Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 комбинированного вида»
«Кузбасс – жемчужина Сибири»
Исследовательско-творческий проект
Полысаево 2021
Содержание
Паспорт проекта…………………………………………………………… … | 3 |
Актуальность проекта………………………………………………………… | 4 |
Цель и задачи проекта………………………………………………………… | 4 |
План мероприятий проекта…………………………………………………… | 5 |
Ожидаемые результаты проекта……………………………………………… | 9 |
Критерии и показатели проекта……………………………………………… | 9 |
Целевые группы проекта……………………………………………………… | 10 |
Список литературы…………………………………………………………… | 10 |
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Кузбасс – жемчужина Сибири» |
Тип проекта | Исследовательско-творческий проект |
Разработчики проекта | Адамович Екатерина Викторовна,
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 35» |
Руководитель проекта | старший воспитатель,
Адамович Екатерина Викторовна |
Цели и задачи проекта | Цель:
развитие основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения истории, культуры, природных и экономических особенностей Кузбасса. Задачи: Способствовать развитию у детей познавательной и исследовательской активности в познании истории Кузбасса. Обогащать знания детей о природных богатствах Кузбасса, их роли в социальном и экономическом развитии. Приобщать воспитанников к традициям и культуре народов Кузбасса. Развивать патриотические качества: любовь к родному краю, толерантность, желание сохранять и преумножать богатство родного края. Воспитывать чувство гражданской ответственности, гордости за трудовые и боевые подвиги земляков. Повышать речевое творчество дошкольников. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей через совместную творческую деятельность. |
Исполнители проекта | Дети старшего дошкольного возраста
Родители (законные представители) Педагоги детского сада |
Основные принципы реализации проекта | Принцип психологической комфортности
Принцип доступности Принцип преемственности Принцип стимулирования детской деятельности Принцип сотрудничества Принцип культуросообразности |
Продолжительность проекта | Долгосрочный |
Сроки реализации проекта | Август 2024 года – июль 2025 года |
Этапы реализации проекта | Организационно-подготовительный этап
(август 2024 года) Практический этап (сентябрь 2024 года – май 2025 года) Итогово-аналитический этап (июнь – июль 2025 года) |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Повысился уровень познавательной и исследовательской активности к изучению истории Кузбасса.
Наблюдается устойчивый интерес к традициям, культуре народов Кузбасса и природным богатствам. Сформировано умение осуществлять поиск и использование информации для решения поставленных задач, анализировать информацию о Кузбассе. Дошкольники уважительно относятся к трудовым и боевым подвигам земляков. У воспитанников сформированы основы гражданственности и патриотизма Дети достаточно хорошо владеют речевым творчеством Повышена активность и заинтересованность родителей в вопросах патриотического воспитания детей. |
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родного края, его культуре, традициям и идеалам.
Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям.
Цель и задачи проекта
Цель проекта – развитие основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения истории, культуры, природных и экономических особенностей Кузбасса.
Задачи:
Способствовать развитию у детей познавательной и исследовательской активности в познании истории Кузбасса.
Обогащать знания детей о природных богатствах Кузбасса, их роли в социальном и экономическом развитии.
Приобщать воспитанников к традициям и культуре народов Кузбасса.
Развивать патриотические качества: любовь к родному краю, толерантность, желание сохранять и преумножать богатство родного края.
Воспитывать чувство гражданской ответственности, гордости за трудовые и боевые подвиги земляков.
Повышать речевое творчество дошкольников.
Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей через совместную творческую деятельность.
План мероприятий проекта
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки | Участники мероприятий | |||||||
Организационно-подготовительный этап (Август 2019 года) | ||||||||||
1. | Подбор и изучение литературы по теме проекта | Август
2024 года |
Педагоги | |||||||
2. | Создание видео и медиотеки
по направлениям деятельности проекта (мультфильмы, видеопрезентации, музыкальные композиции) Разработка картотеки образовательных ситуаций «С любовью о Кузбассе» |
Август
2024 года |
Педагоги | |||||||
3. | Создание условий, для реализации проекта (оформление в группе центра «Моя родина – Кузбасс», подбор фотографий и иллюстраций с изображением достопримечательностей Кузбасса, создание альбомов «Растительный и животный мир Кузбасса», «Экологический калейдоскоп» | Август
2024 года |
Педагоги,
родители |
|||||||
4. | Разработка критериев
и показателей по уровням развития |
Август
2024 года |
Педагоги | |||||||
5. | Проведение диагностики
по выявлению уровня основ патриотизма и гражданственности |
Август
2024 года |
Педагоги,
воспитанники |
|||||||
6. | Анкетирование родителей с целью выявления интереса к теме проекта | Август
2024 года |
Педагоги,
родители |
|||||||
7. | Разработка плана мероприятий проекта | Август
2024 года |
Педагоги | |||||||
8. | Разработка логотипа проекта | Август
2024 года |
Родители | |||||||
Практический этап (сентябрь 2024 года– май 2025 года) | ||||||||||
Наименование мероприятия | Формы работы | Сроки | Участники мероприятий | |||||||
Моно-проект
«Три столетия Кузбасса» |
«От истоков к великому будущему» | Виртуальная экскурсия | Сентябрь 2024 года | Педагоги,
воспитанники, родители |
||||||
«Такой интересный Кузбасс» | Познавательно-исследовательская деятельность Создание дидактического пособия «Наша Родина Кузбасс» | |||||||||
«Я юный краевед» | Квест-игра по краеведению | |||||||||
«Кузбасс наш дом» | Интеллектуальная игра « Где логика?»
Подвижная игра «Что отдашь Земле родной?» |
|||||||||
«Нет дороже в мире края, чем сторонушка родная» | Творческий детско-родительский конкурс по изготовлению
скетчбука |
|||||||||
Моно-проект
«Кузбасс-шахтерский край» |
«Уголек» | Познавательно-экспериментальная деятельность.
Чтение сказки Т. Савич «Сказка-быль о Михайле Волкове и горелой горе», театрализация и рисование по сказке |
Октябрь 2024 года | Педагоги, воспитанники, родители | ||||||
«Мы славим рабочие профессии Кузбасса» | Турнир по профессиональному мастерству шахтерских профессий | |||||||||
«Черное золото Кузбасса» | Создание коллажа «Карта Кузбасса с обозначением залежей угля в городах Кузбасса | |||||||||
«Кузбасс» | Музыкальный флешмоб под песню Олега Газманова «Кузбасс» | |||||||||
«Спецтехника» | Конструирование из LEGO техники угледобывающих предприятий | |||||||||
Моно-проект
«Читающая семья – читающий Кузбасс» |
«Люблю тебя мой край родной» | Литературная гостиная | Ноябрь 2024 года | Педагоги, воспитанники, родители, | ||||||
«У медведя во бору» | Развлекательно-спортивная эстафета с LEGO модулями | |||||||||
«Березовая роща» | Коллективная работа по LEGO-конструированию с элементами оригами | |||||||||
Домашнее задание «Диво-дивное» | Кооперативное обучение по конструированию диковинных деревьев | |||||||||
«Раз иголка, два иголка будет елочка» | LEGO-выставка детских работ | |||||||||
Моно-проект
«Этно-Кузбасс» |
«В гости к народам Кузбасса» | Игра-путешествие | Декабрь 2024 года | Педагоги, воспитанники | ||||||
«Украшение народов Кузбасса»» | Изготовление украшений и элементов национального костюма из игрового набора «Дары Фребеля» | |||||||||
«Игры коренных народов» | Интерактивные игры «Единый Кузбасс»,
подвижные игры народов Кузбасса, дидактические сказки «Тайны шорского народа» |
|||||||||
«Берегини Кузбасса» | Создание тряпичных кукол-оберегов | |||||||||
«Кузбасс это ты, Кузбасс это я» | Фестиваль коренных народов Кузбасса | |||||||||
Моно-проект
«7 чудес Кузбасса» |
«7 чудес Кузбасса» | Географический тур по семи чудесам Кузбасса,
дидактическая игра «Удивительный Кузбасс» |
Январь 2025 года | Педагоги, воспитанники | ||||||
«Томская писаница» | Фотовыставка
«Кузбасс глазами детей», дидактическая игра «Петроглифы», пиктографическое аудирование «Ассоциации» |
|||||||||
«Азасская пещера» | Экопластика -конструирование из природных материалов, сюжетно-ролевая игра «Иностранец» | |||||||||
«Путешествие в Кузнецкий Алатау» | Туристический поход по заповедным местам,
изготовление магнитов «7 чудес Кузбасса» из акриловых заготовок |
|||||||||
Моно-проект
«Кузбасс спортивный» |
«Зарядка с чемпионом» | Спортивная акция зарядка с Артемом Чугуновым, обладателем
|
Февраль 2025 года | Педагоги, воспитанники, родители | ||||||
«Турстарты» | Поход на определенное расстояние с препятствиями | |||||||||
«Кузбасская дошкольная лига спорта» | Спортивные соревнования по общефизической подготовке и эстафетам «Змейка», «Пингвины», «Сцепка вагонов» | |||||||||
«Секретный конверт» | Игра «Зарница», посвященная Дню защитника Отечества,
фотовыставка «Мой папа – солдат» |
|||||||||
«Малыши Кузбасса шагают в ГТО» | Региональный этап фестиваля приуроченного 90-летию Всесоюзного комплекса ГТО и Дню защитника Отечества | |||||||||
Моно-проект
«Земная благодать Кузбасса» |
«Кладовая земли» | Опытно-экспериментальная деятельность с песком и камнями,
роспись на камнях «Живые камни», создание коллекции полезных ископаемых и минералов |
Март 2025 года | Педагоги, воспитанники,
родители |
||||||
«Рафтинг по рекам Кузбасса» | Виртуальные сплавы по рекам Кузбасса,
акция «Берегите воду», экологические сказки о воде |
|||||||||
«Наша кормилица – Земля» | Станционная игра по теме растительный и животный мир Кузбасса,
Поделки из природного материала «Природа и творчество» |
|||||||||
«Экоэстафета» | Дети получают маршрут, со следующими этапами:
голоса птиц, мир насекомых, Красная книга, деревья-великаны, лесное кафе, грибы |
|||||||||
«Красная книга Кузбасса» | Создание Красной книги,
Речевая игра «Книга жалоб природы» |
|||||||||
Моно-проект «Золотое кольцо Кузбасса» | «Друг на друга мы похожи» | Создание моделей человека | Апрель 2025 года | Педагоги, воспитанники,
родители |
||||||
«Модный приговор» | Легозадача | |||||||||
«Суперсемейка» | Презентация «Семья глазами LEGO» | |||||||||
«LEGO – умная игра, завлекательна, хитра» | Мастер-класс для родителей | |||||||||
Моно-проект «Кузбасс на фронте и в тылу» | «Мои достижения» | Создание фотоальбома | Май 2025 года | Педагоги, воспитанники,
родители |
||||||
«Любимый сказочный персонаж из LEGO» | Семейный видеоблог | |||||||||
«Трансформеры» | Флешмоб | |||||||||
Семейный конкурс-выставка по легоконструированию | «Сказочный сундучок» | |||||||||
Итогово-аналитический этап (Июнь – июль 2020) | ||||||||||
1. | Мониторинг сформированности уровня основ патриотизма и гражданственности | Июнь
2025 года |
Педагоги | |||||||
2. | Подведение итогов и анализ результатов реализации проекта | Июнь
2025 года |
Педагоги | |||||||
3. | Обобщение и распространение положительного опыта, разработка
и издание методических продуктов |
Июль
2025 года |
Педагоги | |||||||
4. | Определение перспектив проекта | Июль
2025 года |
Педагоги |
Ожидаемые результаты реализации проекта
Повысился уровень познавательной и исследовательской активности
к изучению истории Кузбасса.
Наблюдается устойчивый интерес к традициям, культуре народов Кузбасса и природным богатствам.
Сформировано умение осуществлять поиск и использование информации для решения поставленных задач, анализировать информацию о Кузбассе.
Дошкольники уважительно относятся к трудовым и боевым подвигам земляков.
У воспитанников сформированы основы гражданственности
и патриотизма
Дети достаточно хорошо владеют речевым творчеством
Повышена активность и заинтересованность родителей в вопросах патриотического воспитания детей.
Критерии и показатели реализации проекта
Критерии | Показатели |
Повышение уровня познавательной и исследовательской активности | Увеличение доли воспитанников, умеющих ставить цель, находить нужную информацию, делать выводы и умозаключения |
Увеличение доли воспитанников умеющих анализировать, выделять характерные особенности, устанавливать причинно-следственные связи | |
Повышение устойчивого интереса к традициям, культуре народов Кузбасса и природным богатствам. | Увеличение доли воспитанников проявляющих интерес к традициям, культуре народов Кузбасса и природным богатствам |
Увеличение доли воспитанников, проявляющих самостоятельность, активность, творчество в изучение родного края | |
Повышение уровня сформированности основ патриотизма и гражданственности | Увеличение доли воспитанников проявляющих патриотические качества: гуманизм, гордость за свою страну, боевые подвиги земляков, желание сохранять и преумножать богатство родного края |
Повышение уровня развития речевого творчества | Увеличение доли воспитанников владеющих устной речью в ситуации общения, умеющих связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответ на вопрос |
Повышение активности родителей в проектной деятельности | Увеличение доли родителей, активно участвующих в проектной деятельности |
Снижение доли родителей испытывающих затруднения
в развитии развитие основ гражданственности и патриотизма у детей |
Целевые группы проекта
Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Список литературы
- Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст]/ А.Н. Давидчук. – М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
- Емельянова, И.Е., Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов [Текст]/ А.Н. Емельянова, Ю.А. Максаева – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
- Комарова, Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
- Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст]/ Л,В. Куцакова. – М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
- Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО [Текст]/ Т.В. Лусс. – М.: ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
- Парамонова, Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие [Текст]/ Л.А. Парамонова. – М.: Академия, 2012. – 80 с.
- Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO ControlLab): учебно-методическое пособие [Текст]/ Е.А. Рыкова. – СПб, 2001, – 59 с.
- СелезнёваГ.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 [Текст]/ Г.А. Селезнёва. – М., 2007г .- 58с.
- Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов [Текст]/ Е.В. Фешина. – М.: Сфера, 2011. – 243 с.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.