Государственное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №148 «Ручеёк» комбинированного вида городского округа Мариуполь» ДНР
Ул. 60 лет СССР, 17 г. Мариуполь, 87512
Проект по познавательному развитию «Я познаю мир» в группе раннего возраста.
Разработала:
Воспитатель
Павлова Ю.А.
Долгосрочный проект представляет собой комплекс мероприятий по всем видам деятельности и по всем образовательным областям. Проект включает в себя шесть тематических блоков, объединённых лексическими темами: «Овощи, фрукты», «Одежда и обувь, головные уборы», «Домашние и дикие животные», «Времена года», «Транспорт», «Театр». Основным средством в решении образовательных и развивающих задач является тематический многофункциональный центр «Я познаю мир».
Актуальность.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Цель проекта:
Развитие познавательной сферы детей раннего возраста.
Задачи:
- Развивать познавательную активность малышей, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать.
- Развивать любознательность детей, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».
- Формировать у детей представления о свойствах и качествах предметного окружения.
- Воспитывать у ребёнка познавательный интерес к окружающему миру.
- Обогащать словарный запас.
Участники проекта: дети группы раннего возраста, педагоги, родители.
Цель модуля «Овощи и фрукты»– обобщение и расширение знаний детей об овощах и фруктах.
Задачи модуля: формировать у детей умение различать и правильно называть овощи, фрукты: называть его цвет и характерные признаки. Учить классифицировать фрукты и овощи по месту произрастания. Дать детям понятия «сад», «огород».
Этапы реализации модуля проекта:
Подготовительный.
- Изучение методической литературы.
- Подбор художественной литературы.
- Подготовка дидактических игр, подготовка сменяемых материалов из фетра для тематического центра «Овощи, фрукты».
- Разработка конспектов образовательной деятельности.
Основной:
ОО «Речевое развитие»: Образовательная деятельность «Овощи и фрукты – полезные продукты».
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: Лепка «Морковка для зайчика», Рисование «Поможем дедушке собрать картофель в мешок», «Овощи».
ОО «Физическое развитие»: Комплекс утренней гимнастики «Овощи, фрукты», Двигательная деятельность «Поможем мишке собрать овощи»
ОО «Познавательное развитие»: Занятие «А у нас в огороде». Дидактические игры: «Собери разрезную картинку», «Лото», «Собери урожай».
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Игровые ситуации «Мама готовит обед», «Сварим компот», «Сварим суп».
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование родителей
Консультация «Овощи и фрукты полезные продукты»
Заключительный
Кукольный театр «Репка»
Конечный продукт проекта: Выставка поделок из овощей и фруктов.
Цель модуля «Одежда и обувь, головные уборы»: формирование представленийй детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов: одежды, обуви, головных уборах, устанавливать их гендерное назначение.
Задачи:
1.Систематизировать знания детей об одежде, обуви, головных уборах;
- Расширять кругозор детей;
- Развивать активную речь детей, обогащать словарный запас слов, учить составлять описательный рассказ с помощью воспитателя, учить называть предметы одежды, отдельные качества предметов;
4.Развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление;
5.Развивать мелкую моторику рук в процессе художественной деятельности: рисовании, аппликации, лепке.
- Развивать умение классифицировать предметы одежды в зависимости от гендерного назначения.
- Повысить активность детей в процессе самостоятельной и совместной образовательной деятельности.
Этапы реализации модуля проекта:
Первый этап. Подготовительный. Целеполагание. Подбор материалов. Работа с родителями. Подготовка сменяемых материалов из фетра для тематического центра.
Второй этап. Реализация проекта.
Третий этап. Итог проекта.
1 этап.
Постановка цели: познакомить кукол Сашу и Машу с одеждой, обувью, головными уборами, которые носят девочки и мальчики.
Подбор материалов: Кукла- мальчик, кукла- девочка, сменяемые материалы «Одежда, обувь, головные уборы» для многофункционально центра, дидактические игры по теме, иллюстрации.
Работа с родителями: Беседа «Опрятность в одежде детей»;
Консультация «Рассматриваем и изучаем одежду вместе с детьми».
2 этап.
ОО «Речевое развитие»: чтение стихов, потешек, загадывание загадок об одежде, обуви, головных уборов. Чтение: К. Чуковский «Чудо-дерево»; Украинская народная сказка «Рукавичка», Л. Воронкова «Маша – растеряша», Л. Милева «Быстроножка и Серая одежка».
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: Рисование «Украсим кукле платье».
ОО «Физическое развитие»: Комплекс утренней гимнастики «Одежда, обувь, головные уборы», Двигательная деятельность «Поможем кукле собраться на прогулку»
ОО «Познавательное развитие»: дидактические игры «Найди пару», «Развешаем одежду сушить», «Найди заплатку», «Бумажные куклы»., занятие «Одежда, обувь, головные уборы», Рассматривание иллюстраций об одежде, обуви, головных уборов.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Беседа «Для чего нужна одежда?». Игровые ситуации «Одень куклу Мишу», «Одень куклу Машу», «Что неправильно?».
3 этап.
Итог проекта:
Интегрированное занятие «Одежда. Обувь. Головные уборы.»
Цель модуля «Дикие и домашние животные»: формирование наблюдательности у детей, желание заботиться о животных, создать условия для расширения знаний о домашних и диких животных, среды их обитания, бережное отношение и развитие интереса к окружающему нас миру, знакомство и закрепление названий диких и домашних животных и их детенышей (где живут, чем питаются, как передвигаются, какие звуки издают и т. д.)
Задачи: дать представления о потребностях животных для их роста и развития, учить узнавать животных на картинках, иллюстрациях в книгах, расширять словарный запас детей, обращать внимание на различные части тела животных, находить одинаковые и отличительные черты, учить рассказывать о знакомых животных (домашний кот, собака, коза, корова и т. п.) строя правильные предложения (повторяя за воспитателем), воспитывать добрые чувства и хорошее отношение к животным.
Этапы реализации модуля проекта:
1-й этап- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – Изучить педагогическую литературу, составить паспорт проекта, подобрать детскую художественную литературу для чтения детям, музыку, подобрать дидактический материал, подготовить сменяемые материалы для многофункционального центра, подбор сюжетных картинок, иллюстраций к заданной теме.
2-й этап- ОСНОВНОЙ- развивать интерес к животным, живущим в диких и домашних условиях, находить различия и сходства, побуждать к активной речи, обогащать словарный запас, обогащения знаний, где живут, чем питаются, как передвигаются, какие звуки издают, развивать творческие способности детей.
ОО «Речевое развитие»: дидактические игры «Кто пришёл?», «Кто в мешочке лежит?», «Подбери героев по сказке», Стихи А.Барто: «Мишка», «Лошадка», «Зайка», «Слон», «Бычок», беседа о домашних и диких животных, местах их проживания, питания, повадках, находить одинаковые и отличительные черты.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: Рисование «Горох для петушка», «Шарф для кошки», «Прыгал зайчик по дорожке…», лепка «Ёжик», «Колобок», «Угощение для кота».
ОО «Физическое развитие»: Комплекс утренней гимнастики «Лошадки», подвижные игры: «Прячем зайку», «У медведя во бору…», «Зайка серенький…»
ОО «Познавательное развитие» :Пазлы «Домашние животные», «Ферма», «Кот», «Тигр», «Слон», «Утка», «Картинки-половинки», конструирование (строить дом для животных, заборчик, дорожка в лесок), дидактические игры «Чего не стало?», «Кто в лесочке живёт?», «Найди домашних животных».
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:С.Михалков «Трезор», С Маршак «Где обедал воробей?», Э.Мошковская «Зоопарк», Сказки «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Маша и медведь», «Под грибом», «Три поросёнка»., «Ты собачка, не лай…», Б.Заходер «Ёжик», К. Чуковский «Путаница»,
3 этап- заключительный- обобщение результатов работы в различных видах деятельности, закрепление полученных знаний, проведение кукольного спектакля по теме.
Проведение театрализованного мероприятия «Теремок».
Цель модуля проекта «Времена года»: ознакомление детей с временами года, сезонными изменениями в природе.
Задачи:
-Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года – Формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы
– Формировать представления о труде взрослых в природе
– Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Этапы работы над проектом:
Первый Этап. подготовительный
- Подобрать методическую литературу по теме.
- Подобрать художественную литературу для детей по теме.
- Подготовка сменяемых материалов из фетра для тематического центра.
- Подобрать дидактический материал, наглядные пособия.
- Составить план реализации проекта.
Второй Этап основой.
Осень.
ОО Физическое развитие: Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Перелёт птиц», «Мы – листики осенние»
ОО «Познавательное развитие»: занятия «Животный мир осенью», «Фрукты», «Овощи».
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Беседы: «Что такое листопад» Дидактические игры: «Времена года», «Что нам осень принесла?», «Когда это бывает?», «Найди такой же листочек», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки».
ОО «Речевое развитие»: Речевые игры: «Ветерок» Пальчиковые игры: «Ветер по лесу летал», «Осень, осень, приходи», «Фруктовая ладошка», «Овощи».
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: рисование отпечатками листьев, овощей. Лепка «Овощи, фрукты».
Театрализованная деятельность: настольный театр по сказке «Репка».
Зима.
ОО Физическое развитие: Подвижные игры: «Снежиночки–пушиночки», «Зайка беленький сидит».
ОО «Познавательное развитие»: Наблюдение на участке за сезонными изменениями (снегом, красотой зимних деревьев, узорами на окнах, снегопадом, птицами, следами на снегу, работой дворника);
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Беседы: «Чудесные снежинки», «Что оденем на прогулку?», дидактические игры: «Что нам нравится зимой», «Когда это бывает?», «Времена года», «Это зима?», «Собери снеговика»
ОО «Речевое развитие»: Речевые игры: «Как скрипит снежок», «Снежинки» Пальчиковые игры: «Кто спит зимой?», «Что зима нам принесла», «Зимние забавы» Восприятие художественной литературы: Потешка «Как ты, зимушка-зима», И. Никитин «Зашумела, разгулялась…», «На дворах и домах снег лежит полотном», В. Берестов «Снегопад», И. Суриков «Зима», Я. Аким «Первый снег», Л. Воронкова «Снег идёт».
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: Лепка «Снег идёт», «Снеговик» Конструирование «Снежинки».
Весна.
ОО Физическое развитие: Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Поможем ручейку», «Перешагни через лужу»
ОО «Познавательное развитие»: занятие: «К нам пришла весна»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Беседы: «Что мы знаем о дожде» Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает», «Приметы весны», «Что изменилось?» Пальчиковые игры: «Весна», «Первые цветы» Восприятие художественной литературы: Р. н. с. «Заюшкина-избушка», А. Плещеев «Весна», «Травка зеленеет», М. Борисова «Песенка капели», Л. Толстой «Пришла весна»
ОО «Речевое развитие»: Беседы: «Подснежники», «Что оденем на прогулку?», дидактические игры: «Что нам нравится весной», «Когда это бывает?», «Времена года», «Это весна?»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: рисование «Солнышко», музыкальная деятельность «Весна шагает по планете».
Лето.
ОО Физическое развитие: Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики», «У медведя во бору»
ОО «Познавательное развитие»: Наблюдение на участке за сезонными изменениями (деревьями, цветами, травой, насекомыми, животными, птицами, ветром, солнцем, тенью, песком, работой дворника, одеждой людей).
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Беседы: «Что такое лето?» Дидактические игры: «Времена года», «Оденем куклу на прогулку», «Что бывает летом?», «Найди цветок для бабочки» игры: «Едем на речку», «Отдыхаем на даче» Речевые игры: «Лето к нам пришло», «Летние забавы»
ОО «Речевое развитие»: Пальчиковые игры: «Цветы», «Насекомые», «Радуга-дуга» Восприятие художественной литературы: Чтение стихотворений о лете, цветах, насекомых
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: рисование «Радуга», «Солнце».
Цель модуля проекта «Транспорт»: создать условия для формирования познавательного интереса детей, знакомства их с основными видами транспорта. познакомить детей с основными видами транспорта; различать основные части транспорта; уметь дифференцировать транспорт по назначению.
Задачи: познакомить детей с понятием «транспорт», его основными видами, назначением, основными частями (кабина, кузов, колеса и т.д.); развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; воспитывать интерес к продуктивной деятельности.
Этапы работы над проектом
Первый Этап. подготовительный
- Подобрать методическую литературу по теме.
- Подобрать художественную литературу для детей по теме.
- Подобрать дидактический материал, наглядные пособия.
- Подготовка сменяемых материалов из фетра для тематического центра.
- Составить план реализации проекта.
Второй Этап основой.
ОО Физическое развитие: Утренняя гимнастика “Автобус”. Пальчиковая гимнастика “Самолёт”. Физкультминутка “Мы – шофёры”.
Подвижные игры «Самолёты», «Воробушки и автомобиль», «Поезд”. Спортивное развлечение “Путешествие”.
ОО «Познавательное развитие»: Рассматривание сюжетных картинок по теме “Транспорт”. Рассматривание игрушек различных видов транспорта, классификация их. Беседы: “На чём люди ездят?”, “Шофёр, капитан, машинист, лётчик”, “Для чего нужна пожарная машина (скорая помощь, грузовик, автомобиль ДПС, автобус…)”.Наблюдение за машинами, привозящими продукты в детский сад, забирающими мусор. Отгадывание загадок
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: игры: “Поездка в лес на автобусе”, “Шофёры”, “Мойка машин”, “Грузовик возит стройматериалы”.
Дидактические игры: “Покажи транспорт, который я назову”, “Собери машину”, “От чего деталь”, “Узнай по описанию”, “Волшебный мешочек”, “Чей звук”.
Игры с бумажными самолётиками.
ОО «Речевое развитие»: Чтение художественной литературы: А.Барто «Стихи для малышей»; В.Берестов «Про машины»; А.Дорохов «Пассажир»; С.Михалков «Моя улица»;
Составление описательного рассказа на тему «Транспорт”.
Артикуляционная гимнастика “Автомобиль”.
Звукоподражания: паровоз – чух-чух, ту-ту; машина – р-р-р, би-би; пароход – ууу. Рассказывание “На чём я катался”.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: Аппликация “Кораблик”.
Рисование “Рельсы”. Конструирование “Гараж”. Аудиозапись “Би-би, бибика, поехали кататься”, “Паровозик”.
Итоговое мероприятие – развлечение “Транспорт”.
Цель модуля проекта «Театр»: Создание условий для социально-коммуникативного развития детей раннего возраста средствами театрализованной игры в условиях ДОУ.
Задачи: создать предметно-развивающую среду в группе по данному направлению деятельности (театральная деятельность);
Обеспечить взаимосвязь театрализованной игры с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе;
Развивать у детей интерес к театрализованной игре; потребность заниматься ею в самостоятельной деятельности; С помощью театрализованных игр обогащать опыт социальных и коммуникативных навыков в соответствии с возрастом детей; организовать творческое взаимодействие в совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Этапы проекта:
1 этап – Подготовительный
- Изучение литературы по данной проблеме, подбор материала средствами информационных ресурсов.
- Изучение современных требований к содержанию и организации театральной деятельности дошкольников.
- Изучение возможности участия родителей в реализации проекта.
- Подбор информации для консультации родителей о театральной деятельности.
- Составление плана мероприятий для работы на практическом этапе. Подготовка дидактического материала.
2 этап – Практический.
ОО Физическое развитие: Подвижная игра «Весёлые зайчата», Хороводные игры: «Шарик», «Карусель», «Пузырь».
Цель: совершенствовать основные движения; бег, ходьбу, прыжки. Развивать желания играть вместе с воспитателем. Дыхательная гимнастика: «Как мышки пищат?», «Дудочка», «Петушок».
ОО «Познавательное развитие»: Рассматривание картинок из различных детских сказок. Цель. Учить рассматривать картины с изображениями животных в различных видах деятельности. Оформление коллажа по сказке «Теремок» с изображением различных животных:
Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь-косолапый.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: игры: «Лиса», «Медвежата», «Кошка», «Лошадка», «Ежиха». Цель: развивать у детей способности принять на себя роль животного.
Дидактические игры:
«Громко – тихо». Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. «Медвежата едят мед». Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
«Лягушка и лягушата». Цель: Развивать речевое внимание.
ОО «Речевое развитие»: Инсценировка сказок совместно с воспитателем «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и т.д.
Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба».
«Чтение художественной литературы» Совместная деятельность взрослого и детей.
Рассказывание детьми сказок «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя».
Чтение стихотворений, потешек.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: Конструирование теремка для животных (сказки «Теремок»). Лепка – яичко, репка, колобок и т.д. (сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»). Рисование – деревья, елка, падал снег, следы на снегу (сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок»)
Театр. Цель: формировать представления о различных видах театра. Привлечения к участию в театрализованной деятельности.
Слушание музыкальных произведений.
Пение детских песенок.
Разучивание музыкальных движений.
Музыкальные произведения «Колыбельная медведицы», «Песенка про лето», «Песенка мамонтенка», «Песенка паровозика из «Ромашково», «Песенка про Мишку» и т.д.
Работа с родителями:
- Привлечение родителей к участию и оформлению театрального уголка, изготовления материала для оформления театрального уголка (рисование сказочных героев).
- Подготовка консультации для родителей: папка – передвижка «Как кукольный театр помогает в работе с неуверенными в себе детьми», «Как смотреть спектакль», «Сказка в жизни ребёнка», «Театральная деятельность в детском саду», «Пальчиковые игры», «Куклотерапия в работе с детьми раннего возраста».
- Провести родительское собрание на тему «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
Заключительный этап.
Итог модуля проекта.
- Выставка коллажа по сказкам «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и т.д.
- Выставка работ «Моя любимая сказка». Родители + Дети.