палочки.
Воспитатель: Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Лежат спокойно).
Воспитатель: Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать предмет. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и поднимите её. Бабочки тоже будут подниматься, (Притягиваться).
Воспитатель: Как вы думаете, почему бабочки прилипли к палочке?
Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись.
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
ОПЫТ: № 5 «Волшебные шары». Фольга, воздушный шар, подносы. Фольгу рвем на мелкие кусочки.
Воспитатель: Возьмите воздушный шар, натирайте об волосы, чтобы вырабатывать статическое электричество. А теперь потрогайте воздушными шарами фольгу, что случилось. Фольга притягивается к шару.
Воспитатель: Почему фольга приклеилась? (Ответы)Это и есть статическое электричество.
Молодцы ребята , мы сегодня были юными учеными и проводили научные опыты с электричеством.
На этом наши эксперименты с электричеством закончилось.
Рефлексия – вывод:
Воспитатель: Возьмитесь за руки.
О чем мы сегодня говорили? ( Об электричестве)
Как вы думаете, для чего нужно электричество?
Ответы детей (Чтобы было светло. Чтобы было электричество. Чтобы электроприборы работали. Оно облегчает нашу жизнь.)
Ребята, а какое бывает электричество? (Ответы)
Опасное электричество живет в розетках, в природе электричество есть в рыбах, молнии,
Безопасное электричество живет на шерстяных тканях, на теле человека,
в батарейках.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.
– А почему мы их называем волшебными? Что происходит с этими предметами? (К ним все притягивается, они становятся электрическими) .
– Это электричество опасно? (Нет, оно доброе, не опасное, с ним можно играть).
Воспитатель: Юные ученые, я хочу подарить вам робота паука, Он работает на батарейках, вы в группе поиграете с ним.