Павлова Юлия Анатольевна
Воспитатель
ГКДОУ «Детский сад №148 «Ручеёк» комбинированного вида городского округа Мариуполь» ДНР
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №182060
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Педагог – профессия творческая», в рамках федерального проекта «Современная школа»
Наименование конкурсной работы: Проект по познавательному развитию «Я познаю мир» в группе раннего возраста.
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №182060


Государственное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №148 «Ручеёк» комбинированного вида городского округа Мариуполь» ДНР 

Ул. 60 лет СССР, 17 г. Мариуполь, 87512

Проект по познавательному развитию «Я познаю мир» в группе раннего возраста.

                                                   Разработала:

                                                   Воспитатель

                                                     Павлова Ю.А.

Долгосрочный проект представляет собой комплекс мероприятий по всем видам деятельности и по всем образовательным областям. Проект включает в себя шесть тематических блоков, объединённых лексическими темами: «Овощи, фрукты», «Одежда и обувь, головные уборы», «Домашние и дикие животные», «Времена года», «Транспорт», «Театр». Основным средством в решении образовательных и развивающих задач является тематический многофункциональный центр «Я познаю мир».

Актуальность.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Цель проекта:  

Развитие познавательной сферы детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность малышей, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать.
  2. Развивать любознательность детей, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».
  3. Формировать у детей представления о свойствах и качествах предметного окружения.
  4. Воспитывать у ребёнка познавательный интерес к окружающему миру.
  5. Обогащать словарный запас.

Участники проекта: дети группы раннего возраста, педагоги, родители.

 

Цель модуля «Овощи и фрукты»– обобщение и расширение знаний детей об овощах и фруктах. 

Задачи модуля: формировать у детей умение различать и правильно называть овощи, фрукты: называть его цвет и характерные признаки. Учить классифицировать фрукты и овощи по месту произрастания. Дать детям понятия «сад», «огород».

Этапы реализации модуля проекта:

Подготовительный.

  • Изучение методической литературы.
  • Подбор художественной литературы.
  • Подготовка дидактических игр, подготовка сменяемых материалов из фетра для тематического центра «Овощи, фрукты».
  • Разработка конспектов образовательной деятельности.

Основной:

ОО «Речевое развитие»: Образовательная деятельность «Овощи и фрукты – полезные продукты».

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: Лепка «Морковка для зайчика», Рисование «Поможем дедушке собрать картофель в мешок», «Овощи».

ОО «Физическое развитие»: Комплекс утренней гимнастики «Овощи, фрукты», Двигательная деятельность «Поможем мишке собрать овощи»

ОО «Познавательное развитие»: Занятие «А у нас в огороде». Дидактические игры: «Собери разрезную картинку», «Лото», «Собери урожай».

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Игровые ситуации «Мама готовит обед», «Сварим компот», «Сварим суп».

Взаимодействие с родителями:

Анкетирование родителей

Консультация «Овощи и фрукты полезные продукты»

Заключительный

Кукольный театр «Репка»

Конечный продукт проекта: Выставка поделок из овощей и фруктов.

Цель модуля «Одежда и обувь, головные уборы»: формирование представленийй детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов: одежды, обуви, головных уборах, устанавливать их гендерное назначение.

Задачи: 

1.Систематизировать знания детей об одежде, обуви, головных уборах;

  1. Расширять кругозор детей;
  2. Развивать активную речь детей, обогащать словарный запас слов, учить составлять описательный рассказ с помощью воспитателя, учить называть предметы одежды, отдельные качества предметов;

4.Развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление;

5.Развивать мелкую моторику рук в процессе художественной деятельности: рисовании, аппликации, лепке. 

  1. Развивать умение классифицировать предметы одежды в зависимости от гендерного назначения.
  2. Повысить активность детей в процессе самостоятельной и совместной образовательной деятельности.

Этапы реализации модуля проекта:

Первый этап. Подготовительный. Целеполагание. Подбор материалов. Работа с родителями. Подготовка сменяемых материалов из фетра для тематического центра.

 Второй этап. Реализация проекта.

Третий этап. Итог проекта.

1 этап.

Постановка цели: познакомить кукол Сашу и Машу с одеждой, обувью, головными уборами, которые носят девочки и мальчики.

Подбор материалов: Кукла- мальчик, кукла- девочка, сменяемые материалы «Одежда, обувь, головные уборы» для многофункционально центра, дидактические игры по теме, иллюстрации.

Работа с родителями: Беседа «Опрятность в одежде детей»; 

Консультация «Рассматриваем и изучаем одежду вместе с детьми».

2 этап. 

ОО «Речевое развитие»: чтение стихов, потешек, загадывание загадок об одежде, обуви, головных уборов. Чтение: К. Чуковский «Чудо-дерево»; Украинская народная сказка «Рукавичка», Л. Воронкова «Маша – растеряша», Л. Милева «Быстроножка и Серая одежка».

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: Рисование «Украсим кукле платье».

ОО «Физическое развитие»: Комплекс утренней гимнастики «Одежда, обувь, головные уборы», Двигательная деятельность «Поможем кукле собраться на прогулку»

ОО «Познавательное развитие»: дидактические игры «Найди пару», «Развешаем одежду сушить», «Найди заплатку», «Бумажные куклы»., занятие «Одежда, обувь, головные уборы», Рассматривание иллюстраций об одежде, обуви, головных уборов. 

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Беседа «Для чего нужна одежда?». Игровые ситуации «Одень куклу Мишу», «Одень куклу Машу», «Что неправильно?».

3 этап.

Итог проекта:

Интегрированное занятие «Одежда. Обувь. Головные уборы.»

Цель модуля «Дикие и домашние животные»: формирование наблюдательности у детей, желание заботиться о животных, создать условия для расширения знаний о домашних и диких животных, среды их обитания, бережное отношение и развитие интереса к окружающему нас миру, знакомство и закрепление названий диких и домашних животных и их детенышей (где живут, чем питаются, как передвигаются, какие звуки издают и т. д.)

Задачи: дать представления о потребностях животных для их роста и развития, учить узнавать животных на картинках, иллюстрациях в книгах, расширять словарный запас детей, обращать внимание на различные части тела животных, находить одинаковые и отличительные черты, учить рассказывать о знакомых животных (домашний кот, собака, коза, корова и т. п.) строя правильные предложения (повторяя за воспитателем), воспитывать добрые чувства и хорошее отношение к животным.

Этапы реализации модуля проекта:

1-й этап- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – Изучить педагогическую литературу, составить паспорт проекта, подобрать детскую художественную литературу для чтения детям, музыку, подобрать дидактический материал, подготовить сменяемые материалы для многофункционального центра, подбор сюжетных картинок, иллюстраций к заданной теме.

2-й этап- ОСНОВНОЙ- развивать интерес к животным, живущим в диких и домашних условиях, находить различия и сходства, побуждать к активной речи, обогащать словарный запас, обогащения знаний, где живут, чем питаются, как передвигаются, какие звуки издают, развивать творческие способности детей.

ОО «Речевое развитие»: дидактические игры «Кто пришёл?», «Кто в мешочке лежит?», «Подбери героев по сказке», Стихи А.Барто: «Мишка», «Лошадка», «Зайка», «Слон», «Бычок», беседа о домашних и диких животных, местах их проживания, питания, повадках, находить одинаковые и отличительные черты.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: Рисование «Горох для петушка», «Шарф для кошки», «Прыгал зайчик по дорожке…», лепка «Ёжик», «Колобок», «Угощение для кота».

ОО «Физическое развитие»: Комплекс утренней гимнастики «Лошадки», подвижные игры: «Прячем зайку», «У медведя во бору…», «Зайка серенький…»

ОО «Познавательное развитие» :Пазлы «Домашние животные», «Ферма», «Кот», «Тигр», «Слон», «Утка», «Картинки-половинки», конструирование  (строить дом для животных, заборчик, дорожка в лесок), дидактические игры «Чего не стало?», «Кто в лесочке живёт?», «Найди домашних животных».

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:С.Михалков «Трезор», С Маршак «Где обедал воробей?», Э.Мошковская «Зоопарк», Сказки «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Маша и медведь», «Под грибом», «Три поросёнка»., «Ты собачка, не лай…», Б.Заходер «Ёжик», К. Чуковский «Путаница», 

3 этап- заключительный- обобщение результатов работы в различных видах деятельности, закрепление полученных знаний, проведение кукольного спектакля по теме.

Проведение театрализованного мероприятия «Теремок».

Цель модуля проекта «Времена года»: ознакомление детей с временами года, сезонными изменениями в природе.

Задачи: 

-Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года – Формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы

– Формировать представления о труде взрослых в природе 

– Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Этапы работы над проектом

Первый Этап. подготовительный 

  1. Подобрать методическую литературу по теме. 
  2. Подобрать художественную литературу для детей по теме. 
  3. Подготовка сменяемых материалов из фетра для тематического центра.
  1. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия.
  2. Составить план реализации проекта. 

Второй Этап основой.

Осень

ОО Физическое развитие: Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Перелёт птиц», «Мы – листики осенние»

ОО «Познавательное развитие»: занятия «Животный мир осенью», «Фрукты», «Овощи».

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Беседы: «Что такое листопад» Дидактические игры: «Времена года», «Что нам осень принесла?», «Когда это бывает?», «Найди такой же листочек», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки».

ОО «Речевое развитие»: Речевые игры: «Ветерок» Пальчиковые игры: «Ветер по лесу летал», «Осень, осень, приходи», «Фруктовая ладошка», «Овощи».

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: рисование отпечатками листьев, овощей. Лепка «Овощи, фрукты».

Театрализованная деятельность: настольный театр по сказке «Репка».

Зима.

ОО Физическое развитие: Подвижные игры: «Снежиночки–пушиночки», «Зайка беленький сидит». 

ОО «Познавательное развитие»: Наблюдение на участке за сезонными изменениями (снегом, красотой зимних деревьев, узорами на окнах, снегопадом, птицами, следами на снегу, работой дворника); 

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Беседы: «Чудесные снежинки», «Что оденем на прогулку?», дидактические игры: «Что нам нравится зимой», «Когда это бывает?», «Времена года», «Это зима?», «Собери снеговика»

ОО «Речевое развитие»: Речевые игры: «Как скрипит снежок», «Снежинки» Пальчиковые игры: «Кто спит зимой?», «Что зима нам принесла», «Зимние забавы» Восприятие художественной литературы: Потешка «Как ты, зимушка-зима», И. Никитин «Зашумела, разгулялась…», «На дворах и домах снег лежит полотном», В. Берестов «Снегопад», И. Суриков «Зима», Я. Аким «Первый снег», Л. Воронкова «Снег идёт».

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: Лепка «Снег идёт», «Снеговик» Конструирование «Снежинки».

Весна.

ОО Физическое развитие: Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Поможем ручейку», «Перешагни через лужу»

ОО «Познавательное развитие»: занятие: «К нам пришла весна»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Беседы: «Что мы знаем о дожде» Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает», «Приметы весны», «Что изменилось?» Пальчиковые игры: «Весна», «Первые цветы» Восприятие художественной литературы: Р. н. с. «Заюшкина-избушка», А. Плещеев «Весна», «Травка зеленеет», М. Борисова «Песенка капели», Л. Толстой «Пришла весна»

ОО «Речевое развитие»: Беседы: «Подснежники», «Что оденем на прогулку?», дидактические игры: «Что нам нравится весной», «Когда это бывает?», «Времена года», «Это весна?»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: рисование «Солнышко», музыкальная деятельность «Весна шагает по планете».

 Лето.

ОО Физическое развитие: Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики», «У медведя во бору»

ОО «Познавательное развитие»: Наблюдение на участке за сезонными изменениями (деревьями, цветами, травой, насекомыми, животными, птицами, ветром, солнцем, тенью, песком, работой дворника, одеждой людей).

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Беседы: «Что такое лето?» Дидактические игры: «Времена года», «Оденем куклу на прогулку», «Что бывает летом?», «Найди цветок для бабочки»  игры: «Едем на речку», «Отдыхаем на даче» Речевые игры: «Лето к нам пришло», «Летние забавы» 

ОО «Речевое развитие»: Пальчиковые игры: «Цветы», «Насекомые», «Радуга-дуга» Восприятие художественной литературы: Чтение стихотворений о лете, цветах, насекомых

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: рисование «Радуга», «Солнце».

Цель модуля проекта «Транспорт»: создать условия для формирования познавательного интереса детей, знакомства их с основными видами транспорта.    познакомить детей с основными видами транспорта; различать основные части транспорта; уметь дифференцировать транспорт по назначению.

Задачи: познакомить детей с понятием «транспорт», его основными видами, назначением, основными частями (кабина, кузов, колеса и т.д.); развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; воспитывать интерес к продуктивной деятельности.

Этапы работы над проектом 

Первый Этап. подготовительный 

  1. Подобрать методическую литературу по теме. 
  2. Подобрать художественную литературу для детей по теме. 
  3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия.
  4. Подготовка сменяемых материалов из фетра для тематического центра.
  5. Составить план реализации проекта. 

Второй Этап основой.

ОО Физическое развитие: Утренняя гимнастика “Автобус”. Пальчиковая гимнастика “Самолёт”. Физкультминутка “Мы – шофёры”.

Подвижные игры «Самолёты», «Воробушки и автомобиль», «Поезд”. Спортивное развлечение “Путешествие”.

ОО «Познавательное развитие»: Рассматривание сюжетных картинок по теме “Транспорт”. Рассматривание игрушек различных видов транспорта, классификация их. Беседы: “На чём люди ездят?”, “Шофёр, капитан, машинист, лётчик”, “Для чего нужна пожарная машина (скорая помощь, грузовик, автомобиль ДПС, автобус…)”.Наблюдение за машинами, привозящими продукты в детский сад, забирающими мусор. Отгадывание загадок

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: игры: “Поездка в лес на автобусе”, “Шофёры”, “Мойка машин”, “Грузовик возит стройматериалы”.

Дидактические игры: “Покажи транспорт, который я назову”, “Собери машину”, “От чего деталь”, “Узнай по описанию”, “Волшебный мешочек”, “Чей звук”.

Игры с бумажными самолётиками.

ОО «Речевое развитие»: Чтение художественной литературы: А.Барто «Стихи для малышей»; В.Берестов «Про машины»; А.Дорохов «Пассажир»;   С.Михалков «Моя улица»;

Составление описательного рассказа на тему «Транспорт”.

Артикуляционная гимнастика “Автомобиль”.

Звукоподражания: паровоз – чух-чух, ту-ту; машина – р-р-р, би-би; пароход – ууу. Рассказывание “На чём я катался”.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: Аппликация “Кораблик”.

Рисование “Рельсы”. Конструирование “Гараж”. Аудиозапись “Би-би, бибика, поехали кататься”, “Паровозик”.

Итоговое мероприятие – развлечение “Транспорт”.

Цель модуля проекта «Театр»: Создание условий для социально-коммуникативного развития детей раннего возраста средствами театрализованной игры в условиях ДОУ.

Задачи: создать предметно-развивающую среду в группе по данному направлению деятельности (театральная деятельность);

Обеспечить взаимосвязь театрализованной игры с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе;

Развивать у детей интерес к театрализованной игре; потребность заниматься ею в самостоятельной деятельности; С помощью театрализованных игр обогащать опыт социальных и коммуникативных навыков в соответствии с возрастом детей; организовать творческое взаимодействие в совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный

  1. Изучение литературы по данной проблеме, подбор материала средствами информационных ресурсов. 
  2. Изучение современных требований к содержанию и организации театральной деятельности дошкольников. 
  3. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта. 
  4. Подбор информации для консультации родителей о театральной деятельности. 
  5. Составление плана мероприятий для работы на практическом этапе. Подготовка дидактического материала.

2 этап – Практический.

ОО Физическое развитие: Подвижная игра «Весёлые зайчата», Хороводные игры: «Шарик», «Карусель», «Пузырь». 

Цель: совершенствовать основные движения; бег, ходьбу, прыжки. Развивать желания играть вместе с воспитателем. Дыхательная гимнастика: «Как мышки пищат?», «Дудочка», «Петушок».

ОО «Познавательное развитие»: Рассматривание картинок из различных детских сказок. Цель. Учить рассматривать картины с изображениями животных в различных видах деятельности. Оформление коллажа по сказке «Теремок» с изображением различных животных:

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь-косолапый.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: игры: «Лиса», «Медвежата», «Кошка», «Лошадка», «Ежиха». Цель: развивать у детей способности принять на себя роль животного. 

Дидактические игры:

«Громко – тихо». Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. «Медвежата едят мед». Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

«Лягушка и лягушата». Цель: Развивать речевое внимание.

ОО «Речевое развитие»: Инсценировка сказок совместно с воспитателем «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и т.д.

Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба».

«Чтение художественной литературы» Совместная деятельность взрослого и детей.

Рассказывание детьми сказок «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя».

Чтение стихотворений, потешек.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: Конструирование теремка для животных (сказки «Теремок»). Лепка – яичко, репка, колобок и т.д. (сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»). Рисование – деревья, елка, падал снег, следы на снегу (сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок»)

Театр. Цель: формировать представления о различных видах театра. Привлечения к участию в театрализованной деятельности.

Слушание музыкальных произведений.

Пение детских песенок.

Разучивание музыкальных движений.

Музыкальные произведения «Колыбельная медведицы», «Песенка про лето», «Песенка мамонтенка», «Песенка паровозика из «Ромашково», «Песенка про Мишку» и т.д.

Работа с родителями:

  1. Привлечение родителей к участию и оформлению театрального уголка, изготовления материала для оформления театрального уголка (рисование сказочных героев).
  2. Подготовка консультации для родителей: папка – передвижка «Как кукольный театр помогает в работе с неуверенными в себе детьми», «Как смотреть спектакль», «Сказка в жизни ребёнка», «Театральная деятельность в детском саду», «Пальчиковые игры», «Куклотерапия в работе с детьми раннего возраста».
  3. Провести родительское собрание на тему «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Заключительный этап.

Итог модуля проекта.

  • Выставка коллажа по сказкам «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.
  • Выставка работ «Моя любимая сказка». Родители + Дети.

 

Проект по познавательному развитию «Я познаю мир» в группе раннего возраста.