Мингазова Наталья Викторовна
Социальный педагог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 9»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150023
Наименование конкурса: «Лучшая методическая разработка социального педагога»
Наименование конкурсной работы: Игра «Правовой турнир»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150023


Игра «Правовой турнир».

Цель: формирование и закрепление правовой культуры подростков, прав и обязанностей учащихся.

 

Ход мероприятия.

 

Класс делится на две команды (можно сформировать команды из двух старших классов). Конкурсные задания оцениваются : правильный ответ – 5 баллов, ответ с ошибкой, поправкой – 3 балла. Командам даются названия «Правовые ребята», «Умники и умницы».

 

Итак, турнир начинается!

1 задание. Работа по карточкам

1 группа: Составьте список потребностей  ребенка, которому 6 месяцев. Что ему необходимо для жизни?

2 группа: Ребята, вы понимаете, что потребности человека с возрастом меняются. Напишите список потребностей 15-летнего подростка.

После работы в группах идет обсуждение. Ребята приходят к выводу, что с возрастом потребности ребенка, становится более сложными и разнообразными, их становится больше.

Учитель: Декларация прав ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН  20.11.1959 г. Конвенция по правам ребенка в 1989 г.
С 1990 г. Россия является участницей Конвенции ООН по правам ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 15 сентября 1990 г.
Познакомитесь с некоторыми статьями Конвенции. 

(Перечень статей показывается на мультимедиа) 

  • Статья 1. «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».
  • Статья 6. «Каждый ребенок имеет право на жизнь». 
  • Статья 7. « С момента рождения ребенок имеет право на имя и приобретение гражданства».
  • Статья 13. «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение».
  • Статья 14. «Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии».
  • Статья 16 «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию».
  • Статья 28 «Ребенок имеет право на образование»
  • Статья 31 «Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг».
  • Статья 37. «Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания»…

2 задание. Викторина 

  • Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку Папы  Карло,  нарушил его права на … (неприкосновенность жилища).
  • Буратино, схватив крысу  Шумару  за хвост, нарушил её право на … (личную неприкосновенность).
  • Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка – путешественница», отправилась в путешествие, воспользовавшись своим правом на … (свободное передвижение).
  • Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (труд).
  • Является ли Маугли, из сказки Р.Киплинга, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребёнком, имеющим права? (Да, статья 1).
  • Мачеха, с утра до ночи, заставляет Золушку трудиться, запрещая ей играть и отдыхать. Какие права золушки нарушены? (Статья 31, право на отдых и досуг).
  • Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в Тридесятое царство. Какую статью она нарушает? (Статья 16) 

 

  1. Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)
  2. Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)
  3. При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик»(Право на образование)
  4. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
  5. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)
  6. Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища)
  7. Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)

 

. Учитель: А сейчас… экспресс-опрос(мультимедиа).

  1. В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребёнка: 
  • 1949
  • 1989
  • 1990
  1. С какого возраста  граждане начинают осуществлять свои права полностью: 
  • с 18 
  • с 7
  • с 14
  1. Могут ли Законы РФ противоречить Конституции РФ: 
  • могут
  • не могут
  • могут, если необходимо
  1. Заботиться о ребёнке должны: 
  • родители
  • родители и государство
  • чужие люди
  1. Защитой прав детей занимается: 
  • комиссия по делам несовершеннолетних
  • директор школы
  • милиция
  1. Ребёнок – это человек… 
  • который ходит в школу
  • не достигший школьного возраста
  • не достигший 18 лет
  1. Все дети земли равны … 
  • в правах
  • по росту
  • по количеству еды
  1. Какие дети имеют право на особый уход и защиту: 
  • дети-инвалиды и дети, лишённые семьи
  • дети в возрасте с 15 до 18 лет
  • все дети имеют такое право
  1. Ребёнок имеет право на: 
  • жизнь
  • общение с родителями
  • просмотр ТВ
  1. Ребёнок свободен … 
  • выражать своё мнение по вопросам, касающимся его
  • выбирать  религию
  • оба варианта
  1. Вовлечение детей в распитие спиртных напитков: 
  • запрещено
  • разрешено
  • не наказывается
  1. Запрещается вовлечение детей в… 
  • в игру 
  • поход
  • преступление
  1. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью? 
  • С 18 лет
  • С 14 лет
  • С 20 лет
  1. С какого возраста начинается уголовная ответственность? 
  • С 16 лет
  • С 14 лет в особых случаях
  • С 18 лет
  1. Какой основной международный документ закрепляет права детей? 
  • Конституция РФ
  • Устав школы
  • Конвенция о правах ребёнка

 

3 задание. Разминка.  Командам раздаются карточки с вопросами по правовой тематике, каждой команде по  3 вопроса. Время на обдумывание 10 минут ( можно раздать бумагу и карандаш).

Вопросы:

  1. Назовите основной закон государства? (Конституция).
  2. Что такое преступление? (Общественно опасное действие).
  3. Что такое алиби? (В уголовном процессе-обстоятельство, оправдывающее обвиняемого).
  4. Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн).
  5. Что такое превышение необходимой обороны? (Превышение имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое, как правило, кончается гибелью или  тяжелым ранением).
  6. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет, за особо тяжкие преступления закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет).
  7. Какие общественные места вы знаете? Назови пять?
  8. Какие виды тяжких преступлений вы знаете? Назови пять?

 

4 задание. «Из практики следователя». Представьте, что вы-следователь и вам необходимо рассмотреть ситуации и назначить наказание.

Ситуация 1. Несовершеннолетние Максим (10 лет), Игорь (14 лет) и Роман (16 лет) совершили открытое хищение чужого имущества (грабёж) у гражданина, отобрав у него деньги (50 руб.) и часы. Кто из подростков будет сидеть на скамье подсудимых в суде? Кто из подростков будет рассматриваться на комиссии  по делам несовершеннолетних? (Ответ: на скамье подсудимых будет сидеть Роман и Игорь, а Максим будет рассматриваться в комиссии по делам несовершеннолетних).

Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьма.( правильные ответы подчёркнуты).

 

Ситуация 2. Трое подростков: Дима (10 лет), Саша (14 лет) и Ваня (16 лет) распивали вино в лесопарковой зоне и были задержаны сотрудниками милиции. Кто из ребят понесёт наказание, если административная ответственность наступает с 16 лет? ( Ответ: наказание понесёт Ваня,  Саша будет строго предупреждён).

 

Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьма.

( Правильные ответы подчёркнуты).

 

5 задание.  «АНАГРАММЫ»

(из предложенных анаграмм составить слова)

  1. НОКЕВНИЦЯ (конвенция)
  2. ГОУСАРДТСОВ (государство)
  3. ИЖЗНЬ (жизнь)
  4. РБОАЗОАВИНЕ (образование)
  5. КЗАОН (закон)
  6. ЕТУПЕЛРИНЕПС (преступление)
  7. АВНАШЕПОРИНЕРУ (правонарушение)
  8. СТУЦИКОНЯИТ (конституция)
  9. СКОКДЕ (кодекс)     
  10. СТЕВТНСТЕОНВОТЬ (ответственность

6 задание МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА 

  конкурс «ПЕСЕННЫЙ»

(командам дается прослушать несколько песен, необходимо определить о каком праве поется в песне.)

1.«Песня бременских музыкантов» – Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.

  1. «Чему учат в школе» – Право на образование.
  2. «Песенка мамонтенка» – Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки желанию. Право жить и воспитываться родителями.
  3. «Чунга-Чанга» – Право на отдых. Право пользоваться благами.
  4. «В каждом маленьком ребенке» – Право на всестороннее развитие.

 

7 задание  «СЛОВЕСНОЕ»

(из предложенного слова составить как можно больше других слов)

  • ПРАВОНАРУШЕНИЕ
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Подведение итогов

–  Как только ребёнок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны и наделяется правами с самого рождения. Конвенция о правах ребёнка даёт каждому ребенку возможность оставаться самим собой, требовать уважения к себе и защищает достоинство личности.

 

Разминка  «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

( пословицы делятся на части, командам необходимо соединить части пословиц)

  • Не воровством добывают деньги, а трудом.
  • Легко воровать, да тяжело отвечать.
  • Хоть с умом воровать, а беды не миновать.
  • Незнанием закона никто не отговаривайся!
  • Шила в мешке не утаишь.
  • Каков грех, такова и расплата.
  • Один раз украл, а навек вором стал.
  • Знает кошка, чье мясо съела.
  • Дуракам закон не писан.
  • Меч правосудия не имеет ножен.
  • За худые слова летит и голова
  • Права влекут за собой и обязанности

5 станция «ПРАВОВАЯ»

(назвать какое право нарушено в каждой сказке)

  1. Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)
  2. Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)
  3. Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)
  4. При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик»(Право на образование)
  5. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
  6. Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Право быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети)
  7. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает? (Право на личную жизнь, тайну корреспонденции)
  8. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)
  9. Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища)
  10. Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)

6 станция «СЛОВЕСНАЯ»

(из предложенного слова составить как можно больше других слов)

  • ПРАВОНАРУШЕНИЕ
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Ситуация  к конкурсу 2

Несовершеннолетние Максим (10 лет), Игорь (14 лет) и Роман (16 лет) совершили открытое хищение чужого имущества (грабёж) у гражданина, отобрав у него деньги (50 руб.) и часы. Кто из подростков будет сидеть на скамье подсудимых в суде? Кто из подростков будет рассматриваться на комиссии  по делам несовершеннолетних? 

 

Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьма.

 

Ситуация к конкурсу 2.

 Трое подростков: Дима (10 лет), Саша (14 лет) и Ваня (16 лет) распивали вино в лесопарковой зоне и были задержаны сотрудниками милиции. Кто из ребят понесёт наказание, если административная ответственность наступает с 16 лет? 

 

Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьму.

 

Здание к конкурсу 3.

Задание 1. Напишите, какие вы знаете права и обязанности человека?

 

Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________

Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________

Обязанность________________________ Право на_______________________

 

Задание 2. Закончите фразы, касающиеся сказочных героев, необходимо определить, какое право сказочных героев нарушено и закончить фразу.

1.Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку  папы Карло, нарушил его право на….________________

  1. Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…______________

 

Здание к конкурсу 3.

Задание 1. Напишите, какие вы знаете права и обязанности человека? (По пять того и другого).

 

Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________

Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________

Обязанность________________________ Право на_______________________

 

Задание 2. Закончите фразы, касающиеся сказочных героев, необходимо определить, какое право сказочных героев нарушено и закончить фразу.

  1. Иван- царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу  у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом).
  2. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…. (

 

1 задание.

1 группа: Составьте список потребностей  ребенка, которому 6 месяцев. Что ему необходимо для жизни?

 

1 задание.

2 группа: Ребята, вы понимаете, что потребности человека с возрастом меняются. Напишите список потребностей 15-летнего подростка.

 

Викторина

(назвать какое право нарушено в каждой сказке)

  • Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку Папы  Карло,  нарушил его права на … 
  • Буратино, схватив крысу  Шумару  за хвост, нарушил её право на … 
  • Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка – путешественница», отправилась в путешествие, воспользовавшись своим правом на … 
  • Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … 
  • Является ли Маугли, из сказки Р.Киплинга, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребёнком, имеющим права? 
  • Мачеха, с утра до ночи, заставляет Золушку трудиться, запрещая ей играть и отдыхать. Какие права золушки нарушены? 
  • Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в Тридесятое царство. Какую статью она нарушает?

Викторина

(назвать какое право нарушено в каждой сказке)

  1. Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 
  2. Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» 
  3. При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик»
  4. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться 
  5. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. 
  6. Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше 
  7. Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку?

 

3 задание. Разминка

  • Назовите основной закон государства? 
  • Что такое преступление? 
  • Что такое алиби? 
  • Назовите основные государственные символы. 
  • Что такое превышение необходимой обороны? 
  • С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? 
  • Какие общественные места вы знаете? Назови пять?
  • Какие виды тяжких преступлений вы знаете? Назови пять? 

 

3 задание. Разминка

  • Назовите основной закон государства? 
  • Что такое преступление? 
  • Что такое алиби? 
  • Назовите основные государственные символы. 
  • Что такое превышение необходимой обороны? 
  • С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? 
  • Какие общественные места вы знаете? Назови пять?
  • Какие виды тяжких преступлений вы знаете? Назови пять? 

 

5 задание.  «АНАГРАММЫ»

(из предложенных анаграмм составить слова)

  1. НОКЕВНИЦЯ
  2. ГОУСАРДТСОВ
  3. ИЖЗНЬ
  4. РБОАЗОАВИНЕ
  5. КЗАОН
  6. ЕТУПЕЛРИНЕПС
  7. АВНАШЕПОРИНЕРУ
  8. СТУЦИКОНЯИТ
  9. СКОКДЕ
  10. СТЕВТНСТЕОНВОТЬ

5 задание.  «АНАГРАММЫ»

(из предложенных анаграмм составить слова)

  1. НОКЕВНИЦЯ
  2. ГОУСАРДТСОВ
  3. ИЖЗНЬ
  4. РБОАЗОАВИНЕ
  5. КЗАОН
  6. ЕТУПЕЛРИНЕПС
  7. АВНАШЕПОРИНЕРУ
  8. СТУЦИКОНЯИТ
  9. СКОКДЕ
  10. СТЕВТНСТЕОНВОТЬ

 

ПРАВОНАРУШЕНИЕ

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Игра «Правовой турнир».

1 задание. Работа по карточкам

1 группа: Составьте список потребностей  ребенка, которому 6 месяцев. Что ему необходимо для жизни?

2 группа: Ребята, вы понимаете, что потребности человека с возрастом меняются. Напишите список потребностей 15-летнего подростка.

Каждый ответ правильный – 1 б.

2 задание. Викторина 

  • Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку Папы  Карло,  нарушил его права на … (неприкосновенность жилища).
  • Буратино, схватив крысу  Шумару  за хвост, нарушил её право на … (личную неприкосновенность).
  • Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка – путешественница», отправилась в путешествие, воспользовавшись своим правом на … (свободное передвижение).
  • Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (труд).
  • Является ли Маугли, из сказки Р.Киплинга, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребёнком, имеющим права? (Да, статья 1).
  • Мачеха, с утра до ночи, заставляет Золушку трудиться, запрещая ей играть и отдыхать. Какие права золушки нарушены? (Статья 31, право на отдых и досуг).
  • Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в Тридесятое царство. Какую статью она нарушает? (Статья 16) 

 

  1. Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)
  2. Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)
  3. При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик»(Право на образование)
  4. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
  5. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)
  6. Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища)
  7. Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)

Каждый ответ правильный – 1 б.

. Учитель: А сейчас… экспресс-опрос(мультимедиа).

  1. В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребёнка: 
  • 1949
  • 1989
  • 1990
  1. С какого возраста  граждане начинают осуществлять свои права полностью: 
  • с 18 
  • с 7
  • с 14
  1. Могут ли Законы РФ противоречить Конституции РФ: 
  • могут
  • не могут
  • могут, если необходимо
  1. Заботиться о ребёнке должны: 
  • родители
  • родители и государство
  • чужие люди
  1. Защитой прав детей занимается: 
  • комиссия по делам несовершеннолетних
  • директор школы
  • милиция
  1. Ребёнок – это человек… 
  • который ходит в школу
  • не достигший школьного возраста
  • не достигший 18 лет
  1. Все дети земли равны … 
  • в правах
  • по росту
  • по количеству еды
  1. Какие дети имеют право на особый уход и защиту: 
  • дети-инвалиды и дети, лишённые семьи
  • дети в возрасте с 15 до 18 лет
  • все дети имеют такое право
  1. Ребёнок имеет право на: 
  • жизнь
  • общение с родителями
  • просмотр ТВ
  1. Ребёнок свободен … 
  • выражать своё мнение по вопросам, касающимся его
  • выбирать  религию
  • оба варианта
  1. Вовлечение детей в распитие спиртных напитков: 
  • запрещено
  • разрешено
  • не наказывается
  1. Запрещается вовлечение детей в… 
  • в игру 
  • поход
  • преступление
  1. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью? 
  • С 18 лет
  • С 14 лет
  • С 20 лет
  1. С какого возраста начинается уголовная ответственность? 
  • С 16 лет
  • С 14 лет в особых случаях
  • С 18 лет
  1. Какой основной международный документ закрепляет права детей? 
  • Конституция РФ
  • Устав школы
  • Конвенция о правах ребёнка

 

Каждый ответ правильный – 1 б.

 

3 задание. Разминка.  Командам раздаются карточки с вопросами по правовой тематике, каждой команде по  3 вопроса. Время на обдумывание 10 минут ( можно раздать бумагу и карандаш).

Вопросы:

  1. Назовите основной закон государства? (Конституция).
  2. Что такое преступление? (Общественно опасное действие).
  3. Что такое алиби? (В уголовном процессе-обстоятельство, оправдывающее обвиняемого).
  4. Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн).
  5. Что такое превышение необходимой обороны? (Превышение имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое, как правило, кончается гибелью или  тяжелым ранением).
  6. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет, за особо тяжкие преступления закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет).
  7. Какие общественные места вы знаете? Назови пять?
  8. Какие виды тяжких преступлений вы знаете? Назови пять?

 

Каждый ответ правильный – 1 б.

 

4 задание. «Из практики следователя». Представьте, что вы-следователь и вам необходимо рассмотреть ситуации и назначить наказание.

Ситуация 1. Несовершеннолетние Максим (10 лет), Игорь (14 лет) и Роман (16 лет) совершили открытое хищение чужого имущества (грабёж) у гражданина, отобрав у него деньги (50 руб.) и часы. Кто из подростков будет сидеть на скамье подсудимых в суде? Кто из подростков будет рассматриваться на комиссии  по делам несовершеннолетних? (Ответ: на скамье подсудимых будет сидеть Роман и Игорь, а Максим будет рассматриваться в комиссии по делам несовершеннолетних).

Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьма.( правильные ответы подчёркнуты).

 

Ситуация 2. Трое подростков: Дима (10 лет), Саша (14 лет) и Ваня (16 лет) распивали вино в лесопарковой зоне и были задержаны сотрудниками милиции. Кто из ребят понесёт наказание, если административная ответственность наступает с 16 лет? ( Ответ: наказание понесёт Ваня,  Саша будет строго предупреждён).

 

Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьма.

( Правильные ответы подчёркнуты).

 

5 задание.  «АНАГРАММЫ»

(из предложенных анаграмм составить слова)

  1. НОКЕВНИЦЯ (конвенция)
  2. ГОУСАРДТСОВ (государство)
  3. ИЖЗНЬ (жизнь)
  4. РБОАЗОАВИНЕ (образование)
  5. КЗАОН (закон)
  6. ЕТУПЕЛРИНЕПС (преступление)
  7. АВНАШЕПОРИНЕРУ (правонарушение)
  8. СТУЦИКОНЯИТ (конституция)
  9. СКОКДЕ (кодекс)     
  10. СТЕВТНСТЕОНВОТЬ (ответственность

6 задание МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА 

  конкурс «ПЕСЕННЫЙ»

(командам дается прослушать несколько песен, необходимо определить о каком праве поется в песне.)

1.«Песня бременских музыкантов» – Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.

  1. «Чему учат в школе» – Право на образование.
  2. «Песенка мамонтенка» – Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки желанию. Право жить и воспитываться родителями.
  3. «Чунга-Чанга» – Право на отдых. Право пользоваться благами.
  4. «В каждом маленьком ребенке» – Право на всестороннее развитие.

Каждый ответ правильный – 1 б.

 

7 задание  «СЛОВЕСНОЕ»

(из предложенного слова составить как можно больше других слов)

  • ПРАВОНАРУШЕНИЕ
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Каждое слово- 1 балл

 

Игра «Правовой турнир»