Раскина Елена Петровна - Воспитатель,
Артемьева Кристина Владимировна - Воспитатель,
Ефимова Алевтина Алексеевна - Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 16» г. Чебоксары Чувашской Республики
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №181978
Международный конкурс Международный конкурс педагогического мастерства «Творческий педагог»
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Волшебное электричество»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №181978


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Волшебное электричество»

 

 Авторы Раскина Елена Петровна, Артемьева Кристина Владимировна, Ефимова Алевтина Алексеевна

воспитатели МБДОУ «Детский сад № 16» г. Чебоксары Чувашской Республики

Тема: «Волшебное электричество»

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Образовательные задачи:

– обобщать знания детей об электричестве,

– расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку,

– познакомить детей с причиной проявления статического электричества,

– закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

– развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,

– способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,

– развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы,

– продолжать учить отгадывать загадки.

Воспитательные задачи:

– воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

– вызывать радость открытий, полученных из опытов,

– воспитывать умение работать в коллективе

 

Раздаточный материал: бутылка с водой, карандаш, шерстяной шарф и отрезок пластмассовой трубы, жестяная бутылка, пластиковая палочка, и шерстяной шарфик,  бумажные бабочки, пластиковые палочки, фольга, воздушный шар, подносы, пенопластовые крошки.  

Оборудование: ноутбук, презентация.

 

ХОД   

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

 К дальним селам, городам 

Кто бежит по проводам?

Светлое величество 

Это   (Электричество)

Воспитатель: Я предлагаю сегодня отправиться  в страну «Волшебного электричества». Но в этой стране нужно выполнять разные задания. Для этого мы с вами соберем  рюкзак. 

Д/И «Собери рюкзак в поход» 

Воспитатель: Что мы положим в рюкзак?  (фонарик, фольга, шарф, воздушный шарик раздутый, бутылка с водой ,жестяную баночку,  карандаш, бумагу, пластиковую палочку).

Воспитатель: Дима, включи пожалуйста фонарик, (не включается). Как вы думаете, почему не включается фонарик? (нет батареек).

Посмотрите среди вещей есть батарейка, вставьте,  пожалуйста, батарейку. (нужно ставить батарейку правильно, там отмечено + и -. К + ставим +) Включилась?

Воспитатель: Это волшебный фонарь перенесет нас в страну Волшебного электричества.

Воспитатель: Ребята, электричество появилось не так давно, это сейчас у нас  дома освещаются с помощью электрических лампочек. 

Воспитатель:  В давние времена электричества на земле не было, – Как вы думаете,  раньше с помощью чего освещали свои жилища люди?

 Ответы детей: (они освещали свои жилище жгли  костры, факелы, лучина,  Свечи, Керосиновая лампа, лампочки)

Слайд «Чем освещали люди своё жильё»

 Воспитатель:  Молодцы ребята вы все знаете.  Время шло, С развитием технологий русский ученный  Павел Николаевич Яблочков изобрел электрическую лампочку. (Иллюстрация)

Воспитатель:  Почему она горит, что заставляет ее работать? (ЭЛЕКТРИЧЕСТВО)

Воспитатель: Электричество зарождается на больших электростанциях. 

Слайд  «Электростанция»

Воспитатель: Где вырабатывается  электрический ток.

Слайд «Электрические провода»

Воспитатель: По этим проволочкам электрический ток попадает в Электрические подстанции  (которые стоят на улице возле домов).

Слайд «Электрические подстанции»

Воспитатель: Дальше  по проводам электрический ток попадает в электрощитовые в подъездах.

Слайд «Электрощитовые в подъездах»

Воспитатель: В эектрощитовых в распределяет ток в наши квартиры.

Слайд «Выключатнли»

Воспитатель: Какие электрические приборы вы знаете?

Ответы детей (перечисляют э/бытовые приборы)

Воспитатель:  Молодцы! Справились с заданием. Посмотрите, сколько всякой техники усовершенствовал человек благодаря электричеству. Мы увидели, как было раньше, и можем порадоваться, как стало удобно сейчас.

Правила  безопасного пользования электрическими  приборами:

Воспитатель: Электричество наш друг и помощник, но оно может стать нашим врагом. Ребята вспомним правила безопасного пользования электрическими  приборами.

1.Ни в коем случае вы не должны вставлять пальцы и посторонние предметы в розетку.

2.Нельзя пользоваться бытовыми приборами без присмотра взрослых

  1. Не пользоваться не исправными электрическими приборами.
  2. Не коснуться оголенных проводов, все это очень опасно. 
  3. Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы.

 Воспитатель: При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.

Электричество которое живет в проводах очень опасно. – «Опасное Электричество»

Электричество в природе.

Воспитатель:  Дети, как вы думаете, в природе можно встретить электричество? (Ответы). 

А природные явления, связанные электричеством? Предлагаю подумать, если пошел дождь, гром гремит и сверкает молния.

Посмотрите, пожалуйста, на монитор.

Воспитатель:  Ребята, это электричество – но оно природное.

Не забывайте  (Нельзя стоять во время грозы под деревом)

Воспитатель:  В реках, морях и океанах живут несколько видов рыб, которые могут вырабатывать электрический ток. Электрический скат, электрический угорь, рыба звездочет.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, зачем рыбам нужно электричество?(Ответы)

Воспитатель:  Для защиты от хищников. Она выпускает разряд электрического тока и это отпугивает или обездвиживает его.

Воспитатель:  Ну и, конечно же, для охоты. Хищные рыбы при помощи электрического тока парализует мелкую рыбу, она не может двигаться и становится легкой добычей.

Воспитатель:  Электрический ток у рыб образуется в особых органах, которые называются «электрические органы».

 

«Мини лаборатория».

Воспитатель:  А теперь я вас приглашаю в «Мини лабораторию». 

Воспитатель:  Представьте себе, что мы юные ученные и будем проводить опыты. 

Воспитатель:  Ребята, мы с вами говорили об опасном электричестве, об электричестве в природе. А сейчас будем говорить о безопасном электричестве.

 Воспитатель:  Безопасное электричество живет на теле человека, на шерстяных тканях. В темной комнате,  когда мы снимаем шерстяной свитер, можно увидеть искорки. А когда мы расчесываем  волосы, можно увидеть как наши волосинки летят в разные стороны.

ОПЫТ: 1. «Волшебная палочка».  Бутылка с водой, карандаш, шерстяной шарф и отрезок пластмассовой трубы.

Воспитатель:  Сейчас я буду вырабатывать статическое электричество.

Буду тереть пластиковую трубу шерстяным шарфом и поднесу к карандашу.

 Карандаш вращается как магнит за пластиковой трубкой. Это и есть статическое электричество.

Воспитатель:  А теперь, выполните этот опыт сами. (Работа детей).

Молодцы ребята. А теперь предлагаю выполнить следующий опыт.

ОПЫТ: 2. «Движущаяся бутылка». 

Для этого нам нужны: жестяная бутылка, пластиковая палочка, и шерстяной шарфик. Трем  пластиковую трубку шерстяной тканью и подносим к пустой баночке. Баночка двигается то вправо, то влево. Волшебство! Это и есть статическое электричество.

ОПЫТ: №  3. «Прыгающие пенопластовые крошки»». Постелем на столе бумажное полотенце и насыпим пенопластовые крошки.  

Воспитатель:  Потрем воздушный шар о волосы (о шерстяной шарф), затем поднесем его к пенопластовым крошкам, не касаясь их. Пенопластовые крошки начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему?

 Воспитатель:  В результате контакта между шариком и волосами  (шерстяным шарфом) произошло разделение электрических зарядов. Часть электронов с волос (с шерсти)  и перешло на шарик, и он приобрел отрицательный заряд. Когда мы поднесли шарик к пенопластовым крошкам, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика.

Опыт № 4. «Бумажные бабочки». Бумажные бабочки, пластиковые палочки.

Воспитатель:  Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Лежат спокойно).

Воспитатель:  Сейчас мы сделаем эти обычные палочки   волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать предмет. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и поднимите её. Бабочки тоже будут подниматься, (Притягиваться).  

Воспитатель:  Как вы думаете, почему бабочки прилипли к палочке?

Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. 

Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

ОПЫТ: №  5 «Волшебные шары». Фольга, воздушный шар, подносы. Фольгу рвем на мелкие кусочки. 

Воспитатель:  Возьмите воздушный шар, натирайте об волосы, чтобы вырабатывать статическое электричество. А теперь потрогайте воздушными шарами фольгу, что случилось. Фольга притягивается к шару. 

Воспитатель:  Почему фольга приклеилась? (Ответы)Это и есть статическое электричество.

Молодцы ребята , мы сегодня были юными учеными и проводили научные опыты с электричеством.

На этом наши эксперименты с электричеством закончилось.

Рефлексия – вывод: 

Воспитатель:  Возьмитесь за руки. 

О  чем мы сегодня говорили? ( Об электричестве)

Как вы думаете, для чего нужно электричество? 

Ответы детей (Чтобы было светло. Чтобы было электричество. Чтобы электроприборы работали. Оно облегчает нашу жизнь.)

Ребята, а какое бывает электричество? (Ответы)

Опасное электричество   живет в розетках, в природе электричество есть в рыбах, молнии, 

Безопасное электричество живет  на шерстяных  тканях, на теле человека, 

в батарейках.

Воспитатель: Ребята,  вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.

– А почему мы их называем волшебными? Что происходит с этими предметами? (К ним все притягивается, они становятся электрическими) .

– Это электричество опасно? (Нет, оно доброе, не опасное, с ним можно играть).

Воспитатель: Юные ученые, я хочу подарить вам робота паука, Он работает на батарейках, вы в группе поиграете с ним. 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Волшебное электричество»