Маткова Мария Васильевна
МОБУ «Селивановская основная общеобразовательная школа»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150072
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Открытый урок в на тему «Правописание И-Ы после ц»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150072


МОБУ «Селивановская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок в

на тему

Правописание И-Ы после ц

Организационный момент.

Приветствие.

Проверка домашнего задания (упр. 443).

Упражнение проверяется “по цепочке”.

Записать дату.

Буквенный диктант.

Учитель зачитывает слова.

1.. Учащиеся выписывают гласные, стоящие после шипящих в корне слова.

Бесшёрстный, жёлудь, крыжовник, жёсткий, капюшон, шоссе, шёпот, шоколад, шорох.

Ключ. Ё- ё-о-ё-о-о-ё-о-о. 

Изучение новой темы.

На доске (Вывести на большую) записаны предложения. Продолжите их, спишите.

Ученик для построения окружности использует________(циркуль).

Дрессированные животные выступают на арене________(цирка).

Поставьте, пожалуйста, над последним предложением цифру 4.-Илья

– Выполним синтаксический разбор этого предложения.-Савелий

– Поставьте над словом “циркуль” цифру 1. Выполним фонетический анализ этого слова.

Циркуль- цир-куль

Ц – [ц] – согл., глух.,

и – [ы] – глас., уд.,

р – [р] – согл., зв.,

к – [к] – согл., глух.,

у – [у] – глас., безуд.

л – [л,] – согл., зв.,

ь – [- ]

7б., 6 зв., 2 слога.

Комментирование по ходу разбора:

Учитель: Обратите внимание: звук “ц” всегда глухой и твердый.

Учитель: какой звук мы слышим после “ц”?

Ученик: “ы”.

Учитель: А какую букву вы написали в этом слове после “ц”?

Ученик: “и”.

Учитель: А вот другое слово: сестрицын . Какую букву вы напишете после “ц” в этом слове?

Ученик: “ы”.

Учитель: Как же нам быть? Оказывается, слова с буквами и-ы после Ц подчиняются определенному правилу. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Работа с учебником. П.87, стр.182, орф.№15.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с правилом.

Итак, скажите, когда после Ц мы пишем букву “ы”, а когда – “и”?

Ученик: Буква “ы” после Ц пишется:

  • в окончаниях слов;
  • в суффиксах слов;
  • в корнях слов-исключений: цыплёнок, на цыпочках, цыкнуть, цыган.

Учитель: Давайте с вами запишем и хором повторим предложение “Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: “Цыц!””

-Чем интересно это предложение? Объясните постановку знаков препинания в нём. (Прямая речь)

Посмотрите ещё раз на правило. Правильно, когда мы пишем и?

Ученик: Буква “и” после Ц пишется:

  • в корнях слов;
  • в словах на – ция.

Учитель: Теперь вы можете объяснить, почему в словах “ЦИРК” и “ЦИРКУЛЬ” после Ц пишется И, в слове “СЕСТРИЦЫН -Ы.

Составляем таблицу опорную

Таблица по теме “Буквы и-ы после Ц”.

Ы И
-в окончаниях и суффиксах;

– в корне слов исключений.

-в корнях слов;

-слова на -ция.

Творческий диктант. «Записать одним словом».

2.Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые).

  1. Систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция).
  2. Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).
  3. Точная выдержка из текста (цитата).

Тренировочные упражнения.

1) Давайте с вами выполним упр. 446:

Цинга**, куцый**, овцы, акация**, цыплята, цирк, циркуль, секция**, цыган, синицын, у гостиницы, циновка* (*см. толковый словарик в учебнике на стр. 309; **толковый словарь Ожегова.).

Ученики выполняют задания по цепочке и комментируют написание орфограмм, подчеркивают буквы-орфограммы двумя чертами.

**Цинга – болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме.

Куцый – о животном: с коротким, обрубленным или обрезанным хвостом; в перен. значении: бессодержательный, неполноценный (куцые мысли).

Акация – род деревьев и кустарников семейства мимозовых.

Секция – подразделение в составе какого-н. учреждения, организации (спортивная секция).

Физкультминутка.

Задание по теме сегодняшнего урока: потянуться, если в слове после ц пишем букву и, подпрыгнуть, если в слове после ц пишем ы. Слова для разминки: цинга, овцы, мультипликация, цикада, цыплята, акация, коллекция, цыплята, циркуль, секция, панцирь, цикл, ящерицы, цирк, улицы.

2) Диагностическая работа.(Вывести на доску)

  1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц.

Прослушать лекц..ю, написать ц…фры, узкие улиц…, мощный мотоц…кл, вырастить ц…плят, ходить на ц…почках, спортивная секц…я, лисиц…н хвост, ц…рковой артист.

  1. Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму.

Ра…порядок, ц…ркуль, р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н, , станц…я, панц…рь.

  1. Составьте 2 предложения, используя слова и словосочетания из первого задания, подчеркните грамматические основы

Тест. (Вывести на доску) задания зачитать, потом проверить.

  1. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву и:

а) ц..ферблат

б) уц..пился

в) ресниц..

г) синиц..

  1. Найдите словосочетание, в котором допущена ошибка:

а) белая акация

б) цыганский табор

в) цикнуть на ребенка

г) цитрусовый коктейль

  1. Найдите ряд слов, в котором в каждом слове на месте пропуска следует писать букву и:

а) учить ц..фры, желтый ц..пленок

б) круглолиц..й малыш, ходить на ц..почках

в) белые птиц.., демонстрац..я мод

г) реорганизац,.. армии, ц..рковой трюк

  1. Найдите слово, в котором допущена ошибка:

а) мотоцикл

б) эвакуация

в) лисици

г) цыпленок

  1. Найдите ряд слов, в котором в каждом слове на месте пропуска следует писать букву ы:

а) парадные лестниц.., бестолковый ц..пленок

б) высокая ц..на, старый ц..ган

в) чертить ц..ркулем, ц..трусовый мармелад

г) французская революц..я, ежегодная дезинфекц..я

  1. В каком(-их) случае(-ях) на месте пропуска следует писать букву и:

Нынче произошла реорганизац..1я ц..2рка: теперь там выступает с лекц..3ями ц..4ган с веткой акай..5и и ц..6трусом в руке.

а) 1, 2, 3

б)2,6

в) 1,2, 3,4, 5,6

г) 1,2, 3,5, 6

  1. В каком(-их) случае(-ях) на месте пропусков следует писать букву ы?

Ц..1ганский табор покинул наши улиц..2, увезя с собой столь полюбившиеся южные ц..3трусы.

а) 1

б) 1,2

в) 1,3

г) 2

Ключ.(меняемся тетрадями)

1 2 3 4 5 6 7
а в г в а г б

Итоги урока.

РЕФЛЕКСИЯ. “ДАВАЙТЕ ПОсекретничаем”.

Продолжите фразы:

На уроке я узнал, что…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить…

Сегодня урок для меня был полезен, потому что…

Домашняя работа.

П.87, упр.448.

Спасибо за урок.

Открытый урок в на тему «Правописание И-Ы после ц»