Волощук Анастасия Константиновна
Учитель-дефектолог
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №182052
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: Нейропсихологические приемы в коррекции дисграфии
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №182052


Нейропсихологические приемы в коррекции дисграфии

 

Письмо представляет собой уникальный и сложный вид графомоторной деятельности, который требует от человека высокой степени координации различных функций и навыков. Этот процесс невозможно представить без согласованной работы нескольких анализаторов, среди которых выделяются речедвигательный, речеслуховой, речезрительный и двигательный. Все эти анализаторы работают в тесной взаимосвязи друг с другом, что делает процесс письма сложным и многоступенчатым.

 

Начало процесса написания всегда связано с определённым побуждением, мотивацией и замыслом. На этом этапе учащийся формирует идею того, что он хочет выразить на бумаге. Затем следует сложная операция, которая включает в себя анализ звуковой структуры слова. Ученик должен выделить фонемы, которые составляют слово, что требует развитых навыков слухового восприятия и анализа. 

 

Следующий шаг заключается в соотнесении выделенной фонемы с ее визуальным образом — буквой. Для успешного выполнения этой операции необходимо, чтобы у учащегося были сформированы навыки зрительного анализа и синтеза, а также пространственные представления. Это позволяет ему различать графически схожие буквы и избегать ошибок. Например, такие буквы, как “б” и “д”, могут вызвать затруднения, если зрительное восприятие не достаточно развито.

 

Завершает процесс письма моторная операция, в ходе которой учащийся воспроизводит зрительный образ буквы с помощью движений своей ведущей руки. Это требует не только навыков координации, но и способности к автоматизации движений, что также является важным аспектом освоения навыка письма. 

 

Для того чтобы успешно овладеть навыком письма, учащемуся необходимо иметь достаточный уровень развития как речевых, так и неречевых функций. К числу этих функций относятся зрительный анализ и синтез, пространственные представления, слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, а также языковой анализ и синтез. Кроме того, важным является уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи. Если какая-либо из этих функций недостаточно развита, это может привести к трудностям в освоении навыков письменной речи и даже к возникновению дисграфии.

 

В нейропсихологии выделяются три основных вида дисграфии, которые были описаны А.Р. Лурией. Первый вид дисграфии связан с трудностями поддержания активного состояния коры головного мозга. У таких учащихся наблюдается повышенная утомляемость и сниженный уровень работоспособности, что негативно сказывается на автоматизации навыка письма. Эти дети могут испытывать трудности с концентрацией внимания, что затрудняет процесс обучения.

 

Второй вид дисграфии обусловлен нарушениями в зрительном восприятии и анализе. Учащиеся с этим типом дисграфии могут не различать графически схожие буквы, что приводит к частым ошибкам в написании. Например, они могут путать буквы “п” и “б”, “з” и “с”. Это связано с недостаточной сформированностью зрительного анализа и синтеза, что делает их уязвимыми к ошибкам в письме.

 

Третий вид дисграфии связан с нарушениями в моторной сфере. Учащиеся с этим типом дисграфии могут испытывать трудности с выполнением движений, необходимых для написания. Это может проявляться в нечеткости почерка, затруднениях с удерживанием ручки и координацией движений. Такие дети могут быть не в состоянии быстро и точно воспроизводить буквы, что также влияет на их успеваемость в школе.

 

Коррекция дисграфии требует комплексного подхода и применения нейропсихологических методов. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и разрабатывать специальные программы, которые помогут ему развить необходимые навыки. Это может включать занятия по развитию зрительного восприятия, слухового анализа, а также моторных навыков. 

 

Кроме того, важно работать над повышением мотивации учащихся к обучению, так как заинтересованность в процессе письма может значительно улучшить результаты. Использование игровых форматов, наглядных материалов и интерактивных технологий может помочь сделать обучение более увлекательным и эффективным.

 

Таким образом, коррекция дисграфии — это сложный и многогранный процесс, который требует внимательного подхода и глубокого понимания нейропсихологических основ. Понимание механизмов, лежащих в основе письма, и работа над развитием необходимых функций помогут учащимся преодолеть трудности и успешно овладеть навыком письменной речи.

Литература

  1. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой / Авт.-сост. Т.Ю. Амосова.– М.: РИПОЛ классик, 2008.
  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Учебник для ВУЗов. – М.: Изд. В. Секачев, 2019.
  3. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: изд.центр ВЛАДОС, 2004.
  4. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / Под ред. Ж.М. Глозман. – М.: Генезис, 2016.
  5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  6. Дисграфия, дислексия: технологии преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей/И.Н. Садовникова. – М.:ПАРАДИГМА, 2012.
  7. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 8-е изд. – М.: Генезис, 2017.
  8. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – 2-е изд., испр. – М.: Генезис, 2016.

 

Нейропсихологические приемы в коррекции дисграфии