Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Детская Школа Искусств им. Г. Кукуевицкого»
Сценарий лекции – концерта
«ЗВУЧАЛ РОМАНСА ЗВУК ПРЕЛЕСТНЫЙ…»
Составитель сценария,
ведущий и концертмейстер концерта
концертмейстер Высшей квалификационной категории
Темир Эмилия Георгиевна
г. Сургут 2025 год
Пояснительная записка.
Данная работа представляет собой сценарий лекции–концерта в школе искусств. Лекция–концерт – это форма художественно–эстетического образования и развития. На концерте учащиеся исполняют произведения из своей программы по предмету «Постановка голоса». Данная работа может быть полезна преподавателям школ искусств для составления сценариев различных концертов. Хочется, чтобы мероприятие было интересно зрителям разного возраста, чтобы родители понимали, что даёт обучение в школе искусств их детям, видели, как дети развиваются. Поэтому очень важно сделать это мероприятие настоящим праздником.
Цель: создание условий для дополнительной концертной практики учащихся и представление родителям и другим зрителям результатов работы в течение года.
Задачи:
- Возможность для реализации и совершенствования творческих способностей учащихся через участие в концертной деятельности.
- Создание условий для содержательного досуга детей и их родителей.
- Создание благоприятной психологической атмосферы – радости, комфорта, дружбы.
- Формирование чувства ответственности за качество выполнения коллективного дела.
- Накопление опыта концертных выступлений и сценического поведения.
Участники: учащиеся и преподаватели хорового отделения.
Форма проведения: лекция–концерт.
Место и время проведения: концертный зал школы искусств, 08.02.2025.
Оборудование: рояль, компьютер, проектор, экран, слайды с портретами композиторов, репродукциями картин.
Содержание.
«Романс! Как много в этом звуке для сердца русского слилось. Как много в нём отозвалось…» (без объявления произведения, его автора и исполнителей звучит отрывок из Романса П.И. Чайковского в переложении для скрипки и фортепиано в исполнении преподавателей Уфимцевой Кс.Г. и Темир Э.Г.).
Добрый вечер, дорогие друзья. Наша сегодняшняя встреча посвящена романсу русских композиторов XIX века. Открыл её отрывок из Романса П.И. Чайковского.
Романс – это камерное, т.е. небольшое, произведение для голоса в сопровождении музыкального инструмента (фортепиано, гитары) на стихотворный текст. Романс зародился в Средневековье (XIII-XIV века) в Испании. В то далёкое время по дорогам странствовали поэты, которые сочиняли и пели песни, наполненные любовно-лирическим содержанием. Эти песни исполнялись на родном романском – как тогда назывался испанский язык, откуда и появился термин «романс». В Россию романс прибыл во 2-й половине XVIII-го века. Народные русские песни сыграли в его истории особую роль. В XIX-ом веке наиважнейшее значение в развитии романса имела изумительная русская поэзия, представленная творчеством таких блистательных поэтов как Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев и другие. Тема романсов одна – любовь; всё остальное – жизнь и смерть, вечность и время, судьба и её удары, вера и неверие, одиночество и разочарование – только в той мере, в какой связано с этой темой. Основоположниками русского романса считают композиторов Алябьева, Варламова, Гурилёва, Булахова. До высоты истинно классического искусства вокальную миниатюру подняли Глинка, Даргомыжский, Чайковский и другие. Жанр романса также получил своё развитие и в инструментальной музыке. Произведения некоторых из этих композиторов вы сегодня услышите в нашем концерте.
Романсы и песни были близки русской народной музыке, тесно связаны с народной крестьянской песней.
Русская народная песня «В сыром бору тропина». Исполняет Турышев Владислав.
Под термином «романс» подразумеваются многообразные формы камерно-вокальной музыки, включающие такие разновидности, как элегия, баркарола, серенада, романсы в танцевальных ритмах, монологические романсы и другие. Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминались, т.к. были близки к знакомым народным мелодиям. Не было человека, которого бы романс не увлёк своей искренностью, очарованием, простотой и мелодической прелестью.
Текст романса «Ночь светла» впервые появился в приложении к журналу «Радуга». Но поэт подписался инициалами «Л.Г.», позднее авторство приписывалось Николаю Языкову. Композитором по одной из версий мог быть гитарист цыганского хора Николай Шишкин. Несмотря на тот факт, что авторство не установлено до сих пор, романс стал популярным.
В исполнении Бочневич Софьи прозвучит романс «Ночь светла».
Романс – драматический монолог, который исполняется от первого лица и позволяет автору выразить все чувства и размышления, переполняющие его. Он может быть своеобразной исповедью, раскрывающей душу героя. Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в самые светлые мгновения жизни поэтов и композиторов.
В 1823 году Фёдор Иванович Тютчев, будучи русским дипломатом в Мюнхене, познакомился с графиней Амалией Лерхенфельд. Родители юной девушки были против их любви. Молодые люди были вынуждены расстаться, но не забыли своей юной привязанности и пронесли её через всю жизнь. Одна из встреч произошла в 1870 году, когда поэт написал своё стихотворение-признание «Я встретил вас». Положенное на музыку, оно стало популярным романсом.
Сейчас в исполнении Мизеровского Михаила вы услышите романс «Я встретил вас». Стихи Ф.И. Тютчева, музыка неизвестного автора.
Бывают композиторы, обретающие славу и бессмертие благодаря единственному произведению. Таков Александр Александрович Алябьев (1787–1851) – автор знаменитого романса «Соловей» на стихи А. Дельвига. Этот романс поют во всём мире, ему посвящают стихи и рассказы, он существует в концертных обработках М. Глинки, А. Дюбюка, Ф. Листа, А. Вьетана, а количество безымянных его переложений безгранично.
«…Всё родное к сердцу ближе, Сердце чувствует живей, Ну пропой же, ну начни же: Соловей мой, соловей!..» (В. Домонтович)
В исполнении Парахиной Ангелины прозвучит романс «Соловей».
По трагической случайности жизнь композитора резко изменилась. В этот тяжёлый период сильное душевное смятение вызвала нечаянная встреча с бывшей возлюбленной Е. Офросимовой. Её образ вдохновил композитора на создание одного из лучших лирических романсов «Я вас любил» на стихи А. Пушкина.
Выступает Мурыгин Семён. Романс «Я вас любил».
Романсы и песни Александра Егоровича Варламова (1801–1848) – яркая страница русской вокальной музыки. Автор около двухсот песен и романсов, духовных сочинений, двух балетов, музыки к театральным постановкам, где сам выступал в роли театрального дирижёра; знаток хорового пения, прекрасный певец и замечательный вокальный педагог, автор книги «Полная школа пения», а также исполнитель на различных музыкальных инструментах. Круг авторов, чьи стихи были положены музыку, очень широк: это более сорока поэтов, среди которых – Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Дельвиг, Кольцов, Плещеев, Фет; пишет музыку к переводам из Гёте, Гейне, Беранже. Мелодика романсов Варламова пленяет нас своей выразительностью и искренностью переданного в них чувства.
В исполнении Николаевской Марии прозвучит романс А. Варламова на стихи А. Кольцова «Перстенёчек золотой».
Творчество Варламова неразрывно связано с традициями бытовой музыки, с народной песней. Варламов – лирик, певец простых человеческих чувств. «Музыке нужна душа», – писал Александр Варламов, – «а у русского она есть, доказательство – наши народные песни».
Романс «Вдоль по улице метелица метёт». Исполняет Мусин Руслан.
Композитор замечательного мелодического дарования, Варламов создал произведения большой художественной ценности, завоевавшие редкую популярность. По справедливому замечанию современника, его песни с чисто русскими мотивами сделались народными. Знаменитый «Красный сарафан» пелся всеми сословиями – и в гостиной вельможи, и в избе мужика.
Романс «Красный сарафан» на стихи Н. Цыганова исполняют: Бобрус Виктория, Кулыгина Алиса, Колпакова София, Григорьева Алла, Амелина Анастасия.
Знаменитое стихотворение «Белеет парус одинокий» М.Ю. Лермонтов написал в самом начале своего творческого пути. Это внутренний монолог, где образ паруса на фоне морского пейзажа символизирует самого молодого поэта, отражает его одиночество, поиск места в жизни, стремление к неизвестности.
В исполнении Рассказова Арсения вы услышите романс «Белеет парус одинокий».
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Горные вершины» явилось переводом стихотворения «Ночная песнь странника» немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте. В 1840 году, когда было написано стихотворение, Лермонтов служил на Кавказе, где шла война. Поэт устал от военной службы и хотел уйти в отставку, чтобы посвятить свою жизнь литературе. Он подал рапорт и ждал решения. В последних двух строчках герой обращается к самому себе. Музыка передаёт слушателю образ величественной природы Кавказа и вместе с тем глубокую печаль поэта, ищущего покой и уединение в своей жизни.
Романс «Горные вершины». Выступает Моторин Матвей.
Многие образы варламовских романсов устремлены в будущее. А умение поднимать бытовую музыку на уровень профессионального искусства заслуживает внимания и в наши дни.
Романс «Что мне жить и тужить». Музыка А. Варламова, слова народные. Выступает Сумкина Екатерина.
Александр Львович Гурилёв (1803–1858) вошёл в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Композиторская деятельность Гурилёва совмещалась с выступлениями в концертах и большой педагогической работой. Вскоре его сочинения – в первую очередь вокальные – становятся популярными в самых широких слоях городского населения. Излюбленными вокальными жанрами композитора были элегический романс и популярные тогда романсы в стиле русской песни. В обоих жанрах преобладают мотивы неразделённой или утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью, грустные размышления о женской доле.
Романс А. Гурилёва на стихи А. Полежаева «Сарафанчик» исполняют: Лапенко Мария, Душина Дарья, Крылова Анна, Кустова Виктория, Салимгареева Луиза.
Многие романсы Гурилёва написаны в ритме вальса, широко распространённого в городском быту того времени. Плавное трёхдольное вальсовое движение гармонично сочетается с чисто русским стихотворным размером. Таковы романсы «Вьётся ласточка сизокрылая», «Домик-крошечка» и другие.
В исполнении Галлямовой Арины прозвучит романс «Вьётся ласточка сизокрылая». Музыка А. Гурилёва, стихи Н. Грекова.
Романс «Домик-крошечка». Музыка А. Гурилёва, стихи С. Любецкого. Исполняют: Брылина Евгения, Лакиза София, Турдалиева Чолпон, Байбекова Диана.
Сочинения Гурилёва отличаются преимущественной элегичностью, печальной созерцательностью, глубоким личным высказыванием. Лучшие качества простой на первый взгляд музыки Гурилёва – её задушевность, щемящая искренность.
Музыка А. Гурилёва, стихи Л. Дьякова. Романс «Воспоминание». Исполняет Караваев Матвей.
Выступают: Безгинская Вероника, Новикова Дарина. Романс на стихи А. Толстого «Отгадай, моя родная».
Характерные черты вокального стиля Гурилёва по-разному преломлялись потом в творчестве многих авторов русского бытового романса, среди которых Пётр Петрович Булахов (1822–1885).
«…Талант его растёт с каждым днём, и, кажется, г. Булахов должен для нас вполне заменить нашего незабвенного композитора романсов – Варламова, – сообщала газета «Ведомости» московской городской полиции в 1855 году. Булахов – прежний вариант произношения фамилии композитора, на правильность которого указывала его внучка, а также советские исследователи музыки. Но по прошествии времени ударение перенеслось в середину фамилии, которая стала звучать как БулАхов. Видимо, такой вариант произношения фамилии композитора-песенника звучал более музыкально и благозвучно. Жизнь и творчество известного автора многих романсов, широко исполнявшихся во 2-й половине XIX-го века и популярных поныне, до сих пор не исследованы.
Время создания стихотворения Алексея Толстого «Колокольчики мои» приходится на начало XIX-го века – время правления Николая I. Поэт, будучи лицом, с детства приближённым к императорскому дому, очень хорошо знал, что происходит в государстве. На фоне этого и возник замысел стихотворения «Колокольчики мои» – темой его стали отнюдь не цветы колокольчики, которые случайно подпадали под копыта коня всадника, а размышления о судьбе страны, о её истории и будущем. Но ужесточавшаяся николаевская цензура потребовала коренных изменений в стихотворении. Толстому, конечно же, очень хотелось увидеть свои стихи опубликованными, поэтому ему пришлось их переделать. Стихи больше приобрели патриотический оттенок. Однако композитор Булахов, приступив к созданию романса, отмёл чересчур патриотическую часть, оставив лишь поэтический образ цветов-колокольчиков. В результате появившийся романс ушёл напрочь от политических вопросов и стал песней о колокольчиках, которые рад бы не давить всадник, «но уздой не удержать бег неукротимый». Именно в таком виде романс существует по настоящее время. Таким образом, сложное философское стихотворение Алексея Толстого приобрело совсем иную – природную – тематику и ныне входит в раздел «стихов о цветах и природе». Это стихотворение обратило на себя внимание многих других композиторов, но известность получил лишь романс Булахова, остальные музыкальные редакции забылись.
Романс «Колокольчики мои». Исполняет Мамедов Рамазан.
Начало классического периода в развитии русской музыки связано с именем великого композитора Михаила Ивановича Глинки (1804–1857). Его часто называют «Пушкиным русской музыки». Эти два гения открыли своим творчеством классическую эпоху в поэзии и музыке. Глинка создал тот самый национальный стиль русской классической музыки, который явился фундаментом всего будущего развития русской классической школы. В его лице русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил формирование национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX-м веке одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком. Композитор не успел осуществить многое из того, что было задумано. Однако его идеи получили развитие в творчестве русских композиторов последующих поколений, начертавших на своём художественном знамени имя основоположника русской музыки.
Сейчас в исполнении Козловой Дарьи и Петровой Валентины Сергеевны вы услышите романс на стихи В. Забеллы «Ты, соловушка, умолкни».
Весной 1839 года Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, старшей дочерью Анны Петровны Керн, которой посвящено знаменитое стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Встреча с ней произвела на композитора сильное впечатление; вскоре их сблизили не только общие музыкальные интересы, но и более личные чувства. Так появился один из наиболее известных и исполняемых романсов Глинки «Я помню чудное мгновенье», который музыканты и исследователи музыки называют «шедевром классической романсной литературы», а также «русским романсом номер один». О нерасторжимости текста и мелодии в сознании слушателя один из музыкальных критиков пишет: «С тех пор, как написан этот романс, почти невозможно отделить пушкинские стихи от музыки Глинки».
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье». Выступает Бочневич Михаил.
«Аренский удивительно умён в музыке… Это очень интересная личность!» – так говорил об Аренском Антоне Степановиче (1861–1906) П.И. Чайковский. «Из новейших – лучший Аренский, он прост, мелодичен…» – так писал о нём Л. Толстой. Произведения этого композитора, написанные в самых различных жанрах, привлекают искренностью лирического – часто элегического – высказывания, щедрым мелодизмом. Они темпераменты, изящны, артистичны. Эти свойства склоняли к музыке Аренского сердца слушателей в прежние годы. Они могут доставить радость и сегодня, ибо отмечены и талантом, и мастерством.
Романс «Спи, дитя моё, усни» на стихи А. Майкова исполняет Панина Виктория.
Творческое наследие Аренского не столь значительно, как сочинения его великих современников Чайковского, Римского-Корсакова. Вместе с тем несправедливо было бы преуменьшать значение наиболее удачных его сочинений, которые по праву вошли в золотой фонд русской музыки. Один из популярных его романсов «Не зажигай огня!» относится к лучшим его произведениям в жанре камерной вокальной музыки.
В исполнении Дудевой Лидии Васильевны прозвучит романс «Не зажигай огня!». Музыка А. Аренского, стихи Д. Ратгауза.
В заключение нашей встречи мне хочется вспомнить слова одного музыкального критика: «Русский романс – это живой лирический отклик души народа».
Благодарю наших преподавателей и концертмейстеров (ФИО) за помощь в подготовке и проведении сегодняшнего мероприятия. Благодарю всех за внимание. До новых встреч!
Список использованной литературы:
- Изучение творческой деятельности русских композиторов XIX века в курсе «История русской музыки»: учебное пособие. Дресвянникова Н.М. – Липецк, 2020.
- Русская музыкальная литература. Смирнова Э. Ред. Поповой Т.В. – Москва, 2001.
- Русская музыкальная литература. Вып.1. Общая ред. Фрид Э.Л. – Москва, 1979.
- Русская музыкальная литература. Вып. 4. Общ.ред. Михайлова М.К., Фрид Э.Л. – Москва, 1985.
- Музыкальная литература. Экспресс-курс. Столова Е.Ю., Кельх Э.А., Нестерова Н.Ф. – СПб., 2010.
- Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Шорникова М. – Ростов-на Дону, 2008.
- Энциклопедия юного музыканта. Сост. И.Ю. Куберский, Е.В. Минина. – СПб., 2001.