Тихонова Елена Анатольевна
методист
МБУ ДО «СЮТ»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №182069
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический профориентационный конкурс «Мой выбор профессии — мой выбор будущего»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир профессий»
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №182069


Управление образования администрации Озерского  городского  округа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования 

«Станция юных техников»  

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая  программа 

«Мир профессий» 

Направленность программы: художественная 

Возраст обучающихся:  7  – 14  лет

 Срок реализации программы:  2   года, 648 часов

Уровень освоения: базовый

Форма реализации: очная 

Тихонова Елена Анатольевна

          Методист МБУ ДО «СЮТ»

Озерск

2024

Содержание

 

Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка 3
  2. Учебный план и содержание учебного плана 1 года обучения 6
  3. Учебный план и содержание учебного плана 2  года обучения 8

Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график 10
  2. Календарное тематическое планирование 2 года обучения 11
  3. Формы аттестации 12
  4. Оценочные материалы 16
  5. Методическое обеспечение 17
  6. Материально техническое обеспечение 19
  7. Возрастные характеристики адресата программы 20
  8. Воспитательная работа 22
  9. Список информационных ресурсов и литературы 24
  10. Приложения 25 

 

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Краткая характеристика

Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора  школьников и подростков по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами  и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, конструкторской, инженерной, музыкальной и т.д.

Содержание программы направлено на создание условий для формирования профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде, которая, в свою очередь, способствует реализации той самой поведенческой модели в образовательной деятельности. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, работа в мини-группах, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся средних классов школы. 

Новизна программы заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу, а погружение учащихся в мир профессий позволит пробудить у них интерес к выбору интересной для них деятельности в будущем.

Актуальность программы заключается в том, В младшем школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие ребенка, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, ребенку необходимо их как-то использовать. 

Также в  среднем  школьном возрасте в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми.

Подростковый возраст – время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей. 

Профессиональное самоопределение – событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа – важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам школьник.  Предлагаемая программа профориентации помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения. 

Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути.

Направленность программы – художественная.

Тип программы – модифицированная.

Уровень программы – базовый.

Адресат программы

Программа рассчитана на детей   в возрасте  7  – 14    лет.

Объем и срок освоения программы:  объем программы 468  часов,  срок реализации 2  года.

Режим занятий: два/три  раза  в неделю, продолжительностью – 2/3 часа, с переменой по 10 минут между каждым академическим часом.

Продолжительность учебного года: 36 недель.

Формы обучения по программе – очная, очно-заочная. В период невозможности организации образовательного процесса в очной форме (карантин, актированные дни) занятия проходят в заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий.

Завершение обучения по программе

 По окончании обучения выпускник вправе получить  справку об окончании обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по письменному заявлению.

Язык реализации программы: русский.

Информация о нормативно – правовой основе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир профессий» составлена  в соответствии со следующими нормативно – правовыми актами:

-Федеральным  законом  «Об образовании в Российской Федерации» № №273 от 29.12.2012 г.;

-Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р);

-Приказом  Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 27.07.2022 г. № 629;

-Постановлением   Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 -20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания;

-Уставом  и локальными актами учреждения. 

Цель программы – создание условий для формирования у обучающихся познавательного интереса к миру профессий.

Задачи программы

предметные:

  • Формировать представление о различных профессиях;
  • Познакомить с историей появления основных профессий.

метапредметные: 

  • формировать интерес к профессиям через встречи с представителями различных профессий;
  • развивать самостоятельность, ответственность у обучающихся.

личностные: 

  • воспитывать уважительное отношение к человеку – профессионалу;
  • воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении результата.

Планируемый результат

предметные:

  • дети получат знания об основных и наиболее востребованных профессиях;

метапредметные: 

  • дети получат навыки работы в группе;
  • дети получат навыки общения со специалистами различных профессий.

личностные:

  • дети уважительно относятся к людям – профессионалам;
  • дети стали более целеустремленнее и настойчивее.

 

Учебный план и содержание учебного плана  

1 год обучения  (144  часа)

Таблица 1

Название раздела, темы Количество часов Форма контроля
Всего  Теория  Практика 
1 Вводное занятие 2 2 Опрос  по ТБ
2 Азбука профессий от А до Я 102 12 90 Анкета №1
3 Атлас профессий будущего  12 2 10
4 Творческий проект  8 2 6 Презентация проекта 
5 Экскурсии  6 2 4
6 Конкурсы, игры, викторины  8 4 4 Кроссворд №1

Игры №№1-4

7 Аттестация  4 2 2 Методика №1
8 Итоговое занятие 2 2 Игровая программа 
Итого: 144 28 116

Содержание учебного плана 

1 год обучения  (144 часа) 

Тема 1. Вводное занятие 

Цель:  познакомить обучающихся с содержанием и планом работы в  учебном году.

Теория:  Знакомство с ребятами. Ознакомление ц целями и задачами программы. План и порядок работы на учебный год. Организационные вопросы. Инструктаж по ТБ. 

Контроль:  Опрос по ТБ. 

Тема 2. Азбука профессий от А до Я

Цель:  познакомить обучающихся с различным миром профессий. 

Теория:  беседы о различных профессиях на буквы алфавита. Беседы о востребованных профессиях. Знакомство с историей появления профессий. Первые названия различных профессий. 

Практика: игры, кроссворды, викторины, рисунки, презентации   на знание профессий.

Тема 3. Атлас профессий будущего

Цель:  познакомить обучающихся с профессиями будущего.

Теория:  знакомство с миром будущих профессий. Беседы о профессиях будущего.

Практика: изучение профессий будущего. Изготовление презентаций по теме. Участие в играх, викторинах, кроссвордах по изучению профессий будущего.

 

Тема 4. Творческий проект

Цель:  познакомить обучающихся с основными этапами изготовления творческого проекта.

Теория:  ознакомление с принципами создания творческого проекта. Выбор темы проекта. 

Практика: изготовление творческого проекта по выбранной теме.

Контроль: презентация проекта 

Тема 5. Экскурсии

Цель:  познакомить обучающихся с предприятиями и людьми различных профессий. 

Теория:  ознакомление обучающихся с основными профессиями, востребованными на градообразующем предприятии ФГУП «ПО «МАЯК».

Практика: экскурсии и встречи с людьми, работающими на городских предприятиях и предприятии ФГУП ПО МАЯК.

Тема 6. Конкурсы, игры, викторины

Цель:  познакомить обучающихся с условиями участия в конкурсах, играх, викторинах о  мире профессий.

Теория:  знакомство обучающихся с различными играми, конкурсами, викторинами по теме «Мир профессий».

Практика:  участие в различных играх, конкурсах, викторинах по теме «Мир профессий».

Тема 7. Аттестация 

Цель:  оценка результативности обучения по программе. 

Теория:  ознакомление обучающихся с принципами проведения текущей и промежуточной аттестации.

Практика: участие обучающихся в текущей и промежуточной аттестации.

Контроль: Методика 1,2,3.

Тема 8. Итоговое занятие  

Цель:  подведение итогов учебного года.

Теория:  Подведение итогов работы за год. Награждение обучающихся.

Контроль:  Игровая программа.

 

Учебный план и содержание учебного плана  

2 год обучения   (324 часа)

Таблица 2

Название раздела, темы Количество часов Форма контроля
Всего  Теория  Практика 
1 Вводное занятие 3 3 Опрос  по ТБ
2 Знакомство с профессиями разных типов  132 30 102 Анкета №1
3 Атлас профессий   45 6 39 Презентация 
4 Профессии будущего  45 6 39
5 Творческий проект  60 6 54 Творческий проект 
6 Экскурсии  15 3 12
7 Конкурсы, игры, викторины  15 3 12 Игры №№5-9
8 Аттестация  6 3 3 Методика №1

Профессио-грамма 

9 Итоговое занятие 3 3 Игровая программа 
Итого: 324 63 261

Содержание учебного плана

2 год обучения (324 часа)

Тема 1. Вводное занятие 

Цель:  познакомить обучающихся с содержанием и планом работы в  учебном году.

Теория:  Ознакомление с  целями и задачами программы. План и порядок работы на учебный год. Организационные вопросы. Инструктаж по ТБ. 

Контроль:  Опрос по ТБ. 

Тема 2. Знакомство с профессиями разных типов

Цель:  познакомить обучающихся с различным миром профессий. 

Теория:  знакомство с классификацией Е.А.Климова: человек – человек, человек – природа, человек – художественный образ, человек – техника, человек – знаковая система. Понятия профессия и специальность: различие, примеры. Понятие профессиограмма, составляющие ее. 

Практика: игры, задания, ребусы,  кроссворды по классификации Е.А.Климова, составление профессиограммы на различные профессии. 

Контроль: игра.

Тема 3. Атлас профессий 

Цель:  познакомить обучающихся с профессиями по классификации Е.А.Климова.

Теория:  знакомство с миром  профессий. Беседы о профессиях будущего.

Практика: изучение профессий. Изготовление презентаций по теме. Участие в играх, викторинах, кроссвордах по изучению профессий будущего.

Контроль: презентация.

Тема 4. Профессии  будущего

Цель:  познакомить обучающихся с профессиями будущего.

Теория:  знакомство с миром будущих профессий. Беседы о профессиях будущего.

Практика: изучение профессий будущего. Изготовление презентаций по теме. Участие в играх, викторинах, кроссвордах по изучению профессий будущего.

Тема 5. Творческий проект

Цель:  познакомить обучающихся с основными этапами изготовления творческого проекта.

Теория:  ознакомление с принципами создания творческого проекта. Выбор темы проекта. 

Практика: изготовление творческого проекта по выбранной теме.

Контроль: презентация проекта. 

Тема 6. Экскурсии

Цель:  познакомить обучающихся с предприятиями и людьми различных профессий. 

Теория:  ознакомление обучающихся с основными профессиями, востребованными на градообразующем предприятии ФГУП «ПО «МАЯК».

Практика: экскурсии и встречи с людьми, работающими на городских предприятиях и предприятии ФГУП ПО МАЯК.

Тема 7. Конкурсы, игры, викторины

Цель:  познакомить обучающихся с условиями участия в конкурсах, играх, викторинах о  мире профессий.

Теория:  знакомство обучающихся с различными играми, конкурсами, викторинами по теме «Мир профессий».

Практика:  участие в различных играх, конкурсах, викторинах по теме «Мир профессий».

Тема 8. Аттестация 

Цель:  оценка результативности обучения по программе. 

Теория:  ознакомление обучающихся с принципами проведения текущей и промежуточной аттестации.

Практика: участие обучающихся в текущей и промежуточной аттестации.

Контроль: Методика 1,2.

Тема 9. Итоговое занятие  

Цель:  подведение итогов учебного года.

Теория:  Подведение итогов работы за год. Награждение обучающихся.

Контроль:  Игровая программа.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 

Продолжительность учебного года: 

начало учебного года: 

– 09 сентября – для групп первого года обучения; 

– 02 сентября для групп второго года обучения.

окончание учебного года 31 мая.

Количество учебных недель – 36.

Каникулы осенние, зимние, весенние, летние (по графику).

Календарный учебный график

Таблица 3

Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Всего учебных недель Количество учебных часов Режим занятий Каникулы
1 год 09.09.2024 31.05.2025 36 144 Два раза в неделю по 2 часа с переменой в 10 минут между академическими часами  28.10.2024-04.11.2024

29.12.2024-08.01.2025

24.03.2025-31.03.2025

2 год 02.09.2024 25.05.2025 36 324 Три  раза в неделю по 2 часа с переменой в 10 минут между каждым академическим  часом   28.10.2024-04.11.2024

29.12.2024-08.01.2025

24.03.2025-31.03.2025

 

Календарное – тематическое планирование

2  год обучения (324 часа)

Таблица 4

Неделя  Тема занятия Всего Теория Практика Форма контроля
Сентябрь  02.09-07.09 Тема 1. Вводное занятие 

Тема 2. Знакомство с профессиями разных типов 

3

6

3

3

3

Опрос по ТБ 
9.09-15.09 Тема 2. Знакомство с профессиями разных типов  9 3 6
16.09-21.09 Тема 2. Знакомство с профессиями разных типов  9 3 6
23.09-28.09 Тема 2. Знакомство с профессиями разных типов  9 3 6 Анкета №1
30.09-05.10 Тема 2. Знакомство с профессиями разных типов  9 3 6
Октябрь  07.10-12.10 Тема 2. Знакомство с профессиями разных типов  9 3 6
14.10-19.10 Тема 2. Знакомство с профессиями разных типов  9 3 6
21.10-26.10 Тема 2. Знакомство с профессиями разных типов  9 3 6
28.10-02.11 Тема 2. Знакомство с профессиями разных типов  9 3 6
Ноябрь  04.11-09.11 Тема 2. Знакомство с профессиями разных типов  9 3 6
12.11-16.11 Тема 2. Знакомство с профессиями разных типов  9 9
19.11-23.11 Тема 2. Знакомство с профессиями разных типов  9 9
26.11-30.11 Тема 2. Знакомство с профессиями разных типов  9 9
Декабрь  02.12-07.12 Тема 2. Знакомство с профессиями разных типов  9 9
09.12-14.12 Тема 2. Знакомство с профессиями разных типов  9 9
16.12-21.12 Тема 3. Атлас профессий  9 3 6
23.12-28.12 Тема 8. Аттестация (3) 

Тема 7. Конкурсы, игры, викторины 

3

6

1

2

6

Методика 1

Игра №5 

Январь  09.01-11.01 Тема 3. Атлас профессий  9 3 6
13.01-18.01 Тема 3. Атлас профессий  9 9
20.01-25.01 Тема 3. Атлас профессий  9 9
27.01-01.02 Тема 3. Атлас профессий  9 9 Презентация
Февраль  03.02-08.02 Тема 6. Экскурсии  9 3 6
10.02-15.02 Тема 4. Профессии будущего  9 3 6
17.02-22.02 Тема 4. Профессии будущего  9 3 6
24.02-01.03 Тема 4. Профессии будущего  9 9
Март  03.03-08.03 Тема 4. Профессии будущего  9 9
10.03-15.03 Тема 4. Профессии будущего  9 9
17.03-22.03 Тема 5. Творческий проект  9 3 6
24.03-29.03 Тема 5. Творческий проект  9 3 6
Апрель  31.03-05.04 Тема 5. Творческий проект  9 9
07.04-12.04 Тема 5. Творческий проект  9 9
14.04-19.04 Тема 5. Творческий проект  9 9
21.04-26.04 Тема 5. Творческий проект  9 9
28.04-03.05 Тема 5. Творческий проект 

Тема 6. Экскурсии 

6

3

6

3

Творческий проект 
Май  05.05-10.05 Тема 6. Экскурсии 

Тема 7. Конкурсы, игры, викторины 

6

3

6

3

Игра №6
12.05-17.05 Тема 7. Конкурсы, игры, викторины 

Тема 8. Аттестация 

6

3

2

6

1

Игра №7-9

Профессиограмма 

19.05-25.05 Тема 9. Итоговое занятие  3 3 Игровая программа 

 

Формы аттестации

Способы проверки результатов обучения

После завершения обучения и воспитания необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать уже сделанным, а что придется совершенствовать повторно. 

Учет и проверка знаний и умений производится путем текущих наблюдений за обучающимися. Они осуществляются на протяжении всего процесса обучения без выделения для них специального времени. Текущие наблюдения проводятся на любом этапе процесса усвоения. В ходе текущих наблюдений постепенно накапливаются данные о каждом, характеризующие как его достижения, так и упущения в работе.

Эффективность образовательного процесса оценивается по сформированности духовно-нравственных качеств личности, высокому уровню мотивации обучающихся к техническому творчеству, по уровню развития творческих способностей, по активности участия в соревнованиях, конкурсах, по стилю работы и профессиональному самоопределению ребёнка.

  • Одним из способов относительно объективного диагностического контроля является тестирование. Тестовые задания используются для проведения текущего и промежуточного контроля.
  • Промежуточная   аттестация (участие в конкурсах, тестирование);
  • Заключительным этапом образовательного процесса по программе «Мир профессий» является промежуточная  аттестация воспитанников детского объединения в конце обучения. Цель  аттестации – выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы. Подведение итогов организовано так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. 

Формы аттестации:

  1. Опрос;
  2. Тестирование;
  3. Творческий проект;
  4. Презентация;
  5. Результаты участия в конкурсах. 

Сроки проведения

Текущий контроль успеваемости является составляющей внутренней системы качества образования в учреждении.

Оценка качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы выявляет уровень достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Критерии оценки предметных результатов:

– уровень теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям, широта кругозора в данной  образовательной области, свобода восприятия теоретической информации, осмысленность и свобода использования специальной терминологии;

– уровень практической подготовки обучающихся: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям, свобода владения специальными навыками, качество выполнения практического задания, технологичность практической деятельности.

Критерии оценки личностных результатов: 

– наличие мотивации к занятиям, участие в играх, конкурсах, творческих  проектах   и воспитательных мероприятиях.

Критерии оценки метапредметных результатов: 

– уровень развития регулятивных, познавательных и коммуникативных способностей  обучающегося.

Каждый критерий оценивается по трём уровням: средний, выше среднего, высокий.

Критерии оценки результатов:

Оценка качества освоения обучающимися программ выявляет  уровень их теоретических и практических умений и навыков.

Критерии  оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям,
  • широта кругозора.

Критерии  оценки уровня практической подготовки обучающихся:

  • соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям,
  • качество выполнения практического задания.

Критерии оценки уровня развития и воспитанности учащихся:

  • культура поведения,
  • творческое отношение к выполнению практического задания,
  • аккуратность и ответственность в работе.

Каждый критерий оценивается по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Уровни освоения  образовательной программы  обучающимися:

  • от 100%  –   80% -высокий;
  • от 79 %  –  50% – средний;
  • ниже 49%  –  низкий.

Критерии оценки личностных и метапредметных  результатов обучения

Таблица 5

Средний уровень Выше среднего Высокий
Критерии оценки мотивации к занятиям
Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес иногда поддерживается самостоятельно Интерес на уроне увлечения, поддерживается самостоятельно. Мотивация устойчивая. 

Ведущие мотивы – познавательный, достижения

Четко выраженный интерес. Стремление продолжать обучение  судомоделизмом
Навыки планирования деятельности
При уточнении целей, оценке способов реализации целей, разработке программы по их реализации опирается на помощь педагога Не всегда способен самостоятельно поставить цели, оценить способы их достижения, разработать программу по реализации задуманного Способен самостоятельно поставить цели, оценить способы их  достижения, разработать программу по реализации задуманного
Проявление настойчивости, терпения, ответственности
Прикладывает волевое усилие при постоянной поддержке педагога. 

Требования педагога выполняет неохотно, не берет ответственность за свои результаты.  

Волевое усилие нестабильное, зависит от трудности задания.

Требования педагога выполняет не всегда, частично несет ответственность результат

Самостоятелен на занятиях. Работоспособность высокая. Ответственно относится к учебной задаче. 

Нацелен результат.

Трудолюбие
Работу выполняет небрежно, с большим количеством серьезных отклонений и замечаний, не умеет организовать свое рабочее место, для выполнения работы требуется постоянный контроль педагога  Работа выполнена с небольшим количеством замечаний, требуется незначительный контроль со стороны педагога Привит навык культуры труда – точности, аккуратности, умения качественно и в срок выполнять работу. Работа выполнена без замечаний, умеет организовать своё рабочее место, ответственно относится к порученному делу
Коммуникативные навыки
Может пренебрегать нормами коллективных отношений. Не испытывает стремление работать в коллективе, группе, паре Предпочитает работать самостоятельно,  потребность и стремление работать в коллективе  развита недостаточно Соблюдает нормы коллективных отношений. Умеет работать в коллективе, группе, парах

БЛАНК ОЦЕНКИ 

Бланк фиксации результатов обучения по программе «Мир профессий»

Протокол промежуточной аттестации обучающихся за 20__ – 20___учебный год по  

Форма проведения : тест, опрос, творческий проект, презентация, результаты участия в конкурсах.

Группа___________________, год обучения второй

Таблица 6

ФИО учащегося Направления оценки  Средний балл учащегося 

(низкий – н;

средний – с;

высокий – в)

Знание правил по ТБ  Тест  Изготовление презентации  Изготовление творческого проекта Результаты участия в конкурсах, играх, кроссвордах  ИТОГО баллов
1
2
Средний балл по критериям 

Дата «____»______________20 _________г. Подпись педагога ________________

Оценочные материалы

Перечень диагностических материалов:

Диагностические материалы по программе  «Мир профессий»

  1. Опрос по ТБ;
  2. Анкета №1;
  3. Кроссворд №1;
  4. Игры №№1-9;
  5. Профессиограмма;
  6. Презентация;
  7. Творческий проект;
  8. Методика №1.

Методическое обеспечение

Методы обучения, используемые в образовательном процессе:

  • объяснительно-иллюстративные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, иллюстрация, демонстрация);
  • репродуктивные побуждающие методы (работа по образцу, упражнения, практическая работа);
  • продуктивные методы (деятельностные, проблемные, самостоятельная творческая работа);
  • метод поэтапного обучения (возрастная дифференциация);
  • метод привлечения индивидуального опыта ребенка (эмоционального, визуального, бытового, обсуждение увиденного, обмен впечатлениями);
  • игровые технологии; 
  • организация игр и праздников совместно с родителями обучающихся.

Методы воспитания:

  • убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др.

Формы организации образовательного процессагрупповая и индивидуально-групповая.  Формы организации учебных занятий подбираются с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач конкретного занятия, специфики предмета и других факторов. Наиболее распространенными формами занятий являются:

  • комбинированное занятие, на котором сочетается получение новых знаний и закрепление основных навыков работы с инструкциями, шаблонами, материалами. Возможны комбинации из других видов деятельности, например, беседа с игровыми элементами; беседа и тренировка, практическая часть и организация игр, конкурсов и др.;
  • занятие-практикум предполагает практическую деятельность по освоению и совершенствованию приёмов работы;
  • контрольные занятия проводятся периодически в соответствии с планом и позволяют отслеживать результаты освоения программы; 
  • занятия-экскурсии (посещение выставок, предприятий, учреждений);
  • досуговые занятия носят развивающий характер, преследуют реализацию воспитательных задач (конкурсно-игровые программы, беседы, дни здоровья, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия и др.).

Алгоритм учебного занятия.

  1. Организационно-подготовительный этап: подготовка к занятию, создание благоприятного микроклимата, активизация внимания детей, настрой на творческую деятельность. Длительность 5 минут.
  2. Конструирующий этап: обеспечение восприятия обучающимися нового материала, введение практических творческих заданий, формирование системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме, самостоятельное выполнение заданий обучающимися. Длительность 30 минут.
  3. Итоговый этап: анализ качества и уровня усвоения учащимися теоретических и практических знаний, умений, анализ и оценка достижения цели занятия, оценка сотрудничества, информация о информационных источниках, которые можно использовать. Длительность 10 минут. 

Занятия чаще проходят по комбинированному типу, так как включают в себя повторение пройденного, объяснение нового, закрепление материала и подведение итогов.

Места проведения занятий: аудиторные (на базе учреждения) и внеаудиторные.

Педагогические технологии – технология группового обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология дистанционного обучения, технология коллективной творческой деятельности.

Формы предъявления и демонстрации (фиксации) образовательных результатов: готовое изделие, выполненное в технике судомоделизма, портфолио достижений учащихся.

Перечень организационно-методического комплекса:

  1. тематическая папка с методическими разработками занятий, дидактических материалов к ним, технологическими картами изготовления профессиограммы.
  2. Видеотека: материалы об истории профессий;
  3. тематическая папка с пакетами документов по конкурсам (положения конкурсов, план подготовки); 
  4. тематическая папка «Инструментарий для оценивания знаний, умений и навыков»;
  5. тематическая папка «Аттестация обучающихся» (положения, протоколы, мониторинг);
  6. тематическая папка «Воспитательная работа» (презентации, сценарии, анкеты);
  7. сборник игр на развитие коммуникативных навыков и изучение профессий;
  8.  инструкции по технике безопасности.

Дидактические материалы:  тесты для проведения контроля знаний. 

 

Материально – техническое обеспечение

Кабинет (учебный);

Компьютер;

Проектор;

Экран;

Колонки;

Наглядный и дидактический материал к темам занятий;

информационное обеспечение

-презентации к основным темам занятий;

-фото, аудио- и видеоматериалы;

кадровое обеспечение

для реализации  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы необходим – руководитель творческого объединения  «Мир профессий».

 

Возрастные характеристики адресата программы

Младший подростковый возраст, 7 – 10 лет

В этом возрасте дети очень общительны, они активно ищут контакты, и находят их, любят коллективную деятельность, хотя стремление к самореализации выражено у этих ребят также весьма ярко. Неуемная активность одновременно является плюсом и минусом этого возраста. Детскую энергию важно направить в нужное русло, ведь именно в 9-10 лет детям свойственно не задумываться о последствиях своих действий. 

Для них подходят система ЧТП (чередования творческих поручений), интеллектуальные викторины, спортивные игры, конкурсы, подвижные игры.

Подростковый возраст, 11-12 лет

Для этих детей на первое место выходят их сверстники. Детям важно отстоять свое Я, свое мнение. И часто они это делают, вставая в оппозицию старшему. В этот же момент у ребят возникает тяга к объединению в группы. Педагогу важно выделить лидера в детском коллективе, сделать его своим

помощником и союзником. В этом возрасте дети с удовольствием участвуют во всевозможных конкурсах и соревнованиях, а также в разнообразных творческих и ролевых играх.

Подростковый возраст, 12-14 лет

Отличительной особенностью детей этого возраста является наступающее половое созревание. Дети становятся нервными и неуступчивыми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в критичности, негативной оценке того, что делают другие. В этот момент важно помнить, что негативная реакция очень часто скрывает под собой неуверенность в собственных силах. В этом возрасте появляется ярко выраженная тяга к противоположному полу. К 12-ти годам начинает набирать силу социальная активность, потребность в реализации своего морального мировоззрения. Младших подростков отличает особый интерес к обобщенным нравственным нормам, отвлеченным социальным представлениям. Принцип явно превалирует над конкретным случаем. Оценивая частную ситуацию, ребенок пытается применить к ней тот или иной нравственный закон, почерпнутый им из книг, героических фильмов, семейных разговоров. Но не из своей жизни. Личный опыт все еще не обладает большой ценностью в глазах его носителя. Основной вид деятельности – учеба. 

Старший подростковый возраст, 13-14 лет

13-14 лет – возраст всепобеждающего стремления к индивидуализации и отрицания типического социального опыта. Но подросток еще не готов к полной личностной автономизации, его душит сильный эмоциональный протест, на фоне мощных душевных переживаний еще нет места анализу, осмыслению, поиску собственных ценностных ориентиров. Подросток освобождается от обобщенных, не работающих в жизни и некритично усвоенных социальных норм мира взрослых, через некритичное, полное погружение в нормы референтной группы сверстников. Теперь основной источник, из которого он черпает материал для познания мира социальных отношений, – стихийный личный опыт, получаемый часто в рискованных, экстремальных формах. Основной вид деятельности — учеба и интимно-личностное общение. Главная задача заключается в обретении внутренней уверенности в себе, ясного самосознания и самоуважения, которые и делают человека способным поступать самостоятельно. Возможность осознать и оценить свои личные качества, удовлетворить свое стремление к самоусовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия со сверстниками. Именно в компании сверстников ребенок может на равных обсудить любые «взрослые» проблемы. Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное влияние в этот период приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности, то есть способность к волевой деятельности. Однако, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаружить ее в других ее видах. Важная особенность этого возраста — формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Особенно привлекательны самостоятельные формы организации занятий на уроке, преодоления трудностей в освоении сложного материала. Не менее важна самостоятельная организация познавательной деятельности за пределами школы. 

 

Воспитательная работа

Цель:  создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Задачи: 

  • Поддерживать традиции чреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий.
  • Приобщать к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края.
  • Организовать раннюю профориентационную работу с детьми дошкольного возраста.

План воспитательных мероприятий:

Таблица 7

Месяц Место проведения Форма мероприятия, его название
Воспитательная работа в коллективе
1 Август   МБУ ДО «СЮТ» кабинеты: №8,16,18,21 День открытых дверей «Приходи! Выбирай! Записывайся!»
2 29  августа 2024  МБУ ДО «СЮТ» актовый зал  Родительское собрание
3 В течение года  Творческое объединение  Беседы в объединениях по безопасности дорожного движения 
4 В течение года  Творческое объединение  Конкурсы, выставки, беседы, посвященные тематическим праздникам
5 Декабрь  МБУ ДО «СЮТ» актовый зал  Игровая программа «Бармалей украл Новый год»
6 Май  МБУ ДО «СЮТ» актовый зал  Игровая программа «Посвящение в Академики»
Воспитательная работа в учреждении
1 Октябрь  Онлайн формат группа ВК Всероссийская акция, посвященная Дню пожилых людей
2 Октябрь  Онлайн формат группа ВК Всероссийская акция, посвященная Дню учителя 
3 Ноябрь  Онлайн формат группа ВК Всероссийская акция, посвященная Международному Дню народного единства 
4 Ноябрь  Онлайн – конкурс группа ВК  Онлайн – конкурс «МАМА», посвященный Дню матери в России 
5 Декабрь  Онлайн формат группа ВК Всероссийская акция, посвященная Дню неизвестного солдата 
6 Декабрь  Онлайн формат группа ВК Всероссийская акция, посвященная Дню Государственного гимна РФ
7 Май  МБУ ДО «СЮТ»  Конкурсы – выставки, посвященные Дню Космонавтики 
8 Май  МБУ ДО «СЮТ»  Конкурсы – выставки, посвященные Дню Победы 
9 В течение года  МБУ ДО «СЮТ»  Благотворительные и экологические акции 
10 В течение года  МБУ ДО «СЮТ»  Сбор макулатуры 
11 Май  Онлайн формат группа ВК Акция «Классика Победы»

 

Список литературы для педагога

  • Федеральный  закон  «Об образовании в Российской Федерации» № №273 от 29.12.2012 г.
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р).
  • Приказ  Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 27.07.2022 г. № 629.
  • Постановление   Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 -20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  • Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. – Спб, 2008. 
  • Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. – Академический проект Фонд «Мир», 2006. 
  • Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – МПСИ, 2008.
  • Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. – М.: Academia, 2004. – 301 с. 
  • Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2013. 
  • Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк.- 2006. – 800 с. 
  • Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. – Москва: Сфера, 2006. – 118 с. 15.
  • Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.
  • Профориентационный тренинг для старшеклассников “Твой выбор”/ под ред. Н. В. Афанасьевой. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 365 с.
  • Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. – МПСИ, 2002. 
  • Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. – М., 2008. 
  • Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2007. – 128 с. 
  • Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии – М.: Генезис, 2007. 
  • Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. – М.: Генезис, 2007.
  • Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2007. 
  • Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. – 2-е изд.. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. – 460 с.
  • Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. – Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. – 108 с. 
  • Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. – Феникс, 2005. 
  • Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.- 2006.
  • Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с. – (Психология для всех).
  • Чистякова С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. М. – 1997. 
  • Шевцов М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников» – Санкт-Петербург: Речь, 2006. 
  • Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. – Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. – 175 с. 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ  МАТЕРИАЛЫ

Опрос по ТБ:

При работе с ножницами:

1.Как правильно при работе держать ножницы? (Ножницы при работе нужно держать так: сначала в кольцо продеть большой и средние пальцы, указательным пальцем придерживать их снизу, при этом концы ножниц направлять от себя. Узкое лезвие должно быть снизу)

2.Какой частью ножниц нужно резать? (Резать средней частью ножниц)

3.Как правильно передавать ножницы? (Передавать ножницы в закрытом виде, кольцами в его сторону)

При работе с клеем:

4.Как правильно наносить клей на бумагу или картон? (При оклеивании картона бумагой, клей наносят на обратную сторону бумаги, а не картона, т.к. бумага быстрее намокает и равномернее растягивается, т.е. клеем смазывают более тонкий материал или детали, которые наклеивают. Клей наносят на середину листа и размазывают равномерно к краям. Края надо всегда хорошо смазывать)

5.Чем наносят клей? (Клей наносить кисточкой)

При работе с пластилином:

6.Что используют чтобы при работе с пластилином не запачкать стол? (Лепку выполняй на подкладной доске)

7.Чтобы удобнее было работать с пластилином, что для начала с ним делают? (Разогрей пластилин в руках)

8.Можно ли разбрасывать остатки  пластилина? (Нет)

9.Что нужно сделать после работы с пластилином? (Вытереть руки тряпочкой и вымыть руки теплой водой с мылом)

При работе с красками:

10.Что нужно сделать перед началом занятия? (Подготовить рабочее место: раскладываются на столах карандаши, краски, бумага. Разливается в баночки вода для работы красками)

11.Что необходимо для смешивания красок? (Палитра)

12.Что необходимо для вытирания рук и кисти? (Тряпочка для кисти, влажные салфетки для рук)

  1. Можно ли краски пробовать на вкус? (Нет)

14.Что нужно сделать после окончания работы с красками? (Закрыть краски, промыть кисти, вылить из баночки воду, помыть ее, протереть стол)

Критерии оценивания:

Высокий уровень – 14-10 правильных ответов (100-80%)

Средний уровень – 10-8 правильных ответов (79-50%)

Низкий уровень – 7 -2 правильных ответа (ниже 49%).

 

Методика №1

ДИФФЕРЕЦИАЛЬНО-ДИАГПОСТПЧЕСКИЙ ОПРОСННК (ДДО) 

(Е.Л. Климов)

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработан под руководством Е.А. Климова и предназначен для определения интересов и склонностей человека. Можно использовать в работе профконсультантов службы занятости и школьных психологов при профориептации подростков и взрослых и при отборе для обучения на различные типы профессий.

Теоретическое обоснование

В основе методики лежит предложенная Е.А. Климовым классификация профессий по предмету труда, па который они (профессии) направлены.

  1. Человек – техника (Ч-Т).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов)
  • обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
  • восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
  • изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
  1. Человек – человек (Ч-Ч).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
  • медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
  • правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции т.д.)
  • организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
  • изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).

З. Человек – знаковая система (Ч-З).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.):
  • шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
  • управлением движением (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
  • составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
  • восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
  1. Человек – природа (Ч-П).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
  • обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
  • заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
  • восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
  • изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).
  1. Человек – художественный образ (Ч-Х).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер. художник, режиссер, композитор и пр.);
  • исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир. реставратор, оформитель и пр.): с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).

Содержание методики

Методика представляет собой опросник из двадцати вопросов. Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта («а» и «б»).  Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке «Листа ответов” поставить знак “+“ (плюс).

Текст опросника

Инструкция:

«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности вы бы предпочли? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами “а” и “б”, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности, Внимательно прочитан оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое более привлекательно для вас”.

Таблица 8

Ухаживать за животными или Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2 а Помогать больным или Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или Следить за состоянием и развитием растений
Обрабатывать материалы или Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
Обсуждать научно-популярные книги, статьи или Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
Выращивать молодняк (животные какой-либо породы) или Тренировать товарищей (или  младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).
Копировать рисунки, или настраивать музыкальные инструменты или Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т.п.
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище. или Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а Лечить животных или 10б Выполнять вычисления, расчеты.
11а Выводить новые сорта растений. или 11б Конструировать, новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. или 12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности или 13б Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или 14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.д.помощь 
15а Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) или 15б Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях
16а Делать лабораторные анализы в больнице или 16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или 17б Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. или 18б Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или 19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или 20б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Лист ответов

Ф.И.О.__________________________________________________________________

Пол_____________возраст_____

Дата заполнения___________________

Таблица 9

10а 10б
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16б 16б 17а
17б 18а 18б
19а 19б
20а 20б
Сумма Ч-П- Сумма Ч-Т- Сумма Ч-Ч- Сумма Ч-З Сумма Ч-Х

Обработка результатов

После заполнения «Листа ответов» подсчитайте число знаков «+» в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий) и поставьте полученные семы в нижних клетках листа (рядом с буквенной аббревиатурой).

Вопросы в первом столбце относятся к профессиям типа “человек – природа”, во втором – “человек – техника”, в третьем – “человек – человек”, в четвертом – “человек – знаковая система”, в пятом  – художественный образ”.

Интерпретация результатов

Сумма баллов (“+“) будет показателем степени выраженности вашей осознаннной склонности к одному из типов профессий (П, Т, Ч, 3, Х). Максимальная сумма баллов указывает на преобладание интересов, а возможно, и склонностей к той или иной сфере деятельности.

Примеры профессий в соответствии с представленными типами

Таблица 10

Типы профессий Предметы труда Примеры профессий
Человек – природа(Ч-П) Различные живые организмы, биологические процессы Тракторист, рыбовод, зоотехник, агроном, садовник, ветеринар, животновод, геолог, биолог, почвовед и т.д.
Человек –  техника(Ч-Т) Технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии Водитель, токарь, инженер, слесарь, радиотехник, швея, электрик, механик, монтажник и т.п.
Человек – человек(Ч-Ч) Люди Продавец, медсестра, секретарь, бортпроводник, учитель, воспитатель, няня, преподаватель, врач, официант, администратор и т.п.
Человек – знаковые системы(Ч-З) Условные знаки, цифры, формулы, коды, естественные или искусственные языки Наборщик, кассир, делопроизводитель, бухгалтер, программист, экономист, радист, оператор ЭВМ, машинистка, наборщик и т.п.
Человек – художественный образ(Ч-Х) Произведения литературы, искувсства Парикмахер- модельер, чеканщик, маляр, гравер, резчик по камню, фотограф, актер, шлифовщик камней, художник, музыкант, стеклодув и т.п.

Анкета  №1

Дорогой друг!

Выбор профессии – непростое дело, которое невозможно решить сходу, без особых размышлений. Чтобы предоставить необходимую помощь или информацию, нам нужны некоторые сведения о тебе. Постарайся ответить на вопросы наиболее искренно и полно.

Ф.И.О., возраст___________________________________________________________

  1. Планируемый жизненный путь (подчеркнуть):
  • закончить 9 классов и поступить в другое учебное заведение
  • закончить 11 классов и поступить в другое учебное заведение
  • окончить ССУЗ (лицей, училище, техникум, колледж) и устроиться на работу
  • окончить высшее учебное заведение (институт, университет) и устроиться на работу
  • устроиться на работу и завести семью
  1. Какие профессии нравились тебе раньше и чем? ________________________________________________________________________
  2. Какие профессии нравятся тебе сейчас? 

________________________________________________________________________

  1. Выбрал (а) ли ты свою будущую профессию:

4.1. Да (какую) __________________________________________________________________

4.2. Имею несколько вариантов (какие) _____________________________________________

4.3. Нет. Отметь, почему:

__ плохо знаешь мир профессий  

__ плохо знаешь свои возможности

__ не знаешь, как выбирать профессию

другая причина ________________________________________

  1. Чем тебя привлекает выбранная профессия (можно отметить несколько вариантов):
  • возможность применять и развивать свои способности
  • необходим высокий уровень образования
  • нужна в нашем регионе, всегда можно найти работу
  • хорошо оплачиваемая работа
  • относительная легкость труда, короткий рабочий день
  • творческий характер труда
  • общение с людьми
  • традиции семьи
  • популярность профессии
  • возможность руководить людьми
  • условия труда
  • частые поездки, новые впечатления
  • возможность создать что-то новое
  • нежелание уезжать на учебу в другой город
  • другое________________________________________________________________
  1. Считаешь ли ты, что у тебя есть качества, которые затруднят в будущем устройство на работу по выбранной профессии? Какие? 

________________________________________________________________________

  1. В какой области деятельности или знаний, по твоему мнению или мнению окружающих, у тебя есть способности?  

________________________________________________________________________

  1. Какую профессию тебе советуют выбрать:

8.1. Родители ____________________________________________________________

8.2. В школе _____________________________________________________________

8.3. Друзья, знакомые _____________________________________________________

  1. Какая работа тебе больше нравится (можно отметить несколько пунктов):
  • работа со взрослыми людьми или –  работа с детьми
  • работа в коллективе или –  работа в одиночку
  • ответственная работа или –  малоответственная работа
  • подвижная работа или –  спокойная работа
  • работа исполнительного характера или –  требующая собственных идей
  • работа с возможностями профессионального роста (повышения квалификации)

или       – работа с возможностями продвижения по служебной лестнице

  • другое_______________________________________________________________
  1. Твои любимые учебные предметы и чем они тебе нравятся? 

_______________________________________________________________________

  1. Твои нелюбимые предметы и чем они тебе не нравятся? 

________________________________________________________________________

  1. Какие предметы по выбору (самостоятельно, дополнительно) ты изучаешь? 

________________________________________________________________________

  1. Кем работают твои родители? Связана ли их работа с имеющимся образованием? 

Мама___________________________________________________________________

Отец____________________________________________________________________

  1. Где ты собираешься учиться или работать после окончания школы (основной и запасной варианты)? _______________________________________________________________________

Итак, с какой проблемой, по твоему мнению, ты столкнулся (столкнулась) при выборе профессии и дальнейшего жизненного пути? _______________________________________________________________________

 

Игра №1

«Азбука профессий»

Цель: способствовать  формированию у юных техников знаний о профессиях. 

Задача   –  ребенок на каждую букву алфавита должен назвать  профессию.

Материал и оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш.

Ход игры

Дети на чистых листах бумаги должны написать одну или несколько профессий на каждую букву алфавита.

Образец: 

  • А – артист;
  • Б – бариста;
  • В – врач и т.д.

Кроссворд №1

«Угадай профессию»

Цель: Закрепить знания о профессиях взрослых.

Задача   –  обучающиеся заполняют кроссворд.

Материал и оборудование: листы бумаги с напечатанным кроссвордом, постой карандаш или шариковая ручка.

                                                                    1                                                                                                          П
                                                        2                                                               А
                3        Р
                                                4                                                   И
              5        К
                                                                      6                                                                                     М
                                      7                                              А
                                              8                                                       Х
      9 Е
                                                10                                                      Р
  1. Он готовит обед в столовой.
  2. Он сидит за кассой.
  3. Он лечит.
  4. Он учит детей в школе.
  5. Он летает.
  6. Он красит забор, стены.
  7. Он ловит рыбу
  8. Он работает в шахте.
  9. Он строит дома.
  10. Он занимается пошивом одежды.

 

Игра №2

 «Ключевые слова»

Цель: способствовать  формированию у юных техников знаний о профессиях. 

Задача   –  ребенок должен назвать к какой  профессии можно отнести перечисленные ниже слова.

Материал и оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш.

Ход игры

Дети на предложенных  распечатках   – должны написать профессию, которая характеризуется  предложенными словами.

Образец: 

1.Земля, природа, поле, теплица, сад, сорт, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай  – это профессия называется……

2.Новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты – это профессия называется……

3.Природа, человек, чистота, мусор, загрязнения, планета, окружающая среда –  это профессия называется…..

4.Тетрадь, указка, доска, очки, оценки, класс, мел, звонок, глобус – это профессия называется……

5.Машина, гараж, техосмотр, бензин, руль, дорога, автобус, ремень безопасности – это профессия называется…..

6.Сахар, морковь, компот, кастрюля, половник, каша, белый колпак, рецепты  – это профессия называется ……

7.Завтрак, игрушки, шкафчик, песочница, утренник, полдник, занятия, игры – 

это профессия называется…..

8.Белый халат, градусник, кабинет, рецепт, витамины, ангина, анализы, наблюдение – это профессия называется ….

Игра №3

 «Поймай – скажи»

Цель: Закрепить знания о профессиях взрослых.

Материал и оборудование: мяч.

Ход игры

Дети становятся в круг, ведущий, бросая мяч детям, называет профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии.

Образец: 

  • врач – лечит;
  • художник – рисует;
  • повар – варит;
  •  пожарный – тушит;
  • плотник – строгает.

 

Игра  №4

«Назови слова – действия»

Цель: Употребление форм глагола. Обогащение словаря

Ход игры

Называю профессию, а дети говорят слова – действия, которые выполняют люди этой профессии, например:

Врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лекарства.

Продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает.

Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.

Парикмахер – причесывает, стрижет, моет волосы, делает прически, бреет бороду и усы.

Игра №5

«Бюро находок»

Цель:  Формирование представлений о профессиях

Материал и оборудование: Картинки с изображениями предметов, орудий труда либо сами предметы.

Ход игры

Мы с вами находимся в бюро находок. Эти предметы когда-то принадлежали людям разных профессий. Надо определить, кому они принадлежали

  • колесо
  • кирпич
  • игла, таблетки
  • нитки
  • мука
  • мел, указка
  • ножницы и др.

Ответы:

  • Водитель
  • Каменщик, строитель
  • Врач, доктор
  • Портной, швея
  • Повар, пекарь, кондитер
  • Учитель, педагог
  • Парикмахер

Игра  №6

«Что лишнее»

Цель: Активизация знаний о профессиях через умение классифицировать

Материал и оборудование: Карточки с написанными цепочками слов.

Ход игры

В цепочке слов найдите лишний предмет, и назовите профессию человека, пользующегося этими предметами (кто быстрее справится с заданием?)

  • Шприц – лекарство- вата- спица (спица)
  • Игла – нитки – гвоздь – напёрсток – сантиметровая лента (гвоздь)
  • Кастрюля – ложка – тёрка – ножницы (ножницы)
  • Фен – нож – расческа – ножницы (нож).

Игра №7

«Найди пару» 

Цель: упражнения позволяют участникам занятия адаптироваться в игровой форме к тематике предстоящих занятий. Для выполнения задания ведущему следует подготовить и раздать всем участникам парные карточки с названиями профессий. Инструкция: «Сейчас каждый из вас получит карточку с названиями профессии. Ваша задача – прочитать название и никому не сообщать его. В группе обязательно есть еще один человек с такой же карточкой. Я буду задавать вам различные вопросы, касающиеся каких – либо характеристик профессиональной деятельности. Если эта черта присуща той профессии, карточка с которой вам досталась, вы должны молча встать. Будьте внимательны. Наблюдайте за остальными участниками группы: кто еще встает вместе с вами? В результате всей работы вы должны постараться определить свою пару. Примерный список профессий, который целесообразно использовать (список может быть дополнен): 

  • учитель 
  • охранник 
  • водитель 
  • медсестра 
  • плотник 
  • повар 
  • программист 
  • геолог 
  • юрист 
  • электрогазосварщик 
  • маляр 

Вопросы, которые целесообразно задать слушателям: 

Пусть встанут те из вас: 1. Чьи профессии пользуются спросом на рынке труда. 

  1. Где низкая заработная плата. 
  2. Чьи профессии не требуют высшего образования. 
  3. Чьи профессии требуют постоянного общения с другими людьми. 
  4. Чьи профессии не требуют большой физической силы. 
  5. Чьи профессии требуют хорошего зрения. 
  6. Чьи профессии требуют большой смелости. 
  7. Чьи профессии престижны. 
  8. Чьи профессии требуют хорошего внимания. 

10.Кто работает на машинах. 

Обсуждая результаты проведения игры, следует обратить внимание участников на то, какие из характеристик были наиболее информативны для идентификации, что вызывало наибольшие затруднения при решении задач.

Игра № 8

«Назови профессии или специальности на заданные буквы».

Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. 

Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается. Чья команда это сделает лучше и быстрее? – дополнительные 3 балла. 

Время выполнения – 3 минуты.

О К Р П
Окулист Контролер Разведчик Пилот

Игра №9

“Самая-самая “.

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Назовите профессии:

  • Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор …)
  • Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе …)
  • Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель…)
  • Самая волосатая (парикмахер…)
  • Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель…)
  • Самая смешная (юморист, клоун, пародист…)
  • Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)
  • Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…).

 

Профессиограмма 

В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами (ПВК).

Профессиограмма должна содержать характеристику:

  • общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т.д.);
  • содержания Деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т.д.);
  • средств Деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т.д.).

В общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной Деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Понятие профессиограммы в психологии труда – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой Деятельности. Эти качества называются ПВК – профессионально важные качества.

Существуют различные схемы профессиографирования. 

Самая простая предложена Климовым – «формула профессии»:

  1. типы профессий по основным предметам и взаимодействию с этими предметами человека:
  • человек – природа
  • человек – техника
  • человек – человек
  • человек – знаковые системы
  • человек – художественный образ;
  1. классы (цель труда);
  2. отделы (использование средств деятельности);
  3. группы (преимущественные условия труда).

Для того чтобы выделить и обозначить качества, которые необходимы для данной профессии, трудовая Деятельность разделяется на операции. 

У Климова – макроанализ трудовой Деятельности – анализ технологических процессов и свойств, которые вовлечены в профессиональную Деятельность, в конечном счете необходимо определить профессионально-важные качества.

При составлении профессиограммы нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Что делает человек? (очерк, описание оборудования, использовать наблюдение и самонаблюдение).
  2. Как человек делает? (анализ действий).
  3. Для чего человек делает?
  4. Что вовлечено? (нужно отразить те особенности, которыми должен обладать человек, чтобы исправно выполнять свою работу).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир профессий»