Максимова Мария Владимировна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 3»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149903
Всероссийский конкурс «Лучшая технологическая карта урока», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Где зимуют птицы?
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149903


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет  Окружающий мир 
Учитель  Мария Владимировна Максимова 
Школа, класс МОУ «СОШ № 3»,  1 Б класс 
Тематический раздел содержания обучения  программы  Раздел 2  Человек и природа 

           2.3 Мир животных. Разные группы животных. 

Тема урока    Где зимуют птицы?            
Тип урока Урок открытия нового знания    
Цель изучения     Познакомить с перелетными птицами; расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;           
Содержание обучения на уроке

     Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края.

     Сезонные изменения в природе.     

     Взаимосвязи между человеком и природой. 

     Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие).

      Различия в условиях жизни птиц (зимующих и перелётных). 

  

Планируемые результаты

  Различать объекты живой и неживой природы, группы животных (насекомые, птицы, звери, рыбы) 

  Проводить, несложные групповые  и индивидуальные наблюдения (в том числе  за сезонными изменениями в природе своей местности), 

  Описывать на основе опорных слов наиболее распространенных птиц зимующих и перелётных  выделять их  наиболее существенные признаки.

   Применять правила ухода за птицам в зимний период. 

Программное содержание обучения

     Наблюдение за погодой своего края. 

   Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие). Различия в условиях жизни – сезонные изменения. Забота о птицах зимой. 

Формируемые УУД на предметном содержании обучения

 

Формировать представления учащихся о птицах, расширять знания детей о жизни птиц; сформировать представления о методах работы орнитологов;

   Приводить примеры представителей птиц, называть главную особенность представителей одной группы в пределах изученного. 

Личностные

   Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;    

   Формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. 

   Формирование осознанной роли человека в природе и обществе, бережного отношения к природе. 

    Проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний. Проявлять интерес  профессиям – орнитологам. 

Метапредметные

   Понимать целостность окружающего мира. 

   На основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связь. 

– сравнивать объекты окружающего мира,

–  объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

– определять существенный признак для классификации,

– выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи

– находить и использовать для решения учебных задач текстовую информацию;

Предметные

    Формировать знания об условия, необходимых для жизни зимующих и перелётных птиц; основные правила поведения в местах обитания птиц; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.  Выделять их наиболее существенные признаки.  

     

Познавательные      

   Описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков.

    Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости

    делать выводы по результатам, фиксировать их в таблицах,

Коммуникативные:

   В процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения

конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов.

    Конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов.

Регулятивные:

   Планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи;

      объективно оценивать результаты своей деятельности, 

оценивать целесообразность выбранных способов действия.

Материально-техническое обеспечение урока:   компьютер, медиапроектор, презентация (изображение птиц, зимующих в наших краях, перелётных птиц; звукозаписи «разговоров»  птиц), опорные слова, схемы нового материала, учебник,  карточки для работы в парах, таблица, карточки – оценка деятельности. 
Учебно-методическая литература ЦОР   https://resh.edu.ru/subject/lesson/4001/main/106310/ – информация о птицах  

 ЭОР

Ход урока: 
Этап 1.  Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 
Содержание Деятельность учителя

–    Прозвенел звонок , начинается урок. 

– Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбкой. Настроение ваше отличное, а значит и урок окружающего мира у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.

«Очень интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем,
И мир большой познаем!»

Деятельность ученика

– учащиеся приветствуют гостей и присаживаются на места. 

– 

Образовательный результат
2. Этап  актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
На данном этапе учащиеся настраиваются на работу, на изучаемый  предмет.  – Дети, но прежде чем начать урок мы заполним    дневник  наблюдений, 

Сегодня 20 февраля, время года – зима.  

– Есть ли осадки и какие, почему? (снег, дождь) 

– Температура воздуха утром?

– Состояние неба ( ясно, переменная облачность, пасмурно)

– Сила ветра (сильный слабый, средний, безветренно) 

Мы с вами заполнили погоду на сегодня. 

– учащиеся называют по порядку – признаки погоды и по ходу на доске заполняется дневник (табель) погоды.  
3. Эпап выявления места и причины затруднения. 
Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика Образовательный результат
Педагог зачитывает письмо  –  Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое! Откуда же пришло письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.

–  Да, это письмо от  детей Африки.

– Кому оно адресовано? (Нам, первоклассникам ). Давайте посмотрим, а что там в конверте? (Открываю конверт)

– Письмо. А что же пишут нам дети Африки?

-. Здравствуйте, дорогие ребята!

Мы, дети Африки. Постоянно проживаем там. Здесь солнечно и зелено, очень тепло.  Каждый год  осенью к нам прилетают красивые  птицы, но название из мы не знаем. К сожалению, не знаем их названия, как их зовут, да и птичьего языка не знаем. 

Мы знаем, что в Челябинской  области, там, где вы живете, стоят морозы, а зимой есть у вас птицы и какие? 

Ребята, подскажите,

1.  Подскажите названия птиц, прилетевших к нам? Почему они прилетели к нам? 

2.      Какие птицы остались зимовать в вашем крае?

3.      Где они укрываются от мороза, чем питаются?

4.     Как птицы выживают в сильные морозы ?

     Будем  с нетерпением ждать вашего ответа. Дети Африки. 

       К своему письму мы отправляем  фото тех птиц, которых встретили, посмотрите, может быть, вы их узнаете.  

 – На эти серьезные вопросы мы сегодня постараемся найти ответы. И поможем детям Африки. 

 –  Определим тему урока, слова подсказки у нас есть, есть и фото птиц: птицы, зима и вспомните с какого слова начинается наш раздел? (Где?) Значит, наш урок будет называться “Где зимуют птицы?”

– Дети высказывают мнение, откуда письмо.

Дети слушают содержание письма, а затем совместно с педагогом определяют тему урока, а также задачу. 

Ответы детей.

– конечно поможем, мы знаем птиц. 

– наш раздел называется Где ? Зачем? 

– значит Где зимуют птицы? 

– умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

–  Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

–  Самостоятельное создание способов решения проблем. 

Умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

–  Описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков.

  4  Этап построения  проекта выхода из затруднения. 
Педагог показывает детям на проекторе фото птиц из конверта и необходимо определить названия, отгадав загадки. 

На доске появляется группа  – название –  ПЕРЕЛЕТНЫЕ 

–   На доске  вы видите фото птиц, которые прислали дети.

К фото нет названия, вы можете назвать птиц? Если  затрудняетесь, то я вам помогу. Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать,  смотреть на фотографии, а затем соотносить. Фото и название птицы.  

   Ласточка, Соловей, Скворец, Жаворонок, Журавль, Зяблик  (загадки) 

– КАК можно назвать этих птиц, одним словом? (ПЕРЕЛЕТНЫЕ)

 

– Да, дети эти птицы в Африке и они от нас улетели, таких птиц называют ПЕРЕЛЕТНЫЕ, а почему? 

– Мы ответили на главный вопрос ребят Африки? 

– Ребята прослушаем пение скворца. Что можно сказать о голосе  этой птицы?  

– ответы детей, отгадывают загадки. 

Фотографии соотносят с названиями, отгадывают загадки. 

– Ответы детей. Птиц можно назвать перелётные. 

На доске появляется группа  – название-  ПЕРЕЛЕТНЫЕ 

– Ответы детей, дети рассуждают, анализируют, строят высказывания. 

– ответы детей. 

– Красиво полет, мелодично, спокойно, хотя по размеру и небольшой. 

– Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

– Самостоятельное создание способов решения проблем.

–  Умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

 –  Работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.  Выделять их наиболее существенные признаки.  

  1.   Этап реализации построенного проекта 
Есть ещё вопрос детей Африки. 

Дальнейшее рассуждение 

– педагог говорит о том, что есть птицы, но нужно разгадать загадки и узнать птиц. 

– На доске появляются фото птиц с названиями. 

– также на доске появляется две группы птиц – ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ (оседлые) 

     6.  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 

– Нас дети спрашивают, а есть ли птицы у нас зимой? 

– каких птиц мы можем увидеть зимой у нас? Также ответим на загадки. (Дятел, Снегирь, Сова, Поползень, Галка, Воробей) 

– Дети, как можно назвать таких птиц одним словом – ЗИМУЮЩИЕ 

– Что у них общего? 

– Ребята, ещё таких птиц называют осёдлыми, а почему? 

_ Где можно посмотреть значение слова? 

– Прочитаем значение в словаре Ожегова. 

Оседлый – живущий постоянно на одном месте.

Посмотрите, дети, у нас получилось две группы птиц, назовите какие? 

– Дети отдохнём и выполним зарядку. 

– ответы детей, есть, какие дети перечисляют. 

– Ответы детей на загадки.

– отгадывают на загадки и соотносят с названием. 

– дети называют птиц одним словом – ЗИМУЮЩИЕ. 

– Ответы детей. Эти птицы никуда не улетают, а круглый год живут у нас.

– значение можно посмотреть в словаре. 

– ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЁТНЫЕ. 

–  Конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов.

–  

  7.  Этап первичного закрепления  с проговариванием во внешней речи. 
Виды кормушек, разновидности корма.  

Появляется новое понятие – ОРНИТОЛОГ, кольцевание птиц. 

– Дети, как можно помочь зимующим птицам? 

– Посмотрите на доску – проектор – 

– виды кормушек, 

– виды корма – все, что представлено можно дать птицам? 

– можно ли кормить хлебом? 

– Каким образом птицы могут нас отблагодарить? 

– Только ли в Африке зимуют птицы? 

– Дети, птицы на зиму улетают в Индию, Францию.

– Каким образом человек узнал, что птицы в других странах? Ведь птицы не умеют говорить? 

– Да, дети есть люди, которые занимаются  наблюдением за птицами и исследуют птиц  – это ОРНИТОЛОГИ. Птицам надевали кольца на лапки с номером, а затем отслеживали, куда она улетела, сколько пролетела в км., в другой стране такой же ученый видел  птицу, он сообщал нашему ОРНИТОЛОГУ. Сейчас появились спутниковые систем, где можно отследить полёт птицы. Откроем учебник на стр. 15, рассмотрим иллюстрации, вы увидите, что на лапке птицы имеются кольца с номерами. 

– Дети, если тепло и хорошо в других странах,  зачем птицы возвращаются обратно к нам?  

– Ответы детей – изготовить кормушки,  подкармливать. – 

Дети рассказывают, какой корм можно дать птицам.

– Из предложенного на слайде можно покормить птиц – семенами подсолнечника несолеными, тыквы, сушёными  ягодами, пшеном несолёным салом. 

– хлебом кормить нельзя, так как забьется  зоб. 

–  Пением 

Стихотворение читает ученик класса 

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо

Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

– дети отвечают, в каких странах зимуют птицы. 

– ответы детей, – кто-то из детей может сказать, что на лапках птиц имеются специальные кольца, а также ставят радиопередатчики для передачи информации. Человек через компьютер может определить местоположение птицы на местности. 

  Может определить сколько км. Пролетела птица. 

– Кольца разные, разного размера, на лапках разных птиц.

– У нас те так жарко как в других странах, а ещё птицы любят ту страну, где они родились, Родину. 

–  Работа по предложенному учителем плану. 

Самоанализ и самоконтроль

–  Поиск информации, работа с различными источниками

– находить и использовать для решения учебных задач текстовую информацию;

  –  Формирование осознанной роли человека в природе и обществе, бережного отношения к природе

–  Проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний. Проявлять интерес  профессиям. 

  1. Этап  самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 
  На столах  у  каждого учащегося таблица, где два столбца ПЕРЕЛЕТНЫЕ и ЗИМУЮЩИЕ птицы. В каждый столбец нужно приклеить птиц – зимующих и перелётных. 

На проекторе правильное размещение птиц по группам. 

– Дети, у каждого из вас на столе карточка, в которой два столбца. В столбце слева сверху  – ПЕРЕЛЁТНЫЕ  птицы, а справа в верхней части – ЗИМУЮЩИЕ птицы. Вам нужно  разместить птиц в столбцы, можно работать с товарищем по парте. У каждого имеются емкости, в которые карточки с изображением птиц. 

– Дети справились с заданием, а теперь проверим, можно поменяться с товарищем по парте карточкой. 

– Если имеются ошибки шариковой ручкой можно указать столбец, в котором должна быть птица.  

– данные карточки мы отправим детям в Африку, и они увидят еще и ЗИМУЮЩИХ птиц, которые к ним не прилетают. Согласны дети? 

–  учащиеся работают сообща с товарищем, размещают птиц. 

– Если есть ошибки, как можно исправить? 

– Да, конечно. 

–  Работа по предложенному учителем плану. 

Самоанализ и самоконтроль. 

–  Взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности, готовность к преодолению трудностей.

–  Построение логической цепи рассуждений. Поиск и выделение информации. Умение сотрудничать в парах.

– Самоанализ и самоконтроль. 

      8  Этап  рефлексия  учебной  деятельности на уроке. 
  Учащимся предлагается  проверить  свои  полученные знания в ходе урока.

 Игра «Третий лишний» 

Итог урока. 

Составление письма детям. 

Оценка своей деятельности на уроке.  Размещение карточек. 

– Теперь проверим ваши знания, о птицах перелетных и зимующих. Вам необходимо назвать лишнюю птицу и свой выбор. 

–  На экране появляются строки с названием птиц, вам нужно назвать лишнюю птицу и объяснить почему.            ∙  Галка, жаворонок, воробей.

  Ласточка, зяблик, дятел.

  Ворона, сорока, кукушка.

  Сова, голубь, соловей.

  Скворец, поползень, журавль.

– Молодцы, дети, справились с заданием и правильно выделили лишних птиц. 

– Наш урок подошел к концу и  вы ответили на вопросы детей из Африки. 

– Нам нужно ребятам Африки направить письмо и  вложить в него ваши работы, где указаны птицы по группам. Конверт мы отправим ребятам в Африку по почте. 

– Ответили ли мы на вопрос: 

ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?  

– Молодцы дети.

– Сейчас я предлагаю вам  оценить свою работу на уроке.

На столе у вас лежат карточки-

–  Перед Вами карточки, на которых изображены животные, вам нужно  сравнить себя с тем образом, взять карточку и разместить на доске у дерева – Муравей – отлично трудился на уроке,  Рыбка – не вымолвил ни слова, Лиса – схитрил и работал не в полную силу.  

– Молодцы дети, сейчас посмотрим, каких ребят у нас оказалось больше. 

– На следующих уроках предполагаю вам работать  всеет только на отлично. 

–   Жаворонок, так как птица – перелётная

– Дятел – зимующая птица 

– Кукушка – перелётная

– Соловей – перелетная

– поползень – зимующая 

 

– Да, ответили. Есть птицы перелётные и осёдлые и зимующие. 

-Птицам нужно помогать зимой и это мы делаем. 

– есть птицы, которые улетают, а есть птицы, всегда живут у нас. 

–  Что можно сказать каких карточек оказалось больше?  

Способность преодолевать трудности, понимать перспективы дальнейшей  работы

–  Умение выделить нравственный аспект поведения. Объективная оценка результатов деятельности.

 

Где зимуют птицы?