Груздева Вера Васильевна
учитель начальных классов
МОУ Тоншаевская СОШ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №181980
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая технологическая карта урока», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» («Обучение грамоте») в 1 - ом классе на тему: «Звук [й"], буква Й, й»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №181980


Груздева В.В.,

учитель начальных классов 

Муниципальное общеобразовательное учреждение 

«Тоншаевская средняя школа»,

р.п. Тоншаево, Нижегородская обл.

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» («Обучение грамоте») в 1 – ом классе на тему: «Звук  [й’],  буква Й, й»

Тип урока: Урок изучения нового материала
Авторы УМК:   В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин
Цели урока:  Обучающие: создать условия для овладения учащимися знаниями о звуке  [й’], буквах Й, й;

актуализировать и упорядочить уже имеющиеся на данный момент знания детей. 

Развивающие: развивать связную устную речь учащихся, воображение, творческое мышление, память, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.

Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитывать  культуру общения  со сверстниками, при работе в парах.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
  •  Предметные:

-выбирать основания и критерии для классификации объектов;

 – давать характеристику гласных и согласных звуков;
– безошибочно узнавать буквы Й,й среди других букв;
– совершенствовать навыки чтения слов с буквами Й,й;
проводить звуко – буквенный анализ слова;
– объяснять лексическое значение слова;
– прогнозировать содержание текста, определять главных героев по иллюстрации;

  • Метапредметные:

личностные: проводить самооценку успешности учебной деятельности,  сотрудничать со сверстниками при работе в парах, при проверке, умение наблюдать и делать выводы;

регулятивные: уметь  определять и формулировать цель  и задачи на урок с помощью учителя,  развивать умение планировать свои  действия в соответствии с поставленной задачей, уметь осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль при работе с учебным материалом;

познавательные: 

-ориентироваться в учебнике;
– находить ответы на вопросы в тексте;
– уметь определять уровень усвоения учебного материала;

– формировать навык  логических  рассуждений;

коммуникативные: 

– слушать и понимать речь других;
– уметь с достаточно полно и точно выражать свои мысли;

– представлять собственную позицию, уметь аргументировать свою позицию;

Оборудование:    классная доска, интерактивная доска «SMART», компьютер, медиапроектор.
Образовательные ресурсы: Учебник “Русская азбука” В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин 1 класс 2 часть, презентация, магнитные звуковые схемы и буквы, таблица с букавами Й, й, алфавит, лента букв, карточки со словами для работы с текстом.
        Этап урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организацион

ный.

  Цель: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Методы: словесные.

Формы работы: фронтальная.

Регулятивные УУД: Самостоятельно организовывать свое рабочее место; уметь осуществлять самоконтроль. Посмотрите на наших гостей. Поприветствуем их. Улыбнёмся гостям и друг другу. Пусть у всех будет хорошее настроение.

-Проверим, готовы ли мы начать урок.

Проверяют свою готовность к уроку.
2.Актуализация знаний. Подведение к  изучению новой темы.

Цель:  Выявить имеющиеся знания по  теме урока, создание условий для умений участвовать в учебном диалоге; строить речевые высказывания; формулировать и аргументировать собственное мнение.

Методы: Подводящий  диалог (вспомним, повторим…) – система посильных вопросов и заданий, которые помогут сформулировать тему и задачи урока. 

Самоконтроль.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Предметные:
– выбирать основания и критерии для классификации объектов;

Метапредметные (УУД)

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: 

 Личностные УУД:

В созданных ситуациях общения, уметь делать выбор.

Регулятивные УУД: 

Умение осуществлять самоконтроль при работе с учебным материалом.

-Сядьте те, у кого имя начинается  с буквы, обозначающий гласный звук, а теперь, те, у кого имя начинается с буквы, обозначающей согласный звук.

-Давайте вспомним, повторим…

– Чем отличается звук от буквы?

-Чем отличается согласный звук от гласного звука?

-Какими бывают согласные звуки?

-Посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

– Опишите, какой сегодня день?

-Какой звук вы слышите в конце всех  этих слов? Произнесите: [й`].

(На слайде буквы Ё, Е, Я.)

– Назовите  буквы.

-Какой звук вы слышите первым при чтении этих букв. Произнесите его.

Дают сравнительную характеристику букве и звуку. Классифицируют согласные звуки.

-Зима.

-Морозный, холодный, пасмурный.

Выделяют новый звук [й`].

3.Введение в тему. Практическое наблюдение за звуком.  Сообщение темы урока.

 Знакомство с буквой.

Цель: 

Организовать деятельность учащихся, для реализации целей и задач урока, формулированию выводов.

Методы: учебный диалог, игра.

Самоконтроль.

Эвристическая беседа (Учитель, задавая вопросы, и организуя анализ материала).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Предметные:
– определять на слух звук;

давать характеристику звуку;
– безошибочно узнавать буквы Й, й среди других букв;


Метапредметные (УУД)

Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные УУД:
– выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

– осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Перед вами картинки.  Есть ли  в названии предметов звук [й`]?  Где вы  слышите  звук [й`] в начале в конце или в середине слова? Какая картинка лишняя?   (Игра: «Что это?», «Кто это?»)

-Давайте ещё раз произнесём звук [й`]. Какой он – гласный или согласный? Почему? Звонкий или глухой? Почему? Твердый или мягкий?

– Какого цвета «рубашку» оденет звук  [й`] (красную, синюю, зелёную). Почему? (На доске магнитные квадратики – звуки синий, красный, зелёный)

– Дайте характеристику звуку [й`].

-Может кто – то из вас знает, какой буквой обозначается звук (Й) 

-На какую букву похожа буква Й? 

– В чём разница?

– Нужна ли нам заглавная буква Й?

– Покажите букву  Й в алфавите.

 –На ленте букв буква Й изображена зелёным цветом. Для чего?

Поделитесь своими догадками.

 

-Вот мы и подошли к теме урока.

Тема урока “Звук [й`], буква Й, й”.

Упражняются в произнесении слов с новым звуком, в определении места данного звука в слове.

Дают характеристику звуку [й`]  .

Звук [ й’]– согласный, т.к. воздух при произнесении встречает преграду, звонкий, т.к. состоит из голоса и шума.

Это звук согласный, звонкий, мягкий.

Произносят название буквы «И краткое», сравнивают букву Й с буквой  И, находят букву в Алфавите и на ленте букв.

Выдвигают версии об использовании заглавной буквы   Й.

Чтобы помнили, что звук [й`] согласный, всегда мягкий.

4.Физ. минутка. 

(В стихотворной форме.)

Учащиеся вместе с учителем делают ряд упражнений.
5.Продолжение работы над темой. Чтение слогов, слов и предложений с новой буквой.

Цель: 

Организовать деятельность учащихся, для реализации целей и задач урока, по формированию умения чтения слов, предложений с новой буквой.

Создать условия для расширения кругозора  и

развития речи учащихся.

Методы: учебный диалог, игра.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

Эвристическая беседа (Учитель, задавая вопросы, организуя анализ материала).

Частично – поисковый (учащиеся решают проблему под руководством учителя, выполняя самостоятельно некоторые этапы).

1.Работа с учебником

2.Работа с текстом.

Упражнение в чтении текста с изученной буквой.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы: учебный диалог.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

6.  Подведение итогов урока.  Рефлексия деятельности.

Цель: Содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценке, результативности своей деятельности.

Методы: самоконтроль,  самооценка

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Предметные:

-совершенствовать навыки чтения слов с буквами Й,й;
– учиться выяснять значение новых слов;


Метапредметные (УУД)
Регулятивные УУД:
– работать по предложенному плану;
– осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике;
– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
– уметь находить и выделять необходимую информацию.
КоммуникативныеУУД:
– слушать и понимать речь других;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
– вести диалог

Личностные УУД:

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной, социальной отзывчивости;

Метапредметные (УУД)

Регулятивные УУД:

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Личностные УУД:
– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
КоммуникативныеУУД:
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

–  Звук согласный [й`], поэтому сам слога не образует. Звук  [й`] и буква Й будут всегда закрывать собой слоги.

– Давайте попробуем прочитать слияния с буквой Й.

-Когда, в каком месяце, наша страна отмечает День Победы? 

-В этом году наша страна 9 мая отмечает 75 лет со дня Великой Победы нашего народа над фашистами.

-Составим схему слова май

– Сколько слогов в этом слове? Почему вы так решили?

– Сколько звуков? Назовите их.

   -Где вы слышите в этом слове звук [й`] в начале, в середине или в конце?

-Обозначьте буквами звуки, которые вы слышите в слове май.

Сколько букв в данном слове?

– Оцените успешность своей работы.

– Прочитаем слова  слов с новой буквой. В этом нам поможет игра «День, ночь». 

–  Какого человека можно назвать героем? 

– Прочитайте, какими качествами должен обладать герой.

(На слайде: смелость, стойкость, храбрость)

– В каком слове встретилась буква й. Как правильно разделить это слово на слоги? 

Смелость, стойкость, храбрость можно назвать одним словом, каким, прочитайте – отвага

-Откройте Азбуку на стр.34

-Посмотрите на иллюстрацию. Как одним словом сказать, кто на ней изображён? 

-Как называется одежда древних воинов? 

-А что защищало голову? 

-В верхней части страницы изображены солдаты армии царя Петра. У них другая форма. На голове треуголка, в руках ружьё.

-Внизу изображены воины последней войны.

-Какая у них форма?

-Какое оружие?

– Прочитайте пословицу к данной иллюстрации.

-Подходит ли она к рисунку?  

-Как вы её понимаете?

-Прочитайте пословицы. Подумайте, какая пословица подходит по смыслу к картинке.

В каком слове встретилась буква й? Разделите это слово на слоги. Где вы слышите в слове  звук [й`]. В первом слоге или во втором?

-Посмотрите на текст на стр.35. Что это стихотворение или рассказ? Почему вы так решили?

-Рассмотрите рисунок. Кто, по-вашему, будет героем рассказа?

– В какое время происходит действие рассказа (во время войны или в настоящее время)?

Чтение текста про дедушку учителем.

Подтвердились ли наши предположения о содержании текста?

– Все ли слова вам понятны. 

Значение, какого слова, вы бы хотели уточнить у автора? 

-У кого на парте 

находят и читают слова  с буквой й, которые употреблены  в рассказе.

–  У кого на парте       , считают сколько букв й   в рассказе? 

 Чтение 1 части.

-Кем был дедушка на войне?

-Кто такой снайпер?

Чтение 2 части.

– В каком параде участвовал дедушка?

-Что есть у дедушки?

Демонстрация фотографии медали «За отвагу».

-Модно ли дедушку назвать героем?

– Он награждён медалью. Данная медаль вручалась за мужество и отвагу.

 Чтение 3 ч.

-Что говорит мама о дедушке?

-Как вы понимаете это предложение?

– Как озаглавим наш рассказ? 

-Какой ещё рисунок вы бы нарисовали к  рассказу?

-Какое слово не встретилось в рассказе: снайпер, отважный, война.

-Давайте ещё раз прочитаем вместе рассказ и подумаем:

-Какое предложение главное в рассказе? Им можно озаглавить наш рассказ.

– Как мы должны относиться к ветеранам войны, людям прошедшим войну? 

-Какой была тема нашего урока?

-Что вы можете рассказать о звуке [й`]?

-Как называется буква, обозначающая данный звук? 

-Зачем нам нужна заглавная буква Й?…

– Все ли задачи на уроке мы выполнили? Повторение задач на урок. 

– Давайте проверим, как мы научились читать слова с буквой й.

Читают хором слияния. 

Ай, ой уй ый эй… 

Вступают в диалог.

Составляют на партах звуковую схему слова май. Двое детей работают на обратной стороне доски. Сравнивают  со схемой на доске.

(Работа в парах. Самоконтроль с доской).

Звуко – буквенный анализ слова.

МАЙ (выкладывают печатными буквами) 

Оценивают с помощью смайликов

Чтение слов: бой, война, герой  

Дают объяснение слову « герой». Сравнивают своё толкование слова с толкованием в словаре.

Делят слово на слоги.

(Стой-кость)

Учатся воспринимать информацию визуально и на слух. (Слайды презентации).  

Работают  с иллюстрацией « Воины русской армии разных времён».

Отвечают на вопросы. Вступают в диалог с учителем.

Работают  с пословицей: Жить – родине служить.

Читают пословицу.  Объясняют смысл пословицы.

Сопоставляют своё толкование пословицы с толкованием, которое предлагает учитель.

Читают пословицы, выбирают нужную пословицу. Находят букву й в предложении. Объясняют смысл пословицы.

Делят слово на слоги. (У -мей). Определяют место звука [й`] в слове.

Работают с текстом. Отвечают на вопросы по содержанию. Работают над произношением звука [й`]  в предложении.

Прослушивают рассказ. Анализируют правильность своих предположений. 

– Кто такой снайпер?

(Высказывают свои предположения)

Читают определение слова «снайпер» из толкового словаря. Сопоставляют свои определения  данного слова с определением, приведённым в словаре.

Задание даётся исходя из уровня  навыка чтения.

(Дифференциация  по степени трудности)

Читают текст по частям хорошо читающие ученики.

Отвечают на вопросы.

Вступают в диалог, ориентируясь на свои знания.

Учатся ориентироваться в тексте. 

Находят нужное предложение: «Сам стар, а душа молодая».

Предлагают свои варианты заголовка и иллюстраций к рассказу.

Находят слово, которого нет в рассказе.

(работа в паре) Учебное сотрудничество.

Читают вместе с учителем. «Птичий базар».

Находят предложение, в котором скрыт главный смысл рассказа.

– С уважением и заботой.

Анализируют выполнение задач, поставленных на урок, степень усвоения материала урока.

Читают слова из «Азбуки» с буквой й.

Оценивают свою работу с помощью смайликов.

 

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» («Обучение грамоте») в 1 – ом классе на тему: «Звук [й”], буква Й, й»