Еременко Юлия Константиновна
Воспитатель
Мадоу «Центр развития ребенка-детский сад 167 «Родничок»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150015
Всероссийский конкурс «Лучшая рабочая программа воспитателя, в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО»
Наименование конкурсной работы: Рабочая программа
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150015


Раздел 1.Целевой

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

1.1.1. Цели, задачи и принципы реализации Рабочей программы

 

Целью программы: является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций, построение системы психолого-педагогической и коррекционной поддержки, максимально обеспечивающей условия для позитивной социализации, индивидуализации и развития личности детей дошкольного возраста.

Основные задачи ее реализации:

  • построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;  
  • обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;   
  • достижение детьми на этапе завершения ДОУ уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования; 
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • создание эффективной модели взаимодействия специалистов и воспитателей с целью реализации основных направлений развития и образования воспитанников ДОУ: речевое, физическое, познавательное, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое;
  • формирование у дошкольников основ патриотизма, чувства уважения и любви к родной стране, городу и краю;
  •     обеспечение организации развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с     возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями детей.

Рабочая программа построена на следующих принципах ДОУ,  установленных ФГОС:  

  1. полноценное проживание ребёнком дошкольного детства, обогащение (амплификация) детского развития;  
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;  
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;  
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;  
  5. сотрудничество ДОУ с семьёй; 
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 
  7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;  
  8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);  
  9. учёт этнокультурной ситуации развития детей. 

 

Нормативно-правовые документы

При написании Программы учитывались следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”;
  • Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерством просвещения Российской Федерации   25.11.2022 года № 1028;
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 05.08.2013 г. N 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми с целью реализации права на доступное дошкольное образование»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. No 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 2831);
  • Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
  • Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 515 «О внесении изменений в статьи 67 и 98 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части формирования ведения информационных систем доступности дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. N 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; 
  • СП 2.43648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28;
  • Постановления (изменения в постановления) главного санитарного врача РФ об ограничительных мероприятиях в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 г. N 32 г. Москва  «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН2.3/2.4.3590-20  «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 г. Москва «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Приказ федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от14.08.2020 №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Устав ДОУ (приказ № 46 от 13.10. 2021 г.);
  • Лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам (серия 27ЛО1 № 0000364 регистрационный № 1522 от 31 января 2014 г).

 

1.1.2. Приоритетные направления программы.

  • Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Цель: сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и потребности в ежедневной двигательной деятельности.

 

  • Коррекционно  –  речевое развитие (в том числе работа с детьми с ОВЗ)

Цель: развитие связной, грамматически правильной речи, обогащение активного словаря, преодоление психо – речевой патологии, активизация свободного общения.

  • Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Цель: формирование у ребенка первичных представлений о малой родине и Отечестве, воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, понимания того, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. 

  • Приобщение детей к культурному наследию

Цель:  развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), приобщение детей к народному и профессиональному искусству через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства.

 

Инновационная деятельность:

 «Лего – технология как средство развивающего обучения в системе дошкольного образования». 

Цель: повышение качества дошкольного образования путем приобщения педагогов и воспитанников к использованию конструктора ЛЕГО как помощника в решении задач по развитию их индивидуальных способностей, навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Задачи: 

  • разработать календарно-тематическое планирование по использованию Лего – конструкторов;
  • выделить методы и формы работы с конструктором Лего;
  • внедрить предложенную методическую разработку в практику ДОУ как руководство к пользованию конструктора Лего в решении воспитательно – образовательных задач; 
  • проанализировать эффективность влияния работы с конструктором Лего на развитие творческих способностей детей.

Содержание данной деятельности разработано на основе авторских программ:

  • «Лего – конструирование в детском саду» (автор Е.В. Фешина).

Цель: формирование инициативности, любознательности, самостоятельности и развитие конструкторских способностей у дошкольников посредством Лего – конструирования.

  • «Строим из LEGO» (автор Л.Г. Комарова).

Цель: развитие элементов логического мышления и способностей дошкольников к наглядному моделированию.

Приоритетные направления и инновационная деятельность реализуются как в процессе НОД, так и в совместной деятельности через кружковую работу.

  • «Россия – наш Отчий дом».

Цель кружка: формирование у дошкольников нравственно – патриотической позиции, элементарных знаний о героических страницах истории нашей Родины; воспитание чувства любви к родному городу и родной стране.

  • «Горница».

Цель кружка: формирование у дошкольников эмоционально окрашенного чувства причастности к наследию прошлого посредством создания особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться; приобретение культурного богатства и ознакомление с талантом русского народа; познавательно – речевое, художественно – эстетическое, духовное развитие. 

  • «Галерея».

Цель кружка: расширение представлений дошкольников о разнообразии жанровой живописи; формирование умения связно, последовательно, без помощи взрослого высказываться о картинах и передавать в рассказах образ, созданный художником.

  • «Тропинка в природу». 

Цель кружка: расширение представления дошкольников об окружающем мире; формирование знаний о природе Дальнего Востока; воспитание бережного и внимательного к ней отношение; вовлечение дошкольников в творческий процесс; развитие памяти, воображения, внимания, логического мышления; получение новых, неизвестных детям знаний.

  • «Ребята – мастерята». 

Цель кружка: развитие элементов логического мышления; умения анализировать предмет, выделяя его характерные особенности, основные функциональные части, установление связи между их назначением и строением; формирование умения планировать создание собственной модели и совместного проекта; стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или по свободно выбранной теме; формирование умения действовать в соответствии  с инструкциями педагога; развитие речи и коммуникативных способностей.

Содержание образовательного процесса построено на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования.                                                                                                                             

  Парциальные программы и технологии:

Методическое обеспечение Цель Возрастная

группа

Социально – коммуникативное развитие
«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (авторы 

В.К. Полынова, 

З.С. Дмитренко).

  • Воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных непредвиденных и стандартных ситуациях.
Старшая, подготовительная к школе.
«Основы безопасного поведения дошкольников»

(автор 

О.В. Чермашенцева).

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Воспитание правил пожарной безопасности. Старшая, подготовительная к школе.
Познавательное развитие
«Развитие  логическо-го мышления у дош-кольников» 

(автор

А.В. Белошистая).

Развитие математических способностей дошкольников с использованием развивающих технологий В.В. Воскобовича (авторы В.В Воскобович., Л.С. Вакуленко)

Формирование у дошкольников логических приемов мыслительной деятельности, развитие умения понимать и прослеживать причинно – следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно – следственной связи.

Формирование у дошкольников математических способностей, развитие креативного мышление, конструкторских способностей.

Старшая, подготовительная к школе.
«Методика детского экспериментирования» (автор Л.В. Рыжова). Проведение поисково – исследовательской работы с детьми, выборе вариативных форм обучения, а также апробация методики проведения опытов, обозначенных литературно – художественными образами.  Старшая, подготовительная к школе.
«Ознакомление дош-кольников с окружа-ющим миром. Экспе-риментирование» (автор Е.В. Марудова). Формирование у  детей целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение чувственного опыта и познания ребенка. Старшая, подготовительная к школе.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 

(авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева).

Формирование у ребенка – дошкольника эмоционально окрашенного чувства причастности к наследию прошлого, приобретение совокупности культурных ценностей, способствующих развитию его духовности. Старшая, подготовительная к школе.
«Знакомим дошколь-ников с окружающим миром» (авторы

Е.П. Горошилова, Е.В. Шлык).

Формирование у детей экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. Старшая, подготовительная к школе.
«Беседы о Дальнем Востоке» (автор 

Т.А. Шорыгина).

Расширение представлений детей об окружающем мире, получение новых неизвестных знаний, воспитание бережного и внимательного отношения к природе нашей Родины. Старшая, подготовительная к школе.
«Ребенок в мире поис-ка» (авторы О.В. Дыбина, В.В. Щетини-на, Н.Н. Поддьяков). Создание условий для развития опыта познавательно – исследовательской деятельности детей 3 – 7 лет как основы интеллектуально – личностного, творческого развития. Старшая, подготовительная к школе.
Речевое развитие
«Комплексная обра-зовательная програм-ма дошкольного об-разования для детей с тяжелыми нарушени-ями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»  (автор Н.В. Нищева). Построение системы коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Компенсирующей направленности для детей  с НОДА.
«Развитие речи детей дошкольного возраста» 

(автор О.С. Ушакова).

Развитие речевых и коммуникативных способностей, творческое освоение норм и правил родного языка, использование выразительных средств родного языка в различных условиях общения. Формирование грамматического строя и звуковой культуры речи.  Старшая, подготовительная к школе.
«Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета» (авторы О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева). Развитие речевого творчества у старших дошкольников на основе изменения сюжета знакомых сказок. Выявление индивидуальности детей в речевой деятельности и формирование коммуникативных способностей. Старшая, подготовительная к школе.
«Развитие речи и твор-чества дошкольников»

(автор О.С. Ушакова).

Развитие всех сторон речи дошкольников – звуковой, лексической, грамматической во взаимосвязи с монологической речью на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства разных жанров. Старшая, подготовительная к школе.
«Придумай слово» (автор О.С. Ушакова). Обогащение словарного запаса, практического освоения грамматических норм русского языка, развитие связной речи. Старшая, подготовительная к школе.
Художественно – эстетическое развитие
«Первые шаги в мире искусства» 

(автор Н.А. Горяева).

Воспитание художественно – эстетической культуры ребенка через призму духовно – нравственных ценностей и художественное творчество. Формирование нравственно – эстетической отзывчивости, творческой активности в различных видах художественной деятельности, знаний, умений и навыков как инструментария в решении содержательных и творческих задач, связанных с созданием детьми посильного художественного образа. Старшая, подготовительная к школе.
«Художественно – эстетическое развитие дошкольников»

(автор 

Н.В. Дубровская).

Парциальная программа по изобразительной деятельности для дошкольников с ОВЗ в ДОО»

(авторы Астафьева,  Астафьев, Гаврищак, Еременко,  Луковенко,  Цыганенко)

Всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

Формирование и развитие художественно-эстетических знаний и умений согласно возрастным особенностям физического и психического развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с нарушениями ОДА в НОД

Старшая, подготовительная к школе.
Физическое развитие
«Расту здоровым» (автор В.Н. Зимонина). Создание здоровьесберегающей педагогической системы, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка. Формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, формирование нравственных качеств личности, проведение работы по профилактике и коррекции организма. Старшая, подготовительная к школе.
«Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» (авторы

 А.А Чеменева, 

Т.В. Столмакова).

Формирование у детей в процессе обучения плаванию элементарных технических навыков: начальное обучение плаванию, ориентирование в воде, обучение спортивным способам плавания. Развитие безопасного поведения на воде, умения выполнять упражнения и игры, ориентированные на оздоровление и профилактику заболеваний, выполнение правил ухода за собой, своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде.  Старшая, подготовительная к школе.
«Лечебная физкуль-тура для дошколь-ников» 

(автор О.В. Козырева).

«Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»

О.Н. Моргунова

«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей»

Н.П. Недовесова

«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

И.М. Новикова 

«Беседы о здоровье. Методическое пособие»Т.А. Шорыгина

Своевременное и эффективное устранение в условиях дошкольного учреждения причины нарушений осанки и свода стопы на ранних этапах формирования. Повышение эмоционального состояния ребенка, его физических возможностей в процессе устранения имеющихся нарушений опорно – двигательного аппарата. Компенсирующей направленности для детей  с НОДА

1.1.3. Основные  подходы реализации Рабочей программы:

Подходы к построению программы:

  • качественный подход (психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослого человека.  Дошкольник наилучшим способом запоминает все то, что запоминается непосредственно, непреднамеренно: в игре, во время чтения книг, по ходу различных видов деятельности).
  •  возрастной подход (психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста).
  •  личностный подход (в дошкольном возрасте деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только так она будет оказывать на него развивающее воздействие).
  •  деятельностный  подход (деятельность рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности. В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности: символическая функция, воображение и фантазия, целеполагание, умственный план действия, произвольность поведения и др.).

 

                         1.1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Рабочей программы

Дошкольное учреждение находится на территории Дальнего Востока, которая имеет свои климатические особенности: короткая продолжительность теплого периода, малая активность солнечных дней, повышенная влажность воздуха, продолжительная зима. 

Исходя из этого, образовательный процесс  осуществляется с учетом:

  • теплого и холодного периода года по двум режимам в каждой возрастной группе; 
  • ежедневных оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление физического и психического здоровья дошкольников;
  • адекватных возрасту видов деятельности и форм работы с детьми в холодный период (сентябрь – май);
  • условий организации двигательной, игровой, познавательной и продуктивной деятельности в каникулярный период (последняя неделя декабря, январские каникулы, летний период с 1 июня по 31 августа).

Продолжительность прогулки детей в зимнее время устанавливается в соответствии с климатическими условиями Хабаровского края. При температуре воздуха ниже -15°C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. 

Особенностью Дальнего Востока является так же проживание на этой территории малочисленных народов Приамурья и Севера, поэтому в процессе воспитательно – образовательной деятельности с дошкольниками учитываются национально – культурные и демографические факторы. Дети получают информацию о климате, об особенностях растительного и животного мира Хабаровского края, знакомятся с традициями и обычаями коренных народов Дальнего Востока, историей малой родины и города Хабаровска.

Одной из задач коллектива является формирование у дошкольников толерантности к людям другой национальности, формирование любви к семье, Родине, бережное отношение к природе родного края.

1.1.5.Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

Старшая группа (шестой год жизни) 

Росто-весовые характеристики  

Средний вес у мальчиков изменяется от 19,7 кг в пять лет до 21,9 кг в шесть лет, у девочек – от 18,5 кг в пять лет до 21,3 кг в шесть лет. Средняя длина тела у мальчиков от 110,4 см в пять лет до 115,9 см в шесть лет, у девочек – от 109,0 см в пять лет до 115,7 см в шесть лет.  

Функциональное созревание 

Развитие центральной нервной и опорно-двигательной систем, зрительно-моторной координации позволяет ребенку значительно расширить доступный набор двигательных стереотипов. 

Психические функции. В период от пяти до шести лет детям доступно опосредованное запоминание. Эффективность запоминания с помощью внешних средств (картинок, пиктограмм) может возрастать в 2 раза. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Эгоцентризм детского мышления сохраняется. Основой развития мыслительных способностей в данном возрасте является наглядно-схематическое мышление, начинают развиваться основы логического мышления. Формируются обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Интенсивно формируется творческое воображение. Наряду с образной креативностью, интенсивно развивается и вербальная креативность по параметрам беглости, гибкости, оригинальности и разработанности. Увеличивается устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Развитие речи идет в направлении развития словаря, грамматической стороны речи, связной речи, ребенку доступен фонематический анализ слова, что является основой для освоения навыков чтения. Проявляется любознательность ребенка, расширяется круг познавательных интересов. Складывается первичная картина мира. 

Детские виды деятельности. У детей шестого года жизни отмечается существенное расширение регулятивных способностей поведения, за счет усложнения системы взаимоотношений со взрослыми и со сверстниками. Творческая сюжетно-ролевая игра имеет сложную структуру. В игре могут принимать участие несколько детей (до 5-6 человек). Дети шестого года жизни могут планировать и распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей взятой роли по содержанию и интонационно. Нарушение логики игры не принимается и обосновывается. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, а также нарушением правил. Сюжеты игр становятся более разнообразными, содержание игр определяется логикой игры и системой правил. 

Интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, которые способствуют развитию творческого воображения и самовыражения ребенка. 

Детям доступны рисование, конструирование, лепка, аппликация по образцу, условию и по замыслу самого ребенка. Необходимо отметить, что сюжетно-ролевая игра и продуктивные виды деятельности в пять-шесть лет приобретают целостные формы поведения, где требуется целеполагание, планирование деятельности, осуществление действий, контроль и оценка. Продуктивные виды деятельности могут осуществляться в ходе совместной деятельности. 

Коммуникация и социализация. В общении со взрослыми интенсивно формируются внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная форма общения. У детей формируется потребность в самоутверждении через возможность соответствовать нормам, правилам, ожиданиям, транслируемым со стороны взрослых. Со сверстниками начинает формироваться внеситуативно-деловая форма общения, что определяется возрастающим интересом к личности сверстника, появляются избирательные отношения, чувство привязанности к определенным детям, дружба.  Характер межличностных отношений отличает выраженный интерес по отношению к сверстнику, высокую значимость сверстника, возрастанием просоциальных форм поведения. Детские группы характеризуются стабильной структурой взаимоотношений между детьми. 

Саморегуляция. В период от пяти до шести лет начинают формироваться устойчивые представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо», которые становятся внутренними регуляторами поведения ребенка. Формируется произвольность поведения, социально значимые мотивы начинают управлять личными мотивами. 

Личность и самооценка. Складывается первая иерархия мотивов. Формируется дифференцированность самооценки. Преобладает высокая, неадекватная самооценка. Ребенок стремится к сохранению позитивной самооценки. 

 

Подготовительная к школе группа (седьмой год жизни) 

Росто-весовые характеристики  

Средний вес мальчиков к семи годам достигает 24,9 кг, девочек – 24,7 кг. Средняя длина тела у мальчиков к семи годам достигает 123,9, у девочек – 123,6 см. 

В период от пяти до семи лет наблюдается выраженное увеличение скорости роста тела ребенка в длину («полуростовой скачок роста»), причем конечности в это время растут быстрее, чем туловище. Изменяются кости, формирующие облик лица.  

Функциональное созревание 

Уровень развития костной и мышечной систем, наработка двигательных стереотипов отвечают требованиям длительных подвижных игр. Скелетные мышцы детей этого возраста хорошо приспособлены к длительным, но не слишком высоким по точности и мощности нагрузкам. 

Качественные изменения в развитии телесной сферы ребенка (полуростовой скачок) отражает существенные изменения в центральной нервной системе. К шести-семи годам продолжительность необходимого сна составляет 9-11 часов, при этом длительность цикла сна возрастает до 60-70 минут, по сравнению с 45-50 минутам у детей годовалого возраста, приближаясь к 90 минутам, характерным для сна детей старшего возраста и взрослых.  

Важнейшим признаком морфофункциональной зрелости становится формирование тонкой биомеханики работы кисти ребенка. К этому возрасту начинает формироваться способность к сложным пространственным программам движения, в том числе к такой важнейшей функции как письму – отдельные элементы письма объединяются в буквы и слова.  

К пяти-шести годам в значительной степени развивается глазомер. Дети называют более мелкие детали, присутствующие в изображении предметов, могут дать оценку предметов в отношении их красоты, комбинации тех или иных черт.  

Процессы возбуждения и торможения становятся лучше сбалансированными. К этому возрасту значительно развиваются такие свойства нервной системы, как сила, подвижность, уравновешенность. В то же время все эти свойства нервных процессов характеризуются неустойчивостью, высокой истощаемостью нервных центров. 

Психические функции. К шести-семи годам особую значимость приобретает процесс формирования «взрослых» механизмов восприятия. Формируется способность дифференцировать слабо различающиеся по физическим характеристикам и редко появляющиеся сенсорные стимулы. Качественные перестройки нейрофизиологических механизмов организации системы восприятия позволяют рассматривать этот период как сенситивный для становления когнитивных функций, в первую очередь произвольного внимания и памяти. Время сосредоточенного внимания, работы без отвлечений по инструкции достигает 10-15 минут. 

Детям становятся доступны формы опосредованной памяти, где средствами могут выступать не только внешние объекты (картинки, пиктограммы), но и некоторые мыслительные операции (классификация).  Существенно повышается роль словесного мышления, как основы умственной деятельности ребенка, все более обособляющегося от мышления предметного, наглядно-образного. Формируются основы словесно-логического мышления, логические операции классификации, сериации, сравнения. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Увеличивается длительность произвольного внимания (до 30 минут). Развитие речи характеризуется правильным произношением всех звуков родного языка, правильным построением предложений, способностью составлять рассказ по сюжетным и последовательным картинкам. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи, формируются предпосылки к обучению чтения. Активный словарный запас достигает 3,5 – 7 тысяч слов. 

Детские виды деятельности. Процессуальная сюжетно-ролевая игра сменяется результативной игрой (игры с правилами, настольные игры). Игровое пространство усложняется. Система взаимоотношений в игре усложняется, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.  

Продуктивные виды деятельности выступают как самостоятельные формы целенаправленного поведения.  Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.  Дети подготовительной к школе группы в значительной степени осваивают конструирование из различного строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.  Способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. 

Коммуникация и социализация. В общении со взрослыми интенсивно проявляется внеситуативно-личностная форма общения. В общении со сверстниками преобладает внеситуативно-деловая форма общения. Характер межличностных отношений отличает выраженный интерес по отношению к сверстнику, высокую значимость сверстника, возрастание просоциальных форм поведения, феномен детской дружбы, активно проявляется эмпатия, сочувствие, содействие, сопереживание. Детские группы характеризуются стабильной структурой взаимоотношений между детьми. 

Саморегуляция. Формируется соподчинение мотивов. Социально значимые мотивы регулируют личные мотивы, «надо» начинает управлять «хочу». Выражено стремление ребенка заниматься социально значимой деятельностью. Происходит «потеря непосредственности» (по Л.С. Выготскому), поведение ребенка опосредуется системой внутренних норм, правил и представлений. Формируется система реально действующих мотивов, связанных с формированием социальных эмоций, актуализируется способность к «эмоциональной коррекции» поведения. Постепенно формируются предпосылки к произвольной регуляции поведения по внешним инструкциям. От преобладающей роли эмоциональных механизмов регуляции постепенно намечается переход к рациональным, волевым формам. 

Личность и самооценка. Складывается иерархия мотивов. Формируется дифференцированность самооценки и уровень притязаний. Преобладает высокая, неадекватная самооценка. Ребенок стремится к сохранению позитивной самооценки. Формируются внутренняя позиция школьника; гендерная и полоролевая идентичность, основы гражданской идентичности (представление о принадлежности к своей семье, национальная, религиозная принадлежность, соотнесение с названием своего места жительства, со своей культурой и страной); первичная картина мира, которая включает представление о себе, о других людях и мире в целом, чувство справедливости. 

 

1.1.6. Планируемые результаты освоения Рабочей программы

В соответствии с ФГОС ДО и Федеральной образовательной программы дошкольного образования специфика дошкольного детства и системные особенности ДОУ делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров ДОУ и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к завершению ДОУ.  

К шести годам: 

ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха; 

ребенок проявляет во время занятий физической деятельностью выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость, уверенно, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения, способен творчески составить несложные комбинации из знакомых упражнений; ребенок проявляет необходимый самоконтроль и самооценку, способен самостоятельно 

привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру; ребенок владеет основными способами укрепления здоровья, правилами безопасного поведения в двигательной деятельности, мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих его людей; ребенок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать очередность и 

учитывать права других людей, проявляет инициативу в общении и деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям;   ребенок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления; ребенок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения, проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада; ребенок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, 

бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании, участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда; ребенок испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире; ребенок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует умения правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице; ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, 

сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра; ребенок проявляет интерес и/или с желанием занимается музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры, формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет музыкальные и художественно-творческие способности;  ребенок принимает активное участие в праздничных программах и их подготовке; 

взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых мероприятий;  ребенок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки, постройки, создает образы и композиционные изображения, интегрируя освоенные техники и средства выразительности, использует разнообразные материалы;  

ребенок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской игре;   ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.  

  

К концу дошкольного возраста:  у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества;  ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими;  

ребенок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;  ребенок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристических пеших прогулках, осваивает простейшие туристические навыки, ориентируется на местности;  

проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;  

проявляет морально-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять самооценку своей двигательной деятельности;  

имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его; 

 владеет здоровьесберегающими умениями: навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку заболевшим людям;  

ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; 

ребенок способен к осуществлению социальной навигации и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;  

у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью; 

ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; 

договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами; 

ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;  ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;  

ребенок стремится сохранять позитивную самооценку;  ребенок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие); 

ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире;

 способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; 

склонен наблюдать, экспериментировать; 

ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и т.п.; 

о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; 

об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему; ребенок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями; 

ребенок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев; ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности; 

ребенок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве; 

 ребенок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства;

 использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности;   ребенок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах; 

 ребенок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учетом игровой ситуации; 

ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами в режиссёрской игре;   

ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками; ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; 

применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;  

ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению. 

 

Раздел 2. Содержательный

2.1.Коррекционная работа

Для организации образовательного процесса  для детей с ОВЗ в соответствии с   возрастными и индивидуальными особенностями, в  ДОУ функционирует группа компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 

Задачи коррекционного обучения группы компенсирующей направленности с нарушениями опорно – двигательного аппарата:

 

– корректировать имеющийся дефект, закреплять навык правильной осанки;

– формировать  достаточную силовую и общую выносливость мышц туловища;

– способствовать улучшению координации движений и равновесия;

– совершенствовать двигательные навыки;

– укреплять сердечно – сосудистую и дыхательную системы.

Весь цикл занятий делится на два периода – подготовительный и основной. В первом периоде ведущая роль отводится выработке представления о правильной осанке и созданию физиологических предпосылок для ее формирования. Во втором, основном периоде завершается работа по воспитанию и закреплению навыка правильной осанки. Общие задачи решаются путем широкого использования общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся.

 

Задачи лечебной физической культуры:

  • создать физиологические предпосылки для восстановления правильного положения тела (прежде всего развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц туловища, выработка мышечного корсета);
  •  стабилизировать сколиотический процесс (на ранних его стадиях исправление в возможных пределах имеющегося дефекта);
  • формировать и закреплять навык правильной осанки;
  • нормализовать функциональные возможности наиболее важных систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой и т.д.;
  • способствовать повышению неспецифических защитных сил организма.

Организация образовательного коррекционного процесса в детском саду имеет следующие особенности:

 

  • Коррекционно-развивающая работа строится на основе предварительного всестороннего обследования ребенка, которое проводится дважды в год. С учетом полученных результатов строится индивидуальная программа развития каждого ребенка, которая может изменяться в зависимости от его динамики. 
  • Коррекционный процесс объединяется с учебно – воспитательным. Различия между ними существуют на уровне целей и педагогических приемов. Общая коррекционная работа заключается в повышении интеллектуального уровня дошкольника, а индивидуальная коррекция направлена на исправление выраженных недостатков и нарушений различных сторон психики ребенка.  
  • Ведущая роль в коррекционно – развивающем процессе принадлежит специалистам: врачу ортопеду, физиомедсестре, сестре – массажисту, учителю – логопеду. Для более качественного усвоения материала детьми в воспитательно-образовательную работу вовлечены специалисты разных направлений: инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, музыкальный руководитель, педагог-психолог.
  • В ходе работы используются различные формы организации, предпочтение отдается подгрупповым и индивидуальным занятиям. Объединение детей в подгруппы осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей и уровня развития. Состав подгруппы не является стабильным и может меняться в течение года в зависимости от индивидуальной динамики развития ребенка. Допускается фронтальная форма организации НОД при проведении музыкальных и физкультурных занятий, изобразительной деятельности и др. 
  • Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом возрастных возможностей детей и опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между педагогом и детьми. Она обеспечивает богатство сенсорных впечатлений, является безопасной, комфортной, надёжной, эстетичной и носит развивающий характер. 
  • Основным средством реализации содержания воспитания и обучения в детском саду является учебный план, обеспечивающий каждой возрастной группе целостность педагогического процесса в условиях  вариативности. На основе учебного плана составляется расписание занятий на каждый день с учетом возраста детей и соблюдения.санитарных правил.

Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности с нарушениями ОДА строится на основе Федеральной образовательной программы ДО с учетом программам для детей с ограниченными возможностями здоровья. 

 

Распределение обязанностей между специалистами ДОУ в работе с детьми групп компенсирующей направленности

 

 Инструктор по физической культуре и инструктор по плаванию:

 

* способствует оздоровлению и закаливанию детского организма, совершенствует координацию основных видов движений, развивает общую и мелкую моторику, формирует положительные личностные качества (взаимовыручку, решительность, настойчивость, уверенность в собственных силах);

* использует пальчиковые и речевые физкультминутки, дыхательную гимнастику (по рекомендации учителя – логопеда);   

* проводит (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальную, подгрупповую, фронтальную НОД со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;

* планирует совместную деятельность воспитанников группы; подготавливает и проводит общие спортивные праздники, досуги и развлечения;

* регулирует (совместно с медицинскими работниками ДОУ) физическую нагрузку на воспитанников;

* закрепляет речевые навыки, полученные детьми в логопедической НОД, путем специально подобранных подвижных игр и упражнений.

* оказывает консультативную поддержку родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;

*  ведет необходимую документацию.

 

Учитель – логопед:

* является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы, проводит обследование детей группы, совместно с коллегами составляет календарно-тематический план и индивидуальные планы работы с каждым ребенком, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию нарушенных звуков, способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему обучению в школе;

*  планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с нарушениями речевого развития в группе, в ДОУ;

* консультирует воспитателей, музыкального руководителя, педагога – психолога, инструктора по физической культуре по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения НОД;

*  своевременно выявляет нарушения речи у дошкольников;

*  определяет уровень и структуру дефекта;

* проводит коррекцию речевых недостатков;

* способствует всестороннему развитию речи;

* координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с речевыми нарушениями; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, педагогом – психологом, инструктором по физической культуре, инструктором по плаванию, воспитателями);

* ведет необходимую документацию;

* проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии. 

*  распространяет специальные знания по логопедии среди педагогов и родителей.

 

Воспитатель группы компенсирующей направленности:

 

* закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации навыков, интегрируя логопедические задачи, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую деятельность), в содержание НОД (ознакомление с окружающим миром, ФЭМП, продуктивная деятельность и др.) через наблюдения, экскурсии, режимные моменты, помогает ребенку адаптироваться в коллективе;

*  обеспечивает всестороннее развитие всех воспитанников;

* планирует (совместно с учителем – логопедом и другими специалистами) и проводит НОД фронтально и по подгруппам детей;

* планирует (вместе с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех воспитанников группы;

* использует пальчиковые и речевые физкультминутки, дыхательную гимнастику (по рекомендации учителя – логопеда);   

*  создает доброжелательную обстановку в группе;

* соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями;

* закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях;

* обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми нарушениями с учетом рекомендаций специалистов.

 

Музыкальный руководитель:

 

* проводит (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальную, подгрупповую и фронтальную деятельность с дошкольниками, учитывая их психофизические возможности и индивидуальные способности;

* формирует умение двигаться под музыку, развивает музыкальный слух и певческие навыки, работает над развитием голоса, фонематического слуха, участвует в работе по автоматизации звуков, развитию темпа, ритма, плавности речи. 

* взаимодействует со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации  деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;

*  обогащает словарь детей по лексическим темам;

* консультирует родителей и педагогов по использованию в воспитании ребенка музыкальных способностей;

* ведет соответствующую документацию.

 

Педагог – психолог:

 

* осуществляет обследование эмоционально-волевой сферы, межличностных взаимоотношений, познавательной деятельности, состояния психического развития: внимания, памяти, мышления;

* формирует  произвольные формы деятельности и осознанное отношение к НОД;

* использует пальчиковые и речевые физкультминутки, дыхательную гимнастику (по рекомендации учителя – логопеда);   

  *  контролирует произношение  звуков в свободной речи; 

* использует  игры на  развитие слухового внимания ;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

* осуществляет работу по развитию эмоционально – волевой сферы;                                   

*  развивает психические процессы:

  • игры на развитие восприятия;                          
  • игры на развитие внимания;     
  • игры на развития памяти;       
  • игры на развитие мышления.

*  планирует совместные интегрированные формы работы с другими специалистами ДОУ;

*  проводит консультативную работу с педагогами ДОУ;

*  ведет необходимую документацию.

 

Медицинские работники:

 

*  изучают анамнез развития;

* планируют работу по показателям заболеваемости;

*  проводят консультативную работу с педагогами ДОУ;

*  ведут необходимую документацию.

 

2.2. Перспективное планирование (см. перспективное планирование НОД, планирование по самообразованию)

 

2.3. Формы организации образовательного процесса.

 

Старший дошкольный возраст

 

Образовательная область Задачи  Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Физическое развитие «Физическая культура»
– продолжать укреплять здоровье детей;

– приобщать к здоровому образу жизни;

– развивать творчество, самостоятельность, инициативу в  двигательных действиях, осознанное отношение к ним;

– формировать способность к самоконтролю, самооценке при правильную осанку в различных видах деятельности;

– формировать интерес к спорту;

– воспитывать культурно – гигиенические навыки

выполнении движений;

– воспитывать умение сохранять

– утренняя гимнастика;

– физкультминутки в НОД;

– НОД по физической культуре и плаванию;

– подвижные и спортивные игры и упражнения;

– физкультурные досуги, праздники, развлечения;

– оздоровительно – профилактическая гимнастика; оздоровительная тропа;

– рассматривание иллюстраций и беседы о пользе физических упражнений «Спорт – залог здоровья»;

– просмотр видиоматериалов

– двигательная активность на прогулке и в совместной деятельности в группе (подвижные игры, физические упражнения);

– подвижные и спортивные игры и упражнения;

– гигиенические процедуры;

– рассматривание иллюстраций, отражающих различные виды спорта, рисунки с изображением детей, занимающихся спортом

– физкультурные досуги;

– спортивный праздник;

– консультации;

– туризм

«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
– продолжать укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни;

– проводить под руководством медицинских работников различные виды закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей детей;

– закреплять правила личной гигиены, побуждать к самостоятельному их выполнению;

– знакомить с разными видами закаливания, дыхательной  и оздоровительно-профилактической гимнастикой;

– знакомить с устройством и функционированием человеческого организма, рассказать о важности бережного отношения к своему здоровью;

– уметь осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значение для здоровья;

– создавать привычку бережного отношения к своему здоровью, сохранять и поддерживать его, соблюдать режим дня;

– уметь противостоять стрессовым ситуациям, укреплять психическое здоровье

– беседа об устройстве человеческого организма, важности бережного отношения к своему здоровью «Здоровье зависит от правильного питания», «Еда должна быть не только вкусной, но и полезной»;

– беседа о профессиях врачей: отоларинголог, стоматолог, окулист, терапевт, дерматолог и др.;

-игровая ситуация «Что нужно делать, чтобы быть здоровыми?», «Куклы Ваня и Таня собрались в путешествие»;

– игры – тренинги;

– оздоровительно – профилактическая гимнастика;

– день здоровья;

– неделя здоровья;

– прогулка (индивидуальная работа с детьми);

– чтение художественной литературы;

– рассматривание иллюстраций;

– составление коллективного рассказа «Мой режим дня»

– сюжетно – ролевые игры «Больница», «Поликлиника»;

– настольно – печатные игры;

– рассматривание иллюстраций;

– выполнение правил личной гигиены (мыть руки перед едой, после туалета, пользоваться носовым платком, утром и вечером чистить зубы)

– открытые просмотры режимных моментов;

– беседа с медицинским персоналом и специалистами детского сада;

– круглый стол;

– консультации;

– день здоровья;

– каникулы

Социально – коммуникативное развитие «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»
– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

– развивать привычку играть, трудиться, заниматься сообща;

– уметь выполнять правила и нормы поведения в совместной деятельности;

– воспитывать стремление радовать старших хорошими поступками;

– уметь формировать и оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно;

– развивать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей;

– воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам;

– воспитывать в девочках скромность;

– уметь проявлять заботу об окружающих; 

– продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки. произведения народного творчества);

– воспитывать уважительное отношение к культуре других народов

– игровые ситуации: «Определи, детям какого возраста и пола нужны эти школьные принадлежности, игрушки, вещи», «Поможем младшему воспитателю в уборке группы (мытье посуды и др.)» и т.д.;

– уроки вежливости и этикета: «Давайте познакомимся»,  еду в трамвае», «Как вести себя в гостях» и др.;

– беседы: «Моя семья, моя родословная», «Наша Родина – Россия», «Я забочусь о домашних растениях», «Как я рос», «Как мы дружим с малышами», «Как живут в других странах» и т.д.;

– психогимнастика с педагогом – психологом;

– чтение художественной литературы: «Важные слова», В. Кудлачева, «Вредные советы» Г. Остера;

– рассматривание репродукций, картин, фотографий, рисунков о культуре поведения;

– оказание посильной помощи воспитателю и младшему воспитателю

– сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Школа», «Путешествие в дальние страны»;

– настольно – печатные игры;

– рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок;

– выполнение коллективных поручений (уборка игрушек, пособий);

– оказание помощи малышам;

– самообслуживание

«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»
– формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически;

– закреплять умение быстро и опрятно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в шкафу; 

– продолжать воспитывать интерес к различным профессиям и месту работы родителей;

– приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;

– воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов

– хозяйственно – бытовой труд (уборка игрушек. Стирка постельного белья одежды для кукол, протирание игрушек и т.д.);

– изготовление атрибутов для игр, елочных игрушек, подарков для родителей и сотрудников сада;

– ремонт книг;

– уборка участка от листьев и снега;

– полив цветов в уголке природы, цветнике;

– ухаживание за животными уголка природы;

– рассматривание иллюстраций по теме «Труд взрослых»;

– чтение художественной литературы: «Чем пахнут ремесла?» Дж. Родари, «А что у вас?», «Дядя Степа», «Почта» С. Михалкова и т.д.

– самообслуживание (наведение порядка в своем шкафчике, ящике стола, просушивание одежды и обуви);

– хозяйственно – бытовой труд (уборка игрушек, книг, пособий и т.д.);

– подготовка материалов для занятий и уборка рабочего места;

– помогать друг другу одеваться (завязать шарф, застегнуть верхнюю пуговицу);

– сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Строители», «Больница»и т.д.;

– рассматривание иллюстраций по теме «Труд взрослых»

– изготовление костюмов для праздников;

– изготовление поделок для выставки;

– консультации;

– экологические акции;

– субботники

«Формирование основ безопасности»
– формировать умение предвидеть последствия своих действий в разных ситуациях (не дразнить животных, не собирать незнакомые растения);

– научить называть свой адрес, указывать ориентиры местожительства (где находится и как выглядит его дом, что расположено поблизости;

– рассказывать о неприятностях, подстерегающих человека, если он не выполняет правила безопасного поведения на улицах;

– закреплять знания о правилах дорожного движения, различать и понимать некоторые дорожные знаки;

– закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах, ягодах, различать их по внешнему виду;

– знать простейшие приемы оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (кровотечение носовое или в результате травмы, ожог, тепловой, солнечный удары и др.)

– игры – тренинги: «Если в дом что – то загорелось», «Светофор», «Где можно гулять?» и т.д.;

– чтение художественной литературы: «Пожарные собаки» Л.Н. Толстого, «Дым», «Пожар в море» Б. Житкова, популярной энциклопедии «Детям обо всем на свете», отгадывание загадок (опасные предметы, дорожные знаки и т.д.);

– рассматривание иллюстраций на темы безопасности и обсуждение ситуаций;

– целевые экскурсии к дороге, перекрестку;

– просмотр видеозаписей (мультфильмы, обучающие фильмы);

– прослушивание аудиозаписей;

– встреча с сотрудниками ГИБДД;

– беседы о правилах поведения в быту;

– игровые ситуации: «Зайку укусила собака», «Что в корзину мы берем?», «На воде, на земле, в воздухе»;

– игровые упражнения;

– игры: «Съедобные и несъедобные грибы» (игра с мячом), «Узнай по вкусу»;

– игра – драматизация «Кошкин дом»

– сюжетно – ролевые игры: «Пожарные», «Мы пассажиры»;

– дидактическая игра «Дорожные знаки»;

– настольно – печатные игры;

– конструирование автопарка из стройматериалов с последующим обыгрыванием;

– расссматривание иллюстраций с изображением различных опасных ситуаций дома и на улице;

– работа в уголке изодеятельности (книжки-раскраски)

– родительские собрания с участием инспектора ГИБДД;

– открытые занятия по ОБЖ;

– праздники и развлечения по ОБЖ;

– круглый стол

Познавательное развитие «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»
– развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающей жизни;

– продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие;

– развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы;

– формировать умение обследовать предметы разной формы;

– развивать поисковую деятельность;

– формировать умение создавать множества, разбивать множества на части;

 – совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке;

 – отсчитывать предметы из большего количества по заданному числу;

– дать представление о четырехугольнике;

-уметь на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание 

– моделирование;

– НОД познавательного цикла;

– опытно – исследовательская деятельность;

– логические игры;

– целевые экскурсии  на участке детского сада и за его пределами;

– познавательные игры и викторины;

– просмотр познавательных фильмов;

– настольно – печатные игры на логическое мышление;

– дидактические игры с математическим содержанием

– элементарное экспериментирование;

– настольно – печатные игры;

– развивающие игры («Танаграм», «Колумбово яйцо»);

– открытые занятия;

– круглый стол;

– элементарная проектная деятельность;

– КВН

«Приобщение к социокультурным ценностям
– расширять представления о родной стране, государственных и народных праздниках;

– расширять представления о родном крае, городе, о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей;

– закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности;

– расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности;

– расширять представления об элементах экономики;

– расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу

– НОД познавательного цикла;

– целевые экскурсии  на участке детского сада и за его пределами;

– познавательные игры и викторины;

– чтение познавательной литературы;

– просмотр познавательных фильмов

– настольно – печатные игры;

– рассматривание тематических альбомов о родной стране и разных странах.

– открытые занятия;

– круглый стол;

– элементарная проектная деятельность;

– КВН

«Ознакомление с миром природы»
– закреплять представления о растительном и животном мире;

 – формировать начала экологической культуры;

– моделирование;

– НОД познавательного цикла;

– опытно – исследовательская деятельность;

– речевые логические игры;

– целевые экскурсии  на участке детского сада и за его пределами;

– наблюдения в природе;

– познавательные игры и викторины;

– чтение познавательной литературы;

– просмотр познавательных фильмов

– наблюдение за объектами живой природы;

– рассматривание тематических альбомов о животном и растительном мире, явлениях  природы и т.д.

– открытые занятия;

– круглый стол;

– элементарная проектная деятельность;

– КВН

Речевое развитие «Развитие речи»
– в повседневной жизни, играх, подсказывать формулы выражения словесной вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент);

– уметь решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи (убеждать, доказывать. объяснять);

– поощрять попытки делиться с педагогами и детьми разнообразными сведениями;

– уметь излагать свои мысли понятно для окружающих;

– обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения;

– упражнять детей в подборе существительных к прилагательному;

– закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков;

– дать представление о предложении, упражнять в его составлении

– развивающие игры;

– дидактические игры;

– театрализованные игры;

– НОД;

– обсуждение разных житейских ситуаций;

– выполнение коллективных поручений;

– вопросы;

– праздники, развлечения 

– сюжетно – ролевые игры;

– настольно – печатные игры;

– театрализованные игры;

– подвижные игры;

– работа в книжном уголке

 

– родительские собрания;

– консультации;

– тренинги; 

– открытые занятия

«Приобщение к художественной литературе»
– поддерживать желание знакомиться с другими главами «толстой» книги, рассматривать рисунки с оформлением книг;

– воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие героям книги;

– обращать внимание детей на изобразительно – выразительные средства;

– помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения;

– прививать чуткость к поэтическому слову;

– продолжать совершенствовать художественно –речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях

– НОД по ознакомлению с художественными произведениями;

– заучивание стихов;

– упражнения в  декламации;

– драматизация знакомых сказок и небольших рассказов;

– выставки книг;

– составление тематических альбомов по прочитанным сказкам;

– литературные викторины;

– литературные калейдоскопы;

– прослушивание аудиозаписей программных литературных произведений с музыкальным сопровождением;

– посещение музея

– сюжетно – ролевая игра «Библиотека»;

– настольно – печатные игры;

– настольный театр;

– кукольный театр;

– пальчиковый театр;

– рассматривание иллюстраций в детских книгах;

– самостоятельное чтение небольших сказок и рассказов

– литературные вечера;

– КВН;

– викторины;

– конкурс чтецов;

– праздники

Художественно – эстетическое развитие «Приобщение к искусству, изобразительная деятельность, конструктивно – модельная деятельность»
– продолжать развивать эстетическое восприятие действительности и произведений искусства, умения чувствовать их характер, настроение, выделять выразительные средства;

– развивать художественно – творческие способности, чувство цвета, ритма, формы, композиции;

– формировать интерес к классическому и народному искусству (музыкальному, изобразительному, литературе, архитектуре);

– знакомить с народным декоративно – прикладным искусством;

– совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений;

– развивать композиционные умения;

– продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки;

– формировать умение делать игрушки, сувениры из природного материала;

– создавать различные модели по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу

– НОД (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, конструирование);

– НОД по знакомству с элементами декоративного искусства;

– НОД по знакомству с произведениями народного декоративно – прикладного искусства, игрушками;

– коллективные постройки (украшение построек);

– изготовление игрушек;

– создание творческих проектов;

– выставки детского творчества;

– экскурсии в музей

– рассматривание репродукций картин;

– рассматривание тематических альбомов о различных видах искусства, о национальном декоративно – прикладном искусстве;

– изучение народной игрушки (дымковская, филимоновская, городецкая, гжель, хохлома, жостовская);

– творчество в уголке по изо;

– конструирование по схемам – рисункам и по собственному замыслу;

– оригами;

– поделки из природного и бросового материала;

– постройки из песка и снега

– коллективные постройки;

– выставки детского творчества;

– элементарная проектная деятельность;

– экскурсия в музей

«Музыкальная деятельность»
– формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, классической, народной и современной музыкой;

–  развивать музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух;

– продолжать развивать навыки пения, движения под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах;

– знакомить с элементарными музыкальными понятиями

– НОД по музыке;

– рассматривание тематических альбомов и беседа о музыкальных инструментах;

– театрализованные музыкальные игры;

– музыкально – дидактические игры;

– музыкально – ритмические упражнения;

– инсценировка песен, музыкальных сказок, плясок;

– оркестр;

– праздники, развлечения

– рассматривание тематических альбомов о музыкальных инструментах;

– игра на детских музыкальных инструментах;

– песенное творчество;

– самостоятельные танцевально – ритмические движений;

– слушание музыки

– праздники;

– развлечения;

– музыкальные гостиные;

– театр

 

2.4. Взаимодействие педагогов с родителями и социальными партнерами.

Сотрудничество с родителями (законными представителями) осуществляется на основе договора, заключенного при поступлении ребенка в детский сад до его выхода в школу.

Цель сотрудничества: создание единого образовательного пространства «ДОУ – семья», оказание родителям практической помощи в повышении эффективности воспитания, обучения и развития детей.

Основные направления взаимодействия с семьями:

  • изучение потребностей родителей (законных представителей) в образовательных услугах для определения перспектив развития ДОУ, содержания работы и форм ее организации (анкетирование, социологические исследования, опросы);
  • включение родителей (законных представителей) в педагогический процесс;
  • просвещение родителей (законных представителей) с целью повышения правовой и педагогической культуры.

Принципы работы с родителями:

  • целенаправленность, систематичность, плановость;
  • дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи;
  • возрастной характер работы;
  • доброжелательность, открытость.

Методы изучения семьи:

  • анкетирование;
  • наблюдение за ребенком;
  • обследование семьи ребенка с помощью проективных методик ;
  • беседы с ребенком;
  • беседы с родителями.

 

Раздел 3.Организационный

. 3.1. Материально-техническое обеспечение программы

3.2. Режим дня. Расписание НОД.

3.3. Планирование образовательной деятельности (смотреть календарное планирование НОД)

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной  среды  (смотреть паспорт группы)

3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

3.6. Информационно-методическое обеспечение (литература)

 

Рабочая программа