Жигалина Елена Петровна
учитель - дефектолог
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №52» г. Курган
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149956
Всероссийский конкурс «Лучшее дидактическое пособие по коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
Наименование конкурсной работы: Чистоговорки с использованием нейропсихологических упражнений
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149956


 

Пояснительная записка

 

Автор: Жигалина Елена Петровна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории.

 

Полное название образовательного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №52» 

 

Возрастная группа: старший дошкольный и младший школьный возраст детей с ОВЗ (5-9 лет)

Номинация: медиа-инструментарий

 

Данная методическая разработка может быть использована в рамках коррекционных курсов: «Развитие речи», «Произношение», «Развитие коммуникативной деятельности», а так же на индивидуальных занятиях учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

Пособие представляет собой самостоятельно разработанные материалы, предназначенные для помощи в обучении, развитии, воспитании обучающихся с нарушением зрения,  тяжелым нарушением речи (ТНР), задержкой психического развития (ЗПР), обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной программы.

 

Цель: формирование  сторон речи: фонетико-фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, грамматической и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  • обучать четкому произношению звуков:
  • развивать фонематическое восприятие и представления;
  • совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие 

  • развивать психические процессы: память, внимание;
  • развивать координацию речи с движением;

Коррекционно-воспитательные

  • создавать эмоционально-психологический климат, направленный на развитие   познавательного интереса и познавательной активности учащихся;
  • приобщать учащихся к устному народному творчеству; прививать любовь к словотворчеству.

 

Актуальность

Учащиеся имеющие речевые нарушения (к ним относятся учащиеся с ТНР, ЗПР, с нарушением зрения) отличаются неусидчивостью, быстрой утомляемостью, низкой работоспособностью, нуждаются в постоянном стимулировании своей деятельности.

Анализируя различные формы коррекционной работы с учащимися с ТНР, ЗПР, нарушения зрения возникла идея использовать упражнения в тренировке звукопроизношения.

Для преодоления имеющихся проблем актуально использовать в коррекционной работе малые фольклорные формы. 

Чистоговорки – это специальные речевые упражнения для отработки навыка произношения звуков или их сочетаний. Это речевая игра, зарифмованная фраза.

        Чистоговорки доступны для осмысления и не утомляют детей, текст ограничивается произношением одной стихотворной строки.

 

Методические рекомендации по реализации курса: педагог (учитель) нечитающим детям четко произносит текст, достаточно громко, внятно, не спеша, опираясь на зрительный анализатор (иллюстрация или реалистичные предметы). Если читающий ученик, то выдается карточка с печатным текстом. По возможности использовать нейропсихологические упражнения при проговаривании чистоговорок. На одно занятие следует брать не больше одной чистоговорки. Она глубже прорабатывается, четко усваивается. После первичного знакомства начинается основная работа по ее лучшему запоминанию и проговариванию.

Презентация может быть использована учителями на уроке, родителями для закрепления материала, дома в игровой свободной деятельности.

 

Виды заданий для  работы с чистоговорками

1.Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

– добавляем слог с определённым звуком:

СЫ-СО-СА – на бумаге поло… (са)

 прошагаем по слогам:

ЛА-ЛА-ЛА  – ост-ра-я  пи-ла.

 -закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):

СА-СА-СА– … (каша, коза, коса)?

 -повторяем без ошибок:

ЗА-ЖА,ЗА-ЖА– есть иголки у ежа.

2.Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

 На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

– изменяем форму слова:

СА-СА-СА – вот опять идёт … (лиса).

СЫ-СЫ-СЫ – прибежали две … (лисы).

СУ-СУ-СУ – дети видели … (лису).

3.Подбираем слово с заданным звуком.

СА-СА-СА – хитрая, рыжая? СА-СА-СА– это лиса.

 -отвечаем  чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):

ЛА-ЛА-ЛА – где юла? ЛА-ЛА-ЛА – в столе, на столе, под столом юла

 -называем слова, противоположные по значению:

РА-РА-РА – высокая гора.  РА-РА-РА  – низкая гора.

 -называем слова «ласково»: 

ЛУ-ЛУ-ЛУ – стул в углу. ЛУ-ЛУ-ЛУ – стульчик в углу.

4.Интонационное выделение слова в чистоговорке.

 Учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке.

ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ-травку дали мы козе

ВОПРОС: КОМУ мы дали травку?

ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – травку дали мы КОЗЕ.

5.Закончи чистоговорку.

Учить подбирать слово с заданным звуком.

ОК-ОК-ОК – бабочка села на …(ЦВЕТОК, ЛИСТОК, ГРИБОК, 

БОТИНОК, НОСОК)

6 Проговори и прохлопай.

Упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

АФ-АФ-АФ – с высоты глядит жираф

7.Проговори чистоговорку, подбрасывая мяч вверх.

Упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

РА-РА-РА – очень нравится игра

8.Проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую.

Упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

ЖА-ЖА-ЖА – в нашем торте три коржа

9.Составь чистоговорку по картинке.

Учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе. Учитель просит посмотреть на картинку и придумать чистоговорку:

ОК-ОК-ОК – это детский городок

ОК-ОК-ОК – какой красивый теремок!

Часто учащиеся сами придумывают созвучные чистоговорки. Можно придумывать различные варианты этого упражнения – называя первые слоги или части слов и последнее слово, ученики придумывают текст всей чистоговорки. 

Планируемые результаты

1.Овладение навыками выразительной правильной речи.

2.Улучшение фонематического слуха.

3.Развитие артикуляционной моторики и координации движения.

4.Развитие творческого потенциала, познавательной активности через творческую деятельность.

5.Динамика развития звукопроизношения у учащихся с нарушением речи.

6.Эффективность нейропсихологических упражнений с использованием чистоговорок.

 

Список источников: иллюстрации, тексты использованные в слайдах, взяты из интернет-ресурсов.

Чистоговорки с использованием нейропсихологических упражнений