Хейчиева Нина Савельевна
Учитель ИЗО
МКОУ «Тугтунская СОШ им. Б.Б. Дорджиева» Республика Калмыкия
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149916
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Интегрированный урок ИЗО и ОДКНР «Цвет, основы цветоведения. Цветовая гамма традиционной калмыцкой культуры»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149916


МКОУ «Тугтунская СОШ им. Б.Б. Дорджиева» Кетченеровского района Республики Калмыкия

Методическая разработка интегрированного урока

ИЗО и ОДКНР в 6 классе

Тема «Цвет, основы цветоведения.  Цветовая гамма традиционной культуры калмыков»

Тугтун, 2024

   Интегрированный урок ИЗО и ОДКНР в 6 классе

  Тема: «Цвет, основы цветоведения. Цветовая гамма традиционной культуры калмыков»

  Учитель Хейчиева Н.С.

                                                          Аннотация

 

Урок разработан   на основе Рабочей программы по курсу «Изобразительное искусство» (5-7 классы), составленной в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского.

  Интегрированный тип урока объединил в себе обучение одновременно по двум дисциплинам при изучении одного понятия «цвет», где учебный материал по обоим предметам являются базовым и служит основой для достижения цели и задач урока, к тому же используются знания, полученные на уроках родной литературы (эпос «Джангар»), параллельно – речевой аспект познаний родного языка. Объединение знаний перечисленных предметов были направлены на рассмотрение и решение заявленной темы и позволили добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса. Их (знаний) гармоничное сочетание и использование инновационных педагогических технологий позволили мне выстроить урок, имеющий практическую направленность.     

ИЗО является весьма приемлемым предметом для интегрирования его с другими предметами: математикой, гуманитарными дисциплинами, мной разработана серия уроков с национально-региональным компонентом. Основная цель обучения на интегративной основе связана с повышением умственной активности учащихся, в этом плане содержание курса ИЗО УМК Б. Неменского позволяет широко использовать метапредметные ресурсы этой дисциплины. 

Визуализация устного информационного материала сопровождается разнообразными зрительными иллюстрациями и звуковым сопровождением, что активизирует внимание зрительного и слухового анализаторов школьников. Мультимедиа технологии сопровождают все этапы урока. объяснения нового материала. 

     Тема урока позволила мне не только показать области соприкосновения двух учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира, расширяет и ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся. Модель интегрированного урока по заданной теме такова:

Вводная беседа учителя, цель которой – дать учащимся определенную установку по работе на уроке (выдвинуть познавательную задачу), в нашем случае даю установку цвет-это целый мир, и он вокруг нас, ищем и находим.

Изучение нового материала. Этот вид работы проводится коллективно, в сочетании с индивидуальной и групповой формами.

Ответы на вопросы учащихся, в виде индивидуальных ответов, проводимых во время изучения нового материала. Цель ее – помочь учащимся в разрешении возникающих у них затруднений.

Выполнение творческих упражнений по закреплению и применению знаний. Здесь предложила интересные подборки, задания не вызвали затруднений, так как накануне проведения урока я тщательно изучила и ознакомилась с тематическим планированием предмета, не только ОДКНР, но и Родного (калмыцкого языка и литературы), задания построены таким образом, что можно было выполнять в индивидуальной и групповой формах (надо только учитывать наполняемость классов).

Групповые консультации учащихся между собой, дают возможность осуществить им коллективную работу, во время которой учитель отвечает на вопросы, возникающие у учащихся, в то же время можно демонстрировать работу.

Контроль знаний, цель которого – выявить качество усвоения учащимися знаний, умений и навыков и соответственно исходный уровень развития учащегося для изучения последующего материала плавно вытекает из последней практической работы «Светлая и темная цветовая гамма»

«Домашняя мастерская» предусматривает творчество учащихся дома, которое заключается в самостоятельном выполнении приема цветовой растяжки, получении различных оттенков теплых, холодных колоритов путем смешения различных цветов.

Рефлексия «Клякса» тематически связана с уроком, по исполнению – в конце урока, по содержанию письменная (практическая), по форме деятельности индивидуальная, по цели эмоциональная, учитель- организатор, а главными действующими лицами выступают ученики.

Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка». Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия привела меня к попытке начать разрабатывать серию интегрированных уроков.

Технологическая карта интегрированного урока ИЗО и ОДКНР в 6 классе

 «Цвет, основы цветоведения. Цветовая гамма в традиционной культуре калмыков»

                  Автор: Хейчиева Нина Савельевна, учитель   МКОУ «Тугтунская СОШ им. Б.Б. Дорджиева»

                                                                         УМК Б.М. Неменского

Тип урока Комбинированный  
Цель урока

Задачи урока

Выработать основные навыки, необходимые для практического применения знаний о цвете.   

развить способности цветоощущения, «цветового видения» и художественный вкус, конструирование цвета при создании образа, визуализация национальной цветовой картины мира калмыков.

Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся формировать 

понятия «основные и составные цвета», живопись», дополнительные и нюансные цвета», ахрома- тические и хроматические цвета», знать основное средство выразительности в живописи – цвет. Получат возможность развить способности цветоощуще- ния, «цветового видения» и художественный вкус: Познакомятся с цветовой картиной мира калмыков.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью (особенности и виды набросков), излагают свое мнение в диалоге, делают выводы; планируют деятельность в учебной ситуации; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяют цель (образ человека – выражение особенностей духовной культуры калмыков).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для ре-шения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, корректируют свое мнение в соответствии с мнениями товарищей); организуют работу в группе; задают вопросы; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру – для достижения своих творческих замыслов; осознают свои интересы (приобретают творческий опыт); имеют мотивацию
к учебной деятельности
Методы и формы обучения Методы: объяснительно-иллюстративный, информационно-развивающий, исследовательский. 

Формы: фронтальная и индивидуальная

Окончание табл.

Образовательные
ресурсы
Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Каталог электронных образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://fcior.edu.ru

Оборудование Карандаш, фломастер, гуашь , акварель(по выбору), листы А4,альбом,кисти,палитра,карандаш,циркуль, 
Наглядно-
демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация, аудио МР3.
Основные понятия и термины Ахроматические, хроматические, нюансные, оттенок, спектр

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя Деятельность

учащихся

Формы

органи-

зации совзаимодействия

на уроке

Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
Про-

межу-

точный

контроль

1 2 3 4 5 6 7
I. Орга-низаци-онный

момент

  Визуальный осмотр рабочих мест, беседа по технике безопасности на уроке с  ссылкой на памятки (на столах каждого в рабочей папке)    Устраняют заме-чания (если есть) обращаются к памяткам Фронтальная работа Осмотр

Продолжение табл.

1 2 3 5 6 7

 БЛОК I.

II. Изучение нового материала

III

Закрепление изученного, пройден-

ного

Введение учащихся к теме урока 

Повторение прой -денного и получение новых понятий

Практическая работа

Упражнение механи нического смешения цветов, развитие цветовос-

приятия посредством созда-

ания боль-

шого  тонально-цветового круга

Образно-иллюстративный

Всякий цвет свою несет

Информацию о мире,

С ним фигура оживет,

Станет словно глубже, шире…

Приготовьтесь, дорогие дети,

Поговорим сегодня о каждом цвете… (Слайд1.)

 

–Какова роль цвета в жизни человека?

– На какие группы можно разделить цвета? (тёплые и холодные)

– Зелёный и красный цвета могут быть как тёплыми, так и холодными.

– Какую ещё группу цветов вы знаете? (основные).

– Сформулируйте и запишите в тетрадь определение «основные цвета».

– Как будут называться все остальные цвета? (составные) 

– Сформулируйте и запишите в тетрадь определение «составные цвета».

-Как же так получилось, что при смешивании трёх основных цветов, вы получили три разных цвета (серый, коричневый и чёрный)?

– Всё дело в том, какой краски при смешивании набрали больше. Если жёлтой – то получится серый цвет, если красной – коричневый, если синей – чёрный.

– Какой цвет получим, если смешаем не краски, а лучи света этих цветов?

-Проверьте ваши предположения, поработав с учебником на стр. 38.

– Какую группу цветов вы ещё знаете? (дополнительные цвета)

– Сформулируйте и запишите в тетрадь определение «дополнительные цвета» 

– Определите остальные пары дополнительных цветов.

– Сформулируйте и запишите в тетрадь определение «нюансные цвета» 

– Составьте дорожку нюансов любого другого цвета на выбор. (Слайды 2-7).

– А теперь подытожим свои знания. Воспроизведем

 цветовой круг. Все, что нам понадобится: белый лист А4 и гуашь, или любая другая краска, кисти, палитра (можно использовать белый лист плотной бумаги), простой карандаш, и циркуль.

 Технология: сначала проведем маленький круг, тот, что в центре, и делим его на 3 ровные части. Раскрашиваем их в красный, синий и желтый цвета. Далее круг больше, и следом за ним еще один, делим получившуюся фигуру на 12 равных частей. Пока не раскрашиваем. И, наконец, рисуем круг больше и самый большой за ним, разделяя нашу фигуру на 12 равных частей. Раскрашиваем каждую ячейку самой большой фигуры .К примеру, оттенки красного. Закрасим наш «прямоугольник» красным. Добавим в красный цвет капельку синей краски, перемешаем и закрасим одну фигуру справа. Снова возьмем красную краску и добавим в нее капельку желтой. Закрасим фигуру слева. Добавим еще каплю Желтой краски и раскрасим фигуру левее. Проделаем то же самое с другими цветами, добавляя в синий красный, желтый, смешивая цвета друг с другом. Когда самый большой круг высохнет, вернемся к среднему. Здесь мы должны смешать цвета, напротив, к примеру, синий и оранжевый. Таким образом, закрашиваем все оставшиеся ячейки.

Организация сопоставления результатов работы с эталоном для самопроверки. Организация просмотра.

– Посмотрите, что получилось у других ребят, сравните свой результат с работой одноклассников.

– Теперь сравните свой результат с рисунком на слайде 8.

Цветовая физкультминутка (тема «красная»)

Наши красные цветки

Распускают лепестки. 

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. 

Наши красные цветки

Закрывают лепестки 

Головой качают

Тихо засыпают.

Слайд 9, аудио МР3, 54 сек.

Фронтальная работа

Фронтальная,

Индивидуальная

Фронтальная и индивидуальная работа

взаимо-

проверка

Регулятивные: 

определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Познавательные:

определяют способ решения учебной задачи; усваивают информацию 

в разных формах

Регулятивные: закрепление понятий «живопись», «ахроматические и хроматические цвета», «основные и составные цвета», повторение тёплых и холодных цветов,

представление о цвете, как основном средстве выразительности в живописи.

Коммуникативные: аргументация своей точки зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Личностные: 

учатся чувствовать цвет, подбирать гармоничные сочета-

тания различных цветов 

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, концентрация внимания

Коммуникативные: осуществление совместной деятельности в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Коммуникативные:

Способность коллективного снятия психического напряжения путём переключения на другой вид деятель- ности. достижение

рекреативного эф -фекта от исполь-зования физических упражнений.

Обсуждение,

обмен мнением 

Устные ответы

БЛОК II

ОДКНР.

IV.

Творческая лаборатория  -практическая деятельность 

(на основе национально-регионального компонента).

V. Домашнее задание.

VI. Итоги урока

Рефлексия

Объяснительно-иллюстративный

.

Информационно-развивающий 

     Слайд 10 -17

-Ребята, у каждого народа цветовой спектр жизни достаточно разнообразный. Географические и климатические условия жизни калмыков повлияли на «характер» цветовой палитры. На протяжении большей части года степь – скупой источник цветовых ощущений… Скупо отмеренная

цветовая пища для глаза воспитывает интерес к цвету, заставляет даже создавать «запас цвета» – яркой окраской деталей жилища, предметов быта…

Особенно   ярко представлено   это явление в устном народном творчестве калмыцкого народа.

Красный –цвет-доминант у калмыков, символ счастья, силы, огня, тепла, цвет «сердца», все его оттенки означают жизненную силую. Все «красные вещи» у калмыков разделяются на две категории, в зависимости от того, приносят они добро или зло.

В сочетании с белым цветом красный составляет так называемую «жизнеутверждающую пару», символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство.

В паре с белым нивелируются отрицательные значения красного и, наоборот, сочетание красного и черного усиливает негативные стороны красного цвета, придает ему зловещий характер, и с точки зрения древней магии, символизирует злые силы.

Что касается традиционной цветовой символики, то она является общей для стран буддийского мира.

Согласно буддийской цветовой картине мира, север – зеленый, юг – желтый, восток – голубой, запад – красный, центр – белый (Мандала)

А в калмыцком эпосе «Джангар» жёлтый – юг, чёрный цвет – север

Палитра основных цветов, к которым относятся белый, черный, красный, желтый, синий, накладывается на всю национальную культуру

калмыцкого этноса, является одним из элементов его традиционного мировоззрения.

Практическая работа слайд 18.

«Светлая и темная цветовая гамма» 

Общая задача: знакомство с репродукциями художников, выполнение творческой композиции.   

Наглядно-демонстрационный материал: репродук- ция иллюстрации В. Фаворского к эпосу калмыцкого народа «Джангар». Тема: «Страна Бумба» как образец теплой цветовой гаммы. 

Задание к самостоятельной работе: Тема: «Замок злого волшебника». Уметь нарисовать замок, используя ломаные линии, в цветовом решении применять темные цвета (вариативный подход с учетом времени – заменить рисование на мозаику из бумаги). Работа строится на знаниях учащихся по урокам родной литературы (образ мангасов, их страны, главного врага страны Бумбы Тюрг хана как ассоциативный образец.)

Задачи: Овладение цветом и техническими приемами. Создание сюжетов на заданную тему. Колористическое богатство одной (тёмной) цветовой гаммы. Использование гуаши, крупной кисти, листы А4 (плотные) Слайды.  

Домашняя мастерская.

Колорит. Теплый   холодный. (задания на выбор, это может быть рисунок (абстрактность не исключается), (мозаика – как вариант по желанию).

Тема «Замок» (решение в холодном и теплом колорите). Задачи: умение находить и показывать дуги и остроугольные в архитектурных сооружениях формы. На основе увиденных образов уметь создавать новые.

Предлагаются варианты: замок Феи, Снежной Королевы, хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», репродукции художников как образец переосмысления и собственный выбор. 

Использование формата А4, А3, акварель, гуашь.   

Слайд 19.

«Клякса»

-Ребята, цвет всегда является отражением состояния души. Возьмите кисточкой краску и сделайте кляксу на сигнальных карточках, цвет выбираем от настроения, эмоций, которые вы сейчас ощущаете.

(творческие или желающие дети могут применить рисование выдуванием через соломинку. Будет интересно и полезно (укрепляет здоровье, силу легких и дыхательной системы).

,

Индивидуально группо-

вая работа, в парах

Индивидуальная 

Познавательные:

развитие у учащихся способности к межкультурному взаимодействию, основанному на умении представлять региональную культуру средствами изобразительного искусства.

Личностные:

способствует полно –ценному личностно- му развитию и актив-  ному вовлечению учащихся в диалог культур.

Коммуникативные:

умение излагать мысли на родном языке. 

 Учащиеся приводят примеры (Мандала, хадак), фразеологиз-

мы, пословицы, поговорки о цветах. на родном языке.  (опережающее домашнее задание).

Личностные:

связь с духовной культурой своего народа.

Познавательные:

развитие зрительной памяти, образного мышления, творчес- кого воображения, 

 художественной

 наблюдательности,

чувства цвета.

Регулятивные: 

планируют деятель -ность в учебной 

ситуации; работают по плану, сверяясь 

с целью.

Личностные: 

осознают многообра-

зие взглядов на итог выполненной работы.

Регулятивные:

Самостоятельное выполнение приема цветовой растяжки, получение различ- ных оттенков теплых, холодных колоритов путем смешения различных цветов 

Устные обмен  по  опережа

ющему домаш

нему  заданию

Самостоятельный комментарий материалов слайда, аргумен-

тация того, почему и по какому принципу здесь представлены фотографии.

Просмотр работ,

Анализ, обмен мнением, взаимообмен мнений. 

Диалог, монолог,

защита своего видения

подготовиться к конкурсу, защите своей работы

в классах с высокой наполняемостью возможно создание групп единомышленников, выбор спикера по защите мнения группы

                                                                       

Список использованной литературы

  1. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993.
  2. Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем. — М.: Просвещение, 1996.
  3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015
  5. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: метод. пособие / Б. М. Неменский [и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010
  6. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь: 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015
  7. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.  7-8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012Беда Г.В. Живопись — М.: Просвещение, 1986.
  8. Каменева Е.С. Какого цвета радуга.- М.: Детская литература, 2005.
  9. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. –М: Просвещение, Учебная литература,1995.
  10. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс / Н. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012

                                        

            

                                                                                                                                                                                          Приложение 1.

                                                                                                                                                                                                                                           

                                        Пословицы, поговорки с цветоконцептом красный (пер-улан)

 Алтна оор улан менгн шарлж узгддг, сян кююня оор му кюн сян болж медгддг – посл. Возле золота медные (букв. красные) деньги кажутся желтыми, возле хорошего человека плохой человек кажется хорошим;

Улан уутыг уудлљ эс болж – загадка. Из красного мешка все черпают и черпают, но он не пустеет (ухан

– мысли);

Улан тугл ясн хашад уята – загадка. Красный теленок привязан к костяной ограде (келн – язык);

Уул деер улан тугл уята – загадка. На горе привязан красный теленок (зала – кисточка на шапке);

Улан торгна бяядлтя, шикрин амтта – загадка. На вид красный, как шелк, на вкус сладкий, как сахар

(клубник – клубника) [Калмыцкие пословицы и загадки 1982].

Орчлнгд ор гурвн юн улан?

Суух нарна сююр улан,

Догшн нохан – шюдн улан,

Сян залугин – ганзг улан.

Что в мире три красных?

Красны торока доброго молодца,

Красны глаза злой собаки,

Красен вид заходящего солнца.

 

                                                                                                                                                   Приложение 3.  

                               Фразеологизмы с цветонаименованием  красный (улан)

 

Улан голдан аря торх – еле остаться в живых.

Улан зандн ця – крепкий ароматный чай.

Улан махмудтан кюрх – обнищать.

Улан махч кююкд – нищие дети.

Улан хорха – (букв. красный червь (дождевой)) очень жадный человек.

Улан чирягярн узх – фраз. встретиться лицом к лицу.

Улан махн болтлнь цокх – фраз. (букв. до красного мяса избить) жестоко избивать кого-либо до полусмерти [Фразеологический словарь калмыцкого языка 1990: 94-95].

Интегрированный урок ИЗО и ОДКНР «Цвет, основы цветоведения. Цветовая гамма традиционной калмыцкой культуры»