Адамович Екатерина Викторовна
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 35»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №182050
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: «Кузбасс – жемчужина Сибири» Исследовательско-творческий проект
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №182050


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 комбинированного вида»

«Кузбасс – жемчужина Сибири»

Исследовательско-творческий проект

Полысаево 2021

Содержание

Паспорт проекта…………………………………………………………… 3
Актуальность проекта………………………………………………………… 4
Цель и задачи проекта………………………………………………………… 4
План мероприятий проекта…………………………………………………… 5
Ожидаемые результаты проекта……………………………………………… 9
Критерии и показатели проекта……………………………………………… 9
Целевые группы проекта……………………………………………………… 10
Список литературы…………………………………………………………… 10

Паспорт проекта

Наименование проекта  «Кузбасс – жемчужина Сибири»
Тип проекта  Исследовательско-творческий проект
Разработчики проекта  Адамович Екатерина Викторовна,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 35»

Руководитель проекта старший воспитатель,

Адамович Екатерина Викторовна

Цели и задачи проекта Цель: 

развитие основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения истории, культуры, природных и экономических особенностей Кузбасса.

Задачи:

Способствовать развитию у детей познавательной                                     и исследовательской активности в познании истории Кузбасса.

Обогащать знания детей о природных богатствах Кузбасса,                  их роли в социальном и экономическом развитии. 

Приобщать воспитанников к   традициям и  культуре народов Кузбасса. 

Развивать патриотические качества: любовь к родному краю, толерантность, желание сохранять и преумножать богатство родного края. 

Воспитывать чувство гражданской ответственности, гордости               за трудовые и боевые подвиги земляков.

Повышать речевое творчество дошкольников.

Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей через совместную творческую деятельность.

Исполнители проекта  Дети старшего дошкольного возраста 

Родители (законные представители) 

Педагоги детского сада

Основные принципы реализации проекта Принцип психологической комфортности 

Принцип доступности 

Принцип преемственности

Принцип стимулирования детской деятельности

Принцип  сотрудничества

Принцип культуросообразности

Продолжительность проекта Долгосрочный
Сроки реализации проекта Август 2024 года – июль 2025 года
Этапы реализации проекта Организационно-подготовительный этап

(август 2024 года) 

Практический этап 

(сентябрь  2024 года – май 2025 года) 

Итогово-аналитический этап 

(июнь – июль 2025 года)

Ожидаемые результаты реализации проекта Повысился уровень познавательной и исследовательской активности  к изучению  истории Кузбасса. 

Наблюдается устойчивый интерес к традициям, культуре народов Кузбасса и природным богатствам. 

Сформировано  умение осуществлять поиск и использование информации  для решения поставленных задач, анализировать информацию о Кузбассе. 

Дошкольники уважительно относятся к трудовым и боевым подвигам земляков.

У воспитанников сформированы  основы гражданственности                 и патриотизма  

Дети достаточно хорошо владеют  речевым творчеством

Повышена активность и заинтересованность родителей                           в вопросах патриотического воспитания   детей.

 

Актуальность проекта

 

Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь                к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное                     и грамотное патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родного края, его культуре, традициям и идеалам.  

Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению                 к своим родителям.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – развитие основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения истории, культуры, природных и экономических особенностей Кузбасса. 

Задачи:

Способствовать развитию у детей познавательной и исследовательской активности в познании истории Кузбасса.

Обогащать знания детей о природных богатствах Кузбасса, их роли в социальном и экономическом развитии. 

Приобщать воспитанников к   традициям и  культуре народов Кузбасса. 

Развивать патриотические качества: любовь к родному краю, толерантность, желание сохранять и преумножать богатство родного края. 

Воспитывать чувство гражданской ответственности, гордости за трудовые и боевые подвиги земляков.

Повышать речевое творчество дошкольников.

Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей через совместную творческую деятельность.

План мероприятий проекта

 

№ п/п Наименование мероприятия Сроки Участники мероприятий
Организационно-подготовительный этап (Август 2019 года)
1.  Подбор и изучение литературы по теме проекта Август

2024 года

Педагоги
2. Создание видео и медиотеки 

по направлениям деятельности проекта 

(мультфильмы, видеопрезентации, музыкальные композиции)

Разработка картотеки образовательных ситуаций «С любовью о Кузбассе»

Август

2024 года

Педагоги
3.  Создание условий,  для реализации проекта (оформление в группе центра «Моя родина – Кузбасс», подбор фотографий и иллюстраций  с изображением достопримечательностей Кузбасса, создание альбомов «Растительный и животный мир Кузбасса», «Экологический калейдоскоп»  Август

2024 года

Педагоги,

родители

4. Разработка критериев 

и показателей по уровням развития 

Август

2024 года

Педагоги
5. Проведение диагностики 

по выявлению уровня основ патриотизма и гражданственности 

Август

2024 года

Педагоги,

воспитанники

6. Анкетирование родителей с целью выявления интереса к теме проекта Август

2024 года

Педагоги, 

родители

7. Разработка плана мероприятий проекта Август

2024 года

Педагоги
8.  Разработка логотипа проекта Август

2024 года

Родители
Практический этап (сентябрь 2024 года– май 2025 года)
Наименование мероприятия Формы работы Сроки Участники мероприятий
Моно-проект 

«Три столетия Кузбасса»

«От истоков к великому будущему» Виртуальная экскурсия  Сентябрь 2024 года Педагоги,

воспитанники,

родители

«Такой интересный Кузбасс» Познавательно-исследовательская деятельность Создание дидактического пособия «Наша Родина Кузбасс»
«Я юный краевед» Квест-игра по краеведению
«Кузбасс наш дом» Интеллектуальная игра « Где логика?»  

Подвижная игра «Что отдашь Земле родной?»

«Нет дороже в мире края, чем сторонушка родная» Творческий детско-родительский конкурс по изготовлению 

скетчбука 

Моно-проект 

«Кузбасс-шахтерский край»

«Уголек» Познавательно-экспериментальная деятельность.

Чтение сказки Т. Савич «Сказка-быль о Михайле Волкове и горелой горе», театрализация и рисование по сказке

Октябрь 2024  года Педагоги, воспитанники, родители
«Мы славим рабочие профессии Кузбасса» Турнир по профессиональному мастерству шахтерских профессий 
«Черное золото Кузбасса» Создание коллажа «Карта Кузбасса с обозначением залежей угля в городах Кузбасса  
«Кузбасс» Музыкальный флешмоб  под песню Олега Газманова  «Кузбасс»
«Спецтехника» Конструирование из LEGO  техники угледобывающих предприятий 
Моно-проект 

«Читающая семья – читающий Кузбасс»

«Люблю тебя мой край родной» Литературная гостиная  Ноябрь 2024 года Педагоги, воспитанники, родители,
«У медведя во бору» Развлекательно-спортивная эстафета с  LEGO модулями
«Березовая роща» Коллективная работа по LEGO-конструированию  с элементами оригами 
Домашнее задание «Диво-дивное» Кооперативное обучение по конструированию диковинных деревьев
«Раз иголка, два иголка будет елочка» LEGO-выставка детских работ
Моно-проект 

«Этно-Кузбасс»

«В гости к народам Кузбасса» Игра-путешествие Декабрь 2024 года Педагоги, воспитанники
«Украшение народов Кузбасса»» Изготовление украшений и элементов национального костюма из  игрового набора  «Дары Фребеля»
«Игры коренных народов» Интерактивные игры «Единый Кузбасс»,

подвижные игры народов Кузбасса,

дидактические сказки «Тайны шорского народа»

«Берегини Кузбасса» Создание тряпичных кукол-оберегов 
«Кузбасс это ты, Кузбасс это я» Фестиваль коренных народов Кузбасса
Моно-проект 

«7 чудес  Кузбасса»

«7  чудес Кузбасса» Географический тур по семи чудесам Кузбасса,

дидактическая игра  «Удивительный Кузбасс»

Январь 2025 года Педагоги, воспитанники
«Томская писаница» Фотовыставка

«Кузбасс глазами детей», дидактическая игра «Петроглифы»,

пиктографическое аудирование «Ассоциации»

«Азасская пещера» Экопластика -конструирование из природных материалов, сюжетно-ролевая игра «Иностранец»
«Путешествие в Кузнецкий Алатау» Туристический поход по заповедным местам,

изготовление магнитов «7 чудес Кузбасса» из акриловых заготовок

Моно-проект 

«Кузбасс спортивный»

«Зарядка с чемпионом» Спортивная акция зарядка с Артемом Чугуновым, обладателем 

  • оранжевого пояса  в каратэ киокушинкай
Февраль 2025 года Педагоги, воспитанники, родители
«Турстарты» Поход на определенное расстояние с препятствиями
«Кузбасская дошкольная лига спорта» Спортивные соревнования по общефизической подготовке и эстафетам «Змейка», «Пингвины», «Сцепка вагонов»
«Секретный конверт» Игра «Зарница», посвященная Дню защитника Отечества,

фотовыставка «Мой папа – солдат»

«Малыши Кузбасса шагают в ГТО»  Региональный этап фестиваля приуроченного 90-летию Всесоюзного комплекса ГТО и Дню защитника Отечества 
Моно-проект 

 «Земная благодать Кузбасса»

«Кладовая земли» Опытно-экспериментальная деятельность с песком и камнями,

роспись на камнях «Живые камни»,

создание коллекции полезных ископаемых и минералов

Март 2025 года Педагоги, воспитанники,

родители

«Рафтинг по рекам Кузбасса» Виртуальные сплавы по рекам Кузбасса,

акция «Берегите воду»,

экологические сказки о воде

«Наша кормилица – Земля» Станционная игра по  теме растительный и животный мир Кузбасса,

Поделки из природного материала «Природа и творчество»

«Экоэстафета» Дети  получают маршрут, со следующими  этапами:

голоса птиц,

мир насекомых,

Красная книга, деревья-великаны,

лесное кафе, 

грибы

«Красная книга Кузбасса» Создание Красной книги,

Речевая игра «Книга жалоб природы»

Моно-проект «Золотое кольцо Кузбасса» «Друг на друга мы похожи» Создание моделей человека  Апрель 2025 года Педагоги, воспитанники,

родители

«Модный приговор» Легозадача
«Суперсемейка» Презентация «Семья глазами LEGO»
«LEGO – умная игра, завлекательна, хитра» Мастер-класс для родителей
Моно-проект «Кузбасс на фронте и в тылу» «Мои достижения» Создание фотоальбома Май 2025 года Педагоги, воспитанники,

родители

«Любимый сказочный персонаж из LEGO» Семейный видеоблог
«Трансформеры» Флешмоб
Семейный конкурс-выставка по легоконструированию «Сказочный сундучок»
Итогово-аналитический этап (Июнь – июль 2020)
1. Мониторинг сформированности уровня основ патриотизма и гражданственности Июнь

2025 года

Педагоги
2. Подведение итогов и анализ результатов реализации проекта Июнь

2025 года

Педагоги
3.  Обобщение и распространение положительного опыта, разработка 

и издание методических продуктов

Июль

2025 года

Педагоги
4. Определение перспектив проекта Июль

2025 года

Педагоги

 

Ожидаемые результаты реализации проекта

Повысился уровень познавательной и исследовательской активности 

к изучению  истории Кузбасса. 

Наблюдается устойчивый интерес к традициям, культуре народов Кузбасса и природным богатствам. 

Сформировано  умение осуществлять поиск и использование информации  для решения поставленных задач, анализировать информацию о Кузбассе. 

Дошкольники уважительно относятся к трудовым и боевым подвигам земляков.

У воспитанников сформированы  основы гражданственности 

и патриотизма  

Дети достаточно хорошо владеют  речевым творчеством

 Повышена активность и заинтересованность родителей в вопросах патриотического воспитания   детей.

Критерии и показатели реализации проекта

Критерии Показатели
Повышение уровня познавательной и исследовательской активности Увеличение доли воспитанников, умеющих  ставить цель, находить нужную информацию, делать выводы и умозаключения
Увеличение доли воспитанников умеющих анализировать, выделять  характерные особенности, устанавливать причинно-следственные связи
Повышение устойчивого интереса к традициям, культуре народов Кузбасса и природным богатствам.  Увеличение доли воспитанников проявляющих интерес                 к традициям, культуре народов Кузбасса и природным богатствам  
Увеличение доли воспитанников, проявляющих самостоятельность, активность,  творчество в  изучение родного края 
Повышение уровня сформированности основ патриотизма и гражданственности Увеличение доли воспитанников проявляющих патриотические качества: гуманизм, гордость за свою страну, боевые подвиги земляков, желание сохранять и преумножать богатство родного края
Повышение уровня развития речевого творчества Увеличение доли воспитанников  владеющих устной речью в ситуации общения, умеющих связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответ на вопрос
Повышение активности родителей в проектной  деятельности Увеличение доли родителей,  активно участвующих                        в проектной деятельности
Снижение доли родителей испытывающих затруднения 

в развитии развитие основ гражданственности и патриотизма у детей 

 

Целевые группы проекта

Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Список литературы

 

  1. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст]/ А.Н. Давидчук. – М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  2. Емельянова, И.Е., Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов [Текст]/ А.Н. Емельянова, Ю.А. Максаева  – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
  3. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
  4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст]/ Л,В. Куцакова. – М.: Эксмо, 2010. – 114 с. 
  5. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО [Текст]/ Т.В. Лусс. – М.: ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
  6. Парамонова, Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие [Текст]/ Л.А. Парамонова. – М.: Академия, 2012. – 80 с. 
  7. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO ControlLab): учебно-методическое пособие [Текст]/ Е.А. Рыкова. – СПб, 2001, – 59 с.
  8. СелезнёваГ.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 [Текст]/ Г.А. Селезнёва. – М., 2007г .- 58с.
  9. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов [Текст]/ Е.В. Фешина. – М.: Сфера, 2011. – 243 с.

 

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

«Кузбасс – жемчужина Сибири» Исследовательско-творческий проект