«Патриотические чувства и убеждения в музыкальном искусстве»
«Музыка – могучее средство воспитания, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше» (В.А. Сухомлинский).
Музыка – это тот вид искусства, который наиболее близок и понятен детям, в связи с этим большие потенциальные возможности патриотического воспитания и развития учащихся заключаются именно в музыке.
Цель:
Воспитание патриотизма путем вовлечения детей в вокальную деятельность патриотического характера.
Задачи:
Популяризация идей патриотизма.
Привитие любви к семье, малой Родине, своей стране.
Привитие интереса к истории, традициям и культуре Родины.
Развитие чувства гордости за достижения соотечественников.
Воспитание ответственного и бережного отношения к Родине.
Развитие вокальных способностей.
Ведущая педагогическая идея:
Комплексный подход к воспитанию патриотизма у детей через разучивание и исполнение патриотических песен, а также участие в конкурсах и мероприятиях патриотического характера.
Деятельностный аспект
Дыхательная гимнастика на занятиях вокалом – развивает голосовой аппарат, способствует развитию вокальных данных.
Артикуляционная гимнастика- упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Разучивание и исполнение патриотических песен – способствует расширению кругозора; помогает понять и глубже погрузиться во весь спектр чувств по отношению к семье, Родине.
Тематические интеллектуальные и познавательные игровые программы – развивают интеллектуальные способности, расширяют кругозор, способствуют развитию чувства товарищества, сплочению коллектива
Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах и т.д. – способствуют самоутверждению личности, повышению самооценки, развитию творческих способностей и раскрытия скрытого потенциала.
Педагогическая значимость. Стоит отметить особую эффективность патриотических песен. В них звучат удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, любовь, в те идеалы, за которые люди шли в бой, совершали подвиги. Песни военных лет по-прежнему популярны в народе. Они выдержали испытания временем, стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет. Необходимо, чтобы дети больше думали, чувствовали, переживали. Чтобы смысл фразы “мы за ценой не постоим” не воспринимался ими в буквальном смысле, как денежная плата за услуги, чтобы культурное наследие нашей страны все также отличало нас от других государств.
Новизна. В репертуаре используются как современные песни, так и песни военных и советских лет. Во время работы над каждой песней дети совместно с педагогом продумывают сценические движения, обговаривают сценический образ и костюмы, в которых впоследствии будут исполнять песню.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социально психологические, мировоззренческие чувства, а также чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.
Патриотическое воспитание подразделяется на несколько направлений: духовно-нравственное, гражданско–патриотическое, военно-патриотическое.
Актуальность изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Одним из важнейших факторов в духовно-нравственном воспитании ребенка является хоровое и вокальное пение, которое воспитывает чувство коллектива, ответственности за общее дело.
В нашей школе есть школьный хор в котором 80 учащихся и Вокально- хореографический коллектив «Веснушки» в котором насчитывается 60 человек Возраст учащихся от 5 до 16 лет. Учащиеся стоят плечом друг к другу, объединённые общей идеей, сохранять и приумножать песенное творчество России. Понимание, чувственное восприятие, сопереживание при разучивании и воспроизведении текстов тех песен, которые поют ребята в хоре, приводят к осмысленному исполнению этих песен, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на них.
Школьный хор и вокально- хореографический коллектив «Веснушки» участвует в мероприятиях, конкурсах и фестивалях разного уровня, такие как: «Зори Отечества», «Мы маленькие граждане Ульяновской области» Митинг памяти 8 мая, концерт Победы 9 мая
Патриотическое воспитание является важной частью образовательного процесса. Изучение истории через музыку и вокал помогает детям глубже понять события прошлого и сформировать уважение к достижениям предков. Пение патриотических песен также способствует сплочению коллектива и развитию гражданской позиции.
Концертная деятельность является важнейшим элементом вокального обучения учащихся. Наши вокалисты из ансамбля «Веснушки» принимают активное участие в школьных праздниках, районных конкурсах, совместных районных концертах с МЦДК. Учащиеся с удовольствием исполняют песни о Родине, России, о героических подвигах защитников в годы ВОВ, о войне, народные песни. Творческая работа, проводимая с учащемся, является прежде всего интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировоспитание, объединяет детей, и воспитывает уважение друг к другу, а также воспитывает чувство достоинства, любви, уважения и гордости за свою страну..
Важно согласовывать тематику и содержание исполняемых песен мероприятиями и концертными программами, к которым подготавливаются композиции. Такое комплексное взаимодействие позволит создать целостную образовательную среду, способствующую формированию у учащихся глубокого чувства любви и уважения к Родине.
Важен подбор репертуара к различным календарным праздникам, связанных с историей нашей страны, нашего посёлка, школы. На протяжении многих лет мною отбирался, систематизировался материал к различным, важным для нашей страны праздникам: 9 мая, 23 февраля, 12 июня. Систематизировался не только по событиям, но и по возрастам для учащихся.
В наше непростое время проблема патриотического воспитания обсуждается и поднимается все чаще. Ее актуальность очевидна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости. Большинство детей дошкольного возраста на вопрос «кто является героем?» отвечают – «терминатор, человек-паук, черепашки-ниндзя». Хотя вокруг нас герои, достойные уважения и почестей – это герои ВОВ, это простые люди, совершившие подвиги в настоящее непростое время – спасти человека из огня, помочь пожилому человеку, да просто жить достойно – в этом и заключается цель патриотического воспитания в целом.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что патриотическое воспитание – это одна из трудных, но приоритетных задач современного общества.
Детский вокальный ансамбль «Веснушки» имеет огромные возможности для организации целенаправленной, систематической, полноценной работы в духовно-патриотическом направлении. Все формы организации ансамблевой деятельности: подбор и работа над репертуаром; концертно-исполнительская деятельность; музыкально-просветительская работа дополняют друг друга, обогащая тем самым процесс воспитания юных певцов, создавая единое воспитывающее пространство.
Патриотизм и его основные составляющие: духовность и нравственность – это важнейшие черты всесторонне развитой личности. И музыкальное искусство всегда было, есть и будет одним из самых действенных в процессе формирования высококультурной личности, обладающей активной гражданской позицией, глубокими патриотическими чувствами и убеждениями.
Список литературы
- Ананьева М.А. Патриотическое воспитание посредством музыки/ М.А. Ананьева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 5 (295).- С. 301-303.
Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
- Капитонова Г.Н. Система совершенствования патриотического воспитания в УДОД / Г.Н. Капитонова // Дети, техника, творчество. –2014. -No1.
- Малишава В.Работа с вокальным ансамблем, коллективом Архангельск – 2012 г. – 156 с.
Кормишенкова Е.М. Патриотическое воспитание учащихся образовательного учреждения средствами музыки / Е.М. Кормишенкова// Альманах современной науки и образования.