Гуськова Лариса Викторовна
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза П.И. Орлова»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №150088
Всероссийский конкурс «Дорога в космос», в рамках проведения мероприятий, посвященных Дню космонавтики
Наименование конкурсной работы: конспект открытого внеклассного мероприятия «День космонавтики»
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №150088


Открытое внеклассное мероприятие “День космонавтики”, 3 класс.

Цель: формирование представления об освоении космического пространства человеком.
Задачи:
Образовательные: познакомить с первопроходцами, покорившими космическое пространство;
Развивающие: развитие элементарной эрудиции учащихся, их общей культуры;
Воспитательные: – эмоционально- положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств;
Оборудование: проектор, демонстрационный экран, компьютер, презентация, иллюстрации по теме урока, выставка книг, посвященная космосу и космонавтике, альбомные листы, геометрический материал для аппликации

Ход занятия

  1. Эмоциональный настрой.
    -Здравствуйте, уважаемые гости нашего мероприятия! Мы рады видеть вас! 

Пусть наша работа будет успешной и порадует всех нас. Желаю всем нам успеха!
II. Вступительное слово.
-Ребята,  какой сейчас идет месяц? Какой праздник отмечает наша страна в апреле? Какого числа? (день космонавтики – 12 апреля)
-Кто догадался, какова тема нашего мероприятия? (1 слайд)
(Чтение стихов.)
В устах ученых много лет
Жила мечта заветная-
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.
И вот летит ракета ввысь.
В гостях мы побываем у планет.
Землянин, ты домой вернись,
А звездам передай привет.

-Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Вспомним, что вам уже известно о космосе и узнаем новое. (Класс делится на 2 команды).
                                            1 задание. «Разминка» (2 слайд)
-У вас на столах лежат листки. За 1 минуту нужно записать слова на тему «Космос».

Проверка выполнения задания.
-Посмотрите за окно: весна, голубое небо, яркое солнце – красота! Хочется парить в этой синеве! А еще заманчивее очутиться так, высоко, где никто никогда не был.
Человек всегда мечтал полететь к звездам, но ведь это очень далеко, опасно, страшно, но очень интересно. Там может случиться всякое, человеку требуется совершить подвиг.
Но человек все равно стремился покорить космос. И вот этот день настал -12 апреля 1961 года.
-Кто был первым космонавтом Земли?
-Да, первым посланцем Земли в космосе был Ю.А. Гагарин. (2 слайд)
Он совершил первый в истории человечества космический полет на космическом корабле «Восток». За 1 час 48 минут облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Памятник Ю.А. Гагарину стоит в Москве на Октябрьской площади. Его именем названы площади, улицы, города России.

Стихотворение «Поехали!»  – читает ученик

Сказал “поехали” Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.

Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда.

Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!

Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел…
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.

 

Просмотр видеофрагмента. (4 слайд)

https://ped-kopilka.ru/blogs/blog72524/klasnyi-chas-den-kosmonavtiki-dlja-3-klasa.html
                                          2 задание. «Космонавты».(5 слайд)
Ребята, а вы хотели бы быть космонавтом? Каким, по вашему мнению, должен быть космонавт? Что он должен знать и уметь?
Выберите, качества, которыми должен обладать космонавт и докажите почему?
– умным
– здоровым
– сильным
– необщительным
– добрым
– находчивым
– рассеянным
– тренированным

Сегодня мы с вами тоже совершим полёт – путешествие, но только воображаемый. В ходе нашего полета мы выясним, кто же на самом деле у нас готов лететь в космос. 

Во время нашего путешествия мы вспомним героев космоса. По дороге мы будем останавливаться на разных планетах. Но чтобы совершить это путешествие, нам надо потрудиться. А помогут вам  ваша организованность, внимание, быстрота реакции. 

Итак, вы готовы? Тогда начинаем обратный отсчет 5, 4, 3, 2, 1, полетели. 

Врач: Подождите, подождите. Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы в космос собираетесь лететь?

 Да, доктор. Мы хотим с ребятами полететь в космос, посмотреть на звёзды, побывать на интересных планетах.

Врач:

Чтоб космонавтом стать,

Здоровьем крепким надо обладать

И образ жизни правильный вести,

И подготовку долгую пройти.

И только после многих испытаний

Ты космонавтом станешь.

Сейчас мы проверим, можно вас отправлять в космос или нет. Вам нужно будет пройти несколько испытаний.

  1. Итак, 1 испытание 1команда и 2 команда.Вам нужно за 1 минуту как можно дольше простоять на одной ноге.

2 испытание для самых стойких (6 человек, по 3 человека от команды). Нужно простоять 1 минуту, вытянув вперёд левую ногу и подняв вверх правую руку.

3 испытание (2 человека, по 1 от команды). Нужно повернуться вокруг себя несколько раз, затем пройти по разложенной прямо скакалке.

Учитель: Ну что, доктор, можно нам с ребятами лететь в космос?

Врач: Можно! Я вижу, что вы, ребята, способные и здоровые. Удачи вам в пути!

Учитель: Начинаем обратный отсчет 5, 4, 3, 2, 1, полетели.

Тренировка
Физминутка «Космическая зарядка» (6 слайд)
Чтобы в космос нам слетать,
Крепкими нам надо стать.
В космонавтов превратимся,
И к планетам устремимся

– Ребята, что вы знаете о работе космонавтов в космосе? (Изучают поведение различных растений и животных в состоянии невесомости в космосе).

– А что значит невесомость? (Когда предметы не притягиваются к земле, а всё как будто плавает).
– Космонавты получают различные вещества, изучают погоду на Земле, фотографируют её, следят за стихийными бедствиями (ураганами, бурями). Изучают космос. (7 слайд)
– Посмотрите. Знаете ли вы кто на этих фотографиях? (Светлана Савицкая, Валентина Терешкова – первая женщина космонавт)(8 слайд)
– А это кто? (Алексей Леонов – первый человек, который вышел в открытый космос в 1965 году, а Светлана Савицкая – первая женщина, которая вышла в открытый космос в 1984 году.)

Просмотр видеофрагмента. (9 слайд)

https://ped-kopilka.ru/blogs/blog72524/klasnyi-chas-den-kosmonavtiki-dlja-3-klasa.html

-Пришло время для следующего испытания.        
                                      3 задание  «Вопрос- ответ» (10, 11 слайд)
1 команда:
• Как называется костюм космонавта? (скафандр)
• Как называется место старта космического корабля? (космодром)
2 команда:
• Почему космонавты не едят ложкой? (им мешает невесомость)
• Какой самый быстрый вид транспорта? (ракета)
Скажите, для чего космонавтам нужен скафандр?
В космосе нет воздуха и там очень разная температура (то жарко, то холодно). Чтобы человек мог там существовать, космонавты надевают космический скафандр, который защищает от жары и холода и позволяет дышать.

-Ну, что же, переходим к следующему заданию

                                              4 задание «Наборщик»

-Составьте как можно больше слов из слова КОСМОНАВТИКА (космонавт, нос, коса, мост, ватман) за каждое слово + 1 балл.

-Теперь вы готовы к полету. Внимание, на старт! (12 слайд)
-Пролетаем воздушную оболочку, выходим в открытый космос.
-Посмотрите сколько планет, каждая из них имеет свое место, траекторию движения, размер, название.

-Сколько всего планет в солнечной системе? (9)
-А теперь следующее задание:
                                            5 задание. «Угадай» (13 слайд)
1 команда:
• Из букв в конверте сложите название самой маленькой планеты. (Меркурий)
2 команда:
• Из букв в конверте сложите название самой большой планеты. (Юпитер)

 

-Ребята, а почему наша система называется солнечной? (вращается вокруг солнца) (14 слайд)
-Что такое солнце? (15 слайд)
-Солнце самая близкая к нам звезда. Это раскалённый огненный шар. Температура на поверхности – 6 миллионов градусов. Поверхность Солнца – это кипящая, бурлящая, взрывающаяся масса.
-Что значит солнце в нашей жизни?
-Посмотрите, как красиво выглядит эта планета из космоса. Кажется, что какой-то художник не пожалел красок для нее по ярко-голубому фону рассыпаны зеленые острова, окруженные белыми пятнами.
-Кто догадался, что это за планета? (16 слайд)
-Вы правы это планета Земля. Единственная планета, где есть жизнь. На ней живут люди, животные, растут растения. Наша задача сохранить всю эту красоту на нашей планете, для будущих поколений.
-Обратите внимание. Что это за маленькая планета, которая неустанно следует за Землей? (Луна- спутник Земли) (17 слайд)
-Американские астронавты побывали на Луне и увидели там безжизненную поверхность.
Человеку, попавшему на Луну очень трудно передвигаться по её поверхности. Все предметы на Луне весят в 6 раз меньше. Если вы весите 30 килограммов, значит, там вы будете весить 5 килограммов, как небольшой пакет с макулатурой.
День на Луне продолжается больше двух земных недель. К Земле она обращена только одной стороной. Вся поверхность Луны покрыта глубокими впадинами (углубления), которые называются кратерами. Воздуха нет. Метеориты падают на поверхность Луны, оставляя на ней глубокие следы.
– Пришло время для следующего испытания:
                                            6 задание  «На Луне» (18 слайд)
-Давайте и мы побываем на Луне и пройдем по лунным кратерам. По 3 человека от каждой команды. Участникам раздаются по 2 дощечки. Они должны, перекладывая их и идя по ним, перейти кратеры. Какие вы молодцы!
-Давайте посмотрим, как это было на самом деле. (19 слайд)

                     7 задание для капитанов команд  «Переводчик»

– Я буду называть меркурийские предметы (с планеты Меркурий), а вы попробуйте догадаться, какому вашему школьному предмету они соответствуют. (по 1 вопросу каждому)

Плюсминусник – математика. 

Ля-ля-фа – музыка.

Картинотворение – ИЗО. 

Прыг-скок – физкультура.

Абвгдейка – чтение, русский язык 

Мираучение – окружающий мир

-А сейчас мы с вами подведем итог нашего мероприятия, проведем небольшую игру-викторину «Знатоки космоса»

1 вопрос.

Как звали собаку, которая совершила полёт в космос на втором искусственном спутнике? (Лайка)

2 вопрос.

Как звали первого космонавта, благополучно облетевшего Землю? (Юрий Алексеевич Гагарин)

3 вопрос.

Назовите дату полёта человека на космическом корабле в открытый космос? (12 апреля 1961 года)

4 вопрос.

Как назывался космический корабль, на котором полетел в космос Юрий Алексеевич Гагарин? (Восток)

5 вопрос.

Сколько по времени длился полёт Юрия Гагарина? (Полёт длился 108 минут)

6 вопрос.

Ребята, а как же называется костюм космонавта? (Скафандр)

7 вопрос.

Как звали первых собак, совершивших удачный полёт в космос? (Белка и Стрелка)

8 вопрос.

Назовите имя первой женщины, побывавшей в космосе? (Валентина Терешкова совершила свой космический полёт 16 июня 1963 года).

– Ребята! Вы прекрасно прошли испытания и доказали, что много знаете, умеете. Но самое главное – в полете вы помогали друг другу, а чувство дружбы и взаимопомощи особенно важны в космосе. Теперь мы можем вернуться на Землю.
Учитель. Внимание! Всем приготовиться к спуску!
Дети. Есть приготовиться к спуску!
Учитель. Фиксируем приземление.
Дети. Есть фиксировать приземление.
Учитель. Отстегнуть ремни!
Дети. Есть отстегнуть ремни!
Учитель. Открыть люки!
Дети. Есть открыть люки!
Учитель. Спуститься на Землю!
Дети. Есть спуститься на Землю!
(20 слайд)

Чтение стихотворения:
1. Вы спешите, ребята, в свой класс,
Без учебы дела не пойдут.
Космонавты растут среди нас,
Но без знаний на Марс не возьмут!
Ребята! Готовьтесь к полету!
Скоро, скоро настанет тот час,
Когда будут дороги открыты
На Луну, на Венеру, на Марс!

  1. Живем мы на нашей планете
    В такой замечательный век,
    И первый из первых в ракете
    Советский летит человек!
    Не с целью разведки военной
    На сверхскоростном корабле
    Летел он один по Вселенной,
    Чтоб снова вернуться к Земле!
    Не зря потрудились умелые руки
    Во славу народа, во славу страны!
    Рабочие люди науки
    Содружеством мирным сильны!
  2. Космонавтом хочешь стать –
    Должен много-много знать!
    Любой космический маршрут
    Открыт для тех, кто любит труд.
    Только дружных звездолет
    Может взять с собой в полет.
    Скучных, хмурых и сердитых
    Не возьмем мы на орбиты.

    4. Когда над Землею летит космонавт,
    Глядят ему в след миллионы ребят.
    Вечерней порою глядят в небеса,
    Сияют, сияют ребячьи глаза.
    И в них отражаются, ярко горят
    Те звезды, к которым они полетят!
    Мчатся ракеты к дальним мирам.
    К подвигам сердце рвется.
    Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
    Тот цели своей добьется!

III. Рефлексия.
-Молодцы! Я вижу, что вы, ребята, готовы побывать в космическом пространстве. 

-Оцените свою работу на занятии. Подними карточку с числом, которое соответствует настроению картинки. Слайд 20

  1. Итог занятия.

-Подсчет очков. 

-Вы справились со всеми заданиями. Молодцы, ребята! Вы все были внимательны и активны. Наверное, каждый из вас унесёт с этого занятия полезную информацию в свой багаж знаний, который вы пополняете, принимая участие в таких интеллектуально – развивающих играх. Вручение наград.

Спасибо за работу!

 

 

 

Конспект открытого внеклассного мероприятия «День космонавтики»