Абдуллаева Дилавар Нариман кызы
Воспитатель
МБДОУ «Белоснежка»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №149976
Всероссийский конкурс «Лучший воспитательно-образовательный проект в дошкольных учреждениях», в условия реализации ФОП и ФАОП ДО
Наименование конкурсной работы: Проект на тему «Моя семья» в средней группе
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №149976


Проект на тему: 

«Моя семья»   в средней группе.

 

Тип проекта: информационно-познавательный

 

Продолжительность проекта: (краткосрочный) октябрь-декабрь 

 

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

 

Актуальность темы.

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения. Семья греет нас своей добротой и бескорыстностью, помогает идти по жизни. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья – это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. 

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. 

С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка, появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому, расширит его представления о мире, разовьет фантазию и научит общаться с людьми.

Цель проекта: Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Задачи проекта:

Образовательные: Совершенствовать качество взаимодействия детского сада, детей и родителей воспитанников. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

Развивающие: Развивать коммуникативные навыки детей. Творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности. 

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. Воспитывать патриотические чувства ребенка.

 

Предполагаемый результат:

В совместной работе у детей будут развиваться коммуникативные, познавательные способности. Будут разучены и освоены новые сюжетно- ролевые, подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения.

Детьми будут получены системные знания о семье, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека. 

Совместная творческая деятельность способствует укреплению детско – родительских отношений. 

Активизирование словарного запаса детей по теме проекта.

 

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

  • Анкетирование родителей «Чего вы ждете от детского сада?»;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.

Основной этап работы:

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении;
  • Выставка детских рисунков «Моя семья»;
  • Изготовление альбома «Моя семья»;

  • Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

Заключительный этап:

  • Создание видеоролика совместно с родителями «Традиции нашей семьи».

 

Развивающая среда:

  1. Дидактические и настольно-печатные игры; 
  2. Наглядно-дидактические пособия;
  3. Раздаточный материал;
  4. Трафареты для свободного рисования; 
  5. Специальная методическая литература.

 

Приложения:

  1. ООД по познавательному развитию в средней группе «Моя семья».
  2. ООД по речевому развитию «Моя семья».
  3. Этическая беседа «Моя мама».
  4. Беседа «Традиции нашей семьи».
  5. Картотека физкультминуток по теме проекта.
  6. Картотека пальчиковых игр по теме проекта.
  7. Картотека дидактических игр.
  8. Стихотворения и загадки о семье.
  9. Консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка».

 

Используемая литература:

  • Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие. 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2021-96с. (Детям о самом важном).
  • Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016-80с.

 

План по реализации проекта:

Месяц Вид образовательной деятельности Совместная деятельность педагога с детьми Работа с родителями
Октябрь Беседа  «Дерево держится корнями, а человек семьей». Создание и выставка детско-родительских рисунков «Моя семья».
Дид. игра  «Подбери признак»
Отгадывание загадок «Семья»
Дид. игра  «Чей, чья, чьё»
Дид. игра  «Отгадай»
Рассматривание альбома «Моя семья»
Дид. игра  «Три медведя»
Беседа  «Как правильно встречать гостей»
Пальчиковая игра  «Семья могучая»
Прослушивание сказки «Родные вещи» 
Беседа  «У кого есть дед, тот не ведает бед»
Дид. игра  «Кто младше\старше»
Ноябрь Беседа «Бабушка-душа семьи» Создание альбома «Моя семья».
Дид. игра  «Я люблю всех»
Беседа  «Моя мама»
Дид. игра  «Назови ласково»
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
Беседа  «Всегда отец веселится, когда хороший сын родится»
Дид. игра  «Кто что делает»
Беседа «Братская любовь крепче каменной стены»
Дид. игра  «Игра на мимику»
Беседа  «Дочь и личиком бела, и характером мила»
ООД «Моя семья»
ООД №2 «Моя семья»
Беседа  «Традиции нашей семьи»
Декабрь Создание видеоролика «Традиции нашей семьи»

 

Приложение 1

Этическая беседа: «Моя мама».

Задачи: 

Воспитательные: уважительного отношения к своей семье.

Развивающие: развитие связной речи детей, пополнение словарного запаса детей.

Образовательные: дать представление о семье, об особой роли мамы в семье.

 

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Мы друг друга очень любим, 

Вместе мы родные люди. 

Друг без друга нам нельзя 

Потому, что мы… (семья)

Правильно! Предлагаю вам прослушать рассказ о семье Павлика.

Прослушивание отрывка из рассказа М.Зощенко «Показательный ребенок».

-Жил был маленький мальчик по имени Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался с бабушкой. Когда он подрос, стал ходить в детский сад. Утром туда Павлика отводят мама и папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит ее ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике, и рассказывают о своей работе. Бубенчик, тут как тут, ждет, что ему тоже что-нибудь дадут. 

Воспитатель: А чем вы занимаетесь после садика? Рассказываете ли вы маме или папе, как прошел ваш день в садике?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто каждое утро будит вас по утрам? Кто помогает собраться в детский сад? Кто покупает вам игрушки?

Дети: Мама

Воспитатель: Мама – это самый дорогой и близкий человек для каждого из нас. Существует немало пословиц и стихотворений про маму. Предлагаю вам прослушать стихотворение Я. Аким «Моя мама».

Моя мама

Маму крепко поцелую, 

Обниму мою родную.

Очень я люблю ее,

Мама-солнышко мое.

Воспитатель: Предлагаю вам встать рядом со мной и послушать другое стихотворение, и нужно внимательно смотреть на мои движения, а потом повторить за мной.

Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире»

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.) 

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.) 

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.) 

Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.) 

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель: Ребята. А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней?

Дети: Мамочка, мамуля…

Воспитатель: А за что вы любите свою маму?

Дети: покупает игрушки, вкусно кормит, жалеет, когда больно, лечит, веселит, когда грустно и т.д.

Воспитатель: Как много мы сегодня хорошего услышали про мам. Предлагаю вам вечером, когда за вами придут мамы, их крепко-крепко обнять и сказать о том, как сильно вы их любите.

 

ООД: «Моя семья».

 

Образовательные: расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях.

Развивающие: развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи; приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения.

Ход беседы:

Воспитатель показывает картинки с изображением семей.

 Воспитатель: Дети, посмотрите, какие счастливые семьи здесь изображены!     А как я поняла, что они счастливые?

Ответы детей: Потому, что они улыбаются.

Воспитатель: Да, верно. Когда человек счастлив, он улыбается. Когда есть семья – мама, папа, брат или сестра, бабушка и дедушка, то это настоящее счастье. Дети, а вы любите свою семью?

Ответы детей Да, любим.

Воспитатель: Это очень хорошо! Не сомневаюсь, что ваша семья тоже вас любит. А давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Назови ласково». Я вам показываю картинки, а вы говорите, кто это, и как ласково   можно назвать членов семьи. Договорились?

Ответы детей: Да!.

Проводится игра «Назови ласково» с показом дидактических картинок «Семья».

 

Дочь – доченька, дочурка 

Сын – сынок, сыночек 

Папа – папочка, папенька 

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка, бабуля

 Сестра – сестрёнка, сестричка 

Внук – внучок

Внучка – внученька 

Брат – братишка.

Воспитатель: Молодцы, дети, всех назвали ласково. Сразу видно, что вы любите свою семью и дома обращаетесь к родственникам ласково. 

Воспитатель: Дети, а что любят делать члены вашей семьи? Мне очень интересно. Давайте я буду называть вам членов семьи, а вы будете мне говорить по очереди, что любят делать ваши мамы или папы, бабушки или дедушки, братишки или сестрёнки.

Воспитатель называет маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру, а дети    по цепочке говорят действие, которое любит делать или часто делает член семьи (мама – наряжается, читает книги, работает, готовит еду; папа – ездит на машине, чинит бытовую технику и т.д.).

Воспитатель: Как много умеют и любят делать ваши родные люди! А ещё одну интересную игру хотите узнать?

Ответы детей: Конечно, хотим!

Воспитатель: Ну тогда давайте сейчас сначала разомнёмся. Вы умеете хмуриться? Покажите, как умеете!

Воспитатель: А теперь давайте улыбнёмся! 

Воспитатель: Отлично! Ну а теперь начнём игру. Слушайте внимательно, я вам буду называть ситуацию в семье, и если это плохой поступок, то вы будете хмуриться, а если этот поступок очень хороший и он порадует вашу семью, то вы улыбнётесь.

Проводится игра на мимику.

Вы разбили чашку;

Вы помогли маме пропылесосить;

 Вы не убрали игрушки;

Вы обняли бабушку;

Вы помогли дедушке починить телевизор; 

Вы отняли игрушку у младшего братика;

Вы угостили сестричку конфетой.

Воспитатель: Молодцы, дети, понимаете – где хороший поступок, а где – не очень! Я надеюсь, что дома вы совершаете только хорошие поступки, помогаете старшим, уступаете младшим?

Ответы детей: Да, мы делаем только хорошие поступки.

Воспитатель: Дети, а теперь скажите мне пожалуйста – что же такое семья? Ответы детей: Это мама и папа, бабушка и дедушка, сестрёнка и братишка.

Воспитатель: Верно! Теперь я предлагаю вам нарисовать своим близким   какой-нибудь рисунок в подарок.

 

ООД №2 на тему: «Моя семья».

 

Задачи:

Образовательные: расширить представление о семье, как о людях, которые живут вместе,         любят друг друга, заботятся друг о друге; закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Развивающие: развивать диалогическую речь, активизировать словарь по данной теме.

Воспитательные: воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.

Ход беседы:

Приветствие, сюрпризный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня к нам в гости заглянул Незнайка. Посмотрите на его лицо, он немного загрустил и просит нас о помощи. Незнайке очень хотелось бы узнать, что такое семья, поможем ему?  Расскажем о семье?

Давайте для начала покажем нашему гостю пальчиковую зарядку о семье. Вы её помните?

1, 2, 3,4 (Хлопаем в ладоши)

Кто живет в моей квартире? (Шагаем на месте) 

1,2,3, 4, 5 (Хлопаем в ладоши)

Всех могу я сосчитать! (Шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестренка, (Хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища вправо – влево) 

Мой щегол, щенок и я (Наклоны туловища вправо – влево)

Вместе дружная семья! (Хлопаем в ладоши)

 

Воспитатель: А теперь давайте поможем Незнайке разгадать загадки о  семье.

  1. Он трудился не от скуки, 

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый … (дед) 

  1. Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки, у любимой? 

Правильно: бабушки.

  1. Шкаф тяжелый кто подвинет? 

Кто розетки нам починит,

Кто все полочки прибьет, 

В ванной утром кто поет? 

Кто в машине за рулем?

На футбол мы с кем пойдем? (папа) 

  1. Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети? 

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша… (мама)

  1. Кто любит и меня и братца, 

Но больше любит наряжаться? 

Очень модная девчонка

Моя младшая… (сестрёнка)

 

Воспитатель: Вот мы и разгадали все загадки, назвали маму, папу, бабушку, дедушку, сестренку, а как одним словом можно назвать этих людей? 

Дети: Семья.

Воспитатель: Семья может быть большой и маленькой. Семья – это близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга.  Заботятся друг о друге.

А теперь давайте встанем в круг и покажем Незнайке, какие хорошие слова мы знаем о своих близких.

Игра «Скажите самые хорошие слова о папе и маме».

-Какой у вас папа?

(хороший, большой, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый, красивый, умный).

-А мама какая? (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, внимательная, красивая, молодая)

Воспитатель: Дети, а вы не забываете говорить эти хорошие слова своим близким?

Дети: Нет

Дид. игра «Радость и печаль».

Воспитатель: А теперь давайте поможем Незнайке разобраться в хороших и плохих поступках. Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует – солнышко.

  • Нарисовали красивую картину;
  • Подрались с другом;
  • Съели манную кашу;
  • Убрали игрушки на место;
  • Порвали книгу;
  • На прогулке замарали куртку;
  • Разбили чашку;
  • Уступили место в автобусе бабушке;
  • Помогли маме с уборкой
  • Отыскали потерянные бабушкой очки;
  • Помогли маме вымыть посуду

Воспитатель: Дети, как вы думаете, помогли мы Незнайке разобраться в том, что такое семья? Я думаю, ему понравилось у нас в гостях, посмотрите, каким веселым он стал. Попрощайтесь с Незнайкой, ему пора к своей семье.

 

Беседа с детьми «Традиции моей семьи»

Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Задачи:

  • раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;
  • формировать навыки ответственного поведения в семье;
  • развивать интереса к семейным традициям, праздникам;
  • развивать творческих способностей.
  • воспитывать чувства любви к своей семье, уважения к родителям;

Ход беседы:

Организационный момент

Круг радости

Воспитатель: Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами:

Доброе утро людям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнемся друг другу.

Воспитатель: Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».

— Сегодня мы поговорим о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.

Дети садятся на стульчики.

Ведущий: Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память — это то, что связывает нас со своими корнями».

— Я думаю, что мало, у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.

— Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Игра «А ты мне кто?»

Воспитатель: 

Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.

Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?

Воспитатель: Еще одной славной традицией было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

— И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться! Это могут быть ваши дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки и т.д.

Воспитатель: Существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Оно дается или в том месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, либо же в честь родственников.

Физкультминутка

Воспитатель: Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.

  • Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
  • У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
  • Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
  • У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
  • Хлопните те, кто очень любит свою семью.

Воспитатель: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Воспитанники рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

Воспитатель:  Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

— Какие праздники отмечают в вашей семье?

Дети рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

Ведущий: Наша группа — тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свою группу как за одну большую семью.

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Ведущий: Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!

  • Это близкие и родные люди.
  • Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
  • Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
  • Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

— Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

 

Приложение 2

Картотека физкультминуток.

 

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте) 

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте) 

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево) 

Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища вправо, влево) 

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши).

На опушке дом стоит.

На опушке дом стоит, 

На столбе фонарь висит.

В доме том живёт семья, 

Очень – очень дружная. 

Папа гвозди забивает,

Сынок папе помогает, 

Мама гладью вышивает, 

Дочка куколку качает,

Чинит дедушка сапог, 

Вяжет бабушка носок. 

Вот семья какая 

Дружная, большая.

Семейная зарядка

 Осенью, весною, 

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

 Дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает. 

Повороты вправо-влево 

Делает мой братик Сява. 

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

Дом

Если на улице дождик идет, (взмахи руками перед собой)

Если метелица злая метет, (взмахи руками из стороны в сторону) 

В доме под крышей укроемся мы, («крыша» над головой) 

Дождик и снег нам тогда не страшны! (на месте топают ногами)

Устала наша бабушка, (стоят в кругу)

Присела на порог: (приседают)

«Куда пропал, куда пропал, (берется за голову, раскачивают из стороны в сторону)

Куда пропал внучок?» 

Подумала, поохала,

Потом тихонько встала, (встают) Пошла вокруг да около (идут по кругу)

 Искать внучка сначала.

Папа

Может он в футбол играть, («пинают» мяч)

Может книжку почитать, (складывают руки, как книжку) Может суп мне разогреть, (сжимают и разжимают пальцы) 

Может мультик посмотреть. (прыгают на месте)

Может поиграть он в шашки, (повороты туловищем)

 Может даже вымыть чашки, («моют» посуду)

Может прокатить меня (скачут как лошадки)

 Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить, («ловят рыбу»)

Кран на кухне починить. (хлопают в ладоши) 

Для меня всегда герой – (маршируют по кругу) 

Самый лучший папа мой!

Мама дочь свою качает, (дети качают воображаемую куклу)

Плачет доченька: «Уа».(прижимают руки к щекам и качают головой) Ручки хочет поднимать (поднимают руки вверх)

И совсем не хочет спать. (руки под щеку и отрицательно качают головой) 

Молочка мы ей согреем (мешают ложкой в воображаемой кастрюле)

И в бутылочку нальем, (переливают воображаемое молоко) 

Покачаем по-нежнее (качают )

И в кроватку отнесем. (наклоняются и опускают руки).

 

Приложение 3

Картотека пальчиковых игр.

 

Дружная семейка.

Раз уселась на скамейке, 

Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак) 

Самой первой села мама,

(разогнуть большой палец) 

Рядом — строгий наш отец.

(разогнуть указательный) 

Следом братец и сестрица.

(разогнуть средний и безымянный)

Ну а мне где поместиться? (разогнуть мизинец).

Наши мамы

Много мам на белом свете,

(разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети! 

Журналист и инженер,

(поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

 Мамы разные нужны,

(сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны!

(разводят руки и поднимают ладошками вверх).

Малыш.

(согнуть пальцы в кулак, затем разгибать их начиная с большого).

 Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка, 

Этот пальчик — мамочка, 

Этот пальчик — наш малыш.

“Как у нас семья” 

Как у нас семья 

Большая и веселая (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)

Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

“Семья”

У меня есть папа. (Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.)

У меня есть мама.

У меня есть брат, сестра

А у них есть – я.

Это вся моя семья. (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)

Пальцы – дружная семья

Пальцы – дружная семья, друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)

Вот большой! А это – средний. Безымянный и последний – наш мизинец, малышок!

Указательный забыли. 

Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движенья выполнять. (Каждый палец руки соединяем поочередно с большим).

“Мой дом”

Скворцы живут в скворечнике, (поочередно загибаем пальчики)

Очки живут в очечнике,

Лиса живет в своей норе,

Живут деревья на горе…

И у меня есть тоже дом,

Он самый лучший: мама в нём!

Семья могучая”

 В одном лесу дремучем (Покачать руками над головой) 

Жила семья могучая: (Сложить ладони в “замок”) 

У них был дом огромный (Соединить пальцы – “крыша”)

 И крыша с трубой темной. (Поднять средние пальцы – труба)

 Из трубы в колечки дым – («Колечки» из пальцев) 

Плим, плим, плим. (Пощелкать пальцами).

“Помощники”

Дружно маме помогаем – (ладошки скользят по столу)

Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем (трём руки друг о друга – “стираем”)

Полощем, отжимаем. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Подметаем все кругом –  (кисти рук “подметают”)
И бегом за молоком. (пальчики бегут по столу)
Маму вечером встречаем,  (разводим руки в стороны)
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем».  (обнимаем себя за плечи)

«Три медведя»

Три медведя шли домой. (Дети имитируют ходьбу на месте)

Папа был большой – большой, (Тянут руки вверх)

Мама чуть поменьше ростом, (Наклоняются)

А малыш малютка просто. (Приседают)

Очень маленький он был, с погремушками ходил. (Изображают игру погремушками)

Дзынь – дзынь – дзынь, с погремушками ходил.

 

Приложение 4

Картотека дидактических игр.

«Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным):

мама (какая?) — …,

бабушка (какая?) — …,

дедушка (какой?) — …,

папа (какой?) — ….

«Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных).

Шарф (чей?) — мамин, папин, … .

Шапка (чья?) — тетина, дядина … .

Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино … 

Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины … 

«Сравнить, кто старше/младше» (составление сложносочиненного предложения с союзом а):

Папа — сын (папа старше, а сын младше), папа — дедушка,

дядя — племянник, внук — дедушка.

«Скажи наоборот».

Старший — (младший), большой — …, молодой — ….

Старше — (моложе, младше).

Ответить на вопросы (употребление родительного падежа имен существительных). ;

У кого глаза добрые? (У бабушки).

У кого руки сильные?

У кого ласковые руки? …

«Отгадай». Дети должны закончить предложения и подобрать соответствующие картинки к ним.

— О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый? (Дедушка). 

Аналогичные вопросы задаются о каждом члене семьи.

«Три медведя».

Перед детьми игрушки трех медведей: большого, среднего и маленького. Воспитатель, рассказывая сказку про трех медведей, произносит реплики очень низким, средним или высоким голосом.

Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать: мама- медведица, папа-медведь или сын — маленький Мишутка.

«Я люблю всех» (назови ласково).

Например: мама — мамочка, папа — папочка и т. д.

Образование уменьшительной формы прилагательных (игра с мячом).  

Например: старый — старенький, добрый — добренький и т. д.

Образование множественного числа существительных (игра с мячом). Например: брат — братья, сестра — сестры и т. д.

«Назови ласково» с показом дидактических картинок «Семья».

Дочь – доченька, дочурка 

Сын – сынок, сыночек 

Папа – папочка, папенька 

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка, бабуля 

Сестра – сестрёнка, сестричка 

Внук – внучок

Внучка – внученька

 Брат – братишка.

Игра на мимику.

Называют ситуацию в семье, и если это плохой поступок, то нужно будет хмуриться, а если этот поступок очень хороший и он порадует семью, то вы улыбаетесь.

  • Вы разбили чашку;
  • Вы помогли маме пропылесосить; 
  • Вы не убрали игрушки;
  • Вы обняли бабушку;
  • Вы помогли дедушке починить телевизор ;
  • Вы отняли игрушку у младшего братика; 
  • Вы угостили сестричку конфетой;
  • Нарисовали красивую картину;
  • Подрались с другом;
  • Съели манную кашу;
  • Убрали игрушки на место;
  • Порвали книгу;
  • На прогулке замарали куртку;
  • Разбили чашку;
  • Уступили место в автобусе бабушке;
  • Помогли маме с уборкой
  • Отыскали потерянные бабушкой очки;
  • Помогли маме вымыть посуду.

Игра «Скажите самые хорошие слова о папе и маме».

Какой у вас папа? (хороший, большой, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый, красивый, умный).

  • А мама какая? (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, внимательная, красивая, молодая).
Игра «Кто что делает».

Игра на распределение обязанностей в семье.

Отец – зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает.

Мама – зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за цветами, гладит.

Бабушка – вяжет, стирает, помогает маме, печёт пироги, гуляет с внуками. Дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.

Сын – убирает, выносит мусор, ходит в магазин, пылесосит.

Дочь – моет посуду, вытирает пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.

Игра «Моя семья».

 Используется «Волшебная шкатулка». Ребенок берёт с разноса сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечко, называя слово о семье.

Моя семья большая, потому что у меня есть папа, мама, я. 

Моя семья дружная, потому что мы все работы делаем вместе. 

Моя семья заботливая, потому что мы заботимся друг о друге. 

Моя семья трудолюбивая, потому что мы любим трудиться.

Моя семья счастливая, потому что мы все счастливы.

 

Приложение 5

Картотека пословиц, поговорок и стихотворений о семье.

 

Пословицы и поговорки.

 

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой. Кто смел тот на коня сел.

За край свой насмерть стой.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Брат с братом на медведя ходят. В дружной семье и в холод тепло. В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своем доме и стены помогают. В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад. В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

 

Сам погибай, а товарища выручай. С родной земли умри, не сходи.

Жить – Родине служить.

Счастье – Родины дороже жизни. Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

Братская любовь крепче каменной стены.

В гостях хорошо, а дома лучше.

 

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Где мир да лад, там и Божья благодать.

Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.

Густая каша семьи не разгонит.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Доброе братство лучше богатства. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дружная семья не знает печали. Жизнь родителей в детях.

За общим столом еда вкуснее.Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

Когда нет семьи, так и дома нет. Куда мать, туда и дитя.

Люблю своих детей, но внуки милей.

Любовь братская крепче каменных стен.

Любовь да совет — там горя нет. Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Материнская молитва со дна моря достает.

Материнский гнев, что весенний

снег: и много его выпадет, да скоро растает.

Мать всякому делу голова. Мать кормит детей, как земля людей.

На что и клад, когда в семье лад. Не будет добра, коли в семье вражда.

Не прячь свои неудачи от родителей.

Отец наказывает, отец и хвалит. Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

 

Загадки.

 

Послушай, вот моя семья Дедуля, бабушка и брат. У нас порядок в доме, лад И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому, Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка. А самая младшая – я.

Какая же у нас семья? (6 человек)

***

Мы – большущая семья, Самый младший – это я! Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Свои люди — сочтемся.

Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.

Свой своему не враг.

Семейное согласие всего дороже. Семейный горшок всегда кипит. Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Семья крепка ладом.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Сердце матери греет лучше солнца. Согласье в семье — богатство.

Ссора в своей семье — до первого взгляда.

Старший брат как второй отец.

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.

Терпенью матери нет предела.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

 

Сразу нас не перечесть: Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Даша, И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем – Говорят, что детский дом. Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей? (8)

***

И у бабушки есть, И у дедушки есть, И у мамы есть,

И у папы есть, И у дочки есть, И у внучки есть,

И в лошадки есть, И у собачки есть, Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя)

***

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

 Это слово каждый знает, Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? (Семья)

***

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама, Кто же это? — Моя… (мама)

***

Ты трудилась, ты устала И совсем не отдыхала, Буду солнышко просить Утром в окна не светить:

— Не вставай так рано,

Не буди ты… (маму)

***

Кто любимей всех на свете? И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без… (папы)

***

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? — С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш… (папа)

***

Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки?

Это наша… (бабушка)

***

Кто всю жизнь работал, Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей, Уважал простых людей? На пенсии уж много лет Нестареющий наш… (дед)

***

Кто веселый карапузик — Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка — Это младший мой… (братишка)

***

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? — Очень модная девчонка —

Моя старшая… (сестренка)

***

Угостит всегда вареньем, Стол накроет с угощеньем, Лада наша ладушка,

Кто? — Родная… (бабушка)

***

Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый… (дед)

***

Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, … (Папа)

 

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

Роль родителей в воспитании детей очень важна. Семья является главной школой воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится  в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей. У хороших родителей вырастают хорошие дети.

Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Неслучайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Глубокий постоянный контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.

Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.

Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, появившиеся совсем по другим поводам.

Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.

Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка.

Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.

Ошибки семейного воспитания. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из- за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…»

Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву:

«Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности.

Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Что же является целью воспитания?

Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

 

Проект на тему «Моя семья» в средней группе